Социализация школьников в обществе
учебно-методический материал на тему

Цыганкова Юлия Алексеевна

Когда я пришла работать в школу, то сразу поняла, что все дети – разные и каждый из них нуждается в помощи не только близких людей, но и самой школы. Смотришь: вроде и учится хорошо, и активный. А проходит несколько лет после окончания школы, и оказывается, что  ребенок не может самореализоваться. А другой - из неблагополучной семьи, хулиганистый, а взлетел высоко, и уже видишь знакомое лицо на экранах телевизора. И мне стало ясно, что КАЖДЫЙ ребенок как никто другой нуждается и в моей  поддержке тоже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_shkolnikov_v_obshchestve.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

Защита опыта по теме

«Социализация школьников в обществе»

Юлия Алексеевна Солод

учитель иностранного языка

классный руководитель 6 класса

город Магадан


Когда я пришла работать в школу, то сразу поняла, что все дети – разные и каждый из них нуждается в помощи не только близких людей, но и самой школы. Смотришь: вроде и учится хорошо, и активный. А проходит несколько лет после окончания школы, и оказывается, что  ребенок не может самореализоваться. А другой - из неблагополучной семьи, хулиганистый, а взлетел высоко, и уже видишь знакомое лицо на экранах телевизора. И мне стало ясно, что КАЖДЫЙ ребенок как никто другой нуждается и в моей  поддержке тоже. Очень захотелось, чтобы все ученики стали успешными, чтобы сумели реализовать свой потенциал в будущей жизни. Поэтому когда в нашей школе организовали городскую экспериментальную площадку по тьютерству, мне сразу захотелось включиться в работу. А поскольку у меня уже имелись и собственные наработки, я выбрала социализацию как одно из направлений сопровождения ребенка.

Глобальные изменения в социальном и политическом устройстве нашей страны по-новому определяют положение человека в мире, возможности его успешного развития и самореализации, границы его ответственности. Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе, к участию в социальном развитии, к совершению ответственных и сознательных поступков, к самореализации.

Одним из основополагающих направлений в моей воспитательной деятельности с классом является социализация — развитие у учащихся социальных компетенций. Я рассматриваю компетенции как общую способность, основанную на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Это умение устанавливать связи между знанием и ситуацией. Быть компетентным, в моем понимании, означает уметь мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и умения.

    Главная моя цель в работе классного руководителя – вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать ученика, формировать веру в себя, а также обеспечивать школьника инструментарием саморазвития.

Наша школа является общеобразовательной, здесь учатся разные дети из разных семей. Основной контингент школы формируется из учащихся, которые проживают в неполной семье, в семье опекунов, в многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семьях, то есть из так называемых социально незащищенных слоев общества. И именно школа должна стать центром воспитания таких детей. Именно в школе совместными усилиями педагогов, учащихся, родителей должна быть создана социокультурная среда воспитания.

Под социокультурной средой я понимаю совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых позволяет ему продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы.

Свою работу по социализации учащихся я начала с моим первым классом – выпускниками 2008 года, с которым работала 7 лет и теперь продолжаю с шестиклассниками. Считаю, что мои выпускники достаточно подготовлены к жизни после  окончания школы. Последние три года нашей работы я делала упор на социализацию выпускников.

Не все ученики моего класса имели моральную и материальную поддержку от своей семьи. В классе только 3 семьи можно было назвать благополучными. Поэтому очень хотелось, чтобы ребята не потерялись в новой для них жизни. Я проводила с ними необходимые для этого мероприятия:  классный час «Жизнь без конфликтов», изучение УКРФ, устный журнал «Дейл Карнеги – страницы биографии», защита проектов «Я + наркотики = смерть», «Как сказать нет», психологический клуб «Выбор профессии». Мне кажется, в том, что мои ребята на данном этапе  все благополучно устроены, есть и моя заслуга. Из 17 выпускников 11 – б класса 12 поступили в высшие учебные заведения города, 4 – в средние специальные учебные заведения, 1 призвали в армию.

