что означают наши имена?
методическая разработка на тему
познавательно-игровая программа для именинников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_oznachayut_nashi_imena.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное ( коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IV вида» г. Троицк
«Что означают наши имена?»
(сценарий познавательно-игровой программы для именинников)
Подготовила: Попова И.В.
г. Троицк
Дни рождения празднуем дома –
Нам традиция эта знакома.
Но и в школе мы закон не нарушаем.
Вас на праздник сегодня приглашаем.
Добрый день, дорогие именинники и просто зрители. Сегодня мы с вами будем поздравлять тех, кто родился в ноябре и декабре. А программа наша называется «Что означают наши имена».
Имя даётся человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное для человека слово. Вы каждый раз чувствуете радость и нежность в душе, когда вас называют ласковым именем. Что означают ваши имена? Какие качества отличают человека с тем или иным именем? В старину говорили, что имя – не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря – достоинства.
Древние русичи давали имена очень своеобразно:
-по профессии родителей: Поп, Быкодёр, Кожемяка.
-по внешнему признаку ( для того, чтобы выделить ребёнка из семьи): Мал, Бел, Черноголов, Кудряш.
-по моральным качествам: Добр, Храбр, Умник.
-по отношению к нему родителей: Первый, Другой, Третий, Старший, Ждан, Любим.
-по названию животных и растений: Волк (сила, смелость), Дуб (долголетие, крепость).
-по времени появления на свет: Зима, Суббота, Мороз.
Родители всегда желают детям добра, счастья и никогда не назовут ребёнка плохим именем. Имён очень много. Часть из них пришла к нам из культур очень далёких стран: Греции, Персии, Иудеи, Скандинавии. Нужно с уважением относиться к имени, которое дали вам родители при рождении. Оно будет вам защитой на протяжении всей жизни.
Раньше имя далось ребёнку при крещении в церкви. И имя было такое, какое указано на этот день в святцах.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!
Имена имеют не только смысл, но и историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который и был их творцом. Изучением собственных имён занимается наука ономастика.
У каждого сидящего в зале своё имя. Есть имена редкие, есть повторяющиеся. А сейчас мы узнаем, каких имён в зале больше. Я буду называть имена и задания, а вы выполняйте то, что я говорю. Будьте внимательны.
Тани руки вверх подняли,
1.
Оли, Толи завизжали.
Насти, Маши в ладоши похлопали,
Серёжи и Кати ногами потопали.
Даши, Вани, Саши загудели,
А Марины все присели.
Ксюши, Андрюши мяукнули,
Лёши, Денисы тихонечко хрюкнули.
Лены и Наташи покажитесь,
Ромы, Юли улыбнитесь!
Славы, Иры поклонитесь!
Димы, Ани потянитесь!
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,
Как единая семья
Дайте дружно крикнем: «Я!»
Я надеюсь, ребята, что то имя, которое вы носите, поможет вам стать умными, красивыми, сильными, здоровыми – словом, такими, какими вы сами хотите быть.
А сейчас начинаем нашу игру. На доске написаны слова – имена или их значения. Нужно будет бросать кубик, делать ход, открывать буквы и угадать слово – всё очень просто. На кубике 6 граней. 4 грани – результативные ходы, т.е. вы можете открыть букву; а если вам выпадет чёрный квадрат, то вы выбываете из игры. Остальные грани: стрелка – переход хода, бантик -приз, ладошки- аплодисменты и признание зрителей, и буква – это открыть букву. Если выпадают губы на кубике,вы имеете право поцеловать любого человека, сидящего в зале. Но т.к. мы - люди продвинутые и можем общаться виртуально, то вы можете передать свой поцелуй по «аське». Ася, на сцену. Ася будет передавать ваши поцелуи – смайлики адресатам.
Итак, в первом туре у нас будут играть следующие ребята.
1.Поиграет непременно в этом туре Темных Лена.
2.Позову тихонечко Тючкалова Лёнечку.
3.Поднимется на сцену к нам из 10 класса Вяльцев Роман.
4.Блистает умом она снова и снова гордость класса Оля Соколова.
