Социализация школьников в обществе
учебно-методический материал на тему
Когда я пришла работать в школу, то сразу поняла, что все дети – разные и каждый из них нуждается в помощи не только близких людей, но и самой школы. Смотришь: вроде и учится хорошо, и активный. А проходит несколько лет после окончания школы, и оказывается, что ребенок не может самореализоваться. А другой - из неблагополучной семьи, хулиганистый, а взлетел высоко, и уже видишь знакомое лицо на экранах телевизора. И мне стало ясно, что КАЖДЫЙ ребенок как никто другой нуждается и в моей поддержке тоже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_shkolnikov_v_obshchestve.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»
Защита опыта по теме
«Социализация школьников в обществе»
Юлия Алексеевна Солод
учитель иностранного языка
классный руководитель 6 класса
город Магадан
Когда я пришла работать в школу, то сразу поняла, что все дети – разные и каждый из них нуждается в помощи не только близких людей, но и самой школы. Смотришь: вроде и учится хорошо, и активный. А проходит несколько лет после окончания школы, и оказывается, что ребенок не может самореализоваться. А другой - из неблагополучной семьи, хулиганистый, а взлетел высоко, и уже видишь знакомое лицо на экранах телевизора. И мне стало ясно, что КАЖДЫЙ ребенок как никто другой нуждается и в моей поддержке тоже. Очень захотелось, чтобы все ученики стали успешными, чтобы сумели реализовать свой потенциал в будущей жизни. Поэтому когда в нашей школе организовали городскую экспериментальную площадку по тьютерству, мне сразу захотелось включиться в работу. А поскольку у меня уже имелись и собственные наработки, я выбрала социализацию как одно из направлений сопровождения ребенка.
Глобальные изменения в социальном и политическом устройстве нашей страны по-новому определяют положение человека в мире, возможности его успешного развития и самореализации, границы его ответственности. Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе, к участию в социальном развитии, к совершению ответственных и сознательных поступков, к самореализации.
Одним из основополагающих направлений в моей воспитательной деятельности с классом является социализация — развитие у учащихся социальных компетенций. Я рассматриваю компетенции как общую способность, основанную на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Это умение устанавливать связи между знанием и ситуацией. Быть компетентным, в моем понимании, означает уметь мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и умения.
Главная моя цель в работе классного руководителя – вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать ученика, формировать веру в себя, а также обеспечивать школьника инструментарием саморазвития.
Наша школа является общеобразовательной, здесь учатся разные дети из разных семей. Основной контингент школы формируется из учащихся, которые проживают в неполной семье, в семье опекунов, в многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семьях, то есть из так называемых социально незащищенных слоев общества. И именно школа должна стать центром воспитания таких детей. Именно в школе совместными усилиями педагогов, учащихся, родителей должна быть создана социокультурная среда воспитания.
Под социокультурной средой я понимаю совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых позволяет ему продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы.
Свою работу по социализации учащихся я начала с моим первым классом – выпускниками 2008 года, с которым работала 7 лет и теперь продолжаю с шестиклассниками. Считаю, что мои выпускники достаточно подготовлены к жизни после окончания школы. Последние три года нашей работы я делала упор на социализацию выпускников.
Не все ученики моего класса имели моральную и материальную поддержку от своей семьи. В классе только 3 семьи можно было назвать благополучными. Поэтому очень хотелось, чтобы ребята не потерялись в новой для них жизни. Я проводила с ними необходимые для этого мероприятия: классный час «Жизнь без конфликтов», изучение УКРФ, устный журнал «Дейл Карнеги – страницы биографии», защита проектов «Я + наркотики = смерть», «Как сказать нет», психологический клуб «Выбор профессии». Мне кажется, в том, что мои ребята на данном этапе все благополучно устроены, есть и моя заслуга. Из 17 выпускников 11 – б класса 12 поступили в высшие учебные заведения города, 4 – в средние специальные учебные заведения, 1 призвали в армию.
Ребята очень доброжелательны, у них развиты хорошие человеческие качества, они очень чуткие и готовы прийти на помощь. Я думаю, что все это является, в том числе, и результатом деятельности классного руководителя по социализации.
В прошлом учебном году я начала работу с новым 5 классом. Начала с изучения семей, что позволяет ближе познакомиться с каждым учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Прежде всего составляю социальный паспорт класса, куда включаю различные типы семей. Проведя анализ анкет, заполненных родителями, получаю полную картину семей учеников моего класса.
Социальный паспорт семей 5 класса:
- полная – 7 семей;
- неполная – 4 семьи;
- с одним ребенком – 7 семей;
- с двумя и более – 4 семьи;
- многодетные – 1 семья;
- родители-инвалиды – 1 человек;
- дети-инвалиды – 1 человек;
- благополучные – 72%;
- формально-благополучные – 28%;
- опекаемые – 1%
- малообеспеченные - 12
Состав семьи:
- межпоколенные (родители, дети, родители родителей) – 3 семьи;
- двухпоколенные (родители, дети) – 8 семей;
При изучении семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей, опрос родителей. При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьей класса следующий:
- денег в основном хватает – 64%
- живем от зарплаты до зарплаты – 36%.
Стиль воспитания в семье:
- разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 83%
- родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи – 17%
Уровень эмоциональной поддержки:
- атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 83%
- здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» - 17%
Ценность детей (для родителей)
- дети для нас главная ценность-50%
- дети, скорее всего элемент социального статуса «как у всех, так положено» - 17%
- дети-равнозначимая ценность наряду с супружеством – 17%
- дети-проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства – 17%
Педагогическая культура родителей:
- читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
- используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
- непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%
- не испытывают проблем – 73%
Материалы диагностик используются для составления программы классного руководителя по социализации школьников, планирования совместной деятельности.
На первом родительском собрании для знакомства с детьми родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка», в которой содержатся вопросы эмоционального, психологического состояния пятиклассников в школе и семье. Проведено тестирование родителей «Самостоятельный ли мой ребенок». Использование результатов позволило спланировать работу по социализации с учащимися и родителями.
На первом классном часе «Давайте познакомимся» в День Знаний я попросила учащихся заполнить анкеты о будущей жизни класса. Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах проведены часы общения «Есть такая профессия – ученик», «Мои права и обязанности», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене». Для стимулирования общения – тренинг общения «Я и мы», социометрия. Для развития межличностных отношений – защита проекта «Мой класс и мои одноклассники».
Чтобы отследить развитие личности ребенка проводится наблюдение с последующей фиксацией данных о результативности воспитания, изучение уровня воспитанности классного коллектива и каждого учащегося по личностным качествам. Для этого мы с учащимися установили самые важные, на их взгляд, общественно – значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Вместе с ребятами мы выделили такие социальные качества:
- товарищество
- уважение к старшим
- доброта
- честность
- трудолюбие
- бережливость
- дисциплинированность, соблюдение порядка
- любознательность
- любовь к прекрасному
- физическое развитие.
Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.
Развитию социальных качеств способствуют различные формы воспитывающей деятельности, спланированные в программе классного руководителя «Социализация учащихся», рассчитанной пока на 3 года (далее программа будет дополняться, корректироваться).
Задачи данной программы:
- Педагогическое побуждение к самопознанию. Формирование мотивов самопознания.
- Выявление интересов, склонностей и способностей подростка.
- Формирование правильного адекватного отношения к себе, самооценки.
- Побуждение ученика к самовоспитанию.
- Помощь ребенку в овладении приемами самовоспитания, методами работы над собой.
- Создание у учащихся первого опыта самовоспитания.
- Заложить основы интегративных качеств: ответственности, объективной самооценки, дисциплины, умения подчиняться и руководить.
- Сформировать навык работы в микрогруппах (умение спланировать и оценить свою работу, работу товарища, обосновать оценку).
Задачи реализуются через основные разделы программы, такие как: «Познай себя» (самопознание)
- «Сделай себя сам» (самовоспитание)
- «Научи себя и других» (самообучение)
- «Деловое и межличностное общение» (самоутверждение)
- «Найди себя» (самоопределение)
- «Учись владеть собой» (саморегуляция)
- «Реализуй себя» (самоактуализация).
Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций, активизации процесса самоопределения считаю проектный метод. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность в классном коллективе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
В школе ведется работа по социальному проектированию. Очень эффективным способом освоения проектной деятельности является организация конкурсов. Их задача — создать условия, в которых проект не просто будет выполнен, но окажется конкурентоспособным, что способствует мобилизации деятельности подростков.
В этом учебном году класс работает над проектами
• «Стихи о Магадане, школе» — создание сборника детских стихов о городе, своей школе
• «Наркопост «Наркотикам — нет!» — создание детского наркопоста в рамках работы школьной социально-педагогической службы;
• «Наша забота — ветеранам и пожилым людям» - адресная помощь жителям микрорайона школы.
Темы краткосрочных проектов:
• «Анкета для мэтра».
• «Школьная газета «Тема».
• «Семейные традиции» — выставка фотографий и домашних рукоделий.
• Информационный бюллетень «Зоркий глаз».
• «Мои увлечения» — выставка коллекций.
• «Портрет осени» — создание коллажа.
• «Полезные вещи для дома» — мастерская по изготовлению предметов из вторсырья и т.п.
Темы долгосрочных проектов:
• «Родители — выпускники школы» — создание альбома для школьного музея,
• «Ветераны войны, живущие в нашем микрорайоне» — стенд для музея школы;
• «План микрорайона» — создание и размещение на автобусных остановках табличек с планом микрорайона;
• «Музыкальная гостиная «Любимые песни наших родителей»;
• «Милосердие» — проведение акции по сбору вещей для малообеспеченных семей;
• «Класс принимает гостей» — создание рекламного буклета о классе.
Класс работает в проектном режиме в течение года под руководством классного руководителя. Он оказывает необходимую консультационную помощь, организует промежуточный контроль, помогает в составлении паспорта проекта и описании деятельности.
Учащимся были предложены на выбор темы краткосрочных проектов, которые необходимо было осуществить классу в течение трёх дней. Цель такой работы — погружение в проектный метод, отработка таких форм деятельности, как проблематизация, целеполагание, формулирование задач, планирование и анализ. Через три дня состоялась презентация проектов. Темы были разнообразные.
Многие дети, начав работу, настолько заинтересовались, что оставили тему для доработки. Следующая презентация доработанных проектов состоится в апреле.
В результате работы классного руководителя создаются условия, при которых учащиеся могут, выйдя из пространства предметов в пространство реальной жизненной деятельности, повысить мотивацию, творческий потенциал, расширить жизненный опыт, способствующий самоопределению и социализации подростков.
Вся работа классного руководителя по социализации поможет ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; произойдет приобщение к общественным ценностям как условиям духовно – нравственного развития человека; увидеть ценность каждого и всего живущего на Земле.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе.
Выступление на педсовете по теме: "Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе"....
«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".
В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...
Социализация школьников в условиях современного информационного общества
Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...
Социализация школьников в условиях современного информационного общества
Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...
Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....
Социализация школьников – необходимые условия и возможности успешной социальной адаптации в обществе.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а т...
«Социализация школьников в условиях современного информационного общества» выступление на педсовете
Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс ...