Регламент по виду спорта _спортивный туризм__ Дистанция - пешеходная
статья на тему
Регламент по виду спорта _спортивный туризм__ Дистанция - пешеходная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reglament_po_vidu_sporta_sportivnyy_turizm_distantsiya_-_peshekhodnaya.doc | 696.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Туристско-спортивный союз России
РЕГЛАМЕНТ
по виду спорта «спортивный туризм»
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН
«ДИСТАНЦИЯ - ПЕШЕХОДНАЯ»
МОСКВА
2009
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН
«ДИСТАНЦИЯ - ПЕШЕХОДНАЯ»
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
- Сокращения
- Список сокращений, используемых в данном регламенте и на соревнованиях по спортивному туризму в группе дисциплин дистанции-пешеходные:
БЗ | – безопасная зона. |
ВСС | – верхняя судейская страховка. |
ГСК | – главная судейская коллегия. |
ЗО | – зона отсечки. |
ИС | – исходная сторона. |
КВ | – контрольное время (этапа, блока этапов). |
КЛ | – контрольная линия. |
КП | – контрольный пункт. |
ОКВ | – общее контрольное время (контрольное время дистанции) |
ОЗ | – опасная зона. |
ПКВ | – промежуточное контрольное время |
ПС | – пункт страховки. |
РЗ | – рабочая зона. |
СП | – смотровая площадка |
ТО | – точка опоры. |
ТП | – технический приём. |
ЦС | – целевая сторона. |
- Дистанция
- Дистанция – участок естественного и (или) искусственного рельефа между стартовой и финишной линией с комплексом судейского оборудования. Преодоление дистанции заключается в прохождении группой (связкой, участником) всех этапов в заданном по Условиям прохождения дистанции порядке. Дистанция считается пройденной, если при соблюдении Условий прохождения дистанции и до истечения ОКВ дистанции группа (связка, участник) и их основное снаряжение пересекли финишную линию.
- Условия прохождения дистанции (далее Условия) – основной документ, являющийся приложением к Положению о соревнованиях. Условия прохождения дистанции не должны противоречить Правилам соревнований по спортивному туризму и настоящему Регламенту. Условия прохождения дистанции должны содержать следующие сведения:
- общие сведения (дату и место проведения, состав группы (связки), характер маркировки, систему оценки нарушений, необходимость заполнения декларации;
- основные параметры (класс, длина, набор высоты, КВ, количество этапов);
- условия прохождения этапов;
- расстояния между этапами (в том числе стартом и первым этапом, последним этапом и финишем) – для коротких дистанций;
- схему дистанции.
1.2.3 Схема дистанции – схематический рисунок, который должен приблизительно воспроизводить взаимное расположение технических этапов относительно старта и финиша, расстояния между ними, очерёдность и направление прохождения этапов, номера или названия этапов, СП и подходы к ним. Схема дистанции, предусматривающей ориентирование по карте, не должна давать возможность точного определения месторасположения этапов и КП.
1.2.4 Обратное движение по дистанции – движение в обратном направлении. Обратное движение разрешено только на участке между этапом, на котором группа (связка, участник) находится (в т.ч. финишем) и последним преодоленным этапом (стартом).
1.2.5 Смотровая площадка (СП) – площадка на дистанции, предназначенная для наблюдения зрителями за действиями участников соревнований. Места расположения СП определяет ГСК. Проход на СП может осуществляться как до начала, так и во время проведения соревнований на данной дистанции в сопровождении представителя судейской бригады или самостоятельно (по решению ГСК). Нахождение зрителей на участках дистанции вне СП запрещено.
1.2.6 Снятие с дистанции – штрафная санкция, применяемая на основании п. 57.6 части 3 Правил соревнований по спортивному туризму. Решение о снятии с дистанции принимается Главным судьёй соревнований или заместителем Главного судьи по судейству. При объявлении решения о снятии с дистанции, группа (связка, участник) обязана прекратить движение по дистанции и следовать на финиш.
- Этап
- Этап технический, блок этапов технических (далее этап) – часть дистанции, на которой группа (связка, участник) преодолевает препятствие посредством ТП (см. Раздел 5). Этап считается пройденным, если до истечения КВ группа (связка, участник) и всё её снаряжение находятся в БЗ ЦС этапа, при условии освобождения судейского оборудования.
- Оборудование технического этапа – комплекс судейского снаряжения, обеспечивающий прохождение этапа группой (связкой, участником) и работу судейской бригады. Обязательным оборудованием технического этапа являются: коридоры входа и выхода с этапа; номер (название) этапа; номер нитки этапа; КЛ, разграничивающие коридоры движения и зоны этапа; перила и(или) коридор обратного хода.
Все оборудование на этапах, помимо оговорённого в Условиях прохождения дистанции, группа (связка, участник) устанавливает и снимает самостоятельно.
- Нитка этапа – коридор прохождения этапа группой (связкой, участником). Нитки этапа должны быть равноценны для всех групп (связок, участников), участвующих в соревнованиях. Ширина нитки этапа на всём протяжении должна быть не менее 1 м – для прохождения участника (связки) и не менее 1,5 м – для прохождения группы.
- Условия прохождения этапа – раздел Условий прохождения дистанции, содержащий следующие сведения:
- название этапа;
- КВ;
- параметры этапа;
- оборудование этапа;
- требования к действиям группы (связки, участника);
- схему этапа (для блоков этапов и для всех этапов на дистанциях 5-6 классов).
- Этап ориентирования – часть дистанции, заключающаяся в прохождении группой (связкой, участником) КП, отмеченных на карте и расположенных на местности, в соответствии с условиями прохождения этапа. Для оборудования КП применяют стандартный знак в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (допускается красное) внизу.
- Обратное движение по этапу разрешено в пределах КВ:
- в соответствии с ТП, предусмотренным для данного конкретного этапа в Условиях прохождения дистанции;
- по перилам (коридору) обратного хода, если группа (связка, участник) не имеет возможности выполнить соответствующий ТП.
Перила (коридор) обратного хода предназначены для безопасного возвращения участников на ИС этапа с целью исправления допущенной ошибки. При этом движение с ИС на ЦС этапа должно осуществляться согласно условиям прохождения этапа. Участники, вернувшиеся на ИС этапа и по окончании КВ не успевшие переправиться на ЦС, считаются не прошедшими этап. Правила движения по перилам (коридору) обратного хода оговаривается в условиях прохождения этапа.
- Снятие с этапа – штрафная санкция, применяемая к группе (связке, участнику) в связи с не выполнением ими Условий прохождения этапа (см. Раздел 4).
- Зоны этапа:
- Безопасная зона (БЗ) – часть этапа, на которой участник не обязан находиться на страховке или самостраховке (кроме случаев, оговоренных в Условиях прохождения дистанции и Разделе 5).
- Опасная зона (ОЗ) – часть этапа, на которой участник обязан находиться на страховке или самостраховке.
- Исходная сторона (ИС) – сторона, с которой начинается прохождение этапа группой (связкой, участником).
- Целевая сторона (ЦС) – сторона, где заканчивается прохождение этапа группой (связкой, участником).
- Рабочая зона (РЗ) – часть этапа на ИС и ЦС, на которой по Условиям прохождения дистанции выполняется определенный, заранее оговоренный, комплекс технических приемов.
- Зона отсечки (ЗО) – часть дистанции, расположенная в непосредственной близости от технического этапа для нахождения группы (связки, участника) во время отсечки.
- Контрольная линия (КЛ) – выделяющийся на рельефе элемент дистанции (этапа), служащий для разграничения зон дистанции (этапа), коридоров работы групп (связок, участников).
- Зона старта – участок, непосредственно прилегающий к дистанции, который включает в себя: зону предстартовой проверки, коридор (коридоры) старта, стартовый створ со стартовой линией. Обязательное оборудование старта: не менее двух хронометров/секундомеров (если дистанция не оборудована системой электронной отметки), технические заявки, протокол старта групп (связок, участников), стенд информации На стенд информации должны быть размещены следующие документы: Условия прохождения дистанции, схема дистанции, протокол совещания ГСК с представителями делегаций, стартовый протокол, таблица нарушений.
- Зона финиша – участок, непосредственно прилегающий к дистанции, который включает в себя: коридор финиша, финишный створ с финишной линией, зону проверки снаряжения. Обязательное оборудование: не менее двух хронометров/секундомеров, синхронизированных с хронометрами на старте (если дистанция не оборудована системой электронной отметки), протокол финиша групп (связок, участников).
- Технический прием (ТП) – действия группы (связки, участника), направленные на прохождение этапа и не противоречащие Правилам соревнований по спортивному туризму и данному Регламенту.
- Точка опоры (ТО) – точка крепления специального снаряжения (п.п. 1.5.1, 1.5.2). ТО предоставляет судейская бригада или организует группа (связка, участник) в соответствии с п.п. 2.8, 2.3.1-2.3.3. В случае невозможности обеспечения равноценных опор, предоставляется судейская ТО - отмаркированный карабин. При этом для организации страховки (других технических действий связанных с протравливанием верёвки) и перил должны быть предоставлены отдельные искусственные ТО. Способ крепления судейской ТО на естественном или искусственном рельефе должен обеспечивать безопасное прохождение этапа. На судейской ТО группа (связка, участник) может организовывать любое количество ТО. Характеристика судейских ТО обязательно указывается в условиях прохождения этапа.
- Время
- Общее контрольное время (ОКВ) дистанции – заданный промежуток времени для прохождения дистанции.
- Контрольное время (КВ) этапа – заданный промежуток времени для прохождения этапа. КВ этапа засекается по входу участников в РЗ (при её наличии) или по задействованию оборудования этапа. Если группа (связка, участник) находится на отсечке, то КВ засекается по окончании отсечки.
- Время прохождения дистанции – промежуток времени между сигналом старта и пересечением финишной линии группой (связкой, участником) и их снаряжением за вычетом отсечек. При определении результатов в соответствии с п. 99 части 3 Правил соревнований по спортивному туризму – сумма времени работы на этапах.
- Время старта – время, указанное в стартовом протоколе (см. п. 90 части 3 Правил …).
- Время финиша – время, когда группа (связка, участник) и всё основное снаряжение пересекли линию финиша (см. п. 92 части 3 Правил …).
- Отсечка – промежуток времени, в течение которого участник не имеет права осуществлять какие-либо действия, направленные на подготовку к выполнению ТП. Отсечка дается, если вновь прибывшая на этап группа (связка, участник) не имеет возможности начать его прохождение по независящим от них причинам.
- время отсечки включается по прибытию группы (связки, участника) в ЗО этапа.
- на дистанции, где согласно Условиям прохождения для начала работы на этапе сбор всех участников группы (связки) не обязателен, отсечка включается каждому участнику группы (связки) индивидуально по входу в ЗО. Отсечка для первого участника группы (связки) выключается по решению старшего судьи этапа. Остальные участники приступают к выполнению ТП в порядке очередности прихода на этап, при этом отсечка для каждого участника одной группы (связки) должна быть одинакова.
- о выключении времени отсечки группа (связка, участник), предупреждается за 10 секунд. Время отсечки выключается по решению старшего судьи этапа.
- Снаряжение
- Специальное снаряжение – любое снаряжение (согласно Разделу 2), взятое группой (связкой, участником) на дистанцию для выполнения ТП.
- Основное специальное снаряжение – основная веревка длиной 5 и более метров или иное снаряжение, по Условиям прохождения дистанции приравненное к основному. Всё основное снаряжение группа (связка, участник) транспортирует от старта до финиша последовательно через все этапы.
- Всё вышеперечисленное снаряжение группы (связки, участника) проходит техническую комиссию. По её итогам составляется акт проверки снаряжения. Использование на дистанции снаряжения, не допущенного технической комиссии, запрещается.
- Потерянным считается снаряжение:
- на этапе – снаряжение, которое по окончанию КВ этапа какой-либо своей частью находится в ОЗ этапа, на ИС этапа или осталось подключенным к судейскому оборудованию.
- снаряжение, оставленное в РЗ ЦС этапа после выхода группы (связки, участника) из РЗ.
Группа (связка, участник) имеет право забрать потерянное снаряжение по окончании КВ этапа, используя для этого перила (коридор) обратного хода.
До окончания КВ этапа группа (связка, участник) имеет право вернуть снаряжение любым способом, не противоречащим условиям прохождения этапа и данному Регламенту.
- на дистанции – основное специальное снаряжение, не пересёкшее финишную линию. Потеря основного специального снаряжения на дистанции ведёт к снятию группы (связки, участника) с дистанции.
- Декларация – документ, включающий в себя список основного специального снаряжения. Декларация заполняется группой (связкой, участником) до старта и сдаётся при прохождении предстартовой проверки. Проверка соответствия количества заявленного снаряжения фактическому может производиться в зоне старта, финиша и на дистанции. Декларация заполняется, если это оговорено Условиями прохождения дистанции.
Раздел 2. СНАРЯЖЕНИЕ
- Основные требования
- Разрешается использовать снаряжение фирм изготовителей спортивного туристского снаряжения, имеющих лицензию на производство данной продукции и снабжающих свою продукцию паспортом изделия, другим сопроводительным нормативным документом (далее «Паспортом…»), регламентирующим применение данного снаряжения.
- Снаряжение разрешается использовать только по назначению, указанному в «Паспорте…».
- В случае отсутствия «Паспорта…», решение о возможности использования снаряжения принимает техническая комиссия.
- Снаряжение должно быть полностью исправным. При наличии незначительного износа снаряжения, решение о возможности его эксплуатации принимает техническая комиссия.
- В конструкции снаряжения не должно быть внесено самодельных изменений, снижающих степень безопасности его использования.
