Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
статья на тему
Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура общения. | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
По роду своей деятельности, работая в детском доме, детском саду, коррекционной школе педагогом, психологом, мне приходилось работать с особенными детьми, с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не будут хватать звёзд с неба, не станут физиками, инженерами, хирургами, астрономами. Но они обязаны стать хорошими людьми, любить свою Родину, удачно социализироваться в обществе и достойно и интересно прожить свою жизнь. Для этого им и нужны особые условия воспитания, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому. Проблем много: дефекты речи, недоразвитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие личности, потребностно-мотивационной сферы, низкий уровень произвольности психических процессов и поведения. Самое главное детям с ограниченными возможностями здоровья очень трудно продуктивно действовать в группе сверстников, организовывать свою деятельность, принимать правила и требования. Многие дети не имеют положительного опыта общения со сверстниками, по причине поздно сформированной речи (что препятствует взаимопониманию) и недоразвития всех сторон психики. В норме уже к 6-и годам у детей должны сформироваться следующие умения общения со сверстниками:
- Установление контакта при помощи речевых и неречевых средств; использовать в речи этикетные формулы; выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.
- Внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Становится важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Контакты со сверстниками должны приносить ни с чем несравнимую радость.
Но у многих детей, поступающих на обучение в коррекционную школу, отсутствие положительно опыта общения приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливость, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнёра.
В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитания, доброты, культуры, с неустойчивостью нравственных ценностей. Для любого ребёнка социализация – это сложный процесс, а отсутствие положительного опыта общения со сверстниками выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Решение проблем, которые встают пред детьми, очень зависит от душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Ребёнок живёт в трёх «мирах»: в мире воображаемом (в нём всё так, как надо, как сами себе придумывают); в мире детского коллектива (который, часто, не совпадает с воображаемым миром, в котором обрывки знаний, полученные дома и на улице); в мире взрослых (в котором дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов, т.к. со стороны взрослых идёт постоянное давление). Поэтому детям сложнее, чем взрослым. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребёнок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты (специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта). Например, хвастовство, готовность услужить, отсутствие самокритичности, обидчивость, упрямство, пессимизм, эгоизм, слабохарактерность, плаксивость, потребность в стимуляции, раздражительность и т.д. Функция психологической защиты – это сохранение позитивного образа «Я». В норме защитное поведение возвращает ребёнку комфортное состояние, заботясь о сохранности психического здоровья. Но часто у детей коррекционных школ просматриваются девиации поведения, приводящие к более глубоким конфликтам в детском коллективе, наносящие ущерб психики. Например, проявление враждебности из-за бредовой идеи несправедливости, неуправляемость, агрессивность, жестокость – приводят к нарушению адаптации ребёнка в обществе, в детском коллективе постоянно напряжённая обстановка, которая нарушает ритм жизни и деятельности коллектива. Или инфантилизм, ипохондрия, иррациональный конформизм – также приводят к нарушению социализации. Всё это сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками.
Так как общение является важным фактором развития личности ребёнка, а определённые личностные качества способствуют социализации, необходимо в воспитательной работе уделять особое внимание становлению межличностного общения сверстников. Становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.
- Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).
- Желание вступать в контакт.
Педагогу необходимо на воспитательных занятиях знакомить детей с нормами и правилами общения, с правами и обязанностями людей, с видами эмоций и их проявлениями, с механизмом психологической защиты, что позволит лучше понять мотивы своих и чужих поступков, найти правильную линию поведения в конкретной ситуации.
Желание вступать в контакт можно стимулировать в детях, предлагая им разнообразные виды коллективной деятельности: игры с правилами и без, инсценировки, соревнования, совместный просмотр фильмов, мультфильмов с дальнейшим обсуждением поступков героев, развлекательный досуг, выполнение творческих коллективных работ. Главное, чтобы дети были объедены одной целью, учились помогать друг другу, сопереживать друг другу. Важно распределять задания с учётом возможностей детей, чтобы каждый, пусть даже очень медленно, но поднимался на новый уровень в развитии, при этом вносил свой вклад в общее дело. Дети должны почувствовать себя успешными через результат своего труда в коллективной деятельности. Через похвалу, ощущение успешности, благоприятную оценку взрослого, через признание его способностей, ребёнок учится терпимости к сверстникам, учится адекватной оценки самого себя и других детей.
Культура поведения ребёнка во много зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых. Поэтому прививая детям умения межличностного общения, педагог должен совершенствовать эти же умения у себя, по возможности и у родителей. В лице взрослого ребёнок находит не образ другого человека, а как отмечал Д.Б. Эльконин, «…образ себя через другого».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребёнка как гражданина".
Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают...
Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.
Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.
Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии,...
Общение как фактор развития личности ребенка.
Советы родителям...
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...