Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»
проект (6 класс) по теме
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатели знают подростка, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.
Для девиантных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутри коллективной жизни. Все это осложняет отношение подростка с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.
Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанника.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения.
Основными показателями социализации индивида выступают:
- знание традиционных устойчивых норм поведения;
- представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
- нормативная система этикета.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных занятий, проведения воспитательной работы, а также создания демократического уклада училищной жизни и правового пространства учебного заведения, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников средствами учебных дисциплин и непосредственное взаимодействие с семьёй. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношение в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Воспитание личности в училище должно быть направлено на формирование гражданско-правовой, гражданско-патриотической
компетентности и духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: «Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в училище необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданско- правового и патриотического воспитания подростков;
- повышать качество духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подростков;
- развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе исторических событий и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
- совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
- формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
- повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения (по программе «Реабилитация и коррекция девиантного поведения»);
- оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 156.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно- воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище открытого типа
г.Абакана»
Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением
Г Абакан 2013г.
Паспорт программы | |
Наименование программы | Программа гражданско-пахриотическое воспитание «Я - гражданин России» |
Разработчик программы | Василенко С.Ю. Воспитатель Абаканского спец ПУ |
Исполнители программы |
|
Цель программы | «Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». |
Задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 2013-2016 годы |
Источники финансирования программы | Местный орган самоуправления, спонсорская помощь, администрация училища. |
• развитие традиций гражданско-патриотического - | |
воспитания подрастающего поколения; | |
• ценностное отношение к России, своему народу, | |
своему краю, отечественному культурно-историческому | |
наследию, государственной символике, законам Российской | |
Федерации, русскому и родному языку, народным | |
традициям, старшему поколению | |
• повышение компетентности детей и подростков в | |
области правовых знаний; | |
Ожидаемые конечные | • снижение уровня правонарушений и преступлений; |
результаты программы |
|
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатели знают подростка, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.
Для девиантных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутри коллективной жизни. Все это осложняет отношение подростка с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.
Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанника.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения.
Основными показателями социализации индивида выступают:
- знание традиционных устойчивых норм поведения;
- представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
- нормативная система этикета.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных занятий, проведения воспитательной работы, а также создания демократического уклада училищной жизни и правового пространства учебного заведения, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников средствами учебных дисциплин и непосредственное взаимодействие с семьёй. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношение в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Воспитание личности в училище должно быть направлено на формирование гражданско-правовой, гражданско-патриотической
компетентности и духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника.
Цель программы: «Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в училище необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданско- правового и патриотического воспитания подростков;
- повышать качество духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подростков;
- развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе исторических событий и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
- совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
- формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
- повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения (по программе «Реабилитация и коррекция девиантного поведения»);
- оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 2013 -2016 годы
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015годы»
- Устав Абаканского спец ПУ.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ
- Привлечение интереса воспитанников к гражданско-патриотическим и духовно-нравственным вопросам с использованием различных форм и методов работы.
- Уважения прав и свобод человека, взаимная поддержка, взаимная ответственность.
- Принцип положительной мотивации - поощрение творческой активности, доброжелательность к суждениям, их анализ.
- Деятельностный подход к воспитанию личности, организацией непосредственно жизнедеятельности ребенка и развитие имеющегося потенциала
- Возрастной целесообразности, отбор содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями ребенка;
- Открытость, информированность итогов педагогической деятельности по воспитанию у подростков элементов гражданско-патриотического и духовно-нравственной культуры.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-чувственном, поведенческом.
На когнитивном уровне предполагается сформировать систему экономических, правовых, социологических знаний, понимание собственной роли и места в жизни.
На эмоционально-чувственном уровне необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.
На поведенческом уровне важно подготовить воспитанников к взаимодействию с другими людьми, прививать навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.
Управление системой гражданско-патриотического воспитания в
- целепологание - педагогический анализ;
- координация - разработка модели гражданско-патриотического воспитания;
- контроль -переход к организационным задачам.
