конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Паратова Елена Николаевна

Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: Времена года в разных видах искусства.

Тип: погружение в тему

Жанр:  с элементами интеграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_paratova.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 20

г.ВЯЗЕМСКОГО

Конспект  урока музыки

в 5 классе.

(по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Составитель: Е.Н. Паратова,

учитель музыки МБОУ СОШ № 20

         

Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: Времена года в разных видах искусства.

Тип: погружение в тему

Жанр:  с элементами интеграции

Цель:

Показать взаимосвязь искусств через образы природы в музыке и живописи.

Задачи урока:

- вызвать эмоциональный отклик на произведения разных видов искусств;

- научить находить ассоциативные связи между художественными образами разных видов искусств;

- участвовать в коллективной исполнительской и творческой деятельности.

Методы:

- наглядные;

- словесные;

- художественно-практические;

Оборудование: репродукции картин с изображением времен года: А. Саврасов. Зимняя дорога; В. Васнецов. Снегурочка; Шишкин. Зима. В.Ван Гог. Цветущее дерево.  Портрет П.И. Чайковского, аудиозаписи: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского; «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Ход урока.

-  Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок я хочу начать  стихотворением.

    Как вы думаете, о чем сегодня будет идти разговор на уроке?

Что нам нравится зимой?

- Белый снег пушистый,

Что в воздухе кружится.

Лыжи, санки и коньки

Да морозные деньки!

В это время года

Хороша погода!

А когда придет весна,

Все проснется ото сна,

Зажурчат везде ручьи

И набухнут почки,

Птицы песни запоют,

Расцветут цветочки.

В это время года

Так светла погода!

Лето тоже нам по нраву,

Начинаются забавы,

В школе кончились уроки,

Можем мы теперь гулять,

Загорать, нырять и прыгать,

И здоровье укреплять,

Ведь в это время года

Так тепла погода!

А когда настанет осень,

Снова в школу мы пойдем,

Лес багрянец листьев сбросит.

Все прохладней с каждым днем.

Дождик льет, повсюду лужи,

Но не будем унывать,

Потому что очень скоро

Солнце выглянет опять.

В любое время года

Хороша погода!

Учитель:

    - Так о чём пойдёт речь на уроке?

                                                                  (о временах года)

    - Какое время года  вам больше нравится?

    - Нравится ли вам, когда идёт дождь? Метёт метель? Или вам по душе солнечные дни?

        - Посмотрите на картины. В какой из них вам хотелось бы оказаться? Почему?

              А сейчас, благодаря вашему воображению представим такую картину.

Зима. Вы сидите у замерзшего окошка. А теперь подышали на него. Оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы увидели, что делается за окном. Закройте глаза и  опишете возникшую в вашем воображении картину.

(Звучит фортепианная пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского)

- Что вы представили во время звучания музыки?

 (Ответы ребят)

 - Какие интересные картины вы увидели, благодаря музыке.

 - А вот  как увидели зиму художники.(показ репродукций картин на зимнюю тему разных художников, но одна о ранней весне)

- Какая из них более созвучна с музыкальным произведением, которое мы только что услышали?

- Чем созвучны они? Сравните по таблице.(таблица-подсказка)

- Почему вы не выбрали эту картину?( она о весне, а не о зиме)

- Почему вы решили, что она о времени года весна?

- Звучит ли эта картина?  

- Разделитесь на группы (дети делятся на 4 группы) и представьте себя композиторами, попробуйте описать словами музыку, которую вы услышали внутри себя, когда смотрите на эту картину (группам раздаются бланки  приложение №1-5минут работа в группах)  Слушаем варианты групп.

- Послушайте, может ваше произведение звучит вот так?

 Слушание нового произведения (Звучит П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка»)

           - У кого из вас более созвучна (близка) по интонации с услышанным произведением? Почему? (дети обосновывают ответы по своим групповым работам)

Это произведение называется «Март. Песня жаворонка». 

- Вы услышали щебет этой весенней птички?  Всегда ли она была одинакова? (Мелодия звучит то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то спускается к земле)

- Как бы вы изобразили движение мелодии руками? Какая группа это сможет более выразительно сделать? 