5.Смекалистый и находчивый человек из 6 класса Абаза Олег.
6.Смуглолица и кудрява, с этим не поспорю я. Приглашается в игру Усенко Виктория (с латинского) – победа.
Отборочный тур. Играть с нами будет тот, кто ответит на мой вопрос. Настоящее имя этого детского писателя Николай Иванович Корнейчуков. Но мы его знаем совсем под другим именем – псевдонимом. Назовите его (Корней Чуковский).
Это имя знакомо по произведению великого драматурга В. Шекспира. По мнению учёных, он сам его и придумал. Имя женское. (Джульетта).
Это имя означает «из красной глины» (с древнееврейского). По библейскому сказанию, именно из красной глины был сотворён первый человек. (Адам).
Задание на первый тур. Это красивое имя имеет столь же красивый и перевод – жемчужина. (Маргарита)
Знаете ли, игроки, значение своих имён? Лена – (догреческое ) возможно,
2.
избранная, светлая. Леонид (древнегреческое) – львёнок, сын льва, похожий на льва. Роман (латинского) –римлянин (романус). Ольга (древнескандинавское от Хельга, женское от Олег) – святая.
Игра для именинников 1-3-х классов.
А сейчас поиграем со зрителями. Вы любите читать книжки и смотреть мультфильмы? Тогда вы должны знать имена этих героев.
1.У неё голубые волосы (Мальвина)
2.Он ездил на печке (Емеля)
3.Мальчик – луковичка (Чиполлино)
4.Кот из Простоквашино (Матроскин)
5.Папа Буратино (Карло)
6.Продавец пиявок (Дуремар)
7.Она попала в страну чудес в Зазеркалье (Алиса)
8.Князь из сказки о Царе Салтане (Гвидон)
9.Её тётушкой была добрая фея (Золушка)
10.Он служил работником у попа (Балда)
11.Он в меру упитанный. Ужасно озорной и любит варенье (Карлсон)
12.Их три брата. Они хоть и поросята, но очень дружные (Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф)
13.Имя волшебника Изумрудного города (Гудвин)
14.Имя Барабаса (Карабас)
15.Его фамилия Бессмертный, а зовут его (Кащей)
16.Друг домовёнка Кузи (Нафаня)
17.Фамилия его Попович (Алёша)
18.Этого необычного конька с двумя горбами звали (Горбунок)
19.Медвежонка-сладкоежку звали (Вини Пух)
20. А его друга ослик (Иа)
21.Чтобы сделать его, поскребли по амбарам (Колобок)
22.С ним сражался Алёша Попович (Тугарин Змей)
23.А у Никитича имя (Добрыня)
24.Она спасла Кая от Снежной королевы (Герда)
25.Он жил в стае волков (Маугли)
26.Выпустил Джина из Лампы (Алладин)
27.Это доброе существо наполовину- девушка, наполовину–рыба (Русалочка)
Давайте снова вернёмся к истории имён. У некоторых народов севера и сейчас есть обыкновение называть новорождённого по первому попавшемуся на глаза родителей предмету. Причём имена стараются давать не очень привлекательные из-за суеверий, боясь сглаза, вредоносного действия своих и чужих похвал. Северянам кажется, что назвать ребёнка красивым, нежным, горделивым именем – это значит привлечь к нему злых духов. Отсюда такие имена: Немил, Некрас, Злоба, Опухлый. Дав такие неблагозвучные имена, родители успокаиваются, считая, что под прикрытием имени ребёнок вырастет красивым, добрым, любимым.
Есть народы, где человек имеет не одно имя, а несколько или, например, где человек за всю жизнь меняет 2 или 3 имени. Особенно необычные имена у индейцев: Уи-уис – «Совенок», Хома-хомани – «Утреннее облачко», Шо-шо-ва-не-ба-се – «Сокол».
3.
Одна негритянка носила красивое имя Датини. Оно означает «А что я говорила?» А произошло это так… Ожидая ребёнка, родители поспорили кто родится. Отец ждал сына, а мать – дочь. Когда родилась дочь, мать торжественно воскликнула: «Датини!», т.е. «А что я говорила?» Так и назвали девочку.
Рядом жила другая негритянка по имени Кабитисия, т.е. «Спотыкается о миски» Имя объясняется просто: она ходила всегда с гордо поднятой головой и, выходя из хижины, спотыкалась о сложенные у дверей миски.
Часто бывает нелегко понять, почему люди так называют детей. Например, хотели бы вы, чтобы вам дали имя Волчий хвост? А когда-то оно считалось очень достойным. Этим именем звался знатный воевода, он был воином, искусным степным ловцом и охотником.
Встречались даже шутники. В Новгороде жила знатная семья рыбаков, и носили они фамилию Линёвых. Их предка звали Линь (название рыбы). Старый Линь был человеком не без юмора и своих сыновей назвал: Сом, Ёрш, Окунь, Судак.
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий, Муций, Свен, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
-Назовём посовременней!
Гелий, Атом, Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром. (Ю. Благов)
Начинаем второй тур. В нём примут участие.
1.Наверное, играть готов смелый Женя Унжаков. Евгений - благородный
2.Приятно и смотреть и слушать Толокольникову Катюшу. С греческого «катариос» - чистый, непорочный. В представлении большинства людей, царское имя. Кажется, даже в его звучании заключены величавость и властность.
3.Из 9 класса тоже приглашаю Кузьмина Серёжу. Сергей (от римского родового имени Сергиус) – высокий, высокочтимый.
4.Поиграть не откажется, думаю я, в этом туре Нуреев Илья. Илья (древнееврейское Илия) – сила божья.
5.Они не близняшки в одинаковых платьях. Лишь фамилия одна у Каблуковых Ани с Катей. Анна (древнееврейское) – благодать.
Игроков снова определим по заданию. Какие вы знаете имена как мужские, так и женские? (Анастас, Юлий, Светлан, Женя, Саша, Валера, Владислав, Валя,
4.
Антоний, Виталия).
Задание для второго тура. Есть очень красивое имя – Виолетта. А скажите мне, как оно переводится? (фиалочка)
А сейчас снова поиграем все вместе. Вы любите праздновать Дни рождения? Сейчас я буду говорить предложения, а вы, если согласны со мной, хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.
Чтобы праздник подоспел, нужно сделать много дел.
На месте нам нельзя стоять, время попусту терять.
На стол нужно накрывать?
Во дворе весь день гулять?
Маме помогать по дому?
Позвать близких и знакомых?
Закупить продуктов кучу?
И запрятать их получше?
В одиночку скушать торт?
А когда твой друг придёт,
Клянчить у него подарки?
Встретить праздник дружно, ярко?
Много пригласить гостей,
Чтобы было веселей?
Игра для именинников 6-х классов.
У кого ты не спроси – всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян, а зовут его…(Иван)
Имя Иван – самое распространённое ( с древнееврейского) – Дар Бога. Оно встречается почти у всех народов, но звучит по-разному. Я буду называть имя, а вы догадайтесь, в какой стране или какому народу оно принадлежит.
Иван – русское, болгарское
Вано-грузинское
Ван-китайское
Иоган-немецкое
Жан-французское
Джон-английское
Юхан-финское, эстонское
Ян-польское
Хуан-испанское
В третьем туре примут участие.
1. Кокетка она, не залезешь к ней в душу. Из 10 класса Губайдуллина Ксюша – (греч.) гостеприимная, чужеземная.
2.Победит сегодня, станет на всю школу знаменитым. По фамилии Лепёшкин, а зовут его Никита – ( древнегреч.) - победитель
3.Нам нужен ещё один человек. И это будет Файзуллин Олег (скандинавское) Хельги – священный.
4.Полина Сушко (древнегреч.) –Апполинария – от Аполлона, бога Солнца, покровителя искусств, бога предсказаний.
5.Сыграет с удовольствием, он лёгок на подъём. Выпускник наш будущий Плюхин
5.
Артём ( греч.) – невредимый, безупречного здоровья.
