Использование игровой ситуации как средства мотивации школьников
статья (9 класс) по теме

Денисюк Светлана Николаевна

Как помочь самореализоваться подростку в современной школе, организовать и стимулировать его творческую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovoy_situatsii.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Игра – это свободное проявление человеческой жизни. В школе в учебном процессе игра рассматривается не как потребность в  развлечении, в получении удовольствия, шуток и смеха, а  становится одним из методов педагогической деятельности.

Игровой метод – это не внесение в него развлекательных и соревновательных элементов, а моделирование, формирование каких-либо условных ситуаций и задач, что игрой в ее сущностном понимании не является.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. «Педагогика досуга»

Ребенок воспитывается в сложной системе отношений с внешним миром, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Ребенка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием.

 Сегодня городские школьники постоянно испытывают дефицит  эмоционального общения,  хотя, казалось бы, чего проще прийти друг к другу в гости, побродить с приятелем по улицам. Этот дефицит вызван той разобщенностью, которая  порождается современным образом жизни и теми условиями, в которых она происходит. Неформальные контакты между людьми становятся эпизодическими, приуроченными к какому-либо событию или дате в жизни.

Непосредственное общение все больше заменяется опосредованным – по телефону или в социальных сетях,  а эмоциональный вакуум – телевидением или компьютером. Властно вторгнувшись в нашу жизнь, телевидение и всеобщая компьютеризация обрушили на наших детей поток событий, фактов, охватив множество сторон личной и общественной жизни. Люди стали меньше посещать кино, читать книги, общаться между собой, настроившись на пассивное проведение свободного времени.

Поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос перед педагогами о  содействии всестороннему и гармоническому развитию личности в сфере досуга, модель результата – такая социальная общность, функцией которой является формирование социально ценных качеств личности, общность, в которой межличностные отношения опосредованы содержанием совместной деятельности.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня творческой  деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Практика свидетельствует о том, что больше возможности для стимулирования активности  создают игровые ситуации. Ведь игра– это свобода эмоциональных проявлений, психологическое раскрепощение участников, делающая духовную ценность средством общения, единения и сближения. Реализуя игровую ситуацию,  следует учитывать, что игра ценна не сама по себе, а  тем педагогическим результатом, к которому мы стремимся. В нашем случае, таким результатом должны быть потребности в проявлении активности и возникновение положительной установки к учреждению как к базе, на основе которой постоянно будет реализовываться наша деятельность, будут созданы возможность для широкой отдачи своих результатов  деятельности, а именно, проведение конкурсных мероприятий, организация встреч с интересными людьми. В процессе встречи демонстрируются результаты творчества школьников. Формы встреч могут быть различны: выступления, вечер вопросов  и ответов, концерт, подготовленный силами членов коллектива, экскурсия по выставке результатов деятельности, концерты,  как артистов, так и самодеятельных коллективов, выставки любительского творчества, дискотеки, игровые вечера.

Подобные мероприятия осуществляют целый ряд воспитательных функций:

- демонстрация результатов деятельности ребят стимулирует ее  развитие;

- воспитывается и формируется ответственность ребят. Одно дело рассказать о своих достижениях  друзьям, одноклассникам, другое - выносить на суд широкой публики, показывать результаты в кругу приглашенных гостей.  Чем больше отдача ребят при создании работ, тем ответственней к этому они относятся;

- регулярные встречи старшеклассников с интересными людьми стимулируют их для перехода на качественно новый уровень. До встречи многие из подростков считали, что они достаточно содержательно проводят свой досуг и творческую деятельность. Встреча заставляет их подумать о том, что они могут показать нового на такой встрече;

- срабатывает огромный воспитательный эффект примера деятельности  интересных  людей. Можно познакомиться с деятельностью своих ровесников, и поучится многому у «особых» людей;

- сам факт признания и оценки успеха учащихся  служит стимулом развития их деятельности.  Саму встречу с интересными людьми можно рассматривать как одну из форм морального поощрения подростков.

В этой ситуации наиболее действенным  методом будет метод создания такой педагогической ситуации, которая является стимулом для участия в деятельности более высокого уровня. Нашей задачей будет создание повода, причем достаточно эмоционально привлекательного, чтобы побудить собраться группе вместе. Фактором, оказывающим положительное влияние на формирование радостного, жизнеутверждающего настроения, является праздник. Это могут быть праздничные вечера, приуроченные какому-нибудь событию или просто игровое  мероприятие. Причем пригласительные билеты готовятся самостоятельно. Затем старшеклассники продумывают, как привлечь или пригласить ребят к ним на мероприятие. Для этого создаются рекламные плакаты-объявления, афиша, придумываются символы, эмблемы, если необходимо, для участников изготавливаются бейджики.

 Игровая деятельность представляет для подростков интерес,  так как позволяет ему выступить в необычной для себя роли, изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим». Участие в таких мероприятиях позволяет вести себя раскованно, раскрепощённо, осуществлять поступки, которые в обыденной жизни он никогда бы себе не позволил.

Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление к самоутверждению. Удовлетворить это стремление позволяет игра. Игровая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представляет собой важное поле для самоутверждения. Она содержит в себе возможность побед  и является  одним из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение, повышает общий тонус организма. Этому содействует одобрение успешных действий со стороны товарищей, педагогов. Игра освобождает от многих условностей повседневной жизни, облегчает переход к свободному проявлению умственных и физических сил. В игре принято выражать свое удовольствие и неудовольствие, восторг и разочарование, одобрение и поддержку, нетерпение и удовлетворение, радость и досаду не только про себя, не только мимикой, но и возгласами, выразительными жестами, движениями.

Возможность многократно проявлять сообразительность, ловкость, изобретательность, находчивость, нестандартность решения, остроумие роднят игру с творчеством. Игра, будучи ярко выраженной развлекательной  формой деятельности, обладает существенным познавательным значением. В игре часто подросток воспринимает новую информацию от других участников или заключенную в правилах игры, ее материале.

Таким образом,  все виды массовой игровой деятельности, в каких бы формах она не осуществлялась, приводят к определенному педагогическому результату. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других - приобщение к общественным ценностям и духовное обогащение детей. Но практика показывает, что наибольший педагогический эффект достигается там, где игровая деятельность носит групповой совместный характер: клубы, кружки, различные творческие объединения. Содержание игровой деятельности этих объединений различно – от познания и обретения навыков и умений прикладного характера, до занятий техническим, научным, художественным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....

Использование игровых ситуаций на уроке

статья об использовании игровых ситуаций на уроках в младших классах...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Как использовать игровые ситуации в своей работе на уроках различных типов, в разных классах....

Использование игровых ситуаций на уроке английского языка»

Все мы знаем, что играть –  интересно,  весело,  забавно.  Однако некоторые считают, что развлечения – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. И это заб...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Использование игровых ситуаций на уроках немецкого языка как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!...

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...