Воспитательная система работы классного руководителя: миф и реальность
материал на тему
Мои ученики - это те бывшие учащиеся, которые в силу определенных причин покинули обучение в общеобразовательных учреждениях. Это те бывшие дети, от которых из-за систематической неуспеваемости и нарушения дисциплины "открестились" детские школы. Это те люди, в душах которых взросла "крепкими корнями сорная трава", а прямая дорога привела в тюрьмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_mif_i_realnost.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ №3
«Воспитательная система класса: миф и реальность»»
«Система формирования воспитательной работы с классом классного руководителя»
Классный руководитель:
Прокопчук И. В.
2013 год
«Система формирования воспитательной работы с классом классного руководителя»
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает первое
и истребляет второе.
Ф. Бэкон.
- Введение.
Наши обучающиеся – это особый контингент людей, это те бывшие учащиеся дневных и вечерних школ, которые в свое время по разным причинам оставили обучение в общеобразовательных учреждениях. Это те бывшие дети, от которых из-за систематической неуспеваемости, нарушения дисциплины когда-то «открестились» детские школы. Это те люди, в душах которых и взросла та самая «сорная трава», а прямая дорога привела их в тюрьмы. Оторванные от общества, они довольно быстро начали следовать законам тюремной «социализации», которая имеет свою систему ценностей и нормы поведения. Разновозрастность учащихся, несхожесть их характеров и судеб заставляют нас искать самые эффективные и приемлемые для каждого пути обучения и воспитания. Главная задача учителя, работающего с таким контингентом учащихся – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота.
- Система формирования воспитательной работы с классом классного руководителя.
Формирование системы воспитательной работы с классом начинается с первого дня знакомства, и здесь залог успеха – педагогический такт, деликатность, доброжелательный тон, приветливая улыбка – все то, что снимает напряженность, неуверенность у обучаемых.
В своей деятельности как классный руководитель делаю акцент на усиление воспитательного процесса, используя приемы и методы, не уничтожающие личность учащихся, а утверждающие ценность и достоинство человека. Поэтому стараюсь четко планировать воспитательную работу в классах. И здесь, в первую очередь, считаю необходимым изучение личности осужденных с целью получения правильного, объективного представления об учащихся и их интересах: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за их поведением на уроках, отзывы учителей,
работа с психологами, беседы с начальниками отрядов, анкетирование.
Конечно, психологическая служба нам не предоставляет полной информации об осужденных, но в отдельных случаях знакомит нас с личностными особенностями обучаемых, дают некоторые рекомендации по работе с осужденными. Помогают в организации и проведении совместных мероприятий: тренинг «Как можно создать здоровую среду вокруг себя?», познавательная встреча с элементами соревнования «Тайны нашей психики», ролевые игры, снимающие напряжение, выявление поведенческих качеств. Стоит отметить и следующее, некоторые наши учащиеся пренебрегают данными формами работы, аргументируя тем, что устали от психологических тестов, проявляют недоверие к работникам администрации.
Систематически ведется работа с начальниками отрядов. В основном информирование о пропусках учащимися занятий в школе. Ежедневно классными руководителями нашей школы оформляются докладные на имя начальника колонии. Но результативность оставляет желать лучшего. Обучаемые, задействованные на производстве, дневальные, завхозы и так далее не посещают занятий в школе.
Хочется отметить и следующее, по итогам полугодий классные руководители выходят с ходатайством о поощрении учащихся, систематически посещающих занятия в школе. Но по определенным причинам не все обучаемые оказываются в «Приказе на поощрение».
На данный момент я являюсь классным руководителем двенадцатых классов. Эти классы веду уже четвертый год (классное руководство взяла с 9 класса). По истечении этого времени сменился состав учащихся на 53%. Отрадно отметить, в этом учебном году изъявили желание обучаться в 12-х классах 32% учащихся, достигших возраста свыше 30 лет.
Ежегодно, планируя воспитательную работу в классе, учитываю результаты воспитательной деятельности прошлого года, провожу анкетирование с целью изучения интересов и склонностей учащихся.
Анкетный опрос помогает мне выявить ядро ценностно – мотивационной структуры осужденных.
Анализ анкетирования, проводимый в сентябре 2012 года, показал следующее:
- 23% учащихся интересуются историей прошлого России.
- Знать о жизни и деятельности выдающихся людей, оставивших свой след в мировой цивилизации, а также расширить свой кругозор в области науки изъявили желание 46 % опрошенных.
- Вопросами нравственности интересуются всего 38%
- Принять участие в беседах о здоровом образе жизни и спорте изъявили желание 18 % учащихся класса.
- Актуальной формой проведения внеклассных мероприятий 76 % считают интеллектуально-познавательные игры, конкурсы.
- На вопрос: « Каким видом искусства вы увлекаетесь?» всего 18 % ответили следующее «живописью», «классической музыкой».
- Никто из опрошенных не сформулировал свою тему классного часа.
- Возможность проявить инициативу 6% (1 человек)
- Принимать участие в общешкольных мероприятия – всего 3 человека.