- Не допускается использование группой (связкой, участником) снаряжения, не отвечающего требованиям данного Регламента. За использование группой (связкой, участником) неисправного снаряжения или не по назначению, за использование снаряжения со степенью износа выше указанного в «Паспорте…» или с просроченным сроком эксплуатации, а также не соответствующего требованиям данного Регламента ответственность несёт представитель (руководитель, тренер) делегации или сам участник.
- Веревки
- Для организации страховки, перил и сопровождения применяются только основные веревки диаметром не менее 10 мм и гарантийной разрывной прочностью не менее 2000 кг (20 кН).
- Двойной веревкой является:
- сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), разделенная соответствующим узлом и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви;
- две отдельные веревки.
- Веревка не должна иметь повреждений оплетки и прядей. Если в ходе прохождения дистанции веревке нанесено повреждение (перебит сердечник, сорвана оплетка и т. п.), ее эксплуатация может быть продолжена после блокировки поврежденного участка с помощью узла.
- Группе (связке, участнику) при прохождении этапа запрещается разрезать узлы и обрезать навешенные основные веревки.
- В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если группа (связка, участник) превысила КВ и не может иным способом снять снаряжение.
- На Чемпионатах, Кубках и Первенствах РФ для выполнения любых ТП разрешено использовать только основные веревки длиной 10, 20, 30, 40, 50, 60м. +/- 5% без учета узлов.
- Устройства
Карабины
- Для выполнения технических приёмов, связанных с передвижением, страховкой и самостраховкой участников, используются карабины с муфтой, блокирующей самопроизвольное открывание защелки карабина. Продольная прочность карабина должна быть не менее 2000 кг (20 кН), поперечная (перпендикулярная муфте) – не менее 500 кг (5 кН).
- При использовании карабинов для выполнения технических приёмов по п. 2.3.1 защелка карабина должна быть заблокирована по предписанию фирмы изготовителя.
- При выполнении ТП по п.п. 5.4.1, 5.5.1, 5.6.4.б, для подключения перил на ТО допускается использовать карабины, не отвечающие требованиям п. 2.3.1, 2.3.2, но предназначенные фирмой изготовителем для этих целей.
Зажимы, спусковые устройства
- Для организации самостраховки на подъеме по склону используется зажим типа "жумар" или иные фиксирующие устройства, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3.
- Для организации самостраховки на спусках по склону используются спусковые устройства, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3. Возможность использования ФСУ (фрикционное спусковое устройство) "восьмерка" определяется заместителем Главного судьи по безопасности, исходя из конкретных параметров этапа.
- Для подключения полиспастов при натяжении перил используются зажимы, отвечающие требованиям п. 2.1.1 – 2.1.3. имеющие гладкие рабочие поверхности.
Блоки и полиспасты
- Блоки, используемые для организации полиспастов и движения людей по навесной переправе, должны иметь разрывную нагрузку не менее 1500 кг (15кN).
- Блоки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.
- При использовании блоков для движения людей по навесной переправе должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин).
- Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.
- Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.
- Индивидуальные страховочные системы (ИСС)
- К использованию допускаются сертифицированные ИСС (п.2.1.1), охватывающие бедра, пояс и грудь участника. Они могут быть как цельные, так и состоящие из отдельных частей – беседки и грудного пояса, которые соединяются на груди участника отрезком основной веревки или специальным карабином, имеющим прочность во всех направлениях не менее 2000 кг (20 кН).
- Точка крепления к ИСС должна располагаться на передней части ИСС. На точке крепления закрепляются средства подъёма и спуска по веревке, средства подвески на навесной переправе, личная самостраховка участника, страховка и сопровождение. Подключение страховки при переправах вброд и по бревну через водную преграду осуществляется в боковую часть ИСС "скользящими" карабинами. В висе, на любом из перечисленных средств или страховок, участник должен располагаться в ИСС в положении "сидя", не опрокидываясь.
- Ус самостраховки
- Ус самостраховки должен быть выполнен из основной веревки (п. 2.2.1), или являться готовым изделием, рекомендованным фирмой изготовителем.
- Длина короткого уса самостраховки должна быть такой, чтобы при зависании участник дотягивался запястьем до карабина или другого устройства на его конце. Длинный ус не должен быть более 2 метров.
- Ус самостраховки регулируемой длины может изменяться применительно к условиям работы от минимальной до максимальной. Регулировка длины уса самостраховки производится рекомендованным для данных целей снаряжением, закрепленным на передней части ИСС участника.
- Ус самостраховки крепится в точку крепления к ИСС посредством узла, карабина, или составляет одно целое с блокировкой.
- Экипировка участника
- Рукавицы или перчатки должны быть изготовлены из плотного материала и не иметь повреждений рабочей поверхности. Решение о возможности использования перчаток, не имеющих соответствующего сертификата, принимает техническая комиссия.
- Участник обязан находиться в рукавицах или перчатках при выполнении следующих технических приемов:
- спуск по перилам;
- выполнение страховки;
- движение вниз по навесной переправе, заявленной в условиях соревнований как наклонная переправа;
- работа с веревкой при укладке бревна через преграду.
- Участник обязан находиться в каске при передвижении по дистанции и прохождении этапа.
- Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове. На каске участника должен быть закреплён номер, выданный судейской бригадой. Если выдаётся один номер, он крепится на передней части каски. Если два – то второй номер крепится на затылочной части каски.
- Одежда участника должна закрывать все тело от запястий до икр.
- Узлы
- Для выполнения ТП применяются следующие узлы:
- для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн,
брамшкотовый;
- для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь;
- петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник;
- схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный).
- Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям, указанным в Приложении.
- Все узлы, кроме встречного и встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмерки, двойного проводника, австрийского проводника, должны иметь контрольные узлы.
- Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.
- Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.
- Применение узлов отсутствующих в перечне п.2.7.1., допускается по решению технической комиссии.
- Опорные петли
- Опорная петля – петля, используемая группой (связкой, участником) для организации ТО.
- Опорная петля изготавливается из основной веревки (п. 2.2.1) или является готовым изделием, рекомендованным фирмой изготовителем для этих целей.
Раздел 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСТАНЦИИ
3.1 Классификация дистанций
- Класс дистанции определяется параметрами, указанными в Таб. 3.1.
- Параметры этапов должны соответствовать требованиям, указанным в Таб. 3.2, 3.3.
- При расчёте длины дистанции учитывается набор высоты из расчёта: на 1 м набора высоты сверх приведенных в Таблице 3.1. добавляется 20 м длины дистанции.
