Мы и наши имена
классный час (5 класс) по теме
Сценарий классного часа, в ходе которого дети получают сведения об именах, их струтуре в языке, а также навыки этикета знакомства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_imena.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Татарская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Матросова
Учитель Стёпкина Надежда Викторовна
МБОУ Татарская СОШ имени В.А.Матросова Монастырщинский район
Смоленская область
Цели: сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени;
показать функцию имён в обществе;
познакомить учащихся с этикетом знакомства;
совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками;
воспитывать у ребят чувство гордости к своему имени, фамилии, уважения к
имени другого.
- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? Правильный ответ – имя. Есть ли в классе кто-нибудь без имени? А среди ваших друзей и знакомых? А зачем нам имена? Зачем люди дают друг другу имена?
- Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей.
- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как вы иногда кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а как вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это не культурно, и не надо отзываться, если кто-то зовёт вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Но могут быть такие случаи, когда вы захотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае?
- Надо спросить имя, познакомиться.
- Верно. А вы умеете знакомиться? Давайте немного поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?
(Вызвать двух учеников и предложить им узнать имя друг у друга)
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Саша. А тебя как зовут?
- А меня зовут Дима.
Хорошо, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливо. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчёркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так (Александр, Дмитрий). И, в-третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно было познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте попробуем ещё раз, но уже без ошибок.
(На доске запись: «Я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться. Мне хочется с тобой познакомиться. Давай познакомимся!
Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с вами) познакомиться»).
- Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?» Постарайтесь ответить на этот вопрос.
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
- Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Официальный вариант, полное имя, какое?
- Ольга.
- Верно. А почему родители, тётя называют её Олечка, Олюшка?
- Потому что они её любят.
- Да, это ласкательные формы. Скажите, как вас называют ласково? А почему озорник кричит: «Олька!» Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Сашка», «Танька»?
Думаю, нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все поймут, что вы человек невоспитанный.
И так, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем.
(Карточки с записью полных имён. Дети подбирают неполные формы и наоборот)
- Вы все читали сказку «По щучьему веленью». Как звали главного героя?
- Емеля.
- А что это за имя такое? Как звучит полная форма?
- Емельян.
- Да, ребята, это имя раньше у русских людей употреблялось часто. А сейчас оно почти вышло из употребления. А кто скажет, какое имя у русских самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья). А теперь подумайте: у русского имени есть две части – имя и отчество. Кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? От слова отец. Это имя отца, включённое в ваше полное имя. А теперь пусть каждый назовёт своё имя полностью.
- Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете своё полное имя? Называют ли детей по имени и отчеству? Кого называют только по имени и отчеству?
- Пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им своё уважение, почтение. Здороваясь со взрослыми, учителями надо называть их по имени и отчеству. Но вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называют Петя, Витя, а иногда даже Петька, Витька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Я надеюсь, что все вы вырастите достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.
А кто из вас знает значение своей фамилии? Известно ли вам, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилий то не было. Были прозвища и отчества: Петров, Николаев, Сидоров – это были сыновья Петра, Николая, Сидора. Значит, у Васильева был пра-пра-пра-прадедушка, которого звали Василием. Давайте все вместе придумаем фамилии от русского имени Иван. Я начинаю: Иванов, Иванцов, Ванюшин, Ванечкин…
А какие интересные фамилии получились от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получилась – Белов, Беляев. Если ноги длинные, как у журавля, получится – Журавлёв.
Некоторые фамилии возникли от названия профессий. Например, Плотников, Кузнецов. Другие – от названий мест, где жил человек. Например, Московский или Москвичёв. А как вы думаете, когда родился человек, по фамилии Зимин?
Одни фамилии «разгадать» легко, другие – трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Может быть, у вас фамилия, которая пришла из иностранного языка.
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов старался тоже…
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
(Граудин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Мы и наши имена"
Данная беседа знакомит детей младшего школьного возраста с этикетом знакомства, совершенствует культуру общения со сверстниками и со взрослыми, показывает функцию имен в обществе и происхождение имен,...
Классный час на тему: "Что означают наши имена"
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...
Устный журнал "Наши имена"
Устный журнал "Наши имена" 6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...
К декаде русского языка в школе. "Наши имена"
Предлагаемая разработка внеклассного меропиятия прошла успешную апробацию в нашей школе. Материал, содержащийся здесь, интересен и для учащихся старшего звена, и для основной школы: показано зна...
Классный час «Наши имена».
КЛАССНЫЙ ЧАС «Наши имена»....
Занятие "Наши имена"
Конспект занятия кружка "Клуб общения"...
что означают наши имена?
познавательно-игровая программа для именинников...