Формирование гражданско-патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе
учебно-методический материал по теме

Савченко Николай Иванович

Вопросы формирования общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию. Компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные , необходимые человеку любой процесс, возраста навыки и умения. Новые Федаральные оброазовательнеые стандарты ставят вопросы формирования гражданина России, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Данная работа посвящена обобщению опыта работы воспитателя ( классного руководителя) по патриотическому воспитавнию во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование гражданско - патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе воспитателя»

Воспитатель 82 класса Савченко Н.И.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора.

Вопросы формирования  общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию.

 Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста навыки и умения.

Новые Федеральные образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина России, патриота своей Родины на одно из важнейишх мест. Многие предметы имеют положения, так или иначе затрагивающие вопросы гражданского, патриотического и нравственного воспитания. Так¸ например, пункт 9: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Стандарты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Именно такие задачи ставит государство перед педагогами , а в военных училищах довузовской подготовки и воспитателями.

В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.

Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края . И эти задачи стоят именно перед воспитателями. Именно они должны ставить перед собой задачи воспитания патриотизма, гражданской позиции во внеурочное время.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).

Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе и во внеучебное время. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в нашем училище  сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»:

… 2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание  неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе…

 4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы по патриотическому, историко-краеведческому и военно-патриотическому воспитанию является культурно-познавательный туризм или как привычнее для всех нас -  экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Цели экскурсий: гуманистическуое воспитание учащихся, патриотическое воспитание на примерах героических событий истории нашей Родины, расширение кругозора и общего мировоззрения и оздоровление и физическое развитие.

Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.

Различаются следующие общие приемы ведения экскурсий:

1.Показ-руководство восприятием демонстрируемых предметов, их характеристик и связей.

2.Рассказ-руководство восприятием определенных элементов содержания экскурсии, комментирование объекта.

3.Беседа, или вопросно-ответный способ.

4.Моторные приемы - руководство восприятием объектов в процессе движения и посредством движения.

Экскурсии, проводимые воспитателем, должны учитывать  несколько обязательных положений.

Во-первых, воспитанники Нахимовского военно-морского училища являются представителями различных регионов РФ, поэтому их знания по истории Санкт-Петербурга малы и фрагментарны и требуют  больших затрат времени на подготовку;

Во-вторых, нахимовцы не обладают опытом подбора материала (информационная грамотность недостаточна – они не могут правильно сформулировать запрос в Интернете, выбрать необходимую информацию и представить письменный материал);

В-третьих, у воспитанников очень маленький опыт публичных выступлений. Отсюда – косноязычие и  стеснение.  

А так как задача Нахимовского училища – подготовка воспитанников для службы в Вооруженных силах РФ в должности офицеров, а значит – работа с подчиненными и воинскими коллективами – то способность говорить на аудиторию, держать внимание товарищей, умение отбирать информацию и использовать ее  есть насущная необходимость. Поэтому воспитывать эти качества необходимо с подросткового возраста. Также как и терпимость к товарищам, снисходительность к речевым ошибкам. Эти качества как нельзя лучше могут быть воспитаны в результате экскурсий, которые гововят сами нахимовцы.

Для выполнения поставленных целей военно-патриотического и гражданского воспитания могут быть проведены следующие экскурсии:

  1. Училищный дом Петра Великого: история создания и современность.
  2. Петроградская сторона: мы здесь живем и учимся.
  3. Памятные литературные места Петроградской стороны.
  4. История военно-морской формы одежды (по материалам Музея артиллерии, инженерных воск и войск связи).
  5. Экскурсия-поход «Линия Маннергейма».
  6. Экскурсия на барк «Крузенштерн»
  7. Экскурсия на шхуну «Надежда»
  8. Используя возможности нахождения в Москве ив период подготовки и участив параде  - Экскусия в музей истории авиации Монино  под Москвой
  9. Экскурсия в Звездный городок

10.»Питонская тропа» - экскурсия по заповедным нахимовским местам Петроградского района.

Для примера я  раскрою особенности подготовки и проведения нескольких из этих эксркусий.

                                            Цикл экскурсий по Петроградской стороне

  1.         Училищный дом Петра Великого: история создания и современность.
  2. Петроградская сторона: мы здесь живем и учимся.
  3. Памятные литературные места Петроградской стороны.
  4. Питонская трока» - экскурсий по заповедным нахимовским местам Петроградского района.