Таблица 3.1 Параметры дистанции
К Л А С С | Короткая личная, связка, группа | Длинная личная, связка, группа | ||||
Длина (м) | Минимальный набор высоты (м) | Кол-во технических этапов | Длина (м) | Минимальный набор высоты (м) | Кол-во технических этапов | |
1 | 200-400 | - | 4-5 | 1000-3000 | - | 4-5 |
2 | 400-800 | - | 4-5 | 3000-5000 | - | 4-5 |
3 | 800-1200 | 20 | 4-6 | 5000-7000 | 20 | 4-6 |
4 | 1200-1600 | 30 | 5-7 | 7000-9000 | 30 | 5-7 |
5 | 1600-2000 | 50 | 6-8 | 9000-12000 | 50 | 6-8 |
6 | 2000-2500 | 70 | 6-8 | 12000-15000 | 70 | 6-8 |
Таблица 3.2 Параметры и характеристики технических этапов
(дистанция-пешеходная-связка, дистанция-пешеходная-группа)
Название этапа | Класс дистанции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Переправа вброд | - Судейские перила, самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-12 м, h=до 0,4 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=10-15 м, h=0,3-0,6 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=12-25 м, h=0,4-0,8 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=20-30 м, h=0,5-1 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-38 м, h=0,8-1,2 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=30-48 м, h=0,8-1,5 м |
Переправа по бревну | Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка L=6-10 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=6-12 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=8-12 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=12-18 м | Укладка бревна. Организация перил, самостраховка, сопровождение L= 10-15м, L бр=5-8 м |
Переправа по параллель-ным перилам | Судейские перила, - самостраховка; - гимнастическая страховка L=8-14 м | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=14-20 м | Перила судейские, самостраховка, сопровождение L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=18-25м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-32 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=32-40 м |
Навесная переправа | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=28-35 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=35-45 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=45-55 м |
Спуск по наклонной навесной переправе | - | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=30-37 м, α= 30-40° |
Подъём по наклонной навесной переправе | - | - | - | Судейские перила, самостраховка, сопровождение L=15-22 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка, сопровождение L=25-35 м, α= 40-50° |
Таблица 3.2 Окончание
Название этапа | Класс дистанции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Вертикаль-ный маятник | Перила судейские, гимнастическая страховка Н=3-5м, L= до 3 м | Перила судейские, самостраховка Н=3-5м, L =3 м | Перила судейские самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-10 м, L=3-5 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=5-15м, L=5-10 м | Организация перил, самостраховка, сопровождение Н=10-15 м, L=5-10 м |
Подъём, спуск | Перила судейские, - самостраховка; - спортивным способом; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=20-30 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 30-40°; допущены вертикальные участки до 5 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L= 35-45 м, α – до 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L= 45-55 м, α - 40-50°; допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка; верхняя командная страховка L = 45-55 м, α = 50-60°; допущены вертикальные участки до 20 м |
Траверс | Перила судейские, самостраховка; - с альпенштоком L=15-22 м, α – до 20-30° | Перила судейские, самостраховка, L= 22-30 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 30-40° | Организация перил, самостраховка L= 35-45 м, α – 35-45° | Организация перил, самостраховка; L=45-55 м, α – 40-50° | Организация перил, самостраховка; L=45-55 м, α – 50-60° |
Таблица 3.3 Параметры и характеристики технических этапов
(дистанция – пешеходная, индивидуальное прохождение)
Название этапа | Класс дистанции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Переправа вброд | Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - с альпенштоком L=5-10 м, h=до 0,4 м | Судейские перила, самостраховка L=10-15 м, h=до 0,6 м | Судейские перила, самостраховка, L=15-20 м, h=до 0,8 м | Восстановление перил, самостраховка L=10-20 м, h=до 1 м | Восстановление перил, самостраховка L=20-25 м, h=до 1,2 м | Восстановление перил, самостраховка L=25-30 м, h=до 1,5 м |
Переправа по бревну | Судейские перила. - самостраховка; - с опорой на перила; - гимнастическая страховка L=6-10 м | Судейские перила, самостраховка, L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, L=8-12 м | Организация перил, самостраховка, L=10-15 м | Организация перил, самостраховка, L=12-18 м | Организация перил, самостраховка, L =15-25 м |
Переправа по параллель-ным перилам | Судейские перила. - самостраховка; - гимнастическая страховка L=6-12 м | Судейские перила, самостраховка, L=12-18 м | Судейские перила, самостраховка, L=18-25 м | Восстановление перил, самостраховка, L=18-25 м | Организация перил, самостраховка, L=18-25 м | Организация перил, самостраховка, L=25-32 м |
Навесная переправа | - | Судейские перила, самостраховка L=14-20 м | Судейские перила, самостраховка, L=20-30 м | Восстановление перил, самостраховка L=14-20 м | Организация перил, самостраховка, L=20-28 м | Организация перил, самостраховка, L=28-35 м |
Спуск по наклонной навесной переправе | Судейские перила самостраховка (самовыпуск) L=15-22, α – 20-30° | Восстановление перил, самостраховка (самовыпуск) L=22-30 м, α= 20-30° | Организация перил, самостраховка (самовыпуск) L=22-30 м, α= 30-40° | Организация перил, самостраховка (самовыпуск) L=30-37 м, α= 30-40° | ||
Подъём по наклонной навесной переправе | Судейские перила, самостраховка L=15-22, α – 20-30° | Восстановление перил, самостраховка L=15-22, α – 20-30° | Организация перил, самостраховка L=15-22, α – 30-40° |
Таблица 3.3 Окончание
Название этапа | Класс дистанции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Вертикаль-ный маятник | Перила судейские, Н=3-5 м, L до 3 м | Перила судейские Н=5-10 м, L=3-5м | Организация перил Н=5-10 м, L=3-5 м | Организация перил Н=7-10 м, L=4-6м | Организация перил Н=10-15 м, L=5-10м | |
Подъём | Перила судейские - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 25-35° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 5 м | Перила судейские, самостраховка L=35-45 м, α – 35-45°; допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка L=25-35 м, α – 45-55°; допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка L=35-45 м, α – 45-55°: допущены вертикальные участки до 20 м |
Спуск | Перила судейские. - самостраховка; - спортивный способ; - с альпенштоком L=15-25 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=25-35 м, α – 25-35° | Организация перил, самостраховка L=15-18 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 5 м | Организация перил, самостраховка L=18-28 м, α – 35-45° допущены вертикальные участки до 10 м | Организация перил, самостраховка L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 15 м | Организация перил, самостраховка L=28-38 м, α – 45-55° допущены вертикальные участки до 20 м |
Траверс | Перила судейские, самостраховка; с альпенштоком L=10-20 м, α – 20-30° | Перила судейские, самостраховка L=20-30 м, α – 25-35° | Перила судейские, самостраховка, L=20-30 м, α – 35-45° | Перила судейские, самостраховка L=30-40 м, α – 35-45° | Перила судейские, самостраховка L=30-40 м, α – 45-60° | Перила судейские, самостраховка L=40-50 м, α – 45-60° |
- Длиной этапа (L) является: расстояние между ТО – для этапов: переправы, траверс; длина ОЗ – для этапов: вертикальный маятник, спуск, подъём.
