"Загляните в семейный альбом"(литературный вечер,посвященный семейным историям и реликвиям)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Сценарий литературного вечера будет интересен педагогам, работающим в 5-6 классах. В нём представлены различные литературные игры, творческие задания на семейную тематику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaglyanite_v_semeynyy_albom.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Загляните в семейный альбом
(литературный вечер, посвящённый семейным историям и реликвиям, 5 класс)
Галлямова Н.В., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории МБОУ лицей №2
города Бугульмы Республики Татарстан
Цели
- Формировать у детей представление о семье, в которой любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Воспитывать чувство любви, гордости за свою семью.
- Обогащать речь детей пословицами и поговорками о семье.
Предварительная работа
- Составить семейную родословную.
- Собрать для выставки семейные реликвии, подготовить рассказ об одной памятной вещи.
- Подготовить семейный альбом.
- Познакомиться с пословицами, поговорками, загадками о семье.
- Познакомить с понятием «синквейн», научить его составлять.
- Подготовить инсценировку песни о семье.
Музыкальное оформление
Песни
- «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина).
- «Песни о моих прадедах» (муз. и сл. Т. В. Егорова).
- «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича)
Участники праздника:
Учащиеся 5 класса, родители обучающихся, педагоги-организаторы, руководители лицея, классные руководители.
Звучит мелодия песни «Родительский дом»
(муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина)
Ведущий 1
Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Ведущий 2
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда Старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово «понимание».
Ведущий 1
И до сих пор в деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.
Ведущий 2
Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.
Ведущий 3
Родина – мы говорим, волнуясь.
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески! Рощи! Берега!
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Родину себе не выбирают,
Начиная видеть и дышать.
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.
Ведущий 1
У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь – отчему дому, родному краю. Историю страны, города создаём и мы. Мы участвуем в её трудовых делах, защищаем от врагов.
Ведущий 2
19 декабря на Руси отмечают день Николая Угодника, одного из самых почитаемых святых. В этот день начинали праздновать «Никольщину» - семейный праздник, во время которого особое внимание уделяли самым старшим членам семьи. Ведь именно они были хранителями родовых предприятий, связей. Длилось празднование 3-4 дня. Приглашались ближайшие родственники, соседи.
Ведущий 3
В каждом доме есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах.
Сегодня мы подведём итоги конкурса «Моя семья», проведённого в нашем классе. (Называют победителей, им предоставляется слово, звучат рассказы о семье, родословной, семейном гербе).
Ученик
Моя семья – это моё счастье. Я богатый человек, у меня есть папа, мама, сестра. Наша семья – это наша жизнь.
Мой папа очень любит что-то мастерить. Он сам сделал мне книжный шкаф, очень удобный и красивый, которым я всегда восхищаюсь. Я часто помогаю папе мастерить и незаметно наблюдаю за ним. Когда он недоволен результатом работы, шумно вздыхает и морщится, а когда всё получается так, как было задумано, глаза его искрятся, солнечная и радостная улыбка не сходит с его лица, излучая тепло, отчего вдруг становится необычайно светло и хорошо. А похвала, когда тебя называют «домашним гением», ни с чем несравнима.
А с мамой мы все испытываем «откровенное» счастье, с ней рядом мы способны полететь, взмыть к облакам и обнять всю землю. Слушать маму – одно удовольствие! Истории и случаи, которые она рассказывает за семейным ужином, бывают очень смешными и поучительными. Вспоминает мама часто о своей бабушке, которая их воспитала, потому что родители работали посменно. В семье было восемь человек, пятеро детей под строгим наблюдением бабушки. Все свои проблемы они решали сами. Помогали друг другу, поддерживали и в радостные, и в трудные минуты. Это качество оказалось таким сильным, что до сих пор они, братья и сёстры, в ответе друг за друга.
Воспитывая нас, мои родители учат ценить труд людей, ведь благодаря нему воспитывается воля и выносливость. С трудом придут к тебе уважение и любовь. Моя сестра очень любит цветы. И зимой, и летом вся квартира окутана шлейфом цветочных ароматов. А как красивы цветы! Посмотришь, они такие чудесные, как будто сошли с картины какого-нибудь известного художника. Разноцветные краски радуют, зелёные крепкие листочки с развитыми корнями дают жизнь молодым бутончикам. Моя сестра, наверное, не способна в жизни обидеть кого-нибудь, она всегда будет доброй, и, как Герда из сказки, придёт на помощь любому нуждающемуся в этом. Ведь семья заложила в неё эти качества.
Семья – это будущее нашей планеты Земля. Лишь в крепкой, дружной семье вырастут и мирно расцветут молодые зрелые цветы жизни.
Ведущий 1
Как нужна человеку родная семья,
Дом с теплом бескорыстным и светом.
Если б только жива была мама моя,
Я бы стал гениальным поэтом.
Исполнение детьми частушек о своей семье.
У меня семья большая:
Папа, мама, брат, сестра.
Пропою я вам частушки
Про наши славные дела.
Папа мой – большой начальник,
Пишет что-то по ночам.
Я, конечно, очень рада,
Макулатуры много сдам.
Моя мама словно пчёлка,
Целый день она «жужжит»:
На работе деток учит
И дома всё в руках «горит».
Брат – любитель приключений,
Вечно что-то натворит;
А сестра моя – болтушка.
Голова от них болит.
Вот такая вот она – моя дружная семья.
Учитель
Воспитывают нас, учат любить свою семью, Родину и лучшие произведения русской литературы, среди которых мы найдём немало примеров тому, как складывались и жили семьи. Вспомним эти произведения.
Проводится конкурс «Книги о семье», участники называют литературные произведения, в которых рассказывается о семье. Например, произведения М. Горького «Детство», А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Л. Толстого «Детство», «Война и мир», Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» и др.
Задания капитанам команд: соединить стрелками верные части правого и левого столбца.
А. Куприн «В дурном обществе»
В. Астафьев «Цифры»
Л. Толстой «Тапёр»
В. Короленко «Конь с розовой гривой»
А. Платонов «Детство»
И. Бунин «Никита»
Правильный вариант
А. Куприн «В дурном обществе»
В. Астафьев «Цифры»
Л. Толстой «Тапёр»
В. Короленко «Конь с розовой гривой»
А. Платонов «Детство»
И. Бунин «Никита»
Ведущий 2
Память многих лиц не сохранила,
Но, как луч сквозь непроглядный мрак,
Светит образ дедушки Данилы
И не меркнет в памяти никак.
Звучит аудиозапись «Песни о моих прадедах» (муз. и сл. Т. В. Егорова).
Ведущий 3
От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре. Многое забыли, растеряли…
Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Большое спасибо нашим бабушкам, которые являются главными хранительницами семейных реликвий.
Что же сохранили бабушкины сундуки? О чём они вам поведали? Что нового вы узнали о своей семье?
(Дети вместе со взрослыми показывают реликвии своей семьи и рассказывают о них).
Ученик
Мои родители родом из села Алексеевское, которое расположено на берегу могучей реки Камы. Основным занятием населения было рыболовство, животноводство, сельское хозяйство. Мой прадед был рыбаком, а прабабушка славилась своим рукоделием. Она вышивала скатерти, рушники красивыми национальными узорами. Они любили свой труд и дорожили им, потому что он для них был «хлебом насущным». Свою любовь к ремеслу передавали своим детям и внукам. До наших дней у бабушки сохранились скатерти, рушники, которые вышивала наша прабабушка. Эти старинные изделия хранят долгую и добрую память.
Учитель
В произведениях русских и зарубежных писателей часто присутствуют образы бабушек и дедушек. Назовите эти литературные произведения.
Конкурс «Самый внимательный» (ученики называют произведения Г. Андерсена «Снежная королева», К. Паустовского «Тёплый хлеб», М. Горького «Детство», В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и др.)
Ведущий 2
Семейная связь времён – это же тайные нити, которые связывают Сегодня и Вчера с Позавчера. Вот она наша история, наша судьба: в фотографиях, в родных для нас именах, в любимых лицах.
Фотографии – метки, опознавательные знаки, по ним легче пробираться в минувшие годы, повести за собой наших детей и внуков. Они любят фантастику – вот им реальная машина времени, называемая «Семейным альбомом». Здесь свадьба дедушки и бабушки, уход деда на фронт. На следующей страничке – совсем старина: прабабушка с бабушкой, принаряженные, к фотографу зашли. На одной фотографии папа–студент, на другой – мама-школьница. А вот ты сам – только из роддома тебя привезли.
Звучит песня «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича)
(показ слайдов, семейных фотографий)
Ученик
Самые близкие люди.
Дедушки бывают разные: умные, строгие, важные.
Все дедушки умеют строить, пилить, чинить, строгать,
Гвозди легко забивать.
Умеют машину, трактор водить, красивые дома возводить,
Работать за станком.
А вечерком они обнимут нас за плечи,
Мы прижмёмся к ним покрепче
И начинаем вместе мечтать,
Кем же в будущем нам стать.
Бабушки бывают разные,
Но все они добрые, нежные, ласковые.
Не знают покоя бабушкины руки,
Они работают, им не до скуки.
Утром разбудят, косички заплетут,
Вкусную еду на стол подадут.
В школу бабушка меня провожает,
А из школы с любовью встречает,
Тяжёлый портфель с моих плеч снимает,
Погладит по голове, и так легко становится мне.
А вечером, сидя на диване, бабушкины руки заняты вязанием.
С бабушкой вдвоём тихо песенку поём
Или разговор ведём, а о чём – это наш секрет!
Конкурс «Лесенка-чудесенка» (выполняют родители вместе с детьми)
А Абика (тат.яз)
Б Бабушка, брат
В Внук, внучка
Д Дед, дядя, деверь
Ж Жена
З Зять, золовка
К Кум, кума
М Мама
Н Невестка
О Отец
П Племянник
С Свекровь, свёкор, сестра
Т Тётя, тёща, тесть
Ш Шурин
(При оценке работы учитывается время выполнения и количество вписанных слов)
Ведущий 1
Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря ним в вашем доме –
Тревожный отблеск прошлых дней.
Со снимков блёклых, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.
Ведущий 2
Мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти. Сколько песен написано о них. Вспомните их и пойте вместе с нами.
Инсценировка песен о родителях, бабушках и дедушках ( «Бабушки-старушки», «Песня мамонтёнка», «Папа купил автомобиль» и др.)
Конкурс «Мастера слова»
Составить синквейн о своей семье.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – тема или предмет (имя существительное). Вторая строка – описание предмета (имя прилагательное). Третья строка – три глагола, характеризующие действия предмета. Четвёртая строка – фраза из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.
Семья.
Дружная, трудолюбивая, заботливая.
Воспитывает, любит, оберегает.
Моя семья – это крепость.
Дом.
Ведущий 2
Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы, правильно их употребляет, сам становится умнее.
Конкурс «Закончи пословицу»
- Не красна изба углами, а…(красна пирогами)
- Каково на дому…(таково и самому)
- В гости ходить …(надо и к себе водить)
- В гостях хорошо,…(а дома лучше)
- В своём доме и стены…(помогают)
- Нет ничего краше…(чем родина наша)
- Дома – как хочу,…(а в людях – как велят)
- Каждый кулик…(своё болото хвалит)
- Какова мать…(такова и дочь)
Конкурс «Восстанови пару»
(Участники должны составить пословицы, в которых встречаются попарно соединённые слова)
- Клад – лад (На что семье клад, коли в семье лад)
- Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони недалеко падает)
- Платье – честь (Береги платье снову, а честь смолоду)
Подводятся итоги всех конкурсов
Ведущий 2
Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждёт.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечёт.
Сохраняйте письма. Ждите в гости.
Иногда дарите им цветы.
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черёд.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжёт.
Вы ещё успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черёд.
Ведущий 1
Вот и подошла к концу наша встреча. Как бы ни было трудно, каким неустроенным и беспокойным ни был бы окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к близким людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»
В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...
Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....
Литературный вечер, посвященный М.Ю Лермонтову
Вечер - портрет, посвященный М.Ю.Лермонтову....
Литературный вечер, посвященный 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина
Литературная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена. В ней изложен материал о годах, проведенных А.С.Пушкиным в Лицее...
Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.
Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....
Сценарий литературного вечера, посвященного учителю школы, поэту, члену Литературного общества "Мещёра" Царёву Николаю Владиславовичу
В сценарий вошли стихи учителя Царёва Николая Владиславовича....
Комментарии
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.