- администрация;
- воспитатели и классные руководители;
- педагоги-предметники;
- СПС;
- библиотекарь;
- ученическое самоуправление. 1. Методическое обеспечение:
- внедрение нового содержания, форм и методов гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания;
- организация методической учёбы коллектива и педагогического просвещения родителей.
Методы формирования качества личности | |||
№ | Группа методов | Методы | Свойства методов |
п/п | | | ||
I. | Методы | Убеждение, | Постановка подростка в ] |
формирования | внушение, беседы, | позицию полноправного | |
сознания личности | лекции, дискуссии, | участника процесса, т.е. | |
метод примера | он не объект для | ||
применения данных | |||
методов, а сам | |||
принимает активное | |||
участие в их | |||
использовании. | |||
II. | Методы | Педагогическое | Необходимо создавать |
организации | требование, | ситуации, в которых | |
деятельности и | требование | подросток упражнялся | |
формирования | коллектива, | бы в гражданско- | |
опыта гражданско- | общественное мнение, | патриотической | |
патриотического | поручение, метод- | деятельности, осознавал | |
поведения | требование, создание | свои обязанности по | |
воспитывающих | отношению к | ||
ситуаций, | коллективу, обществу, | ||
коллективное | ответственность за свои | ||
творческое дело, | поступки. Важно | ||
метод проектов | демонстрировать | ||
значимость гражданско- | |||
патриотической | |||
деятельности подростков | |||
для общества. С | |||
помощью регулирующих | |||
требований | |||
формируются традиции |
поведения. | |||
III. | Методы | Соревнование, | Необходимо побуждать |
стимулирования | поощрение, | подростка | |
деятельности и | наказание, | корректировать свое | |
поведения | взаимовыручка, создание ситуации успеха | поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Организация гражданско-патриотического развития и воспитаниявоспитанников осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Решению поставленных задач призвана способствовать модель гражданского образования и направления работы:
В современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России,
граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Предметный уровень:
Преподавание учебных предметов, которые способствуют формированию гражданственности личности, её нравственной и правовой культуры.
- Обществознание: формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности к демократическим ценностям; умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях.
- История: формирование патриотизма, уважение к истории и традициям разных стран и истории России, становление государственности, формирование духовно-нравственной культуры через осмысление знаменательных исторических событий.
- «Право»: формирования основ правовых знаний, умений и навыков поведения в правовой сфере, права и обязанности человека, защита своих прав, знакомство с законодательством РФ.
- Литература: изучение художественной литературы позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.
- Воспитательские занятия: (воспитательские, социальные и психологические часы): профилактика преступлений и правонарушений и употребления ПАВ, формирование ЗОЖ, коррекция девиантного поведения.
На всех уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность подростка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям
Межпредметный уровень - через весь комплекс учебных предметов, интегрированные уроки, межпредметную интеграцию, способствовать осмыслению учащимися всего объема школьных знаний, необходимых в реальной жизни, освоению средств различных наук для анализа социальных ситуаций.
- Литература и право: правовая тематика в произведениях русской литературы;
- Литература и история: история России в произведениях русской литературы;
- Русский язык и право: тексты, работа с понятийным словарём, правописание понятий и терминов; составление деловых бумаг.
- История и право (обществознание): история развития государства и права на примере истории разных стран, знакомство с историческими правовыми документами, государственная символика, воинская обязанность.
- Математика и география: законы природы и экологии, законы математики при составлении географических карт, вычисление масштаба, экономика.
- География и право: международное право, аграрное право, правовая ответственность за загрязнение окружающей среды.
- Физкультура и биология: человек, его особенности как вида, формирование здорового гражданина, безопасность жизнедеятельности человека.
- Проведение школьных предметных недель
Воспитательный уровень - привитие педагогами детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, через
- воспитательские часы, часы мужества;
- воспитательные мероприятия, конкурсы рисунков, сочинений;
- акции, общеучилищные мероприятия, концерты;
® экскурсии, походы;
- организация досуговой деятельности;
- работа самоуправления училища;
® работа школьного сайта;
- взаимодействие с организациями города (ОДН, КДН, медучреждения, и др) и с общественными организациями изучение и привитие народных традиций;
- участие в городских, краевых и всероссийских мероприятиях.
Институциональный уровень предполагает: деятельность администрации училища (по соблюдению прав и обязанностей воспитанников, учителей), педагогов и воспитанников для создания училищного правового пространства; управление и самоуправление всего образовательного процесса (создание активов, групп); организация работы по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса: педагогов,воспитанников , родителей (семинары, обучающие курсы); изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному, гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно- нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.
- Проведение проблемных семинаров с учителями и учащимися и родителями
- Создание модели гражданско-патриотического образования вучилище» по формированию ценностных установок подростков и педагогов на демократические и правовые отношения в школе.
- Активные формы и методы в гражданском образовании и воспитании;
- Самопознание и саморазвитие личности воспитанника;
- Толерантность - жить в мире с собой и другими.
- Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в современных условиях».
- Проведение родительского всеобуча по проблемам воспитания «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в современных условиях».
- Совместное заседание администрации и методического совета «Демократическое управление в училище» (директор школы, руководитель МО).
- Выборы органов училищного самоуправления.
- Заседания проблемных групп
Проектный уровень: реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями воспитанников и педагогов при взаимодействии с другими организациями города. Участие в проектной деятельности способствует социальной адаптации подростков, получению необходимых навыков гражданско-патриотического поведения.
Инициатором создания того или иного проекта могут быть учителя, воспитатели, администрация училища, органы детского самоуправления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- развитие традиций гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению
- повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;
- снижение уровня правонарушений и преступлений;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- рост социального оптимизма подрастающего поколения;
- поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса;
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика формирования гражданско-патриотических, духовно-нравственных ценностей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ | ||
Л'»1|/и | Критерий успешности программы | Диагностические средства |
1 ; | Уровень сформированное™ личностных качеств гражданина и патриота | Резщьтаты анкетирования Наблюдения воспитателей, преподавателей |
2 | Ак-тязнссть у частт. воопит&кк^о"; а мероприятиях разного уровня | Статистический анализ Результаты участия |
3 | Уровень осознания воспитанниками ценности здоровья | Анализ здоровья воспитанников по результатам медицинских осмотров Анализ участия воспитанников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье. |
4 | Степень формирования позитивного: влияния па личность ребенка кулылрм семейных отношений | Результаты анкетирования Анализ зключеиня родшельской общественности в реализацию учшшцных программ V, ■ |
5 | Охват воспитанников кружковой деятельностью | Статистический анализ участия воспитанников в работе кружков и секций. |
с | "Уровень законопослушности | ( |ишс1'1"1скн!1 анализ, совершенных правонарушений и преступлений |
7 | Успешная социализация выпускников | Статистический анализ распределения выпускников |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |||
Ла | Мероприятия | >. «ипксмшл- | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проведение методического совета по утверждению программы «Я-гражданин России» | сентябрь | Зам. директора по ВР |
2 | Проведение совещание классных руководителей и воспитателей по организации и планированию работы | сентябрь | Зам. директора по ВР |
3 | Организация работы по реализации программы | В течение всего периода | Зам. директора по ВР |
4 | Участие в семинарах, совещаниях, педсоветах, родительских собраний по организации работы по гражданско- патриотическому воспитанию | В течение всего периода | Зам. директора по ВР |
5 | Сбор и анализ информации по реализации программы | В течение всего периода | Зам. директора по ВР |
6 | Формирование банка данных, несовершеннолетних детей группы риска | В течение всего периода | Зам. директора по ВР Социальные педагоги |
7 | Организация взаимодействия с организациями города и общественными организациями | В течение всего периода | Зам. директора по ВР педагог-организатор |
8 | Организация каникулярной занятости | Октябрь, декабрь, март, апрель | Зам. директора по ВР Социальные педагоги |
9 | Планирование воспитательного блока по реализации программы | 1 раз в месяц | Зам. директора по ВР |
10 | Создание банка методических разработок | В течение всего периода | воспитатели, библиотекарь |
11 | Планирование на новый учебный год | август | Зам. директора по ВР |
* | Т у\0 1 УТ * ' 1 ' ' ' , ' ; '11 : ; 1, . 1 1 1НП III 1.1 II ИИ. ' ''л | . ...... V | |
1 | Торжественная линейка «День знаний» | 1 сентября | Зам.директора по ВР, педагог-организатор |
2 | Месячник безопасности и гражданской защиты детей. Акция «Внимание дети!» -занятия по ПДД, ПБ; -оформление тематических стендов; -конкурсы рисунков;
| Сентябрь - октябрь | Ответственный по ГО и ЧС, педагог-организатор |
3 | «Я, ты, он, она, вместе дружная семья» | сентябрь | педагог-организатор |
4 | Уроки мужества и гражданственности
-День народного единства
| 1 раз в месяц | Воспитатели педагог-организатор |
5 | Экологические акции «Сохраним природу Хакасии» «Всемирный день защиты животных» «Пернатые друзья». | Сентябрь- октябрь. Январь | Классные руководители, воспитатели, педагог- организатор |
6 | Парламентский урок | октябрь | воспитатели |
7 | Декада правовых знаний. Игра «Имею право», Деловая игра «Я -гражданин России», Полотно мира «Многонациональная Россия» и др | Ноябрь- декабрь | Социальные педагоги, Педагог-организатор воспитатели |
8 | Анкетирование подростков: уровень гражданско-патриотической позиции | ноябрь, апрель | воспитатели |
9 | День защитника отечества «А ну-ка, парни» | февраль | воспитатель, педагог- организатор |
10 | Интеллектуальный марафон | март | Педагог- организатор,воспитатель |
11 | «Училище - мой дом, и я хозяин в нём» (трудовой десант) | апрель | Классные руководители воспитатели |
12 | КВД «Мы вместе» | май | воспитатели, педагог- организатор |
13 | Акция «Этих дней не смолкнет слава!», посвященная Дню Победы -воспитательские часы;
| май | Зам.директора по ВР Педагог-организатор воспитатели |
14 | Открытые воспитательские часы | По согласованию в течение учебного года | воспитатели |
15 | Благотворительные акции | В течение учебного года | воспитатели |
16 | Экскурсии, походы, сплавы | В течение учебного года, в каникулярное время | воспитатели |
16 | Участие в городских, краевых, Всероссийских мероприятиях | В течение учебного года | воспитатели |
18 | Работа с воспитанниками по подготовке к мероприятиям | В течение учебного года | педагог- организатор,воспитатели |
Мероприя тия с семьёй : ■ ' | |||
1 | Работа с родителями | В течение у.г. | воспитатели |
2 | Концертные программы к дню пожилого человека, к Дню матери, к 23 февраля и 8 марта, Праздничное гуляние «Масленица» | В течение учебного года | Педагог-организатор Учитель физкультуры воспитатели |
3 | Выставка детского декоративного и изобразительного творчества. Фотовыставки | В течение учебного года | воспитатели |
4 | Акция «День семьи» | ноябрь | Классные руководители |
1 | Реализация профилактических программ «По реабилитации и коррекция девиантного поведения» | В течение учебного года | СПС воспитатели |
2 | Взаимодействие с профилактическими организациями города | В течение учебного года | Воспитатели СПС |
3 | Формирование банка данных воспитанников, состоящих на учёте. | В течение учебного года | СПС |
4 | Организация каникулярной занятости | В течение учебного года | Зам.директора по ВР СПС, воспитатели Классные руководители |
5 | Работа училищного самоуправления | В течение учебного года | воспитатели |
[ШОГТ | |||
1 | Организация тематических проверок по реализации программы | В течение учебного года | Зам.директора по ВР |
2 | Сдача отчётов | ||
3 | Анализ участия и результативности в мероприятиях разного уровня |
Примерное содержание программы воспитательских часов
5 класс
- Классный час «Мои интересы, мои увлечения»
- Диспут «Разумное и нравственное всегда рядом»
- Беседа «Протяни руку помощи»
- Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду»
- Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности»
- Классный час «Мой дом, моя семья», Выставка «Моя семья»
- Классный час «Спешите делать добро»
- Диспут «Надо ли любить всех?»