- Крутизной склона () является: средний уклон склона в ОЗ этапа; угол наклона перил.
- Высотой вертикального маятника (H) является минимальное расстояние между точкой крепления маятниковой верёвки и КЛ ОЗ..
3.2 Постановка дистанций
3.2.1 Требования к дистанциям:
- Дистанция должна быть спланирована так, чтобы:
- было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников;
- участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта, плохо замерзшие реки, непроходимые болота и т.п.), не передвигались по запретным для бега территориям (посевы, лесопосадки и т.п.), через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.);
- участники не передвигались большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздражающее действие на организм спортсменов.
- Длина коротких дистанций измеряется по коридору движения. На дистанциях (отдельных её участках) с ориентированием по карте, расстояние замеряется по прямой линии между двумя точками и умножается на коэффициент 1,2.
- КВ одного технического этапа не должно превышать 50% от общей суммы КВ всех технических этапов дистанции.
- Трасса маркированной дистанции не должна иметь пересечений и участков со встречным движением. На входах и выходах с этапов так же не должно быть встречного движения.
- Длина самого большого расстояния между предыдущим и последующем техническими этапами (стартом, финишем) не должна быть больше половины длины всей дистанции.
- На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более низкого класса (N-1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 0,5 этапа класса N.
- На дистанции класса N могут быть поставлены не больше двух этапов более высокого класса (N+1). При определении класса дистанции такие этапы учитываются как 1,5 этапа класса N.
- Если на дистанции ставится блок этапов (комбинация двух или трёх технических этапов), то параметры этапов, входящих в блок, могут не соответствовать параметрам, указанным в Таб. 3.2, 3.3. При этом параметры хотя бы одного из этапов, входящих в блок, должны соответствовать параметрам заявленного класса. При определении класса дистанции блок этапов засчитывается как 1,5 этапа. Количество блоков на дистанции не должно превышать 3.
- На дистанции 4 класса должно быть поставлено не менее 1-го блока этапов, 5-6 класса – 2-х блоков этапов.
- При постановке на дистанции этапа ориентирования используются спортивные карты следующих масштабов: 1:5000, 1:7500, 1:10000, 1:15000.
- Этап ориентирования не должен быть определяющим при постановке дистанции.
3.2.2 Требования к маркировке:
- На короткой дистанции маркировка должна быть сплошной или обустроена таким образом, чтобы в каждой точке трассы участник, находясь у одного участка маркировки, видел не менее двух расположенных впереди. Прерывистая маркировка должна быть проложена по одну сторону движения участников.
- оговоренные участки трассы дистанции (дорога, дамба, просека и т.п.) могут не содержать маркировки, если нет развилок или они закрыты сплошной маркировкой, сход с такого участка должен быть отмечен сплошной маркировкой.
- маркировка должна идти как минимум по одну сторону трассы дистанции; там, где трасса делает поворот, место поворота дополнительно должно быть обозначено сплошной маркировкой с внешней стороны поворота.
- вход и выход с этапа должны быть равноценны для всех ниток этапа и не должны пересекать рабочую зону группы (связки, участника).
Раздел 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Определение результата на дистанции
- Основные принципы определения результатов должны соответствовать п.п. 95-102 части 3 «Правил…».
- Для оценки правильности действия группы (связки, участника) на дистанции вводится базовая система оценки нарушений (Таблица 4.1). Любые изменения в системе нарушений запрещены.
Таблица 4.1 Базовая система оценки нарушений
№ п/п | Нарушение | Вариант1 | Вариант 2 | Разъяснение |
1. | Не заблокирована защелка карабина | Предупреждение | 1 балл | См. п. 2.3.1-2.3.3 |
2. | Потеря специального снаряжения | Предупреждение | 1 балл | См. п. 1.5. В случае невозможности подбора снаряжения без нарушения п. 1.5.4 группа (связка, участник) дожидается окончания КВ этапа. |
3. | Одиночное касание рельефа в ОЗ (заступ в ОЗ) | Предупреждение | 1 балл | Одиночное касание рельефа, запрещённого для движения в ОЗ этапа – касание рельефа участником, выполняющим ТП (преодолевающим ОЗ этапа) согласно Разделу 5. Заступ в ОЗ – касание рельефа в ОЗ этапа одной конечностью участника, не готового выполнить ТП согласно условиям прохождения этапа (не находящимся на страховке (самостраховке), не подключенным к перилам и т.п…). |
4. | Работа без рукавиц или перчаток | Предупреждение | 3 балла | См. п. 2.6.2. |
5. | Неправильно завязан узел | Предупреждение | 3 балла | См. п. 2.7 и Приложение. |
6. | Неправильное выполнение технического приема, неправильная страховка (самостраховка). | Предупреждение | 3 балла | См. Раздел 5. |
7. | Перегрузка перил, страховки | Предупреждение | 3 балла | См. Раздел 5. |
8. | Падение каски с головы участника с немедленным надеванием | Предупреждение | 3 балла | См. п. 2.6.3. |
9. | Потеря специального основного снаряжения | Предупреждение | 10 баллов | См. п. 1.5. |
10. | Использование опоры на рельеф, запрещённый для движения. | Предупреждение | 10 баллов | Использование для движения или восстановления равновесия опоры на рельеф в ОЗ этапа или за КЛ коридора. |
11. | Срыв с повисанием на ВСС | Предупреждение | 10 баллов | Потеря устойчивости участником, приведшая к нагружению судейской страховки. |
12. | Многократные (более 2-х) касания или движение по рельефу в ОЗ. | Предупреждение | 10 баллов | См. п. 5.6.11. |
13. | Отсутствие или временное прекращение страховки, самостраховки, ВСС. | Снятие с этапа | 10 баллов | Отсутствие или временное прекращение самостраховки – участник находится в ОЗ этапа и не подключен усом самостраховки к перилам, или не выполнен ТП по п. 5.3.4. Отсутствие страховки – страховочная верёвка не подключена к страхуемому участнику (см. п.п. 5.1.1, 5.2.1, 5.3.2) или допущено одновременно более 2-х ошибок в технике страховки (см. п.п. 5.1, 5.3). |
14. | Потеря каски | Снятие с этапа | Снятие с этапа | При невозможности подбора и немедленного надевания каски. |
15. | Невыполнение условий прохождения этапа | Снятие с этапа | Снятие с этапа | Прохождение этапа с использованием ТП, отличающихся от заданных в Условиях прохождения дистанции. Непрохождение этапа в пределах КВ. |
16. | Невыполнение требований судьи | Снятие с этапа | Снятие с этапа | Невыполнение п. 4.2.3. |
17. | Невыполнение условий прохождения дистанции | Снятие с дистанции | Снятие с дистанции | См. п. 1.2.6. |
- Соревнования на дистанциях могут проходить по бесштрафовой, штрафной или комбинированной системе оценки нарушений.
- Бесштрафовая система оценки нарушений
- При использовании бесштрафовой системы оценка нарушений производится по Варианту 1 Таблицы 4.1.
