"Содержательный досуг"
проект по теме

Добросердова Мария Анатольевна

Конкурсная работа для Всероссийского конкурса  молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта "Мир молодости" (Золотая медаль) 2013 год

Всероссийский конкурс под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры "Учитель, перед именем твоим..." номинация "Содержательный досуг"(Серебряная медаль) 2013 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конкурс34.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

« УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…»

НОМИНАЦИЯ:  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ

           Приветствуем всех, кто будет знакомиться с нашей работой и надеемся, что станем полезными для коллег в нелегком, но замечательном нашем деле!

           Наш авторский коллектив  рад поделиться накопленным за многие годы опытом, находками, успехами в организации  этого самого содержательного досуга в чудесной школе под номером 169 в городе Санкт – Петербурге, которая в этом году отмечает 75 лет со дня основания!

           Мы ещё очень молоды, если упомянуть старейшие гимназии дореволюционного Санкт – Петербурга, но история нашей школы в свои 75 уже богата яркими, интересными фактами, событиями, традициями!

           Прежде  всего,  хочется сказать, что если бы ни яркий, высокопрофессиональный коллектив, который сколачивался годами, а член  коллектива – это тот самый двигатель, без которого поезд с места не сойдёт, наша работа бы не состоялась! Мы с вами понимаем, что  мало придумать идею какого-либо праздника, надо, чтобы её поддержали коллеги, поверили в неё, чтоб «глаз загорелся». По этому, не сказать о коллективе, который всегда подхватывает творческие предложения о досуге наших детей, мы не могли.

          Итак, обо всём по порядку!                                                                                                                                                    

В нашей школе внеурочная жизнь учеников, проще досуг складывается из нескольких направлений:

            работа хоровой студии «», под руководством учителя музыки высшей категории, Дмитриевой Нины Георгиевны;

            работа театральной студии «Арлекин», под руководством педагога дополнительного образования высшей категории, Добросердовой Марии Анатольевны;

           работа студии изобразительного искусства «», под руководством учителя высшей категории Положенской Татьяны Васильевны;

            творческие выезды «Рощинская осень», под руководством заместителя директора по внеклассной работе высшей категории, Ивановой Элеоноры Юрьевны;

            работа туристической секции «», под руководством молодых, недавно влившихся в коллектив педагогов

            праздники:  «День знаний» 

                                     «День учителя»

                                      «Праздник букваря»

                                      «День домашнего питомца»

                                      Новый год в младшей школе «Лес чудес»

                                      Новый год у старшеклассников и учителей

                                     «День дублёра»

                                     «День признаний»

                                    «Последний звонок»

              игры:          «Подарки Деду морозу»

                                    Весенняя игра  «23 + 8»

                                    Спортивная игра «

                                    КВН, посвященный Дню театра

              конкурсная деятельность:

                                     Вокальные конкурсы: «День матери»;

                                     Театральные конкурсы;

                                     Спортивные соревнования;

             работа классных руководителей;

Творческая деятельность театральной студии «Арлекин»

Студия основана в 2002 году.  Основатель и руководитель студии, выпускница Санкт – Петербургского Университета Культуры, по кафедре «Режиссура драмы» Добросердова Мария Анатольевна. Победитель конкурса педагогических достижений Центрального района города  Санкт – Петербурга, в номинации «Сердце отдаю детям» в 2009 году.

          В студии занимается  более 90 человек, что составляет 25% всех учащихся школы.  Это учащиеся от первого до одиннадцатого класса включительно. Ребята делятся по возрастным группам.  В каждой группе свои задачи и цели. Начинающие постигают основы актерского мастерства, ребята постарше принимают участие в спектаклях студии, на плечи старшеклассников ложится груз главных школьных праздников, событий.  Так и течёт эта «река» - от первых шагов в студии до «Последнего звонка». Ценно, что очень многие ребята занимаются до одиннадцатого класса включительно. К этому времени младшие занимают место старших и всё повторяется вновь. Одно поколение сменяет другое, и как дорого это, как ценно!