Задания отборочного тура. С греческого – мужчина ( андрос). У французов Анри, у молдаван –Андрияш, а у славян …(Андрей). Лариса (с греч.) – сладкая, (с латин.)… – чайка. У этого имени есть народная форма – Егор. Есть Жора, Юра, а все они означают - «земледелец». О каком имени идёт речь? …(Георгий).
Задание для третьего тура. Это имя переводится, как человек, любящий лошадей (Филипп).
И вновь обратимся к истории имени.
В начале прошлого века появилось много новых имён. Это связано и с революцией, и с развитием промышленности. Некоторые имена прижились: Нинель (Ленин наоборот), Марлен (Маркс и Ленин), а некоторые вспоминаем со смехом: Ватерпежекосма (В.Терешкова – первая женщина космонавт). Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике).
По этому поводу у С.Я. Маршака есть прекрасное стихотворение.
Если только ты умён, ты не дашь ребятам
Столь затейливых имён, как Пропан и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой.
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала Дитой,
На родителей была девушка сердита.
Для другой отец искал имя похитрее.
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой,
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинён газетой,
Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придётся вековать злополучным детям.
Игра для детей 4 класса.
Имена, с которыми мы обращаемся друг к другу – неполные, сокращённые. А вы знаете полные имена? Я буду называть сокращённое имя, а вы – полное.
Саша-Александр, Коля – Николай, Оля – Ольга, Маша – Мария, Алёша-Алексей, Таня-Татьяна, Петя-Пётр, Лена-Елена, Настя-Анастасия, Миша-Михаил, Юля-Юлия, Наташа-Наталья, Катя-Екатерина, Женя-Евгений, Рома-Роман, Слава-Вячеслав, Стасик-Станислав, Владик-Владислав, Вадик-Вадим, Лида-Лидия, Ксюша-Ксения, Вика-Виктория, Тёма-Артём, Олег-Олег, Андрюша-Андрей, Кирюша-Кирилл.
Финальная игра. Задание: есть праздник Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Вера, Надежда, Любовь – вроде, со значением всё понятно. А вот что означает имя Софья? …мудрость).
Игра для 5-х классов.
Как звали в детстве:
Марью-искусницу(Маша), Ивана Царевича (Ваня), Василису Премудрую (Вася,
6.
Васа), Серого волка (волчонок), Курочку Рябу (цыплёнок), возлюбленную Руслан Людмилу (Люда, Люся), трёх медведей Михайло Потапыча (Миша), Настасью Филипповну (Настя)
А сейчас я приглашаю ребят с 6 по 12 класс, кому не удалось поучаствовать в игре.
Много есть песен, где упоминаются различные имена. Вы знаете такие песни? А сейчас мы отгадаем музыкальный кроссворд.
1.К кому обращается автор песни из к/ф «Москва слезам не верит»? (Александра)
2.Кого называет «стилягой из Москвы» В. Сюткин? Конечно (Вася)
3.Кого звали убирать корнеплоды, но пришёл он только к обеду и с большой ложкой? (Антошка)
4.Кем была по профессии Жанна из песни В. Преснякова?
5.Эта девушка с русой косой сшила себе юбку из плюша (Ксюша)
6.А. Апина проводила дружка в армию, и ей было без него так плохо! (Лёха)
7.А теперь, если мы правильно отгадали кроссворд, под цифрой 7 мы прочтём имя и название популярной песни «Катюша».
Суперигра. Задание: отгадайте женское древнеславянское имя. Вряд ли вы его когда-либо слышали, но я разрешаю открыть 6 любых букв. Это княжеское имя, может быть как мужским, так и женским (Владимира).
Имена становятся отчеством – это наши уже имена!
Пусть достойно звучат – мне хочется - и в грядущие времена.
И не просто так, по традиции, - чтоб звучали, смысла полны,
И могли бы ими гордиться наши дочери и сыны… (А. Романов)
Наша игра подошла к концу. Чаепитие.
Дополнительные задания.