Звучит П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».(дети выполняют задание)

- Для какого инструмента написаны эти произведения? (фортепиано)

 - Как вы думаете, в каком произведении музыка была более выразительна, а в каком изобразительна?

- Что объединяет их? (о временах года)

Есть ещё один общий момент – это композитор, с его произведениями вы уже знакомились на уроках.(портрет на доске)

- Как зовут этого композитора?

Не случайно на нашем уроке о природе звучала музыка П. И.Чайковского. Норвежский композитор назвал его «певцом родной природы». Он написал фортепианный цикл «Времена года», где каждый месяц года изображён в музыке, пьеса «Март. Песня жаворонка» из этого цикла.

     - Знакома ли вам эта мелодия? (играется  фрагмент мелодии песни «Песенка про четыре песенки»)

- Допойте мелодию на слог «ле». (дети допевают) 

- Как она называется?   («Песенка про четыре песенки». Музыка  А. Александрова,  слова  М. Ивенсен ).  

 - Как вы думаете, почему она появилась на нашем уроке?

       (она о разных временах года)

 - У меня 4 карточки со слова песни. Каждая группа выбирает себе по карточке.

- В каком порядке будем исполнять? Какая группа начнёт первой? Почему? (времена года следуют друг за другом по порядку)

- На что мы должны обратить внимание при исполнении песни? (вступление, исполнительское развитие, интонация)

 

Звучит песня в исполнении детей

        1 группа:        Когда ручьи весенние

                        Бегут, звенят кругом,

                        Мы вот какую песенку

                        Тогда поем:

                        Хорошо бы, хорошо бы

                        Снег совсем растаял чтобы,

                        Чтобы лодки-корабли

                        Плавать в лужицах могли

                

        2 группа:       Когда везут на дачу нас

                        В июне поезда,

                         Мы вот какую песенку

                        Поем тогда:

                        Хорошо бы, хорошо бы,

                        Не кончалось лето что бы,

                        И малине у крыльца,

                        Чтобы не было конца.

        3 группа:        Когда леса осенние

                        Обрызганы дождем,

                        Мы вот какую песенку

                        Тогда поем:

                        Хорошо бы, хорошо бы,

                        На любой полянке чтобы

                        Коренасты и крепки

                        Были белые грибки!

        4 группа:        Когда настанут первые

                        Со снегом холода,

                        Мы вот какую песенку

                        Поем тогда:

                        Хорошо бы, хорошо бы,

                        Чтоб не таяли сугробы,

                        Чтоб на речке, на реке

                        Нам кататься на катке!

        

        - Вам понравилось ваше исполнение?

        - Чего не хватало? (ответы детей)

             В группах продумайте исполнительский план своего куплета и продемонстрируйте одноклассникам.

Повторное исполнение песни.

          - О чём мы говорили на уроке? (о временах года)

          -  Какие виды искусства нам помогли увидеть красоту природы в разное время года?

          - Какие средства выразительности объединяли эти виды искусства?

          - С каким временем года ваше настроение созвучно сейчас? (ответы детей)

Приложение №1

форма

Интонация

Средства выразительности

 


     



Таблица-подсказка

изо

музыка

ЛИНИЯ

КОЛОРИТ

РИТМ

ЦВЕТ

КОМПОЗИЦИЯ

МЕЛОДИЯ

ЛАД

РИТМ

ТЕМБР

ФОРМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Конспект и презентация к уроку "Времена года и погода"

Конспект и презентация к открытому уроку в 4 классе по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" по теме "Seasons and Weather"....

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Разработка урока по теме: "Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных"

Урок предназначен для повторения и обощения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"....

Конспект урока на тему: "Броски и ловля мяча разными способами", УМК под ред. В. И. Ляха (4кл).

Конспекты урока  по физической культуре в 4 классе 3 четвертьКонспект урока на тему: "Броски и ловля мяча разными способами"...

Открытый урок. Технологическая карта урока "ВРЕМЕНА ГОДА"

Технологическая карта урока.Знакомство с новой лексикой по теме «Времена года»....