- В случаях, предусмотренных п.п. 1-9 Таблицы 4.1, нарушение должно быть исправлено группой (связкой, участником) на месте без продолжения движения.
- При совершении нарушения, предусмотренного п.п. 10-12 Таблицы 4.1, либо невыполнении требований п. 4.2.2 после 2-го предупреждения судьи, либо преодоления ОЗ этапа с нарушением, участник обязан вернуться на ИС этапа в соответствии с п. 1.3.6 Регламента и повторить выполнение технического приёма.
- В случаях, предусмотренных п.п. 14-16 Таблицы 4.1, либо при невыполнении требований п.п. 4.2.3, группа (связка, участник) получает снятие с этапа в соответствии с п. 1.3.7.
- Результат группы (связки, участника) на дистанции определяется временем её прохождения, либо суммой результатов, показанных на этапах, за вычетом отсечки (п. 1.4.6).
- Группы (связки, участники), имеющие снятие с одного и более этапов в протоколе результатов занимают места после групп (связок, участников), прошедших дистанцию полностью.
- Допускается при определении результата использовать временной эквивалент за снятие группы (связки, участника) с этапа: для длинных дистанций – 60 минут; для коротких – 30 мин. В этом случае требования п. 4.2.6 не применяются.
- Штрафная система оценки нарушений
- При использовании штрафной системы оценка нарушений производится в соответствии по Варианту 2 Таблицы 4.1.
- Результат группы (связки, участника) на дистанции определяется суммой времени на дистанции и штрафных баллов за вычетом отсечки, либо суммой результатов, показанных на этапах и штрафных баллов.
- При подсчёте результатов группы (связки, участника) на дистанции штрафные баллы переводят во время. Временной эквивалент одного штрафного балла устанавливается: 30 секунд для длинной дистанции, 15 секунд для короткой дистанции.
- См.п. 4.2.6.
- См.п. 4.2.7.
- На соревнованиях в возрастных группах "мальчики/девочки", "юноши/девушки" допускается замена "снятия с этапа в связи с превышением КВ этапа" назначением штрафа за оставленное на этапе основное снаряжение (п. 9 Таблицы 4.1) и участников, не закончивших работу на этапе, из расчёта 10 баллов за каждого участника.
- Комбинированная система оценки нарушений
- В случаях, предусмотренных п.п. 1-9 Таблицы 4.1, нарушение должно быть исправлено группой (связкой, участником) на месте без продолжения движения.
- При совершении нарушения, предусмотренного п.п. 10-12 Таблицы 4.1, либо не исправления нарушения после 2-го предупреждения судьи, либо преодоления ОЗ этапа с нарушением, участник обязан вернуться на ИС этапа в соответствии с п. 1.3.6 и повторить выполнение технического приёма.
- В случае невыполнения требований п.п. 4.4.2 группе (связке, участнику) назначается штраф в соответствии с Вариантом 2 Таблицы 4.1.
- При подсчёте результатов группы (связки, участника) на дистанции штрафные баллы переводят во время. Временной эквивалент одного штрафного балла устанавливается: 30 секунд для длинной дистанции, 15 секунд для короткой дистанции.
- В случаях, предусмотренных п.п. 13-15 Таблицы 4.1, группа (связка, участник) получает снятие с этапа в соответствии с п. 1.3.4. При определении результата используется временной эквивалент за снятие с этапа: для длинных дистанций – 60 минут; для коротких – 30 мин.
- См. п. 4.3.2
- См. п. 4.3.3
- Применение систем оценки нарушений на соревнованиях различного уровня
- На соревнованиях уровня Чемпионата, Кубка, Первенства РФ, других всероссийских спортивных соревнований, а также на соревнованиях, проводимых на дистанциях 5-6 класса, применяется бесштрафовая система оценки нарушений.
- На соревнованиях уровня Чемпионата, Кубка и Первенства Федерального округа применяется бесштрафовая или комбинированная система оценки нарушений.
- На других соревнованиях возможно применение бесштрафовой, штрафной или комбинированной системе оценки нарушений.
- Определение результата на дистанции с этапом ориентирования
- В случае применения бесштрафовой системы оценки нарушений, пропуск КП ориентирования на дистанции ведёт к снятию группы (связки, участника) с этапа "Ориентирование".
- Если результат определяется суммой времени прохождения дистанции и штрафных баллов, либо только временем прохождения дистанции, пропуск КП ориентирования ведёт к снятию группы (связки, участника) с этапа "Ориентирование".
- Если результат на дистанции определяется суммированием результатов, показанных на этапах, при пропуске КП по штрафной и комбинированной системе оценки нарушений, группе (связке, участнику) назначается штраф из расчёта 10 баллов за каждый пропущенный КП.
Раздел 5. Технические приемы
- Переправа первого участника вброд
- Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по течению. Кроме того к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка, выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая верёвки подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть ИСС.
- Страховочная и сопровождающая верёвки должны удерживаться в руках не менее чем двумя участниками и одним участником соответственно. Выпуск верёвок через карабин запрещён.
- Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами "проводник-восьмерка".
- Расстояние между участниками, обеспечивающими страховку и сопровождение, должно быть не менее половины ширины водного препятствия.
- Переправа первого участника через водное препятствие по бревну
- Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка, выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Страховочная и сопровождающая верёвки подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть ИСС.
- Веревки выдаются согласно п.п. 5.1.2-5.1.4.
- Участник может использовать сопровождающую веревку для дополнительной опоры. Свободный конец сопровождающей веревки жестко удерживается на берегу, его подключение карабином (узлами) к участникам либо к опоре запрещается. Участник переправляется по бревну, постепенно выдавая верёвку и контролируя её натяжение.
- Способ движения по бревну (на ногах, сидя на бревне и т.д.) указывается в Условиях прохождения дистанции.
- Переправа первого участника через овраг по бревну, по дну
- Организация страховки участника должна осуществляться через точку опоры (ТО) (карабин, ФСУ), при этом угол страховки (угол между ветвями страховочной веревки) должен быть не более 90° по линии возможного срыва участника.
- Конец страховочной веревки подключается участнику в точку крепления к ИСС (п. 2.4.2).
- Свободный конец страховочной веревки закреплен на ТО или на точке крепления к ИСС страхующего участника.
- Страхующий участник должен находиться на самостраховке.
- Страховочная веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком, при этом руки страхующего не должны касаться карабина (ФСУ).
- Провис страховочной верёвки не должен быть ниже ступней страхуемого участника.
- Участник дополнительно обеспечивается ВСС, пристегивание, отстегивание и контроль за которой во время движения он осуществляет самостоятельно. Необходимость применения ВСС определяется заместителем главного судьи соревнований по безопасности, исходя из конкретных параметров этапа.
- См. п. 5.2.4.
- Подъем первого участника с командной страховкой
- Участник движется по склону с нижней страховкой свободным лазаньем, простегивая страховочную веревку в карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., закреплённые на ТО.
