"Библиотека - аптека для души"
методическая разработка (7 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по литературе. Знакомство с творчеством известных поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biblioteka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Библиотека – аптека для души

Мероприятие для обучающихся 7 – 10 классов

Проведено учителями Родькиной Н.Н., Кузнецовой Л.В.

Цель: привитие любви и интереса к чтению, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся посредством художественного слова.

   Ведущий  1. В жизни человека наступает день, когда он приходит в библиотеку не просто так – «Дайте что-нибудь почитать…», а для того, чтобы почитать что-то или о чём-то. Но книг тысячи, сотни тысяч, миллионы – в какой из них притаилась нужная страница, абзац, строчка? Как проложить точный курс к цели в великом книжном океане? Если вы придёте в нашу школу, то увидите, что на двери библиотеки висит табличка: «Библиотека – аптека души». Это именно то место в школе, где «душа поёт», куда рады прийти все. Да что я рассказываю?! Ведь никакой рассказ не заменит хорошего фильма. Итак, приглашаю вас всех в кинозал, на просмотр телефильма.

Сценка

   Библиотекарь. «Утро начинается, начинается, школа просыпается, просыпается…». Кто не согласится с мнением, что театр начинается с вешалки? А школа, спросите вы? А школа – с библиотеки! Да, да! С библиотеки!

   Библиотекарь. Тише, тише, детки, кто первый?

   1-й ученик. Мне дайте книгу «Дело Артомоновых» Фомы Гордеева.

   Библиотекарь. Это, наверное, Горький, два разных произведения?

   1-й ученик. Не знаю… наверное… Давайте две книги, я почитаю.

   Библиотекарь. Кто следующий? Слушаю вас.

   2-й ученик. А мне нужна книга… ну, её Елена Семёновна задала по литературе, очень нужно Чехова «Зимнюю вишню».

   Библиотекарь. Может «Вишнёвый сад»?

   2-й ученик. Нет, я записал в дневник, точно, «Зимняя вишня». Вот, посмотрите.

   Библиотекарь. Но Чехов написал «Вишнёвый сад», а не «Зимнюю вишню».

   Ведущий 2. Очень часто в стенах библиотеки проходят мероприятия, они не только помогают ученикам интеллектуально развиваться, но и обогащают их внутренний мир, душу… И в первую очередь это поэтические вечера. Что такое поэзия? Рассказывают, что один лектор долго не мог начать разговор на эту тему. Но вдруг поднял голову и к чему-то прислушался. «Шумит вентилятор, - сказал он, - его шум напоминает шум моря». И после короткой паузы добавил: «Вот приблизительно с этого и начинается поэзия». Вспомним Маяковского: «Поэзия – вся! – езда в незнаемое». На вопрос, что такое поэзия, увы, ещё не придумано исчерпывающего ответа. Есть История и Народ, есть Космос, есть Любовь, которая была и будет вечной темой поэзии. Есть огромная страна, невероятно многообразная, таящая неисчерпаемые и далеко не до конца изведанные сокровища – Это человеческое сердце. Поэт – вечный путешественник. Но не только и не столько в географическом смысле этого слова. Сторого-настрого запрещено ему в своих путешествиях идти проторенными дорожками. Даже в самом обжитом месте, пользуясь такими давними орудиями, как рифма, как традиционный ритм, возможны поиски и открытия. Но для этого должен быть свой угол зрения, свои искания  «прекрасного в обычном» - стало быть, свои первопутки, а не бег по чужой лыжне. «Колея эта – только моя, выбирайтесь своей колеёй», - писал Владимир Высоцкий, и эти его слова можно отнести к литературному творчеству. Но вернёмся в нашу библиотеку. Сейчас там как раз идёт поэтический вечер, посвящённый дню рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

   Ведущий 1 . Лермонтову шёл третий год, когда его мать умерла. Уже через четыре дня после смерти матери и без того сложные отношения между отцом Лермонтова и бабушкой достигли своего апогея. Дошедшие до нас документы отражают ту борьбу, которая велась вокруг ребёнка между ними. Лермонтов требовал себе сына, а Елизавета Алексеевна любыми средствами старалась удалить неугодного ей зятя. Особый интерес в этом отношении представляет духовное завещание Арсеньевой, в котором она всё своё имущество завещала внуку Михаилу Юрьевичу Лермонтову при условии, что внук будет до совершеннолетия находиться у неё на воспитании и попечении, а если же отец вознамерится этому препятствовать, то внук лишится всего наследства. Завещание было подписано, и Юрий Петрович уехал из Тархан. Мальчик остался у бабушки. Впоследствии поэт напишет…

                                                    Ученик

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец,

Того, кто был все мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! Я лишь виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

   Ведущий 2. Перед смертью отец Лермонтова оставил духовное завещание, в котором обращался к сыну: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание… Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость  во всех благоразумных поступках её в отношении твоего воспитания и образования… Я очень сильно сожалел о её заблуждении, ибо она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я был готов любить её всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины». 1 октября 1831 года Юрий Петрович умер…

                                             Ученик

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя!

