конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: Времена года в разных видах искусства.
Тип: погружение в тему
Жанр: с элементами интеграции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_paratova.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 20
г.ВЯЗЕМСКОГО
Конспект урока музыки
в 5 классе.
(по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Составитель: Е.Н. Паратова,
учитель музыки МБОУ СОШ № 20
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: Времена года в разных видах искусства.
Тип: погружение в тему
Жанр: с элементами интеграции
Цель:
Показать взаимосвязь искусств через образы природы в музыке и живописи.
Задачи урока:
- вызвать эмоциональный отклик на произведения разных видов искусств;
- научить находить ассоциативные связи между художественными образами разных видов искусств;
- участвовать в коллективной исполнительской и творческой деятельности.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- художественно-практические;
Оборудование: репродукции картин с изображением времен года: А. Саврасов. Зимняя дорога; В. Васнецов. Снегурочка; Шишкин. Зима. В.Ван Гог. Цветущее дерево. Портрет П.И. Чайковского, аудиозаписи: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского; «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок я хочу начать стихотворением.
Как вы думаете, о чем сегодня будет идти разговор на уроке?
Что нам нравится зимой?
- Белый снег пушистый,
Что в воздухе кружится.
Лыжи, санки и коньки
Да морозные деньки!
В это время года
Хороша погода!
А когда придет весна,
Все проснется ото сна,
Зажурчат везде ручьи
И набухнут почки,
Птицы песни запоют,
Расцветут цветочки.
В это время года
Так светла погода!
Лето тоже нам по нраву,
Начинаются забавы,
В школе кончились уроки,
Можем мы теперь гулять,
Загорать, нырять и прыгать,
И здоровье укреплять,
Ведь в это время года
Так тепла погода!
А когда настанет осень,
Снова в школу мы пойдем,
Лес багрянец листьев сбросит.
Все прохладней с каждым днем.
Дождик льет, повсюду лужи,
Но не будем унывать,
Потому что очень скоро
Солнце выглянет опять.
В любое время года
Хороша погода!
Учитель:
- Так о чём пойдёт речь на уроке?
(о временах года)
- Какое время года вам больше нравится?
- Нравится ли вам, когда идёт дождь? Метёт метель? Или вам по душе солнечные дни?
- Посмотрите на картины. В какой из них вам хотелось бы оказаться? Почему?
А сейчас, благодаря вашему воображению представим такую картину.
Зима. Вы сидите у замерзшего окошка. А теперь подышали на него. Оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы увидели, что делается за окном. Закройте глаза и опишете возникшую в вашем воображении картину.
(Звучит фортепианная пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского)
- Что вы представили во время звучания музыки?
(Ответы ребят)
- Какие интересные картины вы увидели, благодаря музыке.
- А вот как увидели зиму художники.(показ репродукций картин на зимнюю тему разных художников, но одна о ранней весне)
- Какая из них более созвучна с музыкальным произведением, которое мы только что услышали?
- Чем созвучны они? Сравните по таблице.(таблица-подсказка)
- Почему вы не выбрали эту картину?( она о весне, а не о зиме)
- Почему вы решили, что она о времени года весна?
- Звучит ли эта картина?
- Разделитесь на группы (дети делятся на 4 группы) и представьте себя композиторами, попробуйте описать словами музыку, которую вы услышали внутри себя, когда смотрите на эту картину (группам раздаются бланки приложение №1-5минут работа в группах) Слушаем варианты групп.
- Послушайте, может ваше произведение звучит вот так?
Слушание нового произведения (Звучит П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка»)
- У кого из вас более созвучна (близка) по интонации с услышанным произведением? Почему? (дети обосновывают ответы по своим групповым работам)
Это произведение называется «Март. Песня жаворонка».
- Вы услышали щебет этой весенней птички? Всегда ли она была одинакова? (Мелодия звучит то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то спускается к земле)
- Как бы вы изобразили движение мелодии руками? Какая группа это сможет более выразительно сделать?
Звучит П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».(дети выполняют задание)
- Для какого инструмента написаны эти произведения? (фортепиано)
- Как вы думаете, в каком произведении музыка была более выразительна, а в каком изобразительна?
- Что объединяет их? (о временах года)
Есть ещё один общий момент – это композитор, с его произведениями вы уже знакомились на уроках.(портрет на доске)
- Как зовут этого композитора?
Не случайно на нашем уроке о природе звучала музыка П. И.Чайковского. Норвежский композитор назвал его «певцом родной природы». Он написал фортепианный цикл «Времена года», где каждый месяц года изображён в музыке, пьеса «Март. Песня жаворонка» из этого цикла.
- Знакома ли вам эта мелодия? (играется фрагмент мелодии песни «Песенка про четыре песенки»)
- Допойте мелодию на слог «ле». (дети допевают)
- Как она называется? («Песенка про четыре песенки». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен ).
- Как вы думаете, почему она появилась на нашем уроке?
(она о разных временах года)
- У меня 4 карточки со слова песни. Каждая группа выбирает себе по карточке.
- В каком порядке будем исполнять? Какая группа начнёт первой? Почему? (времена года следуют друг за другом по порядку)
- На что мы должны обратить внимание при исполнении песни? (вступление, исполнительское развитие, интонация)
Звучит песня в исполнении детей
1 группа: Когда ручьи весенние
Бегут, звенят кругом,
Мы вот какую песенку
Тогда поем:
Хорошо бы, хорошо бы
Снег совсем растаял чтобы,
Чтобы лодки-корабли
Плавать в лужицах могли
2 группа: Когда везут на дачу нас
В июне поезда,
Мы вот какую песенку
Поем тогда:
Хорошо бы, хорошо бы,
Не кончалось лето что бы,
И малине у крыльца,
Чтобы не было конца.
3 группа: Когда леса осенние
Обрызганы дождем,
Мы вот какую песенку
Тогда поем:
Хорошо бы, хорошо бы,
На любой полянке чтобы
Коренасты и крепки
Были белые грибки!
4 группа: Когда настанут первые
Со снегом холода,
Мы вот какую песенку
Поем тогда:
Хорошо бы, хорошо бы,
Чтоб не таяли сугробы,
Чтоб на речке, на реке
Нам кататься на катке!
- Вам понравилось ваше исполнение?
- Чего не хватало? (ответы детей)
В группах продумайте исполнительский план своего куплета и продемонстрируйте одноклассникам.
Повторное исполнение песни.
- О чём мы говорили на уроке? (о временах года)
- Какие виды искусства нам помогли увидеть красоту природы в разное время года?
- Какие средства выразительности объединяли эти виды искусства?
- С каким временем года ваше настроение созвучно сейчас? (ответы детей)
Приложение №1
форма | Интонация | Средства выразительности |
|
Таблица-подсказка
изо | музыка |
ЛИНИЯ КОЛОРИТ РИТМ ЦВЕТ КОМПОЗИЦИЯ | МЕЛОДИЯ ЛАД РИТМ ТЕМБР ФОРМА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.
Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...
Конспект и презентация к уроку "Времена года и погода"
Конспект и презентация к открытому уроку в 4 классе по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" по теме "Seasons and Weather"....
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
Разработка урока по теме: "Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных"
Урок предназначен для повторения и обощения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"....
Конспект урока на тему: "Броски и ловля мяча разными способами", УМК под ред. В. И. Ляха (4кл).
Конспекты урока по физической культуре в 4 классе 3 четвертьКонспект урока на тему: "Броски и ловля мяча разными способами"...
Открытый урок. Технологическая карта урока "ВРЕМЕНА ГОДА"
Технологическая карта урока.Знакомство с новой лексикой по теме «Времена года»....