- См. п.п. 5.3.1-5.3.5, 5.3.7.
- При организации страховки из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику необязательна.
- Траверс склона первым участником с командной страховкой
- Участник движется по склону со страховкой свободным лазаньем, простегивая страховочную веревку в карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., закреплённые на ТО.
- См. п.п. 5.3.1-5.3.7.
- Организация перил
- Перилами является основная веревка, используемая группой (связкой, участником) для преодоления препятствия.
- Перила могут выполнять роль страховки и (или) опоры.
- Крепление перил к ТО осуществляется посредством узлов, указанных в п. 2.7.
- а). Крепление перил траверса согласно п.5.6.3. допускается производить только на ТО ИС и ЦС этапа. б) На остальных ТО, организованных в ОЗ этапа, перила могут проходить через карабины, отвечающие требованиям п.п. 2.3.1-2.3.3., без крепления узлами.
- Допускается крепление верёвки кольцом вокруг опоры. В этом случае концы верёвки должны быть связаны узлом из п. 2.7, либо соединены при помощи карабина, при этом устройства для обеспечения самостраховки и движения включаются в обе ветви перил.
- Допускается крепление перил зажимом (жумаром), при этом перила должны быть дополнительно закреплены узлом "карабинная удавка", либо подключены к ТО карабином, в любом из этих случаев длина веревки от зажима до карабина должна быть не более 1 м. Перила, натянутые при помощи полиспаста крепить на зажимах не разрешается.
- Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью двойного и более полиспаста, не являются страховочными. Для организации перильной страховки допускается применение полиспаста, имеющего не более одного элемента (блока, карабина), дающего выигрыш в силе.
- Требования по п. 5.6.7 не распространяются при применении двойной основной веревки.
- Для подключения полиспаста к рабочей (натягиваемой) веревке используются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.6., либо схватывающий узел (по п. 2.7), выполненный из сдвоенного репшнура диаметром 6 мм (в рабочем сечении 4 ветви). На верхнем конце петли схватывающего узла, подключаемой к полиспасту, должен быть завязан узел "двойной проводник".
- При организации перил на спуске (подъеме) на свободном конце перил должен быть завязан узел "проводник-восьмерка". Если спуск заканчивается (подъём начинается) в ОЗ этапа, то нижний конец перил должен быть закреплён на ТО.
- При движении по перилам навесной переправы и параллельным перилам организованным группой (связкой, участником), в случае неудовлетворительного натяжения перил, при многократном (более 2 раз) касании участником рельефа или движении по рельефу в ОЗ этапа, участник обязан вернуться на ИС этапа, при необходимости произвести дополнительное натяжение перил и пройти этап заново.
- Снятие перил
- Снятие перил осуществляется с ЦС этапа.
- Допускается, если п. 5.7.1 не оговорен Условиями прохождения дистанции, снятие перил производить с ИС этапа последним участником группы (связки). При этом к последнему участнику при преодолении этапа относятся те же требования по обеспечению страховкой (самостраховкой), сопровождением и способу движения, что и при прохождении первого.
- Движение по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам
- При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно п. 5.6. Ус самостраховки может являться частью сопровождающей верёвки.
- Сопровождающая веревка подключается участнику в точку крепления к ИСС (п. 2.4.2) либо к карабину самостраховки, скользящему по перилам.
- Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на точке крепления к ИСС участника, стоящем на самостраховке.
- Сопровождающая веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком.
- Расположение сопровождающей веревки относительно перил, бревна не регламентируется.
- На перилах может находиться не более одного участника.
- Запрещается дополнительная загрузка перил другими участниками или снаряжением (подключение к перилам, оттягивание перил вниз, зависание).
- При переправе вброд перила должны располагаться выше по течению относительно участника.
- Переправа участника по параллельным перилам осуществляется стоя ногами на нижней верёвке.
- Движение по навесной переправе. Подъём (спуск) по наклонной навесной переправе
- Переправа производится по двойным перилам, организованным согласно п. 5.6, на карабине, подключенном в точку крепления к ИСС участника. Допускается движение с использованием блоков, при условии соблюдения п.п. 2.3.7-2.3.9.
- При организации страховочных и грузовых перил отдельными одинарными верёвками (см. п. 5.6), участник должен быть подключен карабином к грузовым и коротким усом самостраховки к страховочным перилам.
- См. п.п. 5.8.2-5.8.7.
- При движении участника по наклонной навесной переправе (угол наклона перил ≥20°) вместо сопровождения участник обеспечивается верхней командной страховкой в соответствии с п.п. 5.3.1- 5.3.7, 5.11.3 (для подъёма), 5.12.4 (для спуска).
- В случае невозможности обеспечения участника верхней командной страховкой (движение первого участника, индивидуальное прохождение) при выполнении подъёма, он должен быть обеспечен самостраховкой в соответствии с п. 5.10.2. Необходимость самостраховки определяется заместителем главного судьи по безопасности, исходя из конкретных параметров этапа.
- При выполнении спуска по наклонным перилам движение производится вперёд ногами.
- Подъем (спуск) по склону с самостраховкой по перилам
- Участник движется по склону с самостраховкой на перильной верёвке, организованной согласно п. 5.6.
- Для организации самостраховки на подъеме применяются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.4, при этом используется короткий ус самостраховки.
- Для организации самостраховки на спуске применяются устройства, отвечающие требованиям п. 2.3.5.
- Для организации самостраховки на подъеме (спуске) по склону по перилам на дистанциях 1-3 классов допускается использовать схватывающий узел, выполненный из репшнура диаметром 6 мм (в рабочем сечении 2 ветви). На конце петли схватывающего узла, подключаемой к точке ИСС участника, должен быть завязан узел "двойной проводник".
- При движении с самостраховкой, организованной по п. 5.10.4, участник должен перемещать схватывающий узел таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке).
- Провис перил не должен быть ниже уровня ступней участника.
- См. п. 5.8.6.
- См. п. 5.3.7.
- Подъем по склону с верхней страховкой
- Подъём участника может осуществляться свободным лазанием или с опорой на перила.
- См. п. 5.3.1-5.3.7.
- При организации верхней страховки с ИС из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику не обязательна.
- Спуск по перилам
- Движение участников осуществляется на ФСУ по перилам, организованным согласно п. 5.6.
- Наличие верхней страховки регламентируется Условиями.
- См. п.п. 5.3.1 – 5.3.7.
- При организации верхней страховки с ЦС из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику не обязательна.
- См. п. 5.8.6.
- Траверс склона по перилам
- При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно п. 5.6.
- Страховочные перила должны располагаться выше по склону относительно участника и могут быть использованы участником в качестве дополнительной опоры.
- При движении участников перила должны проходить через все карабины, закреплённые на ТО в ОЗ этапа.
- См. п. 5.8.6.
