общеразвивающая программа подготовки по виду спорта спортивный туризм
рабочая программа на тему
Программа предназначена для организации и планирования тренировочной работы, определения наполняемости и объёма занятий различных возрастных групп, возрастных критериев для допуска к занятиям, контрольных требований по этапам подготовки по спортивному туризму в МБОУ ДО ДЮСШ № 8 с.Небуг МО Туапсинский район.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soturizm-programma_shansdoc.doc | 571.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор программы:
Саутина Светлана Валерьевна – тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ № 8 с.Небуг МО Туапсинский район, инструктор детско-юношеского туризма, спортивный судья 2-ой категории.
Попович Екатерина Николаевна – тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ № 8 с.Небуг МО Туапсинский район, инструктор-проводник пешеходного туризма.
Рецензенты:
Прудиус Владимир Ионович - заслуженный турист Краснодарского края, инструктор детско-юношеского туризма, спортивный судья 1-ой категории.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми законодательными актами.
Программа предназначена для организации и планирования тренировочной работы, определения наполняемости и объёма занятий различных возрастных групп, возрастных критериев для допуска к занятиям, контрольных требований по этапам подготовки по спортивному туризму в МБОУ ДО ДЮСШ № 8 с.Небуг МО Туапсинский район.
Раскрывает содержание тренировочной работы, планирует распределение учебного материала по группам и разделам подготовки, систему контрольных нормативов, определяет требования для перевода обучающихся в группы более высокой квалификации.
Введение
Дополнительное образование учащихся в оздоровительно-познавательной и туристско-спортивной направленности призвано усилить развивающий, познавательный, творческий, деятельностно-практический, эмоционально-ценностный эффект образования в процессе активной двигательной, игровой, соревновательно-состязательной деятельности как в спортивных залах, так и на свежем воздухе.
Дополнительное образование детей тем эффективнее, чем полнее реализуется свобода выбора вида деятельности с учетом уровня развития когнитивной, мотивационной и деятельностно-практической сфер ребенка.
Предлагаемая программа направленна на физическое воспитание личности детей, развитие двигательной активности, формирования здорового образа жизни и интереса к занятиям спортом, а так же на выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о виде спорта «спортивный туризм».
Апробация учебных планов и содержания программы проводились в отделении «спортивный туризм» МБОУ ДОД ДЮСШ № 8 с.Небуг МО Туапсинский район, а также с секциях общеобразовательных школ.
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства спорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Пояснительная записка
Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего его социального мира.
Цель тренировок состоит в Развитии двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач: |
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- формирование координационных функций;
- подготовка к обучению по программе сортивно-прикладной подготовки спортивного туризма в природной среде .
Данный комплект программ дополнительного образования детей предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности под руководством тренера-преподавателя таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью окружающей природной и социальной средой. При этом индивидуализированная подготовка организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, величине, продолжительности и напряжённости в соответствии с полом и возрастом, а также уровнем функционального и биологического индивидуального развития занимающихся.
Содержание программ рассчитано на два года занятий с учащимися 9-14 лет, проявляющими интерес к физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года занятий – 15-25 человек.
В основе замысла программно-методического комплекта лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной туристской самодеятельности (тренер, инструктор, родитель, спортсмен-разрядник, студент…). Содержание комплекта программ опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников, М. И. Богатов, О. И. Мотков) и 'предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной и спортивной деятельности детей и их родителей.
Примерная учебная программа 1-го года занятий рассчитана на 184 часа в год (4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа), с сентября по июль включительно. Со второго года обучения образовательная нагрузка увеличивается: 276 часов (6 часов в неделю: 3 раза по 2 часа).
Возраст обучающихся от 9 до 11 лет с первого года обучения, и с 12 до 14 лет включительно на втором году обучения. При зачислении обучающийся должен иметь справку от врача о допуске к занятиям по спортивному туризму и заявление о приёме.
Распределение возраста на два года обучения обусловлено:
- Правилами по виду спорта «спортивный туризм», а именно в дисциплине «маршрут». С12 лет начинается подготовка к категорийным маршрутам.
- С 12 лет может идти отбор для обучения по программе сортивно-прикладной подготовки.
- До 14 лет присуждаются юношеские разряды, которые обучающиеся могут выполнить и на начальном этапе подготовки.
