Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников
опыты и эксперименты по теме
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_razvitiyu_rechi_mladshikh_shkolnikov.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района ЯНАО
Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников |
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ В ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДУЛЯХ |
Рочева Екатерина Сергеевна, ВОСПИТАТЕЛЬ СЕМЬИ №9 |
с.САМБУРГ, 2014 |
Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников
Описание опыта работы воспитателя
Рочевой Екатерины Сергеевны
ИПМ-1
Актуальность темы
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели «механизмом построения речи», на автоматизацию речевых навыков.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.
В начальных классах решается множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, практика работы с детьми коренных народов Севера показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-русски. Правда, современные технологии позволяют учащимся ежедневно сталкиваются с русской речью и вне школы (они смотрят телепередачи и кинофильмы, слушают радиопередачи). Но и радио, и телевизор, и кинофильмы развивают у детей коренных народов Севера навыки аудирования, но мало способствуют развитию свободной речи. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи вне урока.
Большую роль в речевом развитии учащихся младших классов имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи [7, c.4].
Цель данной работы – теоретически обосновать необходимость использования внеурочной деятельности (внеклассной работы) в развитии устной речи у младших школьников, и представить практические методы и приемы, которые могут быть использованы в такой работе.
Объект – процесс речевого развития младших школьников в условиях школы-интерната.
Предмет – внеклассная работа как метод речевого развития младших школьников.
При работе над темой была выдвинута гипотеза: положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе-интернате может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь.
Для достижения цели и проверки выдвинутой мною гипотезы было проведено эмпирическое исследование, которое проходило в несколько этапов:
1-ый этап – 2010-2011 учебный год. На подготовительном этапе осуществлялся сбор и систематизация теоретической информации по теме самообразования, формулировка методического аппарата. Формулирование комплекса рекомендаций по развитию устной речи у младших школьников, овладению ими навыками практического владения, как родным, так и русским языками. Определение критериев анализа.
2-ой этап – 2011-2012 учебный год, 2012 - 2013 учебный год. Констатирующее исследование. Формирующий этап, включающий проведение воспитательных часов, общеинтернатных мероприятий, организация и наблюдение за решением поставленных задач, их анализ.
3-ий этап – 2013-2014 учебный год. Завершающий этап, включающий анализ, интерпретацию и оформление результатов исследования.
Теоретико – методологическим основанием моей работы по теме самообразования стали труды классика отечественной педагогики и психологии Выготского Л.С., а также работы современных педагогов и психологов по теме исследования - Балан Э.С., Иванова Н.Н., Дмитриевой В.Г., Ладыженской Т.А., Мельниковой И.И., Новиковскй О.А. и Тепляковой О.Н.
Исследование проводилось на базе Самбургской школы-интерната, в 9ой – семейной группе, в исследовании принимали участие 6 детей в возрасте от 5 до 10 лет.
ИПМ – 2
Теоретическая интерпретация опыта
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Внеклассная работа по развитию устной речи, проводимая в начальных классах школы с национальным компонентом, является обязательным элементом нормально организованной работы школы. Она дает возможность более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком. Это и дополнительное время общения младших школьников на русском языке.
Особенность внеклассной работы по развитию устной речи в школе с национальным компонентом состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по родному языку и организуется только тогда, когда дети приобретут первоначальные навыки владения русским языком.
Под внеклассной работой по развитию устной речи в начальной школе с национальным компонентом для учащихся младшего школьного возраста следует понимать всю деятельность учителя и учащихся во внеурочное время, любые внеурочные мероприятия и занятия, проводимые на русском языке. Основная часть этой деятельности – развитие связной устной русской речи учащихся.
Содержание работы с учащимися младших классов во внеурочное время разнообразно, и школьный театр может занять достойное место среди используемых приемов и методов.
Основным языком театра является игра-действие, а признаками – диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для развития высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
- для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
- для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
- для самовыражения и самореализации.
Инсценирование сказок - важный прием, сочетающий наглядные средства обучения устной речи с практическими. Еще Л.С. Выготский отмечал, что когда дети «сочиняют или импровизируют», «инсценируют готовый литературный материал», драматическая форма силою воображения открывает «устное словесное творчество» [2, с.65]. Выготский ценил «литературные искания» и театральные опыты школьников за «овладение человеческой речью», за благотворную «связь с творческой работою» [2, с.69].
Инсценируя, учащиеся самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра функционально родственна учебной деятельности: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества» [3, с.24]. Инсценирование произведений литературы предполагает умения соотносить и понимать художественный язык, содержательные и структурные компоненты произведения. Для перевода повествования в диалог, «писательского идеального образа в читательский идеальный образ» [8] необходимы умения образной конкретизации и образного обобщения.
Цель театральных занятий по развитию устной речи – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.
Таким образом, вовлекая во внеурочной деятельности младших школьников в инсценирование сказок мы создаем благоприятную следу для совершенствования культуры речи и развития устной речи, воспитываем чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формируем ум, воображения и речь младшего школьника.
ИПМ – 3
Система работы воспитателя
Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки. Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.
Сперва выясняем, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной, на примере сказок о животных. Для этого вместе с библиотекарем необходимо подготовить для занятия большую выставку книг из сказок о животных с хорошими яркими иллюстрациями разных художников, главным образом Е. Рычева и Ю. Васнецова. Сказки отбираются по степени их усложнения и в различных вариантах: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заячья избушка» и.т.д.
Далее выясняем отличие сказки от рассказа и вообще что такое сказка. Элемент сравнения для этого очень удобен. Можно использовать рассказ Л. Толстого «Филиппок». При этом сжато передается рассказ и показывается иллюстрации художника Пахомова. Затем учитель сообщает первоклассникам, что это случилось на самом деле с Львом Николаевичем. Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.
Далее рассказывается об особенностях сказки.
– А что такое сказка? Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.
Такая работа рассматривается как подготовительный этап к работе над волшебной сказкой. Уяснение жанровой особенности народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества. Психологи указывают, что фантазия воображение рождаются на основе личного опыта, а детям необходимо показать разные его пути. В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, можно провести утренник «Путешествие в страну сказок». Утренник проводится в игровой форме. Материал утренника способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой утренника являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.
Далее на внеклассных занятиях предлагается учащимся представить данные сказки в виде мини-спектакля и ведется работа по инсценированию сказок.
Исходя, из вышесказанного внеклассные занятия по развитию устной речи младших школьников можно вести по следующему плану:
1. Инсценирование сказок писателей сказочников.
1.1. «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского.
1.2. «Дюймовочка» Г.К. Андерсена.
2. Инсценирование русских народных сказок.
2.1. «Теремок».
2.2. «Колобок».
2.3. «Репка».
2.4. «Заячья избушка».
3. Инсценирование сказок русских писателей.
3.1. «Кошкин дом» С. Маршак.
3.2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин.
Работа над выбранной сказкой состоит из выразительного чтения текста и беседы. Готовя сказку к чтению вслух, ставим перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением. Так как первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих, и, кроме того, младшие школьники стремятся подражать в чтении учителю. Выбранную сказку читаем или рассказываем с установкой на последующее чтение по ролям или обыгрывание.
На следующем занятии распределяем коллективно роли, и ребята выразительно читают сказку. При этом важно давать конкретные рекомендации учащимся: определить, сколько действующих лиц в сказке, прочитав свою роль про себя и подумать; каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.
Этюды-импровизации на события сказки (у каждого персонажа своя линия действия.)
Например: Из сказки С. Маршака «Кошкин дом» берем эпизод первой картины «Новоселье у кошки». Говорим о линии поведения каждого персонажа:
- кошка приказывает выгнать бездомных племянников-котят;
- кот Василий выпроваживает котят (охраняя покой хозяйки);
- хозяйка показывает гостям новую квартиру, стараясь удивить их, похвастаться.
- гости (каждый по-своему) разглядывают квартиру – одни пробуют мебель «на вкус», другие проверяют ее «добротность» и т.д.
Потом проводим разбор достоинств и недостатков; работаем над выразительностью речи. Учим детей, управлять: силой голоса, темпом речи, соответствующим персонажу; затем повторение этюда-импровизации, обыгрывание персонажей сказки.
Далее уточняем по сценарию намерения персонажей, отработка чтения каждой роли.
Задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей вживаться в свою роль; учить их интонацией, передавать настроение, чувства, характер героя.
Далее уточняем повадки животных, и ребята оттачивают свое движение на сцене, жесты, мимику, репетируем отрывки из инсценировок.
Несколько занятий посвящаются обучению соединения действия ребенка на сцене со словами своей роли. Обычно к этому времени дети знают свою роль наизусть. Здесь важна индивидуальная работа с каждым ребенком: как вести себя в том или ином случае, как соединять жесты, мимику, другие движения со словами роли.
Несколько занятий посвящаются проигрыванию инсценировки целиком с включением готового оформления, музыки и т.п. Постоянные репетиции, совершенствование последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. В инсценировках используем музыку из мультфильмов, кинофильмов, готовые грамзаписи. Также разучиваются песни, танцы.
При такой работе стремимся развивать устную речь учащихся и воздействовать на нравственные и эстетические чувства младшего школьника. Поэтому выбираем сказки, которые дают возможность видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное. Учим, детей правильно воспринимать, сыгранную инсценировку. В зависимости от содержания сказки предлагаем детям вспоминать пословицы о дружбе, о взаимовыручке, написать отзыв используются заранее подготовленные вопросы или описание того, что больше всего понравилось. Можно предлагать нарисовать то, что понравилось, запомнилось в спектакле.
Другим видом работы по развитию устной речи является подготовка литературных праздников, посвященных юбилейным датам писателей. Так, например, проведены литературные праздники, посвященные юбилеям А.С. Пушкина, С. Михалкова, С.Я. Маршака, С. Омоллона, К. Чуковского, Н. Носова. Содержанием праздника может быть:
1. Вступительная часть.
2. Литературно-музыкальный монтаж.
3. Конкурс чтецов.
4. Сценки, инсценировки.
5. Сольное и групповое исполнение песен, танцев.
6. Литературные игры.
7. Конкурс рисунков и т.п.
Таким образом, инсценирование сказок способствует развитию речи, самовыражению личности через речевую деятельность.
ИПМ – 5
Результативность
Проведя анализ теоретической и методической литературы по проблеме развития устной речи младших школьников нами было спланировано и проведено исследование, которое проходило в несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
- Анализ, синтез, систематизация и обобщение теоретических данных по проблеме исследования.
- Педагогический эксперимент, включающий наблюдение, психолингвистический метод исследования речи детей Л.В. Яссман) и методы педагогического воздействия.
- Методы математической обработки и качественной интерпретации полученных данных.
Исследование проводилось на базе Самбургской школы-интерната, в 9 – семейной группе, в исследовании принимали участие 6 детей в возрасте от 5 до 10 лет.
На констатирующем этапе исследования мы выяснили, что большинство детей имеют проблемы в речевом развитии. Например, Артем плохо выговаривает слова с буквой «р», не всегда грамматически верно строит предложения. Помимо него подобное наблюдается еще у нескольких детей (Таисия, Валентина, Пэту). Часто наблюдается не правильное употребление слов по смыслу, например, у Пэту и Артема. У всех детей маленький словарный запас. Кроме того, из-за стеснения некоторые дети говорят тихо и не четко проговаривают слова, например Таисия и Артем. Данные наблюдений подтверждаются результатами диагностики.
После первичной диагностики и анализа результатов, мы преступили к формирующей части нашего исследования. На данном этапе проводились следующие коррекционно-развивающие мероприятия: внеклассные занятия по инсцинированию сказок. Кроме того, при подготовке домашних заданий по письму и чтению мы следили за произношением детей и правильным построением предложений, старались способствовать расширению их словарного запаса (знакомили с терминами по различным темам, например «Зима»). Внеклассные занятия старались проводить не реже чем раз в две недели.
Детям с первого дня очень понравились эти занятия. Они проводились в свободной игровой форме, что соответствует ведущей деятельности в их возрасте. Некоторые дети сначала были зажаты, стеснялись, но мы все равно включали их в деятельность и постепенно они увлекались (Например, Таисия, и Артем, Пэту). Ближе к окончанию курса занятий дети уже могли работать практически без руководства воспитателя, проявляли инициативу в выборе сюжета и распределении ролей. Не осталось детей, не задействованных в работе.
После окончания занятий даже по наблюдениям было хорошо заметно, что дети стали говорить более правильно, использовать больше слов. Этот факт нашел подтверждение после повторной диагностики с помощью психолингвистического метода исследования речи детей. Речевая компетентность детей значительно возросла. Отдельные дети (Владислав, Артём, Таисия) избавились от легких дефектов речи, пропали комплексы неуверенности, связанные с чётким произношением слов и формулировании своих мыслей.
Если анализировать весь объем воспитательной работы с семейной группой и мероприятия, которые проводятся с детьми на общешкольном уровне, то можно увидеть, что результаты развития речи позитивно влияют на участие в них. Например, воспитанники 9 семьи активно участвуют в следующих мероприятиях школы – интернат: в инсценировании спектаклей на школьном мероприятии «Дружба народов мира», на Новый год и в традиционном интернатном мероприятие «Здравствуй, родная тундра!», выступают на сцене со стихами к праздникам – День Учителя, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая и т.д.
Соотнеся результаты теоретической и эмпирической частей исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза, поставленная в исследовании, о том, что положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе-интернате может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь, нашла свое подтверждение.
ИПМ – 6
Заключение
Внеклассные занятия по развитию устной речи решающие практические задачи в соответствии с речевой ситуацией способствуют развитию познавательных потребностей у учащихся, формируют у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивают осознанное усвоение знаний. При этом учащиеся расширяют речевые возможности: учатся понимать и употреблять в речи новые грамматические формы и синтаксические конструкции, обогащают словарный запас, учатся монологической и диалогической речи.
В результате ознакомления со сказками русского народа и инсценирования сказок у детей расширяется кругозор, повышается языковая подготовка, развивается способность в речевой деятельности. Кроме того, инсценирование сказок воздействует на развитие мышления и мыслительной деятельности средствами языка, используемыми в речи, а главное – развивает устную, связную речь учащихся.
Список литературы
- Балан Э.С., Иванов Н.Н. Роль инсценирования и драматизации в литературном образовании школьников // Ярославский педагогический вестник – 2009. – № 3 (60).
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
- Дмитриева В.Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 160 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – 2-е изд., перераб. – М., 1998.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Методика преподавания риторики в школе / Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред и сост. М.И. Панов и Л.Е. Тумина. – М., 2003.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М., 2000-2004.
- Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Новиковская О.А. 500 игр и упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 320 с.
- Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей / О.Н. Теплякова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Включение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников
В статье описана коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами в триаде " логопед - учитель-родители"....
Речевое развитие младших школьников в коррекционном классе
Статья содержит материал не только для учителей коррекциооных классов, но и учителей начальных классов....
Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.
Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной дея...
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....
Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС
В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...
«Влияние внеклассной работы на физическое воспитание младших школьников»
Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....