1.Назвать самые короткие имена (Зоя, Ия, Яна, Ян, Ада)
2.Вспомнить имена – названия цветов (Лилия, Роза, Маргарита, Резеда, Иван – чай, Иван-да-Марья, Астра)
3.Назовите имена, состоящие из 9-12 букв(Александра, Анастасия)
4.Назвать имена, читающиеся одинаково вперёд и назад (Алла, Ада, Аза, Анна)
5.Это имя переводится с латинского как наивысший, величайший (Максимус) – Максим
6.Это имя переводится с древнееврейского – посвящённый Богу. Вероятнее всего, произошло оно от названия города Назарет. (Назар)
7.С латинского «паулюс» - малыш. Так звали одного из апостолов (Павел)
8.С древнееврейского это имя переводится «подательница жизни» - Ева.
9.Назовите французское женское имя, производное от славянского Иван (Жанна).
10.Это женское имя переводится как госпожа. Происходит от мужского Кирилл. (Кира)
11.Со славянского – милая людям (Людмила)
12.Это имя бывает и мужским, и женским. В переводе с латинского – кудрявая, пушистая. Этим именем называли римских императоров (Юлия).
13.С латинского – стойкий, постоянный, сын постоянного (Константин).
14.Древнегреческое имя Деметрис – принадлежащий богине Деметре, богине земли и плодородия (Дмитрий).
15.Дионис в древней Греции – бог жизненных сил природы, бог вина. А какое
7.
славянское имя? (Денис).
16.Назовите имя фригийского царя, завязавшего, согласно легенде, узел, который разрубил мечом Александр Македонский – Гордий. Славянское – Гордей.
17.С кельтского это имя переводится как большой медведь. Это имя носил легендарный король бриттов 5 – 6 вв. (Артур).
Конкурс «угадай песню» для воспитателей.
Много есть песен, где встречаются имена ( причём, в большинстве своём женские). Я буду называть строчку из песни, а вы назовёте имя и продолжите песню, или скажете название.
1.Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни стучат,
Стоит под горою (Алёша)
2.Я хочу, чтоб эта песня не кончалась,
И её услышав, ты спросила, и вновь твоё имя прозвучало (Анастасия)
3.Именины у (Кристины), полон дом гостей.
4.Не плачь, (Алиса), ты стала взрослой, праздник наступил, и тебе уже 16 лет.
5.Хмуриться не надо, (Лада)
6.Побудь со мной ещё совсем немного, (Лиза),
Я знаю, расставанья час уже так близок.
7.Кап, из ясных глаз (Маруси) капают слёзы на копьё.
8.(Олеся), так птицы кричат в поднебесье.
9.Ты ждёшь, (Лизавета), от друга привета.
10. (Мишка), где твоя улыбка, полная задора и огня?
11.Эх, (Андрюша), нам ли жить в печали?
12. (Симона), девушка моей мечты…
13. (Маргарита), ведь ты не забыла, …, ты же помнишь, как всё это было?
14.А я в пруду для (Лилии) сорвал три белых лилии…
15.Розовые розы (Светке) Соколовой.
16.Ах, лавочка, разбил мне сердце (Славочка).
17.Твоя (Наташа) не с тобой танцует вальс прощальный свой.
18.А за окном стоит весна по имени (Светлана).
19.Рыбачка (Соня) как-то в мае, причалив к берегу баркас, сказала (Косте)…
20.Помнишь, (Алёнушка) жила, в сказку она меня звала?
21.Тёмные поляны, ночь темным-темна, спи моя (Светлана)
8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Что означают наши имена"
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...
Открытый урок по теме "Что означают наши имена"
Открытый урок по теме "Что означают наши имена" проведен в 7 классе. Тип урока-исследование с предьявлением презентаций...
Познавательно-конкурсная программа "Что означают наши имена""
Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы. Носит занимательный характер, предполагает развитие кругозора обучающихся, используются межпредметные связи- задания по физике, исто...
Что означают наши имена?
Конспект классного часа по теме: «ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА»...
Воспитательский час «Что означают наши имена». 4 класс
Цель: углубление и расширение кругозора воспитанников, развитие умения понимать и ценить окружающий мир, знакомить с историей имен и их значением, воспитание уважения к своему имени и име...
Классный час по теме: "Что означают наши имена"
Беседа с детьми...
Что означают наши имена.
Коррекционно-развивающее занятие...