Игра "Счастливый случай" по русскому языку для 5-7 кл
материал (7 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Игра проводится в рамках недели гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_schastlivyy_sluchay_po_russkomu_yazyku_dlya_5-7_kl.zip2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Игра «Счастливый случай»

Цель: Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

Задачи:

1. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

2. Развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания.

Оборудование:

 мультимедиа                                                                                          

Слайд 1+ зв. файл

Сегодня мы собрались на игре «Счастливый случай», чтобы проверить свои знания по русскому языку, поиграть, интересно провести время.

А сейчас разрешите мне представить участников сегодняшней игры. Это команда «Удачливых» и команда «Везучих».Прошу всех занять свои места друг напротив друга. Располагайтесь поудобнее.

 А нашу игру будут оценивать члены жюри в следующем составе: (жюри). 

Слайд  2

1 гейм – «Дальше, дальше…» (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)

2 гейм – «Заморочки из бочки» (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ - 2 балла).

3 гейм – «Ты мне – я тебе» (игроки обмениваются заданиями, которые они  приготовили заранее, другой команде, правильный ответ оценивается в  - 5 баллов).

4 гейм – «Тёмная лошадка» (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).

5 гейм – «Гонка за лидером» (5 вопросов, время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл).

     А я желаю вам успеха.
     Удач, находок, шуток, смеха.
     Прочь сомнения! Сейчас
   
«Счастливый случай» ожидает вас!

Начинаем первый гейм «Дальше, дальше…». Задания для «Удачливых».

                   Первый гейм: « Дальше, дальше…» 3+ зв. файл

Напоминаю, что вам за 1 минуту нужно ответить на как можно  большее количество вопросов…

Вопросы для первой команды                                                                                                              4-5

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
  3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
  4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
  5. Сколько мягких согласных в русском языке? (3)
  6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
  7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

6-7

  1. Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)
  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
  3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
  4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
  5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
  6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
  7. Вопросы Дательного падежа. (кому? чему?) 

Вопросы для второй  команды                                                                                                           8-9

  1. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  2. Часть речи, которая отвечает на вопросы где? когда? куда? (наречие)
  3. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
  4. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
  5. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
  6. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
  7. Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)

10-11

  1. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
  2. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
  3. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
  4. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
  5. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим
  6. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
  7. Сколько согласных в слове денёк? (3)

Поздравляю с хорошим началом игры!

 Результаты первого гейма.  –

Рекламная пауза   12-13

                             Второй гейм: «Заморочки»  из бочки» 14+зв.ф

Второй гейм носит название «Заморочки из бочки».Этот гейм начинает команда, которая ведёт в счёте.

Капитан достаёт бочонок с номером вопроса. Команда в течение минуты обсуждает вопрос и по истечении времени предлагает свой ответ. Если повезёт, и вы достанете бочонок  с загаданным нами номером, то вы автоматически получаете 2 балла и имеете право на внеочередной ход. Вопросы, на которые команды  не дадут  правильного ответа, адресуются в зал. Зрителям предоставляется возможность проявить свою эрудицию

15-31, гиперссылки

  1. Из указанных частей “соберите” слово:

Приставка, как в слове попрыгать.

Корень, как в слове говорящий.

Суффикс, как в слове оценка.

Окончание, как в слове основа. (поговорка)

  1. Как называется краткий отрывок из произведений другого автора, помещённый в начале произведения или отдельных его глав для пояснения темы? (эпиграф)
  2. Разгадать ребус (машина)
  3. Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:
    Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.
    1) а, а, а, а.      2) а, о, о, а.     3) а, а, о, о.    
     (1) а, а, а, а.)
  4. Название блюда нужно составить из всех букв, входящих в слова.

Бобр + редут =      (бутерброт).

  1. Отметьте строчку, в которой все слова имеют корень ВОД ( в значении ВОДА).

а) водолей, водрузить, водолаз, водитель;

      б) водонепроницаемый, подводник, водосток, водоворот;

в) наводчик, воевода, хоровод, водворять:

г)  выводок, изводиться, водопад, подвода (б).

  1. Кто был создателем   первого алфавита?

а) Кирилл и Мефодий      б) Борис и Глеб     в) Афанасий Никитин       г) Минин и Пожарский

 (Кирилл и Мефодий).

  1. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть «день рождения», и в 1997 г. ей исполнилось  200 лет.  

а) Ъ     б) Я    в) Ф    г ) Ё                                  (ё)

  1. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивный»; точка с запятой – «полуточие» (т. е. ослабленная точка);      тире – «молчанка,     пресекательный знак».  Как называлась запятая?
    а) вдохновение             в) затемнение

 б) отдохновение           г) преступление (б)

  1. Какая часть речи самая

малочисленная и включает лишь несколько десятков слов?

а) наречие                              в) местоимение

б) числительное                    г) предлог (б . В древнерусском языке числительных как части речи не было вовсе. Конечно, счётные слова  имелись. Но крайне мало. Например, очень большие числа обозначались «тьма». Числу «11» соответствовало сочетание трёх слов «один на десять».)

  1. Самая лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго  и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил  писатель в ответ?
    а) чистый лист бумаги            в) «Ё»
    б) пустое SMS                              г) «!»–
    (г. Так писатель узнал, что его книга вызвала интерес.)
  2. Как называются в языке слова – близнецы , одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?

а)  синонимы    б) омонимы                  в) антонимы       г) паронимы (омонимы)

  1. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным?
            Почему? (
    Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите стоит последним)
  2. «С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и , во-вторых, быстрее. Как называется искусство быстрого письма?
    а) пиктография     б) каллиграфия         в) скоропись     г) клинопись
     (каллиграфия)
  3. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат  так, а не иначе? Почему именно – «стол», «дом», «солнце»?

 Устанавливая   историю   слов, учёные , прежде   всего,  исследуют древние рукописи, документы,  книги и различные   надписи   прошлых   веков.

Так мы узнаём , что означало когда – то то или иное слово.

Как же называется наука, которая изучает  происхождение    слов?

 А) фразеология        Б) лингвистика                             В) этимология

Г) сравнительное     языкознание       (этимология).

  1. «Счастливый случай» - 2 балла

                                                                         

Игра со зрителями                                                    32-44

  1. Потепление зимой, сопровождающееся    таянием снега? (оттепель).
  2. Трубы, по которым поступает газ. (газопровод).
  3. Сто килограммов (центнер)
  4. Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – (Самобранка)
  5. Ребенок с выдающимися умственными способностями? (вундеркинд)
  6. Блюдо, приготовленное из мелко нарезанных овощей. (салат)
  7. Круглая дата (юбилей)
  8. Покрытая льдом площадка.? (Каток).

По итогам двух геймов вперёд вырвалась команда… Желаем удачи обеим командам  и переходим к следующему гейму: «Ты мне – я тебе». 

                     Третий гейм: «Ты – мне, я – тебе»                                     42+зв.файл

Команды обмениваются вопросами. Право начать этот гейм предоставляется команде… 

По итогам трёх геймов следующий счёт… Впереди команда…

              Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка»     43-57+зв. файл, триггеры, гиперссылки  

 За правильный ответ –  1 балл.  Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

  1. О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Угадай известную пословицу.

Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).  

4. Угадай известную пословицу.

По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений передними конечностями вверх. (После драки кулаками не машут).

  1. Добавь недостающее слово – название животного. Голоден, как … (волк)
  2. Ребус: прочтите название русской народной сказки («Колобок»)
  3. Добавь недостающее слово – название животного. Здоров как … (бык)

  1. Добавь недостающее слово – название животного.

 Болтлив, как ….  (сорока)

   

Пятый гейм: «Гонка за лидером»     57+63 зв. файл, триггеры, гиперссылки

А сейчас настало время последнего гейма «Гонка за лидером»     В течение двух минут  команды поочерёдно отвечают на вопросы. Время на обдумывание не даётся. За правильный ответ –1 балл 

Команды выбирают номер, под которым спрятаны варианты вопросов

I

  1. Молодые растения, приготовленные для высадки в грунт (саженцы)
  2. Мастерская по пошиву одежды. (ателье)
  3. Дорога, усаженная по обеим   сторонам деревьями. (аллея)
  4.  Надулся  как ……» (индюк)
  5. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число? (добавить мягкий знак)

II

  1. Человек одинакового возраста с кем-либо (ровесник)
  2. Праздничный фейерверк (салют)
  3. 1000 метров (километр)
  4.  Нем как … (рыба)
  5.  Как можно превратить слово семя в слово семья? (добавить мягкий знак)

III

  1. Какую часть слова можно найти в земле?  (корень)
  2. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом-ик )
  3. Как каплю превратить в цаплю? (изменить первую букву)
  4. Раскройте смысл выражения: Морочить голову.  (обманывать)
  5. Исправьте ошибку в предложении: Вернувшись с работы, мы сыто пообедали. (сытно)

IV

  1. Гласных букв 10, а гласных звуков .( 6)
  2. Знак  для обозначения звуков на письме.  (буква)
  3. . Раскройте смысл выражения:  В час по чайной ложке.  (медленно)
  4. Исправьте ошибку в предложении:  Он так мало знает! Какой он невежа!  (невежда)
  5. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (ворона)

Заключительный этап                                                                                                  

Пока подводятся итоги: клип: «Позитивчик»                                                     64+гиперссылка

Подведение итогов игры и награждение победителей.                                      «Позитивчик» 65

                                                                                         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...