        Как приятно осознавать, что дети, приходящие в студию оказываются не случайными пассажирами! Им хорошо вместе, даже если не всем удаётся добиться на сцене ярких работ (а это и не возможно, ведь в студии нет творческого отбора), они просто дружат, знакомятся с ребятами других классов. И в студии появляется атмосфера любви и уважения друг к другу – а это то, что и нужно в школьном театре! Ведь главная цель моего предмета в школе – это раскрыть  и поддержать  индивидуальность ребенка, через актерскую «кухню», работу над ролью, спектаклем дать ему возможность видеть, ценить, чувствовать, понимать  мир, себя в нем, быть лучше. Это и делает досуг в школе значимым, полезным и запоминающимся! Ведь что вспоминается по прошествии лет? А вспоминается лучший учитель, не предмет, который он вел, а то, как он умел заинтересовать своим предметом и жизнь вне урока, куда ездили с классом, кого играли под Новый год и так далее.

         Студия выпускает каждый год по три спектакля: один обязательно для малышей, один,  старшая группа готовит к Новому году вместе с учителями и спектакль, посвященный каким – либо памятным датам.

           Вы спросите: «Как мы выбираем драматургический материал для спектакля?» Это один из сложных вопросов! Пьес, написанных  для детей не так много. Иногда они не интересны для нас, иногда невозможны для постановки в школьных условиях. Что же мы делаем в таком случае, как справляемся? Ответ один, приходится на обсуждении выбирать книгу, которая интересна всем, а вашему покорному слуге брать на себя смелость и писать по ней инсценировку! А тут ещё одна закавыка – женских ролей почти всегда меньше, чем мужских! Значит нужно какой-то мужской образ превратить в женский,  и так,  хитростями, будя фантазию на «все100» пишем инсценировку. В копилке студии много переведенных на драматургический язык замечательных детских книг.  

Н.В Гоголь «Вий»;  

А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»;

Ю.Я. Яковлев «У человека должна быть собака»;  

Русская народная сказка «Морозко»;

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»;

О. Пройслер «Маленькая Баба Яга»;

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; 

Г.Х. Андерсен « Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Голый король», «Пастушка и трубочист»;  

П. Мериме «Кармен»;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»;

А.А. Милн «Винни Пух и все, все, все»;

           Наряду с этой деятельностью студия готовит два общешкольных праздника: «День знаний», «Последний звонок»  и КВН, посвященный Дню Театра «Весь мир – театр, а люди в нем актеры»

         Приятно дополнить свой рассказ об «Арлекине» тем фактом, что  есть выпускники, которые непосредственно связали свою жизнь с театром в профессии. «Наши» студенты сейчас учатся в Москве  (ГИТИС,  Университет искусств), в Санкт- Петербурге ( ).

Традиционные творческие выезды «Рощинская осень»

Первый выезд в поселок Рощино – это пригород  Санкт – Петербурга,  состоялся в сентябре 2003 года.                                                                                                                                                                      Руководитель выезда заместитель директора по внеклассной работе школы Иванова Элеонора Юрьевна. Выпускница нашей школы, учитель русского языка и литературы высшей категории.

         Задумывался творческий выезд «Рощинская осень», как  еще один способ  неформального общения ребят  в школе. Средняя школа (с 6-го по 8-ой класс) выезжает на один день, старшая (с 9-го по 11-ый класс) – на два дня. Всегда интересно вместе с классом пойти куда – ни будь, а уж поехать, да с «ночевкой» тем более! Программа выезда всегда очень насыщена. У детей нет ни одной свободной минуты! Получается некий очень сжатый вариант детского лагеря. Прибытие в лагерь детского отдыха, небольшая передышка, чтобы устроиться в корпусах  и  представление команд (классов) в зале. Затем раздача заданий командам.  Следом «Игра по станциям», подготовка к вечерним мероприятиям, «Вечер сказки» и так далее. Второй день  по своим планам не уступает первому. А уже и уезжать пора.  

        Эти поездки пользуются огромным успехом у ребят. Их вспоминают, ждут, готовятся с трепетом. Приезжают в Рощино и наши выпускники - студенты, выкраивая время от занятий. И если спросить у любого:  «Какое самое яркое событие было в классе?» вам ответят – «Поездка в Рощино!».

       Конечно, за поездкой стоит огромная работа по подготовке выезда. Каждый последующий выезд не повторяет предыдущий. Программа разрабатывается каждый раз по- новому. Находим тему выезда в целом (иногда она обусловлена памятной датой, иногда  событием, на котором хочется  остановить свое внимание, на пример -  Олимпиада в Лондоне) и разрабатываем задания,  мероприятия, соревнования выезда. За каждое состязание, будь то КВН,  представление команд, спортивные соревнования, сыгранная сказка на сцене или танец, жюри присуждает баллы. В конце выезда подводятся итоги.  Каждый класс помимо баллов отмечается в различных номинациях отдельными призами. Таким образом, никто не остается незамеченным.

       С каждым классом выезжает классный руководитель и педагог – помощник. Получается довольно большая команда учителей, которая в свою очередь  участвует в представлении своей команды и показе  долгожданного музыкального номера. Этого выступления ребята ждут  особенно! Все это создает атмосферу семейного праздника, причастности и важности каждого участника выезда к происходящему в нем. Вечером  каждый класс собирается на «огонек». При свечах, в уютной атмосфере, ребята и взрослые делятся друг с другом своими ощущениями и впечатлениями от  прошедшего дня.  Уже в школе команда учителей собирается,  обсуждает и анализирует прошедший выезд. Что получилось, что сделать иначе.

       Позднее, на День учителя, в концерт обязательно включаются лучшие творческие номера с выезда в Рощино.

Творческая деятельность вокальной студии «»

Вокальная студия «» основана в году.  Основатель и руководитель студии, учитель музыки высшей категории, Дмитриева Нина Георгиевна.  Автор музыки к песням, которые в свою очередь заняли первые места на вокальных конкурсах, как районных, так и городских.

        Вокальная студия соединяет в себе три коллектива. «» (учащиеся младших классов), «» (учащиеся средней школы) и «» (ученики старших классов).  Коллективы вокальной студии участвуют  в праздниках школы («День учителя», «День букваря», «Выпускной» в начальной школе), создает музыкальные спектакли («Лес чудес в Новый год» для младшей школы) и участвует в вокальных конкурсах района и города.

          Хочется остановиться отдельно на музыкальном новогоднем спектакле – трилогии «Лес чудес», «Кащеево царство» и «Волшебные сны». Сюжет спектакля подвижен, он ежегодно изменяется и дополняется новыми персонажами, сюжетными линиями. Первый спектакль состоялся ещё в 1992 году! Это действо, а иначе его не назвать, уникально! Участвует в нём вся, подчеркиваю, вся начальная школа! В новогодней истории, которая разворачивается в зимнем лесу, участвуют все классы начальной школы. У каждого класса своя часть этой истории.  Таким образом, каждому ученику уготована роль и актёра и зрителя.  Это очень ценный опыт для ребят. Тут ты понимаешь, как важно быть добрым зрителем и поддержать артистов, и как важно справиться с ролью, не подвести своих, когда ты на сцене. Львиная доля музыкальных партий, используемых в спектакле, написана Ниной Георгиевной Дмитриевой. Согласитесь, это особенно ценно. Ведь песня, написанная специально для того или иного персонажа, а не подобранная где - то, всегда выигрышней.

             Конкурсная деятельность занимает огромное место в студии.

Творческая деятельность студии изобразительного искусства

«»

Студия основана в году. Руководитель студии выпускница нашей школы, учитель изобразительного искусства высшей категории, Татьяна Васильевна Положенская.

