Мы и наши имена
классный час (5 класс) по теме

Стёпкина Надежда Викторовна

Сценарий классного часа, в ходе которого дети получают сведения об именах, их струтуре в языке, а также навыки этикета знакомства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_imena.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Татарская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Матросова

        

                                                                      Учитель Стёпкина Надежда Викторовна

                                                        МБОУ Татарская СОШ имени                                                                                                                В.А.Матросова                                                                                                    Монастырщинский район

                                   Смоленская область

Цели: сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени;

показать функцию имён в обществе;

познакомить учащихся с этикетом знакомства;

совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками;

воспитывать у ребят чувство гордости к своему имени, фамилии, уважения к

имени другого.

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? Правильный ответ – имя. Есть ли в классе кто-нибудь без имени? А среди ваших друзей и знакомых? А зачем нам имена? Зачем люди дают друг другу имена?

- Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей.

- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как вы иногда кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а как вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это не культурно, и не надо отзываться, если кто-то зовёт вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Но могут быть такие случаи, когда вы захотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае?

- Надо спросить имя, познакомиться.

- Верно. А вы умеете знакомиться? Давайте немного поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?

(Вызвать двух учеников и предложить им узнать имя друг у друга)

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Саша. А тебя как зовут?

- А меня зовут Дима.

Хорошо, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливо. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчёркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так (Александр, Дмитрий). И, в-третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно было познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте попробуем ещё раз, но уже без ошибок.

(На доске запись: «Я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться. Мне хочется с тобой познакомиться. Давай познакомимся!

Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой  (с вами) познакомиться»).

- Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?» Постарайтесь ответить на этот вопрос.

Сколько имён у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тётя её называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей?

- Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Официальный вариант, полное имя, какое?

- Ольга.

- Верно. А почему родители, тётя называют её Олечка, Олюшка?

- Потому что они её любят.

- Да, это ласкательные формы. Скажите, как вас называют ласково? А почему озорник кричит: «Олька!»  Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Сашка», «Танька»?

Думаю, нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все поймут, что вы человек невоспитанный.

И так, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем.

(Карточки с записью полных имён. Дети подбирают неполные формы и наоборот)

- Вы все читали сказку «По щучьему веленью». Как звали главного героя?

- Емеля.

- А что это за имя такое? Как звучит полная форма?

- Емельян.

- Да, ребята, это имя раньше у русских людей употреблялось часто. А сейчас оно почти вышло из употребления. А кто скажет, какое имя у русских самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья). А теперь подумайте: у русского имени есть две части – имя и отчество. Кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? От слова отец. Это имя отца, включённое в ваше полное имя. А теперь пусть каждый назовёт своё имя полностью.

- Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете своё полное имя? Называют ли детей по имени и отчеству? Кого называют только по имени и отчеству?

- Пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им своё уважение, почтение. Здороваясь со взрослыми, учителями надо называть их по имени и отчеству. Но вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называют Петя, Витя, а иногда даже Петька, Витька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Я надеюсь, что все вы вырастите достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.

А кто из вас знает значение своей фамилии? Известно ли вам, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилий то не было. Были прозвища и отчества: Петров, Николаев, Сидоров – это были сыновья Петра, Николая, Сидора. Значит, у Васильева был пра-пра-пра-прадедушка, которого звали Василием. Давайте все вместе придумаем фамилии от русского имени Иван. Я начинаю: Иванов, Иванцов, Ванюшин, Ванечкин…

А какие интересные фамилии получились от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получилась – Белов, Беляев. Если ноги длинные, как у журавля, получится – Журавлёв.

Некоторые фамилии возникли от названия профессий. Например, Плотников, Кузнецов. Другие – от названий мест, где жил человек. Например, Московский или Москвичёв. А как вы думаете, когда родился человек, по фамилии Зимин?

Одни фамилии «разгадать» легко, другие – трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Может быть, у вас фамилия, которая пришла из иностранного языка.

Прадеды

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

                  У Гончарова прадед знал

                  Гончарный круг и глину.

                  У Дегтярёва – дёготь гнал,

                  В дегтярне горбил спину.

                  Быть может, юный Столяров

                  И с долотом не сладит,

                  Но прадед был из столяров,

                  Он мастером был, прадед.

                                                 С пилою пильщиков дружил,

                       Мял Кожемякин кожи,

                                                  В атаки Воинов ходил,

                                                  Стрельцов старался тоже…

                                                  Звучат, как музыка, как стих,

                                                 Фамилии простые.

                                                  Вглядись, и ты увидишь в них

                                                  Историю России.

                                                                         (Граудин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Мы и наши имена"

Данная беседа знакомит детей младшего школьного возраста с этикетом знакомства, совершенствует культуру общения со сверстниками и со взрослыми, показывает функцию имен в обществе и происхождение имен,...

Классный час на тему: "Что означают наши имена"

У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...

Устный журнал "Наши имена"

Устный журнал "Наши имена"  6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...

К декаде русского языка в школе. "Наши имена"

Предлагаемая разработка внеклассного меропиятия прошла успешную апробацию в нашей школе. Материал, содержащийся здесь, интересен  и для учащихся старшего звена, и для основной школы: показано зна...

Классный час «Наши имена».

КЛАССНЫЙ ЧАС  «Наши имена»....

Занятие "Наши имена"

Конспект занятия кружка "Клуб общения"...

что означают наши имена?

познавательно-игровая программа для именинников...