- Наблюдая и беседуя с учащимися, выявилось следующее: у 72% наших учащихся негативное отношение к Закону и обществу; потребительское отношение к жизни, родителям. Слабая мотивация к обучению, труду.
Исходя из полученных результатов, определились ведущие направления, конкретные задачи и содержание работы с коллективом и отдельными его членами с учетом специфических особенностей. Несмотря на недостаточность заинтересованности обучаемых в том или ином направлении, при составлении воспитательного плана работы, стараюсь упор сделать на нравственность, гуманизм, уважение к Закону, правам человека, потребность в здоровом образе жизни и так далее.
Ежемесячно планирую три классных часа различной формой проведения: диспут, беседа, игра, круглый стол, ролевая и интеллектуально – познавательна игры и одно организационное собрание, на котором освещаются вопросы, касающиеся посещаемости и успеваемости учащихся класса.
В конце первого полугодия с учащимися 12-х классов проводила мониторинг уровня воспитанности.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
• определить цели воспитательной работы на второе полугодие через формирование и развитие тех или иных качеств;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости у обучающихся был проведен мониторинг, в котором приняли участие 35 учащихся 12-х классов.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. (3балла)
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. (2 балла)
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном определенными требованиями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. (1 балл)
Недопустимый уровень воспитанности обучаемого характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием административных и педагогических воздействий. (0 балл)
Анкетирование проводилось анонимно. Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:
1. Любовь к Отечеству.
2. Политическая культура.
3. Правовая культура.
4. Интернационализм.
5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности.
6. Бережливость и экономность по отношению к личной собственности.
7. Успешность в учении и самообразовании.
8. Интеллект.
9. Деловитость и организованность.
10. Коммуникативность.
11. Готовность прийти на помощь.
12. Тактичность, культура поведения.
13. Здоровый образ жизни.
14. Целеустремленность в самоопределении.
15. Информированность.
16. Чувство собственного достоинства.
17. Адаптированность.
Также учащимся была предоставлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.
Результаты были следующими: наиболее сформированы у обучающихся чувство собственного достоинства (66% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (23%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (49%). В то же время у обучающихся наблюдается низкая самооценка успешности в учении и самообразовании ( (2 человека) 6 % опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем ее развития), низкий уровень информированности (12%), готовности прийти на помощь (20%). Любовь к Отечеству – 34% опрошенных проявляют интерес к историческому прошлому и им не безразлично его настоящее. Кроме того, у учащихся 12-х классов наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:
• политическая культура - 66% обучающихся недостаточно осведомлены о политических событиях, чаще всего прислушиваются к суждениям других;
• бережливость по отношению к личной собственности (50% отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);
• успешность в учении и самообразовании (12%);
• здоровый образ жизни (14%);
Некоторые учащиеся в анкетах отразили свое собственное мнение. Особое мнение учащиеся высказали по проблеме «здорового образа жизни» Например:
• «Я имею вредные привычки, но не могу от них избавиться»;
• «Я считаю нужным следить за своим здоровьем, но в данных условия это просто невозможно»
• «Я стараюсь вести здоровый образ жизни, занимаюсь спортом»
Учащихся своего класса я стараюсь привлекать к организации и проведении предметных декад: оформительская работа, подготовка сообщений и докладов, участие в проведении мероприятий. Как уже было сказано, большой популярностью среди учащихся пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Считаю это важным, так как помимо воспитательного характера на этих мероприятиях прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном поединке учащиеся сражаются за звание лучшего знатока того или иного предмета.
Одной из задач воспитательной системы работы с классом является необходимость формирования классного коллектива. И здесь необходимым условием является создание благоприятной эмоциональной атмосферы для совершенствования воспитательной среды класса. Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, те есть организация и проведение совместных мероприятий. Сегодня наметилась положительная тенденция: между учащимися существуют доброжелательное отношение, но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу. Грубых, дерзких поступков не наблюдается.
При формировании классного коллектива учащихся нельзя не учитывать и индивидуальный потенциал каждого ученика. Именно индивидуальный подход способствует исправлению спецконтингента. А конкретно, необходимость разрушения ошибочных взглядов и укрепление веры в себя. Каждому обучающемуся нужно помочь разобраться в самом себе, понять и признать свои ошибки и заблуждения, найти в себе силы
сделать хотя бы первые шаги по пути к исправлению и почувствовать от
этого удовлетворение, поверить в себя. А это возможно только путем выявления и развития положительного в каждом человеке. Этот принцип -
принцип опоры на хорошие стороны характера учащегося считаю в своей работе приоритетным.
Хочу отметить еще и то, что воспитательное воздействие классного руководителя плодотворно только тогда, когда работу с классом ведешь от начала - с момента принятия группы учащихся 8 – 9 класс, с первой беседы, с первой «поддержки» учащегося - до его выпуска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Воспитательный план работы классного руководителя
План воспитательной работы в 11 классе...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...
Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска
в докладе изложен опыт работы классного руководителя по профилактической работе с детьми и семьями группы риска...