От них остался только я…    

   Ведущий 1. Судьба Лермонтова – трагична, жизнь – быстротечна. Он ещё не достиг своего полного расцвета, когда погиб. Его «демонский» полёт оборвался… А если бы нет? А если бы нет, писал Белинский, то шагнул бы он дальше Пушкина.

   Ведущий 2. Знания в книгах… Каждый интеллигентный человек должен прочесть за свою жизнь много книг. Каких именно? А вот чтобы это узнать, прочтите… Начать пожалуй, стоит с классики, с Александра Сергеевича Пушкина.

Инсценирование отрывка А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
- Что, Таня, что с тобой? - «Мне скучно,
Поговорим о старине».
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей,небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...- «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

XVIII

- И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.-
«Да как же ты венчалась, няня?»
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня...-
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...- «Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена»
- Дитя мое, господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

XX

«Я влюблена»,- шептала снова
Старушке с горестью она.
- Сердечный друг, ты нездорова.-
«Оставь меня: я влюблена».
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке
И все дремало в тишине
При вдохновительной луне.

XXI

   Ведущий 1. А что же берут в библиотеке наши самые маленькие читатели? Конечно же, сказки.  

Обучающаяся : Мы отправляемся с вами в чудесную страну сказок. Дорогу вам открывает Королева Книга, которая приглашает нас в сказочную аллею на встречу с любимыми героями. Итак, начинаем.

                                       Презентация"Викторина по сказкам"

   Ведущий 2. А что читают дети постарше?  Конечно же о любви. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь  ― это источник поэзии. Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами.

Вот тогда запоем, заискримся с тобой.

Нежность хлынет из сердца потоком.

И теплом отзовется царица Любовь,

И живительным, сказочным соком.

Слышишь, песня ее начинает звучать?..

Всколыхнулась душа… и другая…

О любви не позволим мы Музе молчать.

Ну, скажи: Я люблю, дорогая…

Ведущий 1. В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.

Ученик:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

   Ведущий 2. "Голубой пожар" любви Сергея Есенина   сметает пыль прошлой жизни. Лирический герой прощается с "хулиганством", приветствуя перемены в самом себе и наслаждаясь близостью любимой. "Отречение" от прежней жизни звучит страстно, но с нежностью и трепетом. 

Ученик

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ведущий 1. Любовная лирика поэтессы Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы серебряного века. Тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволят взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на многие вопросы, которые волнуют не только литературоведов, но и поклонников творчества Цветаевой.

Учащаяся

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

Ведущий 2. Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться и, уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Инсценировка учащимися

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.

- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 1. Знаю, что многие любители литературы не приветствуют сочинение поп-шлягеров на стихи известных поэтов. Лично я не вижу тут ничего страшного. Пусть. Приходится констатировать, что лишь так у поэзии есть шанс дойти до массового слушателя.  Тем более, что порой песни удаются и становятся эстрадной классикой. Наглядный пример — «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого.

Исполнение песни "Очарована, околдована"

  Библиотекарь.                                                                                                                 В переменчивом мире, где время течёт, как вода.

Где грядущее с прошлым одно разделяет мгновенье,

Неизменно лишь то, что не могут разрушить года,-

Это мудрость и знанья, терпение и вдохновенье.

Год проходит за годом, и зиму сменяет весна,

Луч надежды пробьётся сквозь серую мглу непогоды,

Ведь наш труд остаётся на все времена

Вечно новым и радостным, как обновленье природы!

        Ведущий 2.

Библиотечная работа

На вид простой и тихий труд,

Вдали от пышного почёта

Библиотекари живут.

Но их спокойные владенья

Спокойной жизни не сулят.

Читателя пытливый взгляд

Им передал своё волненье…

Для разных вкусов, разных мнений

Нужна особая струна,

Нужна и быстрота движений,

И быстрота ума нужна.

То нужен разговор подробный,

То в знак согласия – кивок.

Ведущий 1

Библиотека - слово то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,
В котором она издревле была,
Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Библиотечный урок «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»

Библиотечный урок на тему «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»...

Устный журнал "Аптека для души"

Устный журнал "Аптека для души" может быть использован на линейке, классном часе, другом воспитательном мероприятии в рамках Недели книги....

История библиотек « Аптека для души»

Библиотека МАОУ «СШ №8» ...

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Классный час " Слово. Библиотека. Интернет» Путешествие в виртуальную библиотеку

Цели: Совершить виртуальное путешествие; расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чт...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...