Социальный семейный проект "Вместе в прошлое..." (участие в археологических раскопках в г. Нижнем Новгороде)
проект (10 класс) по теме
В данном проекте участвовали учащиеся школы МОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода. Раскопки осуществлялись под руководством нижегородских архитекторов Татьяны Владимировны Гусевой и Зарубина Юрия Владимировича во дворе дома № 3 на улице Минина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_proekt_-_raskopki.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективный творческий социальный семейный проект
по организации совместного отдыха и занятости детей и родителей
в период школьных каникул
«Вместе в прошлое…»
(участие в археологических раскопках в Нижнем Новгороде)
Выполнили:
Янкавцева
Юлия Александровна
Янкавцева Саша
Янкавцев Женя
Новгород Нижний
Советский район
2008
Введение
Семью часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые мы находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Семейное счастье не измеряется ни богатством, ни властью, ни талантом.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Разрушаются ценностные основы семьи, падает авторитет родителей. По результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50 % детей находится в зоне социального риска.
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные модели преобразований.
Но нам кажется, что сегодня, для сохранения и укрепления семьи необходимо обратить внимание на возрождение и развитие именно духовной стороны семейных отношений; общих интересов, дел и увлечений детей и родителей. Содействовать включению детей вместе с родителями в созидательные, добровольческие дела, в ситуации самопроявления и самореализации, что способствует формированию духовно-нравственной личности ребёнка и сплачивает семью. Тогда дети будут лучше понимать проблемы семьи, будут беречь трудовую копейку и будут больше участвовать в семейных делах. Таким образом, будет создана творческая воспитательная среда, способствующая всестороннему развитию ребёнка и укреплению семьи.
Идея проекта:
Я, Янкавцева Юлия Александровна – учитель истории в школе № 24, сотрудник школьного музея «Нижегородская старина», отвечающая за поисково-исследовательскую работу, и родительница двоих детей – Александры и Евгения, учащихся школы № 24. Ещё учась в университете, в 1985 году, я участвовала в археологических раскопках в городе Городце под руководством известного нижегородского археолога Татьяны Владимировны Гусевой. От этой экспедиции у меня остались на всю жизнь незабываемые впечатления. Об этом знают все мои ученики, т.к. рассказывая детям об исторических источниках, я всегда показываю фотографии с раскопок, говоря об археологии.
И, спустя двадцать лет, у меня возникла идея участия детей в археологических раскопках на территории Нижнего Новгорода в летние каникулы. В первую очередь – мне хотелось заинтересовать своих родных детей – и мне это удалось. Я договорилась с археологом Татьяной Владимировной Гусевой, возглавляющей «Археологическую службу» Нижнего Новгорода, об участии детей в археологической экспедиции.
Т. В. Гусева предложила участвовать в раскопках не только моим детям, но и мне самой, и школьникам и их родителям. Она поручила мне продумать организацию работы и отдыха детей в летние каникулы, и возможного участия родителей вместе с детьми в раскопках.
Цель данного проекта – развитие общих интересов и увлечений в моей семье и семьях школьников МОУ СОШ № 24, включение детей с родителями в созидательное, добровольческое дело (археологические раскопки), формирование у детей чувства патриотизма через знания и любовь к родному краю и Отечеству, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности.
Задачи:
- Организация совместного досуга детей и родителей на археологических раскопках в летние каникулы;
- Накопление детьми и родителями познавательного интеллектуального и духовного опыта в результате поисковой работы;
- Формирование общественного сознания родителей, их ответственности за развитие детей и умения организовать досуг;
- Воспитание чувства ответственности у детей и анализ собственного поведения;
- Развитие педагогической культуры родителей;
- Углубление знаний родителей и детей по краеведению и археологии.
Ожидаемые результаты:
- Объединение членов семьи, более доверительные отношения между детьми и родителями;
- Решение проблемы организации совместного досуга детей и родителей в летние каникулы;
- Воспитание у детей способности брать на себя ответственность за проделанную работу и формирование гражданской позиции ребёнка;
- Развитие педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания;
- Формирование у детей под руководством родителей навыков организации интересного отдыха;
- Овладение детьми приёмами исторического исследования и создание исследовательских работ на краеведческие темы;
- Развитие коммуникативных качеств детей.
Механизм реализации проекта:
1 этап: подготовительная работа:
Мною были привлечены к работе:
- Дети учителей МОУ СОШ № 24, в том числе и свои родные дети (5 человек – Янкавцевы Саша и Женя, Ножина Даша, Фролова Ира, Шашкина Аня);
- Школьники МОУ СОШ № 24 с 8 по 11 класс (10 человек – Ладик Кирилл, Ургин Максим, Бондарь Никита, Анисимов Виктор, Кузнецов Павел, Карпов Иван, Протасов Дмитрий, Артёнов Павел, Катушенко Сергей, Полынкин Илья);
- Родители школьников: Маслеников Александр Викторович – историк по профессии, участвовал в раскопках; Ургина Марина Львовна, Бондарь Екатерина Юрьевна, Шашкин Александр Борисович и Шашкина Светлана Александровна, Ладик Сергей Владимирович, Катушенко Александр Тимофеевич и Елена Вячеславовна, которые участвовали в Дне открытых дверей на раскопе и организовывали досуг детей (празднование дней рождения).
Мною были организованы:
- встречи и знакомство учащихся с членами «Археологической службы» города Нижнего Новгорода, выяснение мотивов участия детей в раскопках и определение масштабов работы.
- Сбор справок о состоянии здоровья детей.
- Собрание родителей в школе, где я объясняла родителям условия работы детей.
- Индивидуальные беседы с родителями по организации труда (режим работы, питание, организация перерывов) и отдыха детей.
- Оформлены трудовые договоры учащихся.
- Беседы с учащимися по технике безопасности и о поведении в общественных местах.
- Договорённость с родителями о посещении в любое время раскопа, для ознакомления с работой детей.
- Договорённость с археологами о проведении лекций и практических занятий по археологии для учащихся (30 – 40 минут в день, в обед, по мере знакомства с новыми сведениями).
2 этап: деятельностный: проведение археологических раскопок на улице Минина дом № 1 с участием школьников МОУ СОШ № 24 и их родителей с 6 июля – 24 августа 2007 года
- 6-8 июля – работы по снятию балласта и подготовке раскопа для работы;
- 10 июля – торжественная линейка по случаю открытия «Археологической экспедиции» с традиционным вручением «археологических кружек» и поднятием флага «Археологической службы» Нижнего Новгорода;
- С 11 июля – 24 августа - работа на раскопе и организация отдыха детей: снятие культурного слоя по 20 см и переборка земли; первые индивидуальные находки и радость открытий, сортировка и мытьё керамики, фотографирование слоёв и находок;
- Выявление на раскопе 15 ям, 10 из которых, вероятно, были либо подпольями жилых домов, либо хозяйственными ямами – погребами, определение канавок от оград, частоколов, которые ограничивали усадьбы (вероятно, здесь была усадебная застройка XIII – XIV веков и конца XVII - XVIII веков);
- Подведение археологами итогов работы за неделю (в пятницу) и показ детям находок этой недели с объяснениями назначения тех или иных предметов;
- Археологические находки: самой уникальной находкой стала бронзовая булава XIII - XIV веков. Кроме того, были найдены:
- фрагменты стеклянных кручёных браслетов XIII – XIV веков,
- бронзовый перстень XIII – XIV веков,
- керамическое пряслице, не позднее XIII – XIV веков,
- бронзовые крестики XVII – XVIII веков, пуговки, напёрсток, монеты начала XVIII века,
- куски крицы (не позже XIV века), подковки XVI - XVIII веков,
- печные изразцы без поливы и цветные XVII - XVIII веков,
- глиняные курительные трубки (предположительно, четыре турецкие и одна голландская),
- кресало,
- фрагмент кашинного сосуда XIII – XIV веков,
- крест шиферный XIV века,
- рыболовные грузила,
- кусочки оконной слюды,
- обгоревшее зерно,
- фрагменты штофов и бутылочного стекла,
- чернильница и бутылочка (из под уксуса) XIX века,
- самым массовым археологическим материалом была керамика: венчики, днища, стенки горшков.
- Проведение археологами, в обеденное время, лекций по разнообразной тематике: методика раскопок, работа с массовым материалом и индивидуальными находками, стратиграфия, печные изразцы, строительные материалы, бутылочное и штофное стекло;
- Организация мною и родителями питания и отдыха на раскопе;
- Празднование дней рождений детей и взрослых;
- Празднование «Дня археолога» - 15 августа – с обрядом «посвящения» в археологи;
- Проведение «Дня открытых дверей» (вечера-знакомства) на раскопе - 16 августа, когда в гости к детям, родителям и археологам пришли родственники, братья, сёстры, друзья и знакомые, члены общества охраны памятников истории и культуры.
ЭТАПЫ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ:
- Подготовка раскопа и археологического отряда к встрече гостей.
Был подготовлен и украшен передвижной опорный пункт раскопа, определёно самое глубокое место на раскопе; место, где находились остатки бывшего здесь двора с детскими игрушками, подготовлены к показу предметы, найденные во время раскопок, приготовлены атрибуты (флаг, галстуки) «Археологической службы».
- Встреча гостей на площади Минина и Пожарского – родителей, родственников, друзей и знакомых.
- Проведение экскурсии для гостей несколькими учащимися от музея имени А. С. Пушкина на улицу Минина.
Рассказ о нижегородском кремле, о бывшей духовной семинарии, о доме № 1 по улице Минина.
- Театрализованная встреча с гостями у входа на раскоп: вопросы об истории города, об археологии, о достопримечательностях.
- Выступление руководителя раскопок – нижегородского археолога Татьяны Владимировны Гусевой, рассказавшей об особенностях археологических изысканий и давшей историческую справку того места, где проводились раскопки.
- Выступление археолога, отвечающего за работу на раскопе – Юрия Владимировича Зарубина, показавшего раскоп и ямы, которые определились в ходе работы, объяснившего их возможное происхождение и назначение построек, находившихся здесь раньше.
- Возможность для гостей поучаствовать в процессе раскопок – предоставление инвентаря, если кто-то захотел бы присоединиться к работе археологов.
- Выставка археологических находок и рассказ о них.
- Подведение итогов.
- Праздничное чаепитие, во время которого гости смогли поделиться впечатлениями об экскурсии и работе детей на раскопе.
- Завершение работ на раскопе – 24 августа – и сдача объекта Нижегородскому областному обществу охраны памятников истории и культуры (НОООПиК) Нижнего Новгорода.
3 этап: Подведение итогов:
- Руководитель раскопок Татьяна Владимировна Гусева дала высокую оценку работе школьников и «Археологическая служба» города Нижнего Новгорода вновь пригласила учащихся МОУ СОШ № 24 участвовать в её работе (на улице Варварской и Верхне – Волжской набережной в осенние каникулы).
- Родители после экспедиции отмечали положительные изменения в характере и поступках детей, которые стали более собранными, ответственными, серьезными, стали лучше понимать проблемы семьи, беречь трудовую копейку и больше участвовать в семейных делах. Отношения между родителями и детьми стали более доверительными. Родители поняли, как можно решить проблему организации совместного досуга с детьми. Родители увидели, как свободно их дети владеют новым сведениями и сами узнали много нового. Родители решили и дальше вместе с детьми участвовать в раскопках.
- Учащиеся: ребята увлеклись работой археологов, решили дальше сотрудничать с ними и отмечали, что это было незабываемое время.
- Дети научились первым азам археологии: определять вид и век керамики, узнали, что такое стратиграфия и индивидуальные находки, осуществлять зачистку поверхности раскопа, делать зарисовки поверхности того или иного слоя, определять строительные материалы, разницу между бутылочным и штофным стеклом.
Отношение учащегося 11 класса Ургина Максима к археологической экспедиции было выражено в поэтической форме:
«Жильё, предметы быта и оружье
И самые глубины старины –
Изучим слой за слоем дружно,
Работая до ломоты спины!
Иные, что преследуют наживу,
С недоуменьем вопрошают к ним,
Но не наградой, а инициативой
Труд этих практиков гоним.
Чтобы постичь все тайны мирозданья
И вникнуть в суть всех мировых проблем,
Нужны, как минимум, упорство и старанье –
Свойства души, присущие не всем.
«Да не профессия – романтика, ребята!» -
Несведущий с укором возразит.
Иллюзии! Скупая проза жизни… А лопата
В мгновенье переубедит.
Лишь единицы смогут докопаться
До истины, откинув тайны полог,
Влюбиться раз, чтоб навсегда именоваться
Почетным званьем «археолог»!
Археолог Гусева Т. В. в конце экспедиции привела слова академика В. Л. Янина: «Занятие археологией – это, прежде всего, образ жизни. Непростой жизни. Проходят дни, недели, когда вроде бы ничего нового не видишь. Идёт рутинная работа… Но всякий раз, когда обнаруживаешь что-то новое и начинаешь понимать значение этого нового, испытываешь глубокое удовлетворение. И дай вам Бог пережить моменты этого счастья!»
Я пожелала ребятам найти в жизни любимое дело, заниматься научными исследованиями в разных областях знаний, добиваться успехов. «В этой экспедиции вы многому научились, выполнили очень важную работу, обрели новых друзей, показали родителям, на что вы способны и чего можете добиться. Конечно, не все вы в будущем станете археологами, но любовь к родному краю и его истории, я надеюсь, вы сохраните на всю жизнь».
Заключение
Будущее любого государства зависит от его отношения к своему подрастающему поколению, а, то, каким будет это поколение, зависит от состояния основы государства – семьи. Профессия родителя – это тяжёлый и ответственный труд. Ответственность за то, каким будет молодое поколение, в равной степени несут как государство, в лице школы, так и семья в лице родителей. Но очень большую роль играет семья. Мне хотелось бы привести стихи Владимира Сапронова:
«Родить ребёнка, вырастить, как сад –
Нет счастья выше и трудней от века,
Но только тот, кто сам душой богат,
Даст миру не жильца, а Человека»
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, различным воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.
Осуществление данного проекта совместно с родителями и «Археологической службой» Нижнего Новгорода в летние каникулы способствовало развитию общих интересов и увлечений в моей семье и в семьях учащихся, включению семей в созидательное, творческое дело (археологические раскопки), углублению знаний детей и родителей по краеведению и археологии. Этот проект подтолкнул детей к поисковой и научной деятельности, способствовал воспитанию у них чувства ответственности, улучшению взаимоотношений между ними и родителями. А также развитию педагогической культуры родителей, которая включает несколько компонентов:
- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
- знание о развитии, воспитании, обучении детей;
- практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
- продуктивная связь с другими институтами воспитания.
Мои дети многое узнали и многому научились за лето, были главными помощниками на раскопе. Кроме того, Янкавцев Евгений приготовил сообщение об истории того места, где проводились раскопки. Он узнал, что участок раскопок во дворе дома № 1 на улице Минина исторически относился к владениям Нижегородской епархии. В XVIII веке там была возведена каменная семинарская церковь с престолом во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Но в 30-е годы XX века её разрушили. Именно на этом месте и работали школьники с археологами. Янкавцева Александра помогала археологам в зарисовке напластований, сортировала керамику, составляла этикетки археологических находок. Выполняла важную и ответственную работу.
Родители учащихся (Ургина М.Л., Бондарь Е. Ю., Шашкин А. Б. и Шашкина С.А., Ладик С.В., Анисимова Е.В., Катушенко А.Т. и Катушенко Е.В.) благодарили нас за организацию работы детей в каникулы. «У детей появился интерес к истории и археологии. Они с увлечением рассказывали о прошедшем дне, о том, какие находки были найдены на раскопе. Мы благодарим Вас за такую плодотворную работу. Дети с пользой провели каникулы, мало того, их труд был оплачен, и они начали строить планы на будущее. Такие проекты создают творческую воспитательную среду, способствующую всестороннему развитию ребенка. Мы, родители, считаем, что от такой летней практики очень большая польза и помощь нам в воспитании детей. Спасибо, Вам!»
Список литературы:
- Гусева Т. В. Зачем искать клады? (методические рекомендации по выявлению и обследованию археологических памятников). – Горький, 1989.с. 3-21.
- Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1912. с. 82, 84.
- Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н.Г.Храмова, Г.Г.Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. с. 154.
- Научно-популярный журнал «Семья России. 2008. Год семьи в России», № 1 (3), с. 77- 79.
- Смирнова М. Нижний Новгород до и после. – Н.Новгород, 2000. с. 156.
- План города Нижнего Новгорода и ярмарки. – Спб, б.г.
- Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура 14 – начала 20 в. – Н.Новгород, 1994. с.156.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История в наследство (археологические раскопки)
Интересные факты Ульяновска....
Социальный проект «БЛАГОУСТРОЙСТВО ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 95 Нижнего Новгорода»
Трудовое воспитание и профориентация являются одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы-интерната №95. В школе стало уже традицией организовывать деятельность подростк...
«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду
Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...
Археологические раскопки . Урок литературы в 5 классе.
Путешествие по мифам Древней Греции в увлекательной форме....
Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет
Аннотация программы "Моя малая Родина: Нижний Новгород"На основе социально-реабилитационной программы "Моя малая Родина" реализуется цикл занятий под названием "Юный патриот&q...
Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет
quot;Дорогие друзья! Сегодня мы открываем двери в увлекательный мир познания и любви к своему родному городу. Программа «Моя малая Родина: Нижний Новгород» представляет собой уникальную и...
Презентация. Социально-реабилитационной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет
Аннотация к программе "Моя малая Родина: Нижний Новгород" является коротким, но информативным обзором ключевых моментов и целей программы, ориентированным на нравственно-патриотическое воспи...