Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству
«Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»
по учебнику "Изобразительное искусство"
для 5 класса общеобразовательных учреждений
под редакцией Т. Я. Шпикаловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uchebno-metodicheskogo_materiala.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарасковская СОШ»
Конспект урока по изобразительному искусству
«Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»
по учебнику "Изобразительное искусство"
для 5 класса общеобразовательных учреждений
под редакцией Т. Я. Шпикаловой
Разработала: Емельянова Лариса Викторовна,
учитель изобразительного искусства
Кашира, 2022 г.
Цели и задачи урока: Расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве, научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию, формировать потребность обучающихся в самовыражении через исторический и художественный опыт мифотворчества и искусства.
Оборудование: компьютер, проектор, работы учащихся, фотографии
Вид творческой работы: рельефная декоративная плакетка «Дерево»
Материалы изображения: цветной пластилин, лист картона или фанеры
План урока:
Орг.момент – 1 мин
Работа по теме (беседа) – 15мин
Практическая часть урока – 20 мин
Итог урока – 4 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа:
Образ-символ «древо » в культуре разных народов остается одним из самых распространенных в искусстве. Издавна произведения устного народного творчества прославляли животворящее дерево. Чаще всего мотив искусства «древо жизни – мировое дерево» встречается в различных изделиях народных мастеров — вышивке, кружеве, росписи и резьбе по дереву и камню.
Показ слайд – презентации.
1-й слайд. Обратите внимание на изысканный драгоценный белокаменный резной убор Дмитриевского собора, который органически слит с его изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, затканной выпуклыми изображениями ткани, отороченной по краям пышной узорчатой «бахромой» колончатого пояса. Белокаменные резные изображения, покрывающие стены, портал, аркатурно-колончатый пояс, сплелись в картину удивительной красоты. Многочисленные рельефы святых окружены орнаментом, включающим растительные мотивы, разнообразных зверей и птиц.
Пластическое убранство говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном — о смысле жизни.
С древних времен образ дерева олицетворял мирное произрастание всего живого на Земле.
2-3 слайд. Замечательный исследователь народного творчества В. А. Василенко отмечал: «Олицетворяя мироздание, произрастание всего живого на Земле, этот образ раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта - никогда не прекращающееся развитие». Действительно, Мировое дерево – прежде всего является центром мира. По вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир: наверху – птицы, в середине – копытные животные, внизу – хищники, ночные животные, земноводные, черви. Древо что лестница – по его ветвям можно достигнуть неба, через корни в подземный мир.
У наших предков дерево занимало огромное место в повседневном хозяйстве: это и дом, и обувь, и пища, и предметы быта.
Наши предки связывали образ дерева с центром вселенной.
4-5 слайд. Для современных художников и народных мастеров традиционные образы народного искусства стали прежде всего поэтическими мотивами, сказочными темами, которые они часто сочетают в своих работах с современной символикой, с темами современности.
Разнообразие художественных материалов и технических приемов при изображении образа-символа «Древа», свидетельствует об огромном значении в творчестве многих мастеров ведущего символического мотива всех народов мира.
К этому уроку ребята готовили небольшой материал о символическом значении «Мирового дерева».
Выступление учащихся.
6 слайд. На уроке мы выполним рельефную декоративную плакетку «Дерево», используя первообраз Мирового Дерева. Одной из разновидностей рельефа является так называемое плакатное искусство. Плакетка - это дощечка пластинка прямоугольной или близкой к прямоугольной форме из металла, керамики или других материалов с рельефным изображением. Обычно плакетки размещаются в залах для украшения интерьеров. Рельеф на плакетке может быть выполнен в технике барельефа (изображение возвышается над плоскостью фона менее чем на половину реального объема) и горельефа (изображение возвышается — более чем наполовину).
7 слайд. Создавая свой образ дерева, постарайся преодолеть буквальное понимание сюжета. Художественный образ на твоей плакетке может быть представлен в виде как дерева, так и куста, ветки с плодами (рябины, винограда, желудей, орехов и т. д.).
3. Практическая часть:
— За основу плакетки возьми лист картона или фанеры. Его следует покрыть тонким слоем пластилина, а затем нанести на эту поверхность рисунок.
— Отметь, что рельефное изображение можно выполнять разными способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпуклые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нужные места рисунка.
Итог урока:
В чем смысл мироздания на основе первообраза «Мирового дерева»?
О чем, по-твоему, свидетельствует разнообразие произведений, техник, сюжетов, связанных с изображением мотива «мирового дерева»?
Есть ли среди резных каменных рельефов те изображения, которые исполнены в высоком рельефе или в плоском с обилием деталей орнаментального характера? Назови их.
Выставка работ учащихся. Составление фриза из декоративных плиток. Выставление оценок.
Д\З: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства
Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...
конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр: с элементами интеграции...
Конспект урока по изобразительному искусству. "На деревья, на лужок тихо падает снежок". 2 класс (особый ребенок).Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по изобразительному искусству для дете с ТМНР...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом...
План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс....