Что нужно знать родителям о речевом развитии младших школьников
статья
В статье говорится о часто возникающих проблемах с освоением русского языка у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям о речевом развитии младших школьников.
Учитель-логопед МАОУ СШ №8 Клочкова Н.А.
Нижегородская область, п. Новосмолинский,
Володарский ок-г.
Учителя школ, особенно начальных классов, в последнее время все чаще отмечают трудности в усвоении учениками не только русского языка и чтения, но и сам факт нежелания детей читать и писать. К сожалению, на выходе из школы, далеко не все старшеклассники умеют вдумчиво читать текст и извлекать из него нужную для себя информацию, грамотно говорить, писать, владеют нормами родного языка.
Как показывают исследования, одной из основных причин неуспеваемости учеников, являются трудности в усвоении устной речи, которые препятствуют овладением процессом чтения и грамотным письмом. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть всей структурой языка, ее смысловой и звуковой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает все звуки и умеет излагать свои мысли, обладает достаточным словарным запасом. Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается очень бурно. Она является одним из показателей интеллектуального развития ребенка.
Речь ребенка развивается в двух направлениях:
- Развивается словарный запас и морфологическая система языка;
- Речь обеспечивает перестройку всех психических процессов, в первую очередь – познавательных.
Очень важную роль для дальнейшего речевого развития, познавательных процессов играет создание для ребенка условий, в которых он мог бы совершенствовать свои речевые навыки, особенно, это касается детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые нарушения (ОНР, ФФНР). Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.
Большое количество проблем в процессе усвоения родного языка связано у ребят младшего школьного возраста с недостаточным уровнем произвольности. Несмотря на достаточно высокий уровень развития познавательных процессов, интеллектуального развития, можно отметить, что современные дети пишут не аккуратно, часто ручку держат не правильно, медленно пишут и медленно читают. В дальнейшем это приводит к ошибкам дисграфического, орфографического и дислексического характера, что свойственно детям с речевыми нарушениями.
Какие характерные трудности отмечаются у детей младшего школьного возраста:
- При письме:
- путают буквы (замены по оптическим признакам п-т, по акустическим признакам в-ф, по артикуляторным признакам с-ш);
- трудности в удержании и воспроизведении отдельных элементов речи (звуки, слова, предложения);
- отсутствие орфографической зоркости;
- сложности в усвоении алфавита;
- быстрая утомляемость, как следствие, возрастание ошибок к концу урока;
- недостаточный уровень моторных навыков руки (тремор, слабость, вялость, спазматические проявления).
- При чтении:
- потеря строчки при чтении (повторное чтение, чтение строчки, расположенной выше, повторное чтение строки);
- чтение с ошибками;
- низкая скорость чтения;
- плохое запоминание;
- неумение выделить главное в прочитанном.
Очень важно, как можно раньше выявить проблемы, связанные с речевым развитием ребенка. Устранить их до момента поступления в школу. Но если. Случилось так, что проблемы все же остались, необходимо обратиться за помощью к школьному логопеду. После проведенной диагностики, школьный логопед даст конкретный совет родителям и учителям обучающегося. Если своевременно принять меры и оказать ребенку необходимую помощь, то прогноз, как правило, бывает благоприятным. Если ребенок до 10 лет испытывает трудности в чтении и письме, ему очень сложно будет догнать своих сверстников до момента окончания школы. Поэтому очень важно понимать и родителям и педагогам, что сам ребенок с такими проблемами не справится, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. Очень важно своевременно, в дошкольном возрасте устранить проблемы в развитии устной речи ребенка, а в начальной школе продолжить занятия по развитию и коррекции письменной речи и чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Включение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников
В статье описана коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами в триаде " логопед - учитель-родители"....
Речевое развитие младших школьников в коррекционном классе
Статья содержит материал не только для учителей коррекциооных классов, но и учителей начальных классов....
Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.
Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....
Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.Наблюдения за устной речью м...
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной дея...
Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС
В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...
Совместная работа учителя по физической культуре с родителями по физическому развитию младших школьников.
Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961). Ни одна, даж...