Ребята очень доброжелательны, у них развиты хорошие человеческие качества, они очень чуткие и готовы прийти на помощь. Я думаю, что все это является, в том числе, и результатом деятельности классного руководителя по социализации.

В прошлом учебном году я начала работу с новым 5 классом. Начала с  изучения семей, что позволяет  ближе познакомиться с каждым учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

    Прежде всего составляю социальный паспорт класса, куда включаю различные  типы семей. Проведя анализ анкет, заполненных родителями, получаю полную картину семей учеников моего класса.

Социальный паспорт семей 5 класса:

- полная – 7 семей;

- неполная – 4 семьи;

- с одним ребенком – 7 семей;

- с двумя и более – 4 семьи;

- многодетные – 1 семья;

- родители-инвалиды – 1 человек;

- дети-инвалиды – 1 человек;

- благополучные – 72%;

- формально-благополучные – 28%;

- опекаемые – 1%

- малообеспеченные - 12

  Состав семьи:

- межпоколенные (родители, дети, родители родителей) – 3 семьи;

- двухпоколенные (родители, дети) – 8 семей;

 При изучении семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей, опрос родителей. При  проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьей класса следующий:

- денег в основном хватает – 64%

- живем от зарплаты до зарплаты – 36%.

Стиль воспитания в семье:

- разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 83%

- родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи – 17%

Уровень эмоциональной поддержки:

- атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 83%

- здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» - 17%

Ценность детей (для родителей)

- дети для нас главная ценность-50%

- дети, скорее всего элемент социального статуса «как у всех, так положено» - 17%

- дети-равнозначимая ценность наряду с супружеством – 17%

- дети-проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства – 17%

Педагогическая культура родителей:

- читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%

- используют жизненный опыт – 83%

Проблемы в воспитании:

- непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%

- не испытывают проблем – 73%

  Материалы диагностик используются  для составления программы классного руководителя по социализации школьников, планирования  совместной деятельности.

На первом родительском собрании для  знакомства с детьми родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка», в которой содержатся вопросы эмоционального, психологического состояния пятиклассников в школе и семье. Проведено тестирование родителей «Самостоятельный ли мой ребенок». Использование результатов позволило спланировать работу по социализации с учащимися и родителями.

 На первом классном часе «Давайте познакомимся» в День Знаний я попросила учащихся заполнить анкеты о будущей жизни класса.   Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах проведены часы общения «Есть такая профессия – ученик», «Мои права и обязанности», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене». Для стимулирования общения – тренинг общения «Я и мы», социометрия. Для развития межличностных отношений – защита проекта «Мой класс и мои одноклассники».

      Чтобы отследить развитие личности ребенка проводится наблюдение с последующей фиксацией данных о результативности воспитания, изучение уровня воспитанности классного коллектива и каждого учащегося по личностным качествам.  Для этого мы с учащимися установили самые важные, на их взгляд, общественно – значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Вместе с ребятами мы выделили такие социальные качества:

- товарищество

- уважение к старшим

- доброта

- честность

- трудолюбие

- бережливость

- дисциплинированность, соблюдение порядка

- любознательность

- любовь к прекрасному

- физическое развитие.

   Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.

   Развитию социальных качеств способствуют различные формы воспитывающей деятельности, спланированные в программе классного руководителя «Социализация учащихся», рассчитанной пока на 3 года (далее программа будет дополняться, корректироваться).

Задачи данной программы:

  • Педагогическое  побуждение  к самопознанию. Формирование  мотивов самопознания.
  • Выявление  интересов, склонностей  и способностей подростка.
  • Формирование  правильного  адекватного  отношения к себе, самооценки.
  • Побуждение  ученика к самовоспитанию.
  • Помощь ребенку в овладении приемами самовоспитания, методами работы над собой.
  • Создание  у учащихся первого  опыта самовоспитания.
  • Заложить основы интегративных качеств: ответственности, объективной самооценки, дисциплины, умения подчиняться и руководить.
  • Сформировать навык работы в микрогруппах (умение спланировать и оценить свою работу, работу товарища, обосновать оценку).

Задачи реализуются через основные разделы программы, такие как: «Познай себя» (самопознание)

  • «Сделай себя сам» (самовоспитание)
  • «Научи себя и других» (самообучение)
  • «Деловое и межличностное общение» (самоутверждение)
  • «Найди себя» (самоопределение)
  • «Учись владеть собой» (саморегуляция)
  • «Реализуй себя» (самоактуализация).

Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций, активизации процесса самоопределения  считаю проектный метод. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная  деятельность в классном коллективе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.

В школе ведется работа по социальному проектированию. Очень эффективным способом освоения проектной деятельности является организация конкурсов. Их задача — создать условия, в которых проект не просто будет выполнен, но окажется конкурентоспособным, что способствует мобилизации деятельности подростков.

В этом учебном году класс работает над проектами

•  «Стихи о Магадане, школе»  — создание сборника детских стихов о городе, своей школе

•  «Наркопост «Наркотикам — нет!»  — создание детского наркопоста в рамках работы школьной социально-педагогической службы;

•  «Наша забота — ветеранам и пожилым людям» - адресная помощь жителям микрорайона школы.

Темы краткосрочных проектов:

•  «Анкета для мэтра».

•  «Школьная газета «Тема».

•  «Семейные традиции» — выставка фотографий и домашних рукоделий.

•    Информационный бюллетень «Зоркий глаз».

•  «Мои увлечения» — выставка коллекций.

•  «Портрет осени» — создание коллажа.

•  «Полезные вещи для дома» — мастерская по изготовлению предметов из вторсырья и т.п.

Темы долгосрочных проектов:

•  «Родители — выпускники школы» — создание альбома для школьного музея,

•  «Ветераны войны, живущие в нашем микрорайоне» — стенд для музея школы;

•  «План микрорайона» — создание и размещение на автобусных остановках табличек с планом микрорайона;

•  «Музыкальная гостиная «Любимые песни наших родителей»;

•  «Милосердие» — проведение акции по сбору вещей для малообеспеченных семей;

•  «Класс принимает гостей» — создание рекламного буклета о классе.

Класс работает в проектном режиме в течение года под руководством классного руководителя. Он оказывает необходимую консультационную помощь, организует промежуточный контроль, помогает в составлении паспорта проекта и описании деятельности.

Учащимся  были предложены на выбор темы краткосрочных проектов, которые необходимо было осуществить классу в течение трёх дней. Цель такой работы — погружение в проектный метод, отработка таких форм деятельности, как проблематизация, целеполагание, формулирование задач, планирование и анализ. Через три дня состоялась презентация проектов. Темы были разнообразные.

Многие дети, начав работу, настолько заинтересовались, что оставили тему для доработки. Следующая презентация доработанных  проектов состоится в апреле.

 В результате работы классного руководителя создаются условия, при которых учащиеся могут, выйдя из пространства предметов в пространство реальной жизненной деятельности, повысить мотивацию, творческий потенциал, расширить жизненный опыт, способствующий самоопределению и социализации подростков.

     Вся работа классного руководителя по социализации поможет ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; произойдет приобщение к общественным ценностям как условиям духовно – нравственного развития человека; увидеть ценность каждого и всего живущего на Земле.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе.

Выступление на педсовете по теме: "Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе"....

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

Социализация школьников в условиях современного информационного общества

Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...

Социализация школьников в условиях современного информационного общества

Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...

Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....

Социализация школьников – необходимые условия и возможности успешной социальной адаптации в обществе.

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а т...

«Социализация школьников в условиях современного информационного общества» выступление на педсовете

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс ...