Устный журнал "Аптека для души"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Устный журнал "Аптека для души" может быть использован на линейке, классном часе, другом воспитательном мероприятии в рамках Недели книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apteka_dlya_dushi.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Кухтинова Л.П.
МБОУ СОШ № 7
п. Малокубанский
2015 год
О чтении
Какого чтения не желает себе ни один писатель? Как рождается художественное произведение? Чем вызвана тревога художника, отправляющего в жизнь своё детище – книгу?
Всякое ли чтение искусство? Действительно ли оно побеждает одиночество и разлуку, даль и эпоху? Почему читать – значит искать и находить? Верно ли, что каждый из нас есть то, что он читает, и по кругу чтения можно определить человека? Владеем ли мы искусством чтения?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь),и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то – «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолётное, что быстро уносится в позабытое прошлое… И это называется «чтением». Такого «чтения» ни один писатель себе не желает.
Читать – значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу… И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймём, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
И.А.Ильин
Устный журнал
«Аптека для души»,
посвященный неделе Книги.
Цель: воспитание любви к книге, чтению; формирование бережного отношения к родному языку; совершенствование культуры речи учащихся.
Эпиграфы: «… Язык и словесность – главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей…» (Н.М. Карамзин)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро)
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». (Цицерон)
«Чтение – вот лучшее учение». (А.С. Пушкин)
Слово учителя.
Мы приветствуем вас на линейке, которую образно назвали «Аптека для души». Потому что речь пойдет о книге, о родном языке. Исследователи отмечают, что Родина и язык, язык и нравственное в человеке неотделимы, утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой трагические потери.
Через книги мы получаем знания о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в нашем собственном опыте. Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого мы с детства черпаем знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
Ученики:
- Кто сказал, что Лев Толстой
Как писатель – не простой?
Мы его читаем сказки…
Сколько та любви и ласки!
А придем в 10 класс –
Ждут его романы нас!
- С детства знаем Дядю Степу,
Лучший доктор – Айболит!
Мойдодыр на всю Европу
У детишек знаменит!
3) Пусть пройдет немало лет -
Вспомни Чебурашку…
У Гайдара… (тот, что дед!)
С «Голубою чашкой».
4) Есть волшебное перо,
Сказки так любимы…
Знаем «Золушку» Перро,
Знаем братьев Гримм…
Нам знакомы Чук и Гек,
Знаем Робинзона.
- Говорят, который век
Ходит кот ученый!
Это Пушкин подарил
«Золотую рыбку»,
И Балда нам очень мил
С ангельской улыбкой.
Только трудно перечесть,
Что в программе нашей есть!
Ученик: Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.
И в душе моей росло внимание к человеку – ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее – жизнь наполнялась великим смыслом… (М. Горький)
Учитель:
Ученики:
- Овладеть культурой речи
Нам порою недосуг.
Грубость побольней картечи
Бьет без промаха вокруг.
- Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь.
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
- Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Ученица:
Хорошее слово – как влага в пустыне,
Как спичка, когда твоя кровь уже стынет,
Как мост над ущельем спадающий круто,
Как то кольцо на чехле парашюта.
А слово плохое – как брошенный камень;
Его не догонишь, не схватишь руками,
Оно разбивает оконные рамы.
Оно на гранату похоже бывает,
Оно убивает! Людей убивает!
Упрячьте! Забудьте жестокое слово,
Ищите хорошее снова и снова.
И людям дарить не считайте за труд –
Они его вам непременно вернут!
Учитель:
Так храните, берегите, защищайте нашу родную, русскую речь, не загрязняйте её, не губите!
Ученик:
У библиотеки богатая и древняя история. «Дом мудрости» - одно из древнейших названий библиотеки. «Храм слова» - именно так определил значение библиотеки в духовной жизни общества просветитель, гуманист, ученый и писатель, публицист и литературный критик Алексей Алексеевич Золотарев.
Да, человечеству давно стало ясно, что ценности бывают не только материальные, но и духовные. Оно научилось их бережно хранить, накапливать. В отличии от материальных, духовные ценности нельзя растранжирить. Чем больше ими пользуются, тем больше их становится.
Ученица:
- Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона археологии обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход, отделанный золотом, вел в библиотеку, основанную еще при Рамзесе II около трех тысяч лет тому назад. По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа или ангины. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает душу.
- В Древнем Египте использовали в качестве писчего материала папирус, а в древнем государстве Междуречье книги представляли собой глиняные таблички, которые хранились в специальных ящиках. Понятно, что в библиотеке надо было не ходить, а ездить не телегах, чтобы увезти хотя бы одну книгу-ящик. В библиотекари брали сильных мужчин, которым помогали грузчики-рабы.
Ученица:
И нет у нас другого достояния,
Умейте же беречь
Хоть в лиру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный – речь!
Слово предоставляется библиотекарю школы.
Чтецы:
…А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немалая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.
А. Ахматова
Итоговое слово учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...
Устный журнал "Песня - душа народа"
Внеклассное мероприятие о песне...
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «АФГАНИСТАН БОЛИТ В МОЕЙ ДУШЕ....»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ«АФГАНИСТАН БОЛИТ В МОЕЙ ДУШЕ....»...
Устный журнал «Афганистан болит в моей душе!»
Устный журнал«Афганистан болит в моей душе!»...