      Студия является уникальной мастерской, так как в ней дети учатся не только мастерству….., но и познают основы оформительского искусства. Каждый спектакль, выпущенный студией «» и «Арлекин» и афиши к ним оформлены юными художниками студии «». А это, согласитесь, уникальный опыт! Если составить список оформленных студией спектаклей, он получится очень внушительным!

      Я остановлюсь на нескольких работах, которые особенно ярко характеризуют  многогранность выполненных  художниками декораций.                                                                                                                       1. Спектакль «Принцесса Турандот» - там, как известно действие происходит в Китае. Ребята    изучали стиль китайской письменности, цвета, допустимые в изображении драконов. В итоге на сцене красовалось два дракона, каждый величиной под два метра!                                                                                                                 2. Спектакль «Ханума» - совсем другой стиль. Опять работа начинается с изучения культуры Грузии, её колорита, традиций, творчества грузинских художников. И вот, рождается замечательный богатый ковёр, с всадником на коне.                                                                                    3. «Лес чудес» - в этом спектакле должно быть и атмосфера волшебства, и удобные кулисы, где артист может спрятаться, и смена декораций. Ребята разрабатывают все эти «секреты» и претворяют в жизнь.                                                                                                                                                   4. Спектакль «Вий» - задача сложна тем, что сцена небольшая, действие спектакля происходит и во дворе, и в хате, и в церкви. Художники предлагают несколько символов, которые  нам, зрителям  совершенно понятны. Мы видим  украинский хутор, маленькую церквушку. Рождается дух и атмосфера спектакля.                                                                                                                                                                          

                                                       

Работа туристического клуба «Восхождение»

Руководители клуба педагоги дополнительного образования

          В клубе ребята сразу становятся непосредственными участниками активного отдыха. На каникулах выезжают на туристические базы, где не только учатся стоять на лыжах, со страховкой подняться на гору или держать в руках вёсла, но и знакомятся с ребятами из других школ. Освоив основы туризма,  ребята ходят в настоящие походы (в горы, в лес) с палатками, пищей на костре и всей прелестью «дикого» отдыха.                                                            Опять же, эти поездки работают на объединение ребят разных возрастов в школе. Формируют их человеческие качества, умение дружить, быть полезным, нужным, быть интересной и яркой личностью в коллективе.

Как замечательно, что к нам в школу приходят молодые и творческие педагоги!

Школьные праздники «День дублёра», «День признаний»

Традиционный «День дублёра» проходит во многих образовательных учреждениях, поэтому мы не будем останавливаться на нём подробно. А «День признаний» это праздник, который родился сам по себе, без оглядки на другие школы. Он всегда проходит весной (середина мая). В этот день мы награждаем ребят за их успехи в течение всего учебного года по всем направлениям: успешная учёба, победы на олимпиадах, спортивные победы, творческие достижения, активная общественная позиция. Награждаются и учителя за успехи в педагогической деятельности, успешные конкурсные проекты, признание учеников и многое другое. Получается большой веселый праздник, где каждому ученику, каждому учителю, бригаде поваров, бригаде технических работников, охранникам, слово всем в большой школьной семье говорят спасибо.  Ведь это так важно, когда твой труд замечен.

Игра «Подарки Деду Морозу»

    Эта игра традиционно проводится осенью. В ней принимают участие ученики начальной школы вместе со своими классными руководителями. Ребята должны

Игра «23+8»

    Придумала и разработала эту игру  заместитель директора по внеклассной работе Элеонора Юрьевна Иванова. Идея игры родилась в желании объединить два государственных праздника: 23 февраля и 8 марта в один. Получилось очень удачно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнит...

"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".

Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепит...

Формирование, здорового климата в детском коллективе посредством содержательного, созидательного досуга

     Начальная школа – один из наиболее существенных   периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и сам...

"Играем вместе" - организация и проведение интересного и содержательного совместного досуга родителей с детьми.

Консультация для родителей по организации и проведению содержательного досуга с детьми....

Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"

    Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений допол...