Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся
материал по теме

Охрименко Елизавета Аполлинарьевна

Материал отражает опыт организации  клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации

учащихся (из опыта работы клуба «Любослов»)

                                                                                Охрименко Елизавета Аполлинарьевна,

                                                                             учитель русского языка и литературы,

                                                                                   город-курорт Геленджик, МОУ СОШ №2

                Чему и как учить в школе ХХI века?  Как выстроить образовательную цепочку, чтобы  в условиях сокращения часов на изучение

предмета и существующей формой итоговой аттестации, помочь учащимся  самореализоваться не только в академической успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.

                Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина  опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева:

«Самореализация – это процессы  личностного  развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы».

               Мной это понимается как « Я - в обществе», осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.

                 В ходе педагогической деятельности  у меня возникла необходимость и потребность расширения развивающего и образовательного пространства, поиска дополнительных ресурсов, чтобы помочь учащимся в самореализации.

                 С этой целью обновила материально-техническую базу кабинета,  внедрила ИКТ в учебный и воспитательный процесс, освоила новые педагогические технологии.

                 Но проблема восполнения   временного ресурса не была решена.

Это подтолкнуло к поиску формы внеурочной деятельности. И такая форма

была найдена – Клуб.

               Основная  идея:

- внеурочная деятельность в рамках клуба создаст дополнительные условия

для самореализации учащихся,

- даст возможность овладеть, может быть, самым главным знанием – знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности,  в ходе которой  формируются  практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области, в отношениях с другими людьми.  Это позволяет осуществить  компетентностный подход  в организации внеурочной деятельности школьников, что отвечает современным требованим к образованию и делает работу клуба актуальной.

В педагогической литературе  «клубная тема»  исследована в работах В.Сухомлинского, А.С. Макаренко. В 70-80-ые годы О.С. Газман предлагал создание школ-клубов.

 В нашей школе  нет опыта  работы литературного клуба  с   использования ИКТ,  интеграции внеурочной деятельности в систему традиционного урока,   применения проектного метода.            

          Проектный метод делает работу клуба актуальной и   привлекательной, как для учащихся, так и для меня. В чем?

              Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности  и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию.

Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе. Меняются отношения: учитель-ученик  становятся равными субъектами образовательного процесса.

           В работе клуба используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы.  Фронтальная клубная работа - это крупные школьные мероприятия, (праздники,  конкурсы чтецов, рисунков, литературные кафе, музыкальные гостиные, тематические выставки, экскурсии, устные журналы,  театральные постановки и др.).  Групповая - это деятельность временных творческих объединений. Индивидуальная клубная работа организуется чаще всего в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральной постановке, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта и др.).

          Клуб успешно работает пять лет.  Вырос он из «Почемучки» - так называлась серия театрализованных представлений для учащихся начальной школы