- Дети до 12 лет обучаются в начальной общеобразовательной школе, и, как правило, менее сознательны и самостоятельны в своих решениях и поступках, а значит, требуют несколько иного подхода к тренировкам.
Тренер-преподаватель имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной, оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий должна предполагать как организацию активной, оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и просмотр видеозаписей о соревновательной деятельности, путешествиях и экскурсии, беседы.
Тренировочные занятия должны способствовать освоению занимающимися основ познания в вопросах краеведения; азбуки туристско-бытовых и санитарно-гигиенических навыков; организации туристского быта в полевых условиях; ориентирования на местности в условиях своего микрорайона (школьного двора); формирования физкультурно-туристских знаний умений и навыков; обучения двигательным навыкам и действиям общего укрепления здоровья и закаливания организма; развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовьх качеств); овладения техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий в природу, туристских прогулок, походав выходного дня.
Организация туристско-познавательной, спортивной деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей младших школьников и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровление, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций
Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной туристско-краеведческой и исследовательской деятельности.
Занимающиеся 1-2-го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своим микрорайоном (населенным пунктом), ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. В итоге с зелеными массивами своего района; с ними возможны одно-двухдневные мини-походы по родному краю, ближайшим окрестностям своего населенного пункта; они закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.
Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе, на спортивных площадках или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие занимающихся на скалодромах и в залах.
Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т.'д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достоприме-чательностей и т. д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.
Особенно такие качества формируются во время проведения учебно-тренировочных мероприятий, в частности походов, которые нацелены на комплексную отработку многих умений и навыков одновременно: техника движения по локальными препятствиям и ориентированием; организация бивуака и контроль за гигиеной и снаряжением; умение оказать необходимую помощь товарищу и не потерять дух соревнования.
Программа предусматривают проведение систематической (не менее 2 раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей (родители) и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.
Зачётные мероприятия дают возможность реально в соревновательных и походных условиях проверить итоговую подготовку каждого участника как физическую так и психологическую. Причём не только участников и родителей. Так как именно в нестандартной ситуации видно как родители поддерживают ребёнка либо безразличны к нему.
Примерный план-график туристской спортивно-оздоровительной подготовки
1 года обучения (4 часа в неделю).
Содержание занятий | Количество учебных часов по месяцам | Всего часов | |||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | ||
1. Теоретическая снова туристской подготовки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 20 | |
1.1. Основы гигиены, здоровья и безопасности туриста в различных условиях. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | |
1.2.. Топография и ориентирование. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
1.3. Краеведение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
1.4 туризм и Скалолазание. | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
2.Общая физическая подготовка. | 13 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 7 | 7 | 8 | 92 | |
3.Специальная физическая подготовка (туристские подвижные игры). | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 | ||
4. Учебно-практические мероприятия | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 12 | ||
4.1.Учебно-тренировочное скалолазание. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
4.2 Учебно-тренировочные походы. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | |||||
5. Приемные и переводные экзамены | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | ||||||||
5.1.Зачётные туристские игры или соревнования на дистанции 1 класса. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
5.2.Зачётный поход выходного дня или 1 степени сложности. | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
6. Медицинское обследование | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
Всего часов (месяц, год). | 17 | 17 | 17 | 17 | 15 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 16 | 184 |
Примерный план-график туристской спортивно-оздоровительной подготовки
2 года обучения (6 часов в неделю).
Содержание занятий | Количество учебных часов по месяцам | Всего часов | |||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | ||
1. Теоретическая снова туристской подготовки | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 30 | ||
1.1. Основы гигиены, здоровья и безопасности туриста в различных условиях. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ||
1.2.Краеведение. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
1.2.Топография и ориентирование. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
1.3 Скалолазание. | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
2.Общая физическая подготовка. | 15 | 13 | 13 | 12 | 10 | 12 | 12 | 11 | 11 | 12 | 7 | 128 | |
3.Специальная физическая подготовка (туристские подвижные игры). | 5 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 84 | |
4. Учебно-практические мероприятия | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 24 | ||
4.1.Учебно-тренировочное скалолазание. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||
4.2 Учебно-тренировочные походы. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | ||||
5. Приемные и переводные экзамены | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | ||||||||
5.1.Зачётные туристские игры или соревнования на дистанции 1 класса. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
5.2.Зачётный поход выходного дня или 1 степени сложности. | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
6. Медицинское обследование | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
Всего часов (месяц, год). | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 18 | 276 |
Содержание программы
1. Теоретическая снова туристской подготовки
- Основы гигиены, здоровья и безопасности туриста в различных условиях.
1.1.1 Оздоровительная роль туризма
Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсии) и краеведения (изучение и познание окружающего мира) для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
1.1.2. Правила поведения юных туристов
История и традиции выполнения общественно полезных дел юными туристами. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и пр.
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу), рассказ о порядке хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте), участие в мероприятиях по ее улучшению и охране.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота - залог здоровья».
Юные туристы - хорошие товарищи и коллективисты.
Подготовка и участие в туристских прогулках, экскурсиях; в спортивно-оздоровительных состязаниях, играх и соревнованиях.
Участие в подготовке, организации и проведении порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки. Оформление впечатления о них под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др. Выполнение порученных заданий аккуратно, в срок, полностью и хорошо.
Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Капитан туристской команды: его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.
Практические занятия. Прогулка в парк (в лес, на лужайку) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы.
1.1.3. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдения тишины при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес), взаимопомощь в туристской группе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы
1.1.4. Основы безопасности дома и в школе
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб.
Практическое занятие. Игры на темы: «Что делать в случае (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, и посторонних предметов и пр.)?», «Действия в аварийной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы.
1.1.5. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь, требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения корректировки умений готовиться к участию в туристских мероприятиях.
1.1.6 Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
Практические занятия. Упаковка продуктов питания для организации перекуса на туристской прогулке. Личная гигиена юного туриста на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Чтение и обсуждение книг о правилах личной гигиены с организацией чаепития (для закрепления правил личной гигиены).
1.1.7 Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Выносливость и сила воли, необходимость их формирования при занятиях туризмом. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Закрепление навыков подготовки запасов воды для питья и рационального ее расходования во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).
1.1.8 Групповое снаряжение и уход за ним
Групповое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка, ( рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для палатки. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих, исследовательских заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии). Требования к уходу за снаряжением.
Практические занятия. Упаковка и распределение группового снаряжения для туристской прогулки между участниками. Завхоз туристской группы по снаряжению и его обязанности на туристской прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
1.1.9 Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения.
Практическое занятие. Игра-состязание «Качественный ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания, пришивания пуговиц и пр.).
1.1.10 Организация биваков и охрана природы
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планировка и организация бивака на местности. Организация бивачных работ. Разбивка лагеря для привала на туристской прогулке.
1.1.11 Установка палаток
Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Занятие на местности. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (пришкольная площадка или парк).
1.1.12 Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке. )
Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
1.1.13 Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
• при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
• попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
• ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
• тошноте, рвоте (отравлении). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;
• солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.
1.1.14 Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
1.1.15 Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
Состав медицинской аптечки для туристской прогулки (индивидуальной и групповой). Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы. |
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
1.1.16 Способы транспортировки пострадавшего
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах простых травм.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего на руках. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка пострадавшего на пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
1.2. Азбука топографии
1.2.1. Мой дом, моя школа, школьный двор
Формирование представлений занимающихся о своем доме(квартире), школе и школьном дворе; назначении и расположении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия. Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям.
Занятие на местности. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (знакомство с назначением) построек и объектов).
1.2.2 План местности
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где их герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей). История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане. |
Практические занятия. Рисовка занимающимися плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Занятия на местности. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.
1.2.3. Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки. Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Юный топограф в туристской группе.
Практические занятия. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Легенда туристского маршрута. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Занятие на местности. Составление легенды движения группы условными знаками.
1.2.4. Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.
1.2.5 Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы передвижения и ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения юных туристов, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).
Занятия на местности. Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.
1.2.6. Виды туристского ориентирования
Виды туристского ориентирования и их различия. Знакомство с основами правил соревнований по туристскому ориентированию. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и требования к его креплению.
Практические занятия. Умение правильно и надежно крепить номер участника, упаковывать карту (схему) и обеспечивать ее сохранность. Движение по плану (схеме).
Занятия на местности - прохождение маршрутов ориентир 6рования по выбору. Основные правила и условия соревнований туристского ориентирования по выбору. Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП). Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
1.2.7. Способы отметки на КП
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП: компостерные и карандашные.
Занятия на местности. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».
