Проект "Моя Родина в разных видах искусства"
методическая разработка (8 класс) на тему

Хакимова Эльвира Сагитовна

Проект включает блог бинарных, интегрированных уроков, а также внеклассную деятельнеость, ориентированную на гармоничное развитие личности, и патриотическое воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moya_rodina_v_raznykh_vidakh_iskusstva.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ТЕМА: «Моя Родина в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (интегрированный урок)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

   -  Показать образ Родины в синтезе искусств;  

   -  Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

   -  Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

   -  Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,  

      живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

   - выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

   - портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

   - экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:   

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна, 

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

                                (Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

                Магнитофон

                Проигрыватель

                Фортепиано

ХОД УРОКА:

1.Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

                                                                (И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

- Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

- Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

- Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2.ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

                           «Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

                          Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

                            Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

- Какие вы знаете стихи о России?

Россия.

Роса состоит из росинок,        Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман,        Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок,        Опорой единственной нашей

Россия – из россиян.        Всегда остаётся Москва.

        Давно мы по духу едины                                Земля и вода неразрывны,

        И связаны общей судьбой,                                      Как берег или река,

            Нас Родина всех вдохновила                                  Неразделимы ливни,

        На подвиг, на труд и на бой.                                   И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы,                             У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки –                                             И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы                                   И нету полуросинок,

Большой работящей руки.        Вот так и Россия – одна.   (В.Крючков)

                                   «Привет, Россия, - родина моя!

                                     Сильнее бурь, сильнее всякой воли

                                     Любовь к твоим овинам у жнивья,

                                     Любовь к тебе, изба в лазурном поле».  

          (Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ»         артикуляционная гимнастика

    (на доске записывается слово «Родина»)

- Откуда произошло это слово?

- Каково его первоначальное значение?

- Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ  даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился)                                                  показ песни подготовленными детьми

- Знаете ли вы стихи о Родине?  - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина»,                                   «Родина», - мы говорим, волнуясь,

 Сразу в памяти встаёт                                         Даль без края видим пред собой,

 Старый дом, в саду смородина,                         Это наше детство, наша юность,

 Толстый тополь у ворот                                     Не минует зрелость нас с тобой.              

У реки берёзка – скромница                                             Родина! Отечество святое!

 И ромашковый бугор…                    Перелески. Рощи. Берега.

           А другим, наверно, вспомнится                            Поле от пшеницы золотое,

           Свой родной московский двор…                          Голубые от луны стога.

           Или степь от маков красная,                          Сладкий запах скошенного сена.

           Золотая целина…                                            Разговор в деревне нараспев,

           Родина бывает разная,                                    Где звезда на ставенку присела,

           Но у всех она одна!»                                       До земли чуть – чуть не долетев.

                                   (З.Александрова)                                             Родина! Земля отцов и дедов!

                                                                                                                 Мы влюбились в эти клевера,

                                                                     Родниковой свежести отведав

                                     С краешка звенящего ведра.

 «Если крикнет рать святая:                                                    Это позабудется едва ли

 Кинь ты, Русь, живи в раю».                            И навек останется святым…

 Я скажу: «Не надо рая,                            Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою»         (С. Есенин)                                   Коль придётся, сердцем защитим.

4. ИГРА. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни.                   На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился.                   Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять.                   Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5. Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

- Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

- Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».

- Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

- А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

- Как вы думаете, можно считать эту песню ответом на мой вопрос и  

   итогом ваших творческих работ?

6. А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

- Есть ли они у нашей Родины?

- Что является её олицетворением? (это берёзка)

- Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

                             Берёзка – лебедь белая,

                             Рядком с тобой стою,

                             Тебе, моя несмелая,

                             Я песенку пою.

                                                     (А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

- О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

- Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.

7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

- Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

     Люблю берёзку русскую                                   Опять о них, кудрявых и белёсых…

     То светлую, то грустную,                А что тут делать, если на Руси

     В белом сарафанчике                У всех дорог встречаются берёзы,

     С платочками в карманчиках,                Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

     С красивыми застёжками,                            «Россия»-шепчут мне берёзки,

     С зелёными серёжками.                               «Россия» - шепчут камыши,

     Люблю её нарядную                                    «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

     Родную, ненаглядную,                                  И я им тихо вторю: «Русь!»

     То ясную, кипучую,         Мне не трудны твои нагрузки.

     То грустную, плакучую.                Я в поле рос, я чубом рус,

     Люблю берёзку русскую.                И я люблю тебя по-русски,

     Она всегда с подружками                Моя берёзовая Русь!

     Под ветром низко клонится                                (А.Новиков)

     И гнётся, но не ложится.

РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

             Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина  рождает любовь к России,  Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

            Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить    

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень», невольно вспоминаешь слова Пушкина:

                                Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…», которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

- О чём эта песня?

ВЫВОД: где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова  «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

                                Люблю Отчизну я, но странною любовью!

                                Не победит её рассудок мой.

                                Ни слава, купленная кровью,

                                Ни полный гордого доверия покой.

                                Ни тёмной старины заветные преданья

                                Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

                                Но я люблю – за что, не знаю сам…                (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

- Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

- С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

- Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года «God, save the King». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал». Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ  ДЛЯ  ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.

Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства

Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...

Взаимопроникновение разных видов искусства. МХК. 10 класс.

Вопросы к самостоятельной проверочной работе после просмотра и комментария фильма О.Накаша "1 + 1" ("Неприкасаемые")....

конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс

Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр:  с элементами интеграции...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ ПУТЕМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

Статья представляет опыт проведения уроков, построенных на взаимодействии разных видов искусства и разных видов художественной деятельности...

Исследовательская работа по теме: "Образ Снегурочки в разных видах искусства"

Исследовательскую работу провела ученица 7 класса Минаева Дарья. Новизна работы состоит в том, что в ней проведена параллель между разными видами изобразительности образа Снегурочки...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...