Классный час «Наши имена».
классный час по теме
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Наши имена».
Классный руководитель:
Голенцова Н.В.
Классный час по теме: "Что означают наши имена"
Цели:
1) Познакомить учащихся со значением их имен;
2) Развитие, любознательности;
3) Зародить желание узнать больше о своей родословной;
Подготовительная работа:
1)Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе;.
Вступительное слово учителя.
Меня зовут Наталья Васильевна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Какой она была? Похожа ли я чем - нибудь на того человека, в честь которого получила свое имя?
- А в честь кого были названы вы?
- Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?
- Что вы знаете об именах, которые вы носите?
Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.
"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.
Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.
Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.
Знаете ли вы, что означает ваше имя? Расскажите нам почему ваши родители дали вам именно это имя?
В память о вашем родственнике?
Учитель .Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.
Твое имя
Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа.
Помни, что жизни основа-
Вера, любовь, красота!
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен.
С честью носи его!
Материалы для сообщения учащимся не знающим значение своего имени:
Светлана — славянского происхождения, от слова «светлая». Женский вариант имени Светлан. У Светочки с детства проявляется противоречивый, сложный характер. Так, она вроде бы всегда пытается настоять на своем, но вместе с тем не замечая того, часто плывет по течению. У Светы завышена самооценка, но учится она средне, больше, чем учебе, уделяет времени общественной работе.
Данила—«Богмнесудья»(др.-евр.)
По натуре — это вечный первопроходец. Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях. В работе практическая смекалка срастается с импровизацией.
Дом его — всегда полная чаша, он вырастает в таком доме и к такому изобилию стремится в дальнейшем. Его фамильная гордость — интеллигентность и высокий интеллект, отвержение спесивости. Он сам уважаем и уважает других. Спокоен, редко нервничает, стараясь это не демонстрировать.
(Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.
Василина- коммуникабельна, любит жизнь, обожает природу. Она очень творческая личность, очень добра, миролюбива, влюбчива, чувствительна. Василина умна, трудолюбива, но не любит тяжелый физический труд. Василина любит комплименты и похвалу, не терпит критики. Она почти никогда не пойдет на предательство или измену. Она верная жена, хорошая хозяйка, дома всегда чистота, готовый обед. Любит нянчиться с детьми.
Владислав. Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.
Именины 7 октября.
Ирина – греческое "мир, покой". Ирину с детства отличают самостоятельность и решительность. Больше тянется к отцу, чем к матери. Способна хорошо учиться, это не требует от нее особых усилий. Трезво подходит к оценке окружающего ее мира.
Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.
Именины 8 сентября.
Наталия
Наташа любит перемены.
Она красива, артистична,
Мечтает выступать на сцене,
Легка, изящна и пластична.
Рисует. Может стать поэтом,
Добра и ласкова при этом
Кристина (христианка - др.-греч.) Подвижная, сообразительная, жизнелюбивая девочка, обладает прекрасной памятью. Она производит впечатление застенчивой, даже робкой, но на самом деле Кристина просто наблюдает, слушает и все запоминает. Она не слишком мобильна, ей необходимо время, чтобы принять решение.
Максимы разносторонни. В раннем детстве хорошо рисуют или пишут стихи. Из них получаются неплохие фотохудожники, журналисты, политики. В принципе они не карьеристы, но если трудятся, достигают вершин. Максим
Ты нас радуешь успехом
И в учебе и в труде.
Ты играючи со смехом,
Можешь лучшим быть везде.
Когда вырастешь большим,
Ты достигнешь всех вершин!
Никита— «победитель» (греч.)
С раннего детства это умный, сообразительный мальчик. С незнакомыми вступает в разговор не сразу, молча присматривается к ним. Складывается впечатление, что он не хочет говорить, а для Никиты важно узнать человека получше, понять, можно ли ему доверять.
Никита
Цели он достичь умеет,
Все преграды одолеет.
Он – спортивный человек,
Любит бокс, борьбу и бег,
А еще играет в салки,
В прятки, жмурки, догонялки.
Сергей- Имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает `высокий, высокочтимый`. В детстве Сергей - слабый и болезненный мальчик, доставляющий своим родителям много хлопот. С возрастом он становится более крепким, начинает заниматься спортом. В его характере все сильнее проявляются мужественные черты. Сергей предпочитает энергичные действия сентиментальным эмоциям, но у него также сохраняется способность и к сопереживанию. В работе Сергей проявляет добросовестность, обязательность, всегда выполняет свои обещания и ему не надо дважды напоминать о чем-то.
Александра — «помощь, надежда» (греч.).
По натуре бойкая, беспокойная и неутомимая. Всегда рядом со взрослыми. Характер твердый, мужского склада. Имидж Александры — деловая женщина. Вся жизнь проходит в соревновании с кем-либо и в чем-либо.
Анна — «милостивая» (др.-евр.)
Справедливая, бескомпромиссная. Обычно сдержанна, нервные срывы случаются редко. В работе добросовестна, тщательно и заранее продумывает свои планы. Преданна до самозабвения, добра и ласкова. Любит малышей.
Анна
Анна – значим «благодать»,
Излучающая свет.
Любит людям помогать
И не знает слова «нет»!
Любит с куклами возиться:
Их кормить и наряжать,
Куклам заплетать косицы
И укладывать их спать.
Татьяна — «повелительница» (греч.)
Нервная, неуравновешенная. С преувеличенным чувством собственного достоинства. Корыстна, может быть коварной и злой. Строгая исполнительница своих планов.
Порой Татьяна представляется мученицей судьбы, но чаще мучениками становятся ее близкие. В жизни с ней нелегко.
Вячеслав. Происходит от древнерусского «вяче» (больше) и «слав» (слава).
Эти мальчики растут крепышами, а «зимние», кроме того, обладают выносливостью и хорошей силой воли. Поэтому родители поступят совершенно правильно, если отдадут Вячеслава в спортивную секцию.
Викторина
1.В каком имени 30 я? (Зоя)
2.В каком имени пол я? (Поля)
3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)
4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)
5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)
6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ( Имя)
7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? ( Алла, Анна, Ада)
8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. ( Коля – Оля, Вася – Ася)
9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. ( Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).
Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
.Учитель: А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".
1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.
(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).
2) Назовите имена былинных богатырей.
(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).
3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).
Учитель: "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).
Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".
А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.
Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.
Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.
Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.
Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.
С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры.
) Викторина
Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.
1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )
2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)
3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )
4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )
5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )
6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)
8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )
9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )
10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)
11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)
12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? ( Таня )
13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )
14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.
( Карлсон )
15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )
Подведение итогов.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Мы и наши имена"
Данная беседа знакомит детей младшего школьного возраста с этикетом знакомства, совершенствует культуру общения со сверстниками и со взрослыми, показывает функцию имен в обществе и происхождение имен,...
Классный час на тему: "Что означают наши имена"
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...
Устный журнал "Наши имена"
Устный журнал "Наши имена" 6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...
К декаде русского языка в школе. "Наши имена"
Предлагаемая разработка внеклассного меропиятия прошла успешную апробацию в нашей школе. Материал, содержащийся здесь, интересен и для учащихся старшего звена, и для основной школы: показано зна...
Классный час "Что значат наши имена?"
Классный час "Что значат наши имена?"...
Классный час по теме: "Что означают наши имена"
Беседа с детьми...
Классный час "Героев наших имена"
Классный час: "Героев наших имена"...