1.2.8. Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Поиск, выявление, знакомство и нанесение на бумажную основу - план микрорайона школы, улицы, двора, различных памятников и других объектов.
1.3. Основы краеведения
1.3.1. Родословие
Состав семьи воспитанников (родословная). Семейные традиции и семейные праздники. Мой дом. Моя комната.
Практические занятия. Составление (совместно с родителями) генеалогического дерева своей семьи. Рисование на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Рассказ о своих друзьях, родителях.
1.3.2. Земляки
Изучение истории школы «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Интересные люди школы: технические служащие, учителя и выпускники. Знаменитые люди: выпускники школы, ветераны войн. Краеведческие должности: юный историк-краевед, юный краевед-летописец, юный краевед-фотограф.
Практическое занятие. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказов о туристской (походной) жизни в школьные годы; встреча с ветеранами труда и войн.
1.3.3. Природное наследие
Растения и животные родного края, микрорайона, парка. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры школьного двора, микрорайона школы. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные (причудливые) формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных живого уголка, своего двора, парка (ближайшего леса), следы их жизнедеятельности в природе. Оказание помощи братьям меньшим (изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц). Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания юных туристов и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности (роли) юных туристов на экскурсии, во время туристской прогулки: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, географ, эколог и т. д.
Практические занятия. Ведение дневников наблюдений впечатлений (совместно с педагогом или родителями). Рисование зимнего двора, парка (леса). Выполнение аппликации «Осенняя сказка» и т. п. Выполнение рисунка о том, что увидели в своем дворе, во время туристской прогулки или экскурсии. Рассказ занимающихся о наиболее ярких впечатлениях от посещения музея, выставки.
Занятия на местности. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и сбор отпечатков (рисунков) следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.). Экскурсия в природоведческий илизоологический музей (на выставку). Соблюдение правил поведения и культуры общения в культурно-зрелищных учреждениях. Формирование умения слушать экскурсовода, правильно осматривать экспонаты, помнить цель экскурсии - узнать и увидеть что-то новое, интересное; умения знатоков-краеведов не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.
1.4. Туризм и скалолазание
1.4.1. Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристского специального снаряжения); организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград (ручьев, луж), преодоление крутых склонов; движение по дорогам (дорожкам), преодоление спусков. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие.
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения).
1.4.2 Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна).
Естественное и искусственное препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствия. Правила безопасного преодоления препятствия. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие членов в спортивной туристской команде. Права и обязанности участника юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.
1.4.3 Туристские узлы и их применение.
Туристские узлы: прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными туристами в туристских прогулках (походах).
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению.
Пешеходные прогулки осенью и весной. Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдых на больших и малых привалах.
Наблюдение окружающих объектов природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной среды. Рассказы юных знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоемах и т. д., о сезонных изменениях в природе в парке (лесе). Организация бивака и перекуса на большом привале, проведение подвижных игр и конкурса знатоков. Уборка места организации привала.
1.4.4. Горный туризм и скалолазание.
Правильный подбор снаряжения юными туристами и их родителями. Техника скалолазания и передвижения в горах: (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе и при скалолазании. Скалолазание, как подвид альпинизма.
Практические занятия. Подбор снаряжения для занятий на местности. Умение правильно одеваться для горной прогулки или занятий.
Горные и лесные прогулки. Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдых на малых привалах. Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и изучение искусственных объектов.
2. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
2.1. Общая физическая подготовка |и оздоровление организма
Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Бег с препятствиями и по пересеченной местности. Развитие функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные (игры, гонки, плавание). Развитие силы. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия. Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные игры. Гимнастические упражнения.
Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе народные) игры.
3. Специальная спортивно-оздоровительная физическая подготовка
3.1. Техника в преодолении локальных препятствий
Развитие общей и специальной выносливости непосредственно в условиях природной среды. Бег с локальными препятствиями и по пересеченной местности (переправы, лазания, спуски и подъёмы). Туристские упражнения со спец оборудованием на развитие силы, координации и гибкости.
4. Учебно-тренировочные мероприятия
4.1. Учебно-тренировочное скалолазание
Занятия проводятся непосредственно на скальном оборудовании или на самих скалах с верхней страховкой или траверсом (боулдиринг). Отработка техники лазания вверх, вниз, траверсом.
Ходьба по склонам в различное время года. Подъёмы, спуски, траверсы без груза и с грузом в рюкзачке до 1-2 кг; передвижение в среднем темпе. Преодоление лёгких скал свободным лазанием.
4.2. Учебно-тренировочные походы
Занятия проводятся непосредственно на рельефе до 4 часов. Отработка преодоления локальных препятствий в цельном маршруте с самостраховкой и взаимостраховкой. Преодоление препятствий с помощью наведённых верёвочных перил. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.
Прохождение маркированного маршрута. Способы маркировки дистанции. Основные правила и условия соревнований туристского (экскурсионного) ориентирования на маркированной трассе. Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместное педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
Экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легенды и движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции
под руководством педагога.
Прохождение обозначенного маршрута. Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Требования к вниманию участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила и условия соревнований ориентирования на обозначенном маршруте. Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно , с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования. |
Отработка бивачных работ: установка палаток, сушилок для одежды, шалашей, кострищ, разжигание костров, приготовление простой пищи на костре.
5. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика
функционального и физического развития и тестирование занимающихся
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью). Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения занимающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.
Практическое занятие. Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями воспитанников) дневника наблюдений за параметрами физического развития организма занимающихся.
Занятие на местности. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития воспитанников за год.
6. Зачётные мероприятия
6.1 Зачетные испытания в туристских играх и мини соревнованиях
Прохождение технической дистанции 1 класса с использованием специального снаряжения для самостраховки и свободное лазание по скалодрому на высоте не более 4м.
6.2 Зачетный летний однодневный поход
Движение группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.
На втором году обучения прохождение двухдневного маршрута до 10 км в день или похода 1 степени сложности.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособие,- М., ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2003. – 206с. (Библиотека учителя физкультуры).
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.- М.: Просвещение, 1991. – 64с. – ( Б-ка учителя физической культуры).
- Иванченко Г.Г., Иванов А.И., Иванченко И.Ф. Первая медицинская самопомощь и взаимопомощь, - Краснодар, 2004. – 123с.
- Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003, - 228с., ил., изд.2-е стереотипное.
- Константинова Ю.В. Методическая система экстремальной подготовки. // Туристско-краеведческая деятельность – важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодёжи: Материалы конференции: 8-9 декабря. – М.: Мин.обр.РФ, ЦДЮТиК МОР, РГУФКСиТ, СКР, АДЮТи К, 2003. – 138с.
- Маслов А.Г. Полевые туристские лагеря /Константинов Ю.С., Дрогов И.А./ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей).
- Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб-метод. пособие. – М. Гуманит. изд. цнтр ВЛАДОС, 2000. – 160с.: ил. (Воспитание и дополнительное образование детей).
- Маслов А.Г. Развитие жизненно важных навыков – одно из условий адекватных действий в экстремальных ситуациях. // Туристско-краеведческая деятельность – важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодёжи: Материалы конференции: 8-9 декабря. – М.: Мин.обр.РФ, ЦДЮТиК МОР, РГУФКСиТ, СКР, АДЮТи К, 2003. – 138с.
- Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Атрель», 2003. – 526(2)с. – ( Настольная книга).
- Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей: Вып.5: Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2ч. Ч.1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристско-спортивная подготовка. – М. Советский спорт, 2003. – 128с.
- Смирнов Д.В., Лагусев Ю.М., Зорин А.И. Программы дополнительного образования детей: Вып.5: Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2ч. Ч.2. Этапы туристско-спортивной подготовки: учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства; под общ. ред. Д.В. Смирнова – М. Советский спорт, 2003. – 128с.
- Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник., 2-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2004. – 328с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регламент по виду спорта _спортивный туризм__ Дистанция - пешеходная
Регламент по виду спорта _спортивный туризм__ Дистанция - пешеходная...
Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика
Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. П...
Программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика
Программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. Пилояна (СДЮСШОР «Югория») разработан...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки по виду спорта тхэквон-до
Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имее...
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Спортивный туризм"
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Спортивный туризм" для педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ....
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА СПОРТИВНАЯ БОРЬБА
Пояснительная записка_______________________________________________3Краткая характеристика вида спорта_____________________________________3Специфика организации тренировочного процесса______________...
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная борьба".
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба» (далее – Программа) разработана в рамках реализации Федерального закона от 30 апреля...