- Беседа «Кому легче жить?»
- Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»
- Практикум «Вежливые слова»
- Диспуг «Сеющий неправду пожнет беду»
- Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»
- Символы нашей Родины.
- Гражданин и патриот.
- класс
- «Обычаи и традиции нашей семьи»
- Презентация «Процветай, моя родная Хакасия»
- Диспут «Если твоя ложь несет благо...»
- Классный час «Культура речи»
- Игровая программа «Слабое звено»
- Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»
- Этическая беседа «О вежливости»
- Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить» 9Диспут «Можно ли стать красивым?»
- Беседа «Если твоя правота несет зло...»
- Интерактивная игра «Иметь свое мнение - это важно?»
- Практикум «Портрет моего современника»
- Гражданин и гражданственность.
- класс
- Дискуссия «Я гражданин?»
- Игра «Мои гражданские права и обязанности»
- Беседа «Вверх по лестнице жизни»
- Практикум «День добрых сюрпризов»
- Беседа «Роль книги в жизни человека»
- Классный час «Преданья старины глубокой»
- Классный час «Народные праздники»
- Классный час «Береги честь смолоду»
- Дискуссия на тему «Жить так, чтобы не вредить окружающим»
- Классный час «Этот молодой, разноцветный мир»
- Беседа-Обсуждение «Нужно ли всегда говорить правду родителям»
- Беседа-Обсуждение «Равны ли взрослые и дети в обществе»
8 класс
1. Диспут «Что такое духовность человека?»
- Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?»
- Тренинг «Мои добрые дела» (час вежливости)
- Этическая беседа «Умение прощать»
- Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»
- Практикум «Путешествие по городу Вежливости».
- Беседа «Чтобы иметь друга, надо быть им»
- «Будьте добрыми и человечными»
- Турнир «Знатоки этикета»
- Беседа «Береги честь смолоду»
- Вечер вопросов и ответов «Мы живём в правовом государстве»
- Диспут «Азбука нравственности»
- Беседа «Нравственные истины»
- Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека»
- Диспут «Истоки милосердия»
- Символика нашей Родины.
9 класс
- Час общения «Что для меня является духовной ценностью?»
- Викторина «Классики литературы о добре и зле»
- «Не позволяй душе лениться!»
- «Долг человека по отношению к обществу»
- Тренинг «Нравственный аукцион»
- Час общения «Как научиться жить без конфликтов!»
- Ситуативный практикум «Я- в общественном месте»
- Вечер вопросов и ответов «Должен ли быть человек толерантным?»
- Беседа «Честь и честность»
- Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?»
- Практикум «Можно, нельзя, нужно»
- Воспитательский час «Ложь на скамье подсудимых»
- Кто такой Патриот?
- Гражданином быть обязан!
- Символы РФ
Воспитатели в своей работе с воспитанниками используют данную тематику воспитательских часов часов, так же могут подобрать тематику воспитательских часов в зависимости от уровня воспитанности и контингента подростков и проблем, возникающих в процессе воспитания.
Список литературы.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". М.,2006
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование"; фонд "Сивитас", 2005.-с 85
- Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006
- Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.
- Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. - М: Народное образование, 1998
- Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995
- Технология личностно-ориентированного образования/' Н.С.Якиманская. - М: Сентябрь, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...
Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением
Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...
программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"
Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»
Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся. ...
Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"
Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...