Цель: - Развитие у обучающихся интереса к истории происхождения своей семьи, формирование патриотизма, укрепление семейных связей Задачи: 1. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, чувства уважения к родителям. 2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной. 3. Углубление представления об именах, их происхождении и значении. 4. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. 5. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,
Оформление: 1) На доске пословицы и поговорки о семье - Семья – сила, когда над ней крыша одна.
- Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.
- Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Согласную семью горе не берёт.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор и экран
Ход мероприятия:
Учитель: История моей семьи в истории Родины. Что такое Родина? С чего она начинается? Когда ты впервые почувствовал, что являешься её частичкой? Когда ты понял, что Родина - это то, без чего невозможно быть счастливым, что нужно тебе как воздух, ради чего и жизни не жалко? Такие простые и такие сложные вопросы ... Где найти на них ответы? В былинах, в стихах, песнях, в учебнике истории? А может, и искать не надо? С чего для каждого из нас начинается Родина? Семья – совсем как маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Время неумолимо. Человек рождается , растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, в просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Ученик Моя Семья! Неважно, когда она родилась, Неважно, в каком году. А важно лишь то, что меня она любит И я её очень люблю! Неважно, зима это, лето иль осень. Неважно, быть может весна. А важно лишь, что семья меня не забудет. И я помню о ней всегда! Учитель: Что для вас означает слово семья? Что такое семья? Вы спросите меня. Я отвечу вам с удовольствием, Что семья – это дом, Дворик мой за окном, И семья – это малая Родина! Под пургой и дождем Нас согреют теплом И помогут в любой ситуации Милой мамы глаза И улыбка отца, Руки деда и чуткость бабушки. Учитель: Конечно, мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Ученик. В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. Учитель. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда должны помнить о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Ученик. Я расскажу о семье моей дружной, Пусть и другие узнают о ней. Знать свои корни важно и нужно- Мы ведь побеги от этих корней. Очень давно (я ещё не родился) Прадеды жили на свете мои, За Родину нашу кровь проливали, Немало прошли по дорогам войны. Жёны их (или прабабушки наши) Дом содержали, хозяйство вели, Деток растили, поля убирали, Ждали мужей с этой страшной войны. Дедушки выросли в мирное время. Оба шофёры, большие друзья. Я им стараюсь во всём помогаю, С ними ругаться мне просто нельзя! Ученик. Бабушек тоже люблю, уважаю, Бабушки много умеют простить, Если шалю или шумно играю, Бабушки могут со мной пошутить, Время найдут что-нибудь рассказать мне Или помогут уроки учить, В игры со мной от души поиграют. Как же бабулей таких не любить! Ученик. Самые близкие мне и родные- Это мамуля, папуля мои. Я их люблю, уважаю, жалею. Нет ничего важнее семьи! Папа мой трудолюбивый и добрый, Любит порядок везде и во всём, Если есть время, со мной поиграет, С папой мы весело, дружно живём. У мамы свободного времени мало: Она нам стирает, готовит и шьёт. Я ей помогаю. Я дорожу своей дружной семьёю, Мне одиноко и скучно без них! Буду беречь и любить своих близких, Самых хороших, любимых, родных! Ученик. У мамы – работа У папы – работа У них для меня остается суббота А бабушка дома всегда. Она не ругает меня никогда! Нам хорошо вот так вдвоем. Без бабушки, какой же дом? Главные правила семейной жизни. Во гневе — остановись. Не спеши сказать худое слово, но торопись повторить хорошее. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше. Каждый шаг навстречу друг другу равен дню радости. Умей не только стать на место другого, но и достойно стоять на своем месте.
Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить: • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники; • Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах; • Приглашать гостей и собирать застолье; • Собирать и хранить семейные фотографии; • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких. • Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д. 1. «Моя родословная» Учитель: Человек рождается на свет, растёт, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?» Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни . Эта традиция возвращается в семьи. Мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Сейчас представит нам своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. Березкина, Иванова, Цыганова, Егорова Учитель. О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией. Почему так важно хранить семейную память? Мы должны знать свою родословную, прошлое своей семьи. А.С. Пушкин мог проследить свою родословную на 600 лет назад, М.А.Шолохов знал свою родословную до 15 века. Наши предки бережно хранили, донесли до нас великие имена и творения, и мы должны быть благодарны им за это и, сохранив всё, передать следующим поколениям.
2.Страницы из семейного альбома Учитель. Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана. Ребята, здесь у нас фотовыставка "Загляните в семейный альбом". Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. С виду некрасивые, старые любительские фотографии искренне рассказывают нам историю нашего детства. Еще с того времени, как только появились фотографии и фотоаппараты, возникла эта замечательная традиция – собирать семейные альбомы. Такие альбомы есть в каждой семье. Семейный фотоальбом... Наверное, нет в мире человека, который не испытал особого чувства сопричастности, открывая его. В семейном фотоальбоме бережно хранится история рода, в нем очарование минувших дней, в нем сокровенное, нежное, неожиданное. Гнетова, Терехова, Фатеев "Семейные альбомы" - это уникальное собрание дорогих для каждого фотографий, вещь, одна из самых ценных в семье. Ученик. Фотография из семейного альбома. … Чтобы вспомнить какими мы были, Загляните в семейный альбом. Годы быстрые катятся с горки. И вернуть их наверх не дано. Ученик. Позади у нас, как в поговорке, Было много мостов сожжено. Все нам дорого, Каждая мелочь, Каждый миг в отдаленье любом, Чтобы все это не потерялось, Сохраните семейный альбом… Учитель. Семейный фотоальбом является уникальным «хранителем» истории человеческой жизни. Достаточно разложить все фотографии, относящиеся к каким-нибудь личностям в хронологическом порядке и «пересказать» каждый снимок, и перед нами раскроются неповторимые судьбы людей: ни героев и знаменитостей, а обыкновенных городских жителей. Но именно жизнь рядовых людей и составляет «живую ткань истории». Ученик: Ушла в небытие эпоха Но вновь с экрана видим мы Их лица, как живые навсегда… Мгновения далекой старины… Ученик : Альбом семейный сохранил навеки Семьи чудесный образ так, Что видеть смогут внуков внуки Историю страны всегда… 3. Семейная реликвия Учитель : У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Как вы понимаете слово реликвия? Во многих семьях передача семейных реликвий от родителей к детям является сложившейся традицией, которая длится многими веками и служит для того, чтобы память о предках была постоянно жива. Одной из наиболее распространенных вещей, которая передается от матери к дочери, является старинное кольцо. Оно является очень личной вещью. Они могут быть изготовлены из разных металлов, в различном стиле и с различной огранкой камней. Причины, по которым матери передают свои обручальные кольца из поколения в поколение, бывают разные. Прежде всего, это сохранение истории. Многие семьи берегут семейную реликвию, чтобы сохранить уважение к истории своей семьи и ее традициям. Обычно, когда мать передает кольцо, она рассказывает его историю. Такое кольцо всегда Неповторимо и уникально. Каждая эпоха, век или даже десятилетие характеризуются своеобразным и неповторимым стилем. Некоторые стили выполнения просто невозможно найти в настоящее время. Так что, семейные реликвии отличаются своей неповторимостью и незаменимостью. Творите историю своими руками. Семейной реликвией может стать любая вещь, даже не очень дорогая. Ее ценность не в количестве нулей на ценнике, а в том багаже историй и тайн, которыми она обрастет за долгую жизнь в кругу вашей семьи. Случалось, что семейной реликвией становилась какая-нибудь вещь, которая с годами теряла свой прежний вид, трепалась, выцветала, но и в этом случае семья не желала расставаться с ней. Давайте спросим наших гостей: У вас есть семейная реликвия? Гнетова 4. История фамилии. Учитель : Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников. Участники поднимают руки, рассказывают в честь кого из родственников им было дано имя. Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для каждого из нас. Так как же появились российские фамилии? Как ни странно это звучит, но до конца XVIII - середины XIX века большинство населения нашей страны фамилий не имело. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. Но у большинства людей, населявших нашу страну, фамилий не было. Прозвища и отчества - вот что было помимо имен у наших предков. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». В России только в XIX веке слово «фамилия» приобрело свое значение, ставшее основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». С тех пор прошло много лет. Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников и знакомых. Иногда они бывают очень странными. Поэтому возникает вопрос: что же это за фамилия? Никогда таких не слышал...Что она означает? А как произошла моя собственная? А фамилия друга? Казалось, нет проще фамилии Иванов. Но оказывается, Иван в переводе с древнееврейского - «благодать Божья». Очень много фамилий было образовано от так называемых мирских имен. Мирские имена - это те, которые давались человеку либо при рождении, либо как прозвище в более поздний период жизни человека. Уже его дети могли именоваться по отцу. Некоторые из них были образованы от профессиональных прозвищ предков, такие прозвища рассказывают, кто из предков чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы и т. д. Возникали и фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия: городов, деревень, станиц, рек, озер и т. д.): Мещеряков, Новгородцев, Москвитин. Самую многочисленную группу среди фамилий составляют фамилии, основами которых является имя, означающее, каким по счету в семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа общеизвестные: Одинцов, Третьяков, Шестаков, а также редкие: Третилов, Пятаков, Шестунов, Семяхин, Осмехин, Осьмаков. Существует достаточно большое количество фамилий, связанных с животными. Откуда же возникли все эти Зайцевы, Сорокины и так далее? В старину это были обычные имена. Для нас это звучит немножко странно, но тем не менее это имя было вторым именем после крестильного. Оно уберегало человека от нечистой силы. Чтобы нечистая сила не знала его настоящего крестильного имени, человека в миру называли совершенно любым словом. Поэтому были очень распространены такие имена, как Баран, Заяц, Конь, Береза, Горшок и даже Мочало и Рогожа. Сейчас это трудно себе представить, но тогда это не было в диковинку. Иногда появлялись многочисленные Дураки и Оболтусы. Такие фамилии суеверные родители давали своим чадам, чтобы избавить их от разных житейских проблем. У родителей была одна забота: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя. Отголоски этого суеверия сохранились до сих пор. Очень часто про младенцев, когда их видят впервые, положено говорить: «ой, какой противный, некрасивый» - именно для того, чтобы не сглазить. А в старину эта традиция была очень сильна. Как видите, ребята, плохих фамилий нет! Поэтому не нужно судить людей по их фамилиям, не нужно относиться к человеку с насмешкой только за то, что он носит, на ваш взгляд , странную фамилию. Гнетова, Степанов, Трофимова, Кокорева,Самохина, Рысева., Юдина Даша подготовила всем вам сюрприз, найдя значение фамилий всех вас. Учитель Почему же мы храним старинные фотографии и вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье - это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом. Сценка «Мир в семье всего дороже» Действующие лица: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба. Автор: Жили-были Дед и Баба. Жили, не тужили. Сухарь чаем запивали, Один раз в месяц колбасу жевали. И все ладно бы, да курочка-невеличка Взяла и снесла яичко. Яичко не простое, Яичко золотое. А теперь по нашим ценам И вообще оно бесценно. На семейный на совет Собрал Внучку с Бабкой Дед. |
| Дед: Так и так. Такое дело. Что с яичком этим делать? Может, скушать? Иль продать? Иль на доллары сменять? Может, чтоб упали стены, Центр музыкальный купим современный? |
| Внучка: Может, купим мне духи? Обалдеют женихи! Иль французскую помаду? Я ей тоже буду рада! Автор: Начался тут сыр да бор И житейский шумный спор. То не се, да то не так. Дед: Ты балда! Бабка: А ты дурак! |
| Автор: Начался такой скандал - Свет такого не видал! Только Курочка молчит, Около стола стоит. Курочка: Ну ни как не ожидала Стать причиною скандала. Чтобы это прекратить, Надо мне яйцо разбить. Внучка и Бабка: Что на делала ты, Ряба? | | Автор: Дед не плакал, как ни странно, Вывернул с дырой карманы. Дед: Нету денег, ну и что же?! Мир в семье всего дороже! | |
Учитель Сегодня мы поговорили о семейных традициях. Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Ученик. Найдите россиянина такого, Кто б с Родиной себя не обвенчал, В ком не звенело поле Куликово, В ком Пётр Великий эхом не звучал. Пропитаны мы удалью московской, Воспитаны российской красотой, Бушует в нас Рахманинов с Чайковским, Дерзает в нас и Пушкин и Толстой! Мы узнали с вами много нового и интересного. И поделились этим друг с другом, Думаю, что всем нам было интересно.
Учитель: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся. А в завершение беседы поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству.
|