- На протяжении всего этапа допускается организация нескольких перил, если иное не оговорено в Условиях прохождения дистанции.
- Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник)
- Участник выполняет ТП с самостраховкой на перильной верёвке, организованной согласно п. 5.6.
- Самостраховка участника организуется аналогично п.п. 5.10.3, 5.10.4. Участник переправляется по бревну, постепенно выдавая верёвку и контролируя её натяжение.
- См. п. 5.10.5
- См. п. 5.8.6.
- См. п. 5.2.4.
- Переправа методом «вертикальный маятник»
- Для переправы используются перила, организованные согласно п. 5.6. Высота закрепления перил - не менее ширины реки или оврага.
- Участник крепится к перилам устройством, отвечающим требованиям п. 2.3.4, или схватывающим узлом. Место подключения участника к перилам должно располагаться выше точки крепления на ИСС.
- Участник обеспечивается сопровождением в соответствии с п.п. 5.8.2-5.8.5.
- См. п. 5.8.6.
- Участник преодолевает ОЗ прыжком без касания рельефа или воды. Если участник не регулирует своего положения на перилах, то перила неизменяемой длины крепятся к участнику самостраховкой или непосредственно карабином в точку крепления ИСС.
- Если участник регулирует своё положение на перилах, то он крепится к перилам ФСУ, отвечающим требования п. 2.3.5, и обеспечивается верхней страховкой (п. 5.3.1-5.3.7). Дополнительно участник может использовать любые устройства отвечающие требованиям п. 2.1.1-2.1.5.
- Транспортировка снаряжения
- Транспортировка рюкзаков со снаряжением запрещается участникам, преодолевающим первыми этапы:
-переправа вброд;
-переправа по бревну;
-переправа через овраг по дну;
-подъем по склону свободным лазаньем.
- Запрещается транспортировка рюкзаков со снаряжением по навесной переправе совместно с участником.
- Допускается участникам по п.п. 5.16.1, 5.16.2 транспортировать закрепленную на корпусе веревку в бухте.
- Транспортировка снаряжения при переправе по параллельным перилам, по бревну, вброд или по навесной переправе допускается по перилам, если на них не находится участник.
- На подъемах (спусках) допускается вытягивание (спуск) снаряжения на транспортной веревке.
- Запрещается транспортировка снаряжения по п. 5.16.5 во время нахождения участника в ОЗ этапа.
- Запрещается перебрасывание снаряжения с одной стороны этапа на другую, если иное не оговорено в Условиях прохождения дистанции.
- Запрещается волочение веревок между этапами, если иное не оговорено Условиями.
- Спортивный спуск
- Спуск участника происходит по перилам, организованным согласно п. 5.6.
- Перильная веревка должна проходить за спиной и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки (рук).
- См. п. 5.8.6.
- Подъём по склону спортивным способом
- Движение участника осуществляется с опорой на перила.
- Захват перил осуществляется поочерёдно правой и левой рукой.
- См. п. 5.8.6.
- Переправа с опорой на перила вброд, по бревну, по параллельным перилам
- Для движения и сохранения равновесия участник использует опору на перила на протяжении всей ОЗ этапа.
- При движении по бревну или параллельным перилам участникам должна обеспечиваться гимнастическая страховка.
- Переправа вброд с альпенштоком
- Длина альпенштока должна быть не выше роста участника. Альпеншток является дополнительной точкой опоры и удерживается участником двумя руками.
- При переправе боком или грудью к течению нижний конец альпенштока удерживается относительно участника выше по течению.
- Траверс склона с альпенштоком
- См. п. 5.20.1.
- Нижний конец альпенштока удерживается относительно участника выше по склону.
- Подъём по склону с альпенштоком
- См. п. 5.20.1.
- Подъём осуществляется серпантином по размеченному коридору или от одной маркировки по краю коридора ОЗ к другой. Число поворотов серпантина – не менее одного.
- Нижний конец альпенштока удерживается относительно участника выше по склону.
- При смене направления движения, поворот осуществляется лицом к склону, одним движением, с опорой на внешнюю (при повороте) ногу. Участник должен восстановить правильный хват альпенштока до продолжения движения.
- Не допускается нахождение участников в ОЗ друг под другом, потеря альпенштока, или какое-либо его крепление к участнику кроме темляка. В ОЗ могут быть обозначены зоны поворота, где нахождение участников друг под другом не судится.
- Спуск по склону с альпенштоком
- См. п. 5.20.1.
- Спуск осуществляется вертикально вниз или серпантином по размеченному коридору или от одной маркировки по краю коридора ОЗ к другой.
- См. п. 5.21.2.
- При смене направления движения, поворот осуществляется спиной к склону, одним движением, с опорой на внешнюю (при повороте) ногу. Участник должен восстановить правильный хват альпенштока до продолжения движения.
- См. п. 5.22.5.
- Укладка бревна
- Укладка бревна осуществляется с исходного берега в створ, указанный судьями этапа на ЦС этапа, не заходя в опасную зону.
- Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяжками-усами из основной веревки (п.2.2), закрепленными за верхний конец бревна и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом. Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также обматывать вокруг руки, корпуса и т. п.
- В момент укладки бревна участники не должны находиться над или под бревном.
- Если в результате укладки бревно не попало в указанный створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег и прием повторяется.
Приложение к Регламенту
Изображения узлов, применяемых при выполнении ТП (к п.2.7)
Встречный | Встречная восьмерка | |
Грейпвайн | Штык | |
Брамшкотовый | Булинь | |
Стремя | Двойной проводник | |
Проводник восьмерка | Симметричный схватывающий | |
Австрийский проводник | Австрийский схватывающий | |
Схватывающий Бахмана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный туризм на пешеходных дистанциях
Данный материал знакомит с пешеходным видом спортивного туризма....
Тесты на знание Регламента спортивного туризма дистанции-пешеходные
Пособие предназначено для организаторов, тренеров и руководителей туристских команд детей и юношества образовательных учреждений, участникам многодневных туристских соревнований, участникам много...
общеразвивающая программа подготовки по виду спорта спортивный туризм
Программа предназначена для организации и планирования тренировочной работы, определения наполняемости и объёма занятий различных возрастных групп, возрастных критериев для допуска к занятиям, к...
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Спортивный туризм"
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Спортивный туризм" для педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ....
«Техника и тактика спортивного туризма на пешеходных дистанциях 2-го класса»
Данное занятие по теме «Техника и тактика спортивного туризма на пешеходных дистанциях 2-го класса» разработано на основе дополнительной общеразвивающей программы «Спортивный туризм...
Разрядные нормы, требования и их выполнение по виду спорта Спортивный туризм в 2018-2021 годы
Разрядные нормы, требования и их выполнение по виду спорта Спортивный туризм в 2018-2021 годы...
Статья "Развитие группы дисциплин "дистанция пешеходная " в виде спорта спортивный туризм"
Статья адресована педагогов дополнительного образования и тренеров по спортивному туризму...