Формирование гражданско-патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе
учебно-методический материал по теме
Вопросы формирования общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию. Компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные , необходимые человеку любой процесс, возраста навыки и умения. Новые Федаральные оброазовательнеые стандарты ставят вопросы формирования гражданина России, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Данная работа посвящена обобщению опыта работы воспитателя ( классного руководителя) по патриотическому воспитавнию во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование гражданско - патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе воспитателя»
Воспитатель 82 класса Савченко Н.И.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора.
Вопросы формирования общеучебных, социальных, гражданских компетенций в ходе образовательного процесса есть не догма, а руководство к действию.
Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста навыки и умения.
Новые Федеральные образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина России, патриота своей Родины на одно из важнейишх мест. Многие предметы имеют положения, так или иначе затрагивающие вопросы гражданского, патриотического и нравственного воспитания. Так¸ например, пункт 9: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Стандарты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Именно такие задачи ставит государство перед педагогами , а в военных училищах довузовской подготовки и воспитателями.
В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края . И эти задачи стоят именно перед воспитателями. Именно они должны ставить перед собой задачи воспитания патриотизма, гражданской позиции во внеурочное время.
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).
Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе и во внеучебное время. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
Основные направления гражданско–патриотического воспитания в нашем училище сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»:
… 2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе…
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы по патриотическому, историко-краеведческому и военно-патриотическому воспитанию является культурно-познавательный туризм или как привычнее для всех нас - экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Цели экскурсий: гуманистическуое воспитание учащихся, патриотическое воспитание на примерах героических событий истории нашей Родины, расширение кругозора и общего мировоззрения и оздоровление и физическое развитие.
Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.
Различаются следующие общие приемы ведения экскурсий:
1.Показ-руководство восприятием демонстрируемых предметов, их характеристик и связей.
2.Рассказ-руководство восприятием определенных элементов содержания экскурсии, комментирование объекта.
3.Беседа, или вопросно-ответный способ.
4.Моторные приемы - руководство восприятием объектов в процессе движения и посредством движения.
Экскурсии, проводимые воспитателем, должны учитывать несколько обязательных положений.
Во-первых, воспитанники Нахимовского военно-морского училища являются представителями различных регионов РФ, поэтому их знания по истории Санкт-Петербурга малы и фрагментарны и требуют больших затрат времени на подготовку;
Во-вторых, нахимовцы не обладают опытом подбора материала (информационная грамотность недостаточна – они не могут правильно сформулировать запрос в Интернете, выбрать необходимую информацию и представить письменный материал);
В-третьих, у воспитанников очень маленький опыт публичных выступлений. Отсюда – косноязычие и стеснение.
А так как задача Нахимовского училища – подготовка воспитанников для службы в Вооруженных силах РФ в должности офицеров, а значит – работа с подчиненными и воинскими коллективами – то способность говорить на аудиторию, держать внимание товарищей, умение отбирать информацию и использовать ее есть насущная необходимость. Поэтому воспитывать эти качества необходимо с подросткового возраста. Также как и терпимость к товарищам, снисходительность к речевым ошибкам. Эти качества как нельзя лучше могут быть воспитаны в результате экскурсий, которые гововят сами нахимовцы.
Для выполнения поставленных целей военно-патриотического и гражданского воспитания могут быть проведены следующие экскурсии:
- Училищный дом Петра Великого: история создания и современность.
- Петроградская сторона: мы здесь живем и учимся.
- Памятные литературные места Петроградской стороны.
- История военно-морской формы одежды (по материалам Музея артиллерии, инженерных воск и войск связи).
- Экскурсия-поход «Линия Маннергейма».
- Экскурсия на барк «Крузенштерн»
- Экскурсия на шхуну «Надежда»
- Используя возможности нахождения в Москве ив период подготовки и участив параде - Экскусия в музей истории авиации Монино под Москвой
- Экскурсия в Звездный городок
10.»Питонская тропа» - экскурсия по заповедным нахимовским местам Петроградского района.
Для примера я раскрою особенности подготовки и проведения нескольких из этих эксркусий.
Цикл экскурсий по Петроградской стороне
- Училищный дом Петра Великого: история создания и современность.
- Петроградская сторона: мы здесь живем и учимся.
- Памятные литературные места Петроградской стороны.
- Питонская трока» - экскурсий по заповедным нахимовским местам Петроградского района.
Особенности подготовки и проведения
- Готовятся нахимовцами по заранее определенному маршруту
2. Проводятся подготовленными нахимовцами
3. Материал подбирается с помощью воспитателя в медиатеке училища
4. Среди воспитанников отбираются дети, умеющие работать с фотоаппаратами, которые готовят фотоотчет об экскурсии
Военно-исторические экскурсии
К военно-историческим экскурсиям можно отнести экскурсию «История военно-морской формы одежды» в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи и
экскурсию-поход «Линия Маннергейма», которой я уделю внимание.
Особенностью этой экскурсии есть то, что она проводится в летнее время, когда нахимовцы находятся на лагерной практике. Место нахождения лагеря непосредтвенно связано с Советско-Финской войной – на этой территории находился Санаторий финских летчиков, которые воевали на территории Карельского перешейка. Там сохранились несколько строений,относящихся к периоду 1939-1944 года, поэтому интерес к т.н. «Незнаменитой войне» у нахимовцев очень высокий.
Проведение похода-экскурсии.
- Формирование маршрута похода с учетом нахождения в летнем лагере, определение места ночевки.
- Предварительный подбор материала по истории создания линии Маннергейма.
- Распределение обязанностей в походе, формирование «команды историков», фотографа и «летописца».
- По прибытии на место разбивается лагерь. Определяются кашевары.
- Воспитатели проводят экскурсию по сохранившимся укреплениям первой линии обороны.
- По карте местности нахимовцам предлагается определить наиболее возможные места установки линий укреплений и попытаться в сопровождении воспитателей найти их на местности, объяснив свой выбор.
- По возвращении в лагерь , нахимовцы должны собрать отзывы со своих товарищей, оформить газету.
Целый цикл экскурсий посвящен воспитанию будущих моряков, развитию интереса к профессии Защитника Отечества, любви к морю. Это экскурсии на ледокол «Красин», экскурсия на барк «Крузенштерн». Экскурсия на парусник «Надежда» , экскурсии в Военно-морские училища .
Экскурсия на барк «Крузенштерн»
Особенности подготовки и проведения
1. Подготовка нахимовцев по вопросам:
- история парусного флота России
-история создания барка «Крузенштерн»
- маршруты плаваний
2. Разработка маршрута пешеходного
похода к месту стоянки «Крузенштерна»
с учетом истории Санкт-Петербурга и истории флота, подготовка сообщений нахимовцев.
- домик Петра I
- стрелка Васильевского острова
- Кунсткамера
- училище имени Петра Великого
3. Экскурсия на «Крузенштерне». Беседа с экипажем.
Нахимовцы с огромным интересом осмотрели барк. С огромным вниманием слушали рассказ членов команды, засыпали вопросами, а когда им разрешилии постоять за штурвалом – это было верхом восторга.
Ну а экскурсия на шхуну «Надежда» связана не только с интересом к морским профессиям. Большой интерес вызвала сама история парусника. С ней нахимовцы познакомились, когда готовились к экскурсии. Этот корабль был получен СССР после войны в качестве репараций. В 1948 году шхуна был передана Нахимовскому училищу для прохождения практики. Затем ее история полна трагических эпизодов, закончившихся продажей шхуны в частные руки. Сегодня эти же частные руки возвращают шхуну к месту ее исторической стоянки – Нахимовскому военно-морскому училищу.
Особенности подготовки и проведения
- Предварительная подготовка к экскурсии на шхуну «Надежда»
- Знакомство с историей шхуны
- Знакомство с особенностями парусного вооружения шхуны
-Знакомство с мерами безопасности при работе с такелажем и парусами
2. Проведение экскурсии по паруснику.
3. Прием зачетов по знанию истории и парусному вооружению шхуны и оформление боевых листков.
- Об экскурсиях , которые проводят воспитатели НВМУ можно говорить довольно много. В заключении я бы хотел сказать, Через экскурсии, через собственное восприятие истории, окружающего мира, родного города, через познание трудностей романтической профессии моряка воспитатели могут и должны воспитывать в нахимовцах гордость за свою Родину, патриотизм, понимание гражданского долга и ответственности за выбранную профессию «Родину защищать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx
Формирование гражданско-патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора.docx...
Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)
Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...
Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).
Патриотизм- это любовь к Отечеству! Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....
Формирование гражданско - патриотической компетенции нахимовцев во внеклассной работе воспитателя»
Компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, ...
Статья: "Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории"
Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории...
Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника.
Формирование гражданско-патриотической компетенции личности школьника....