Особенности подготовки и проведения

  1. Готовятся нахимовцами по заранее определенному маршруту

2. Проводятся подготовленными нахимовцами

3. Материал подбирается с помощью воспитателя в медиатеке училища  

4.  Среди воспитанников отбираются дети, умеющие работать с фотоаппаратами, которые готовят фотоотчет об экскурсии

Военно-исторические экскурсии

К военно-историческим экскурсиям можно отнести экскурсию «История военно-морской формы одежды» в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи  и

экскурсию-поход «Линия Маннергейма», которой я уделю внимание.

Особенностью этой экскурсии есть то, что она проводится в летнее время, когда нахимовцы находятся на лагерной практике. Место нахождения лагеря непосредтвенно связано с Советско-Финской войной – на этой территории находился Санаторий финских летчиков, которые воевали на территории Карельского перешейка. Там сохранились несколько строений,относящихся к периоду 1939-1944 года, поэтому интерес к т.н. «Незнаменитой войне»  у нахимовцев очень высокий.

Проведение похода-экскурсии.

  • Формирование маршрута похода с учетом  нахождения в летнем лагере, определение места ночевки.
  • Предварительный подбор материала по истории создания линии Маннергейма.
  • Распределение обязанностей в походе, формирование «команды  историков», фотографа и «летописца».
  • По прибытии на место разбивается лагерь. Определяются кашевары.
  • Воспитатели проводят экскурсию по сохранившимся укреплениям первой линии обороны.
  • По карте местности нахимовцам предлагается определить наиболее возможные места установки линий укреплений  и попытаться в сопровождении воспитателей найти их на местности, объяснив свой выбор.
  • По возвращении в лагерь , нахимовцы должны собрать отзывы со своих товарищей, оформить газету.

Целый цикл экскурсий  посвящен воспитанию будущих моряков, развитию интереса к профессии Защитника Отечества, любви к морю. Это экскурсии на ледокол «Красин», экскурсия на барк «Крузенштерн». Экскурсия на парусник «Надежда» , экскурсии в Военно-морские училища .

Экскурсия на барк «Крузенштерн»

Особенности подготовки и проведения

1.  Подготовка нахимовцев по вопросам:

- история парусного флота России

-история создания барка «Крузенштерн»

- маршруты плаваний

2. Разработка  маршрута пешеходного

похода к месту стоянки «Крузенштерна»

 с учетом истории Санкт-Петербурга и  истории флота, подготовка сообщений нахимовцев.

- домик Петра I

- стрелка Васильевского острова

- Кунсткамера

- училище имени Петра Великого

3. Экскурсия на «Крузенштерне». Беседа с экипажем.

Нахимовцы с огромным интересом осмотрели барк. С огромным вниманием слушали рассказ членов команды, засыпали вопросами, а когда им разрешилии постоять за штурвалом – это было верхом восторга.

         Ну а экскурсия на шхуну «Надежда» связана не только с интересом к морским профессиям. Большой интерес вызвала сама история парусника. С ней нахимовцы познакомились, когда готовились к экскурсии. Этот корабль был получен СССР после войны в качестве репараций. В 1948 году шхуна был передана Нахимовскому училищу для прохождения практики. Затем ее  история полна трагических эпизодов, закончившихся продажей шхуны в частные руки. Сегодня эти же частные руки возвращают шхуну к месту ее исторической стоянки – Нахимовскому военно-морскому училищу.

Особенности подготовки и проведения

  1. Предварительная подготовка к экскурсии на шхуну «Надежда»

- Знакомство с историей шхуны

- Знакомство с особенностями парусного вооружения шхуны

-Знакомство с мерами безопасности при работе с такелажем и парусами

2. Проведение экскурсии по паруснику.

3. Прием зачетов по знанию истории и парусному вооружению шхуны и оформление боевых листков.

  • Об экскурсиях , которые проводят воспитатели НВМУ можно говорить довольно много. В заключении я бы хотел сказать, Через экскурсии, через собственное восприятие истории, окружающего мира, родного города, через познание трудностей романтической профессии моряка воспитатели могут и должны воспитывать в нахимовцах гордость за свою Родину, патриотизм, понимание гражданского долга и ответственности за выбранную профессию «Родину защищать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx

Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).

Патриотизм- это любовь к Отечеству!     Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....

Формирование гражданско - патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе воспитателя»

Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, ...

Статья: "Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории"

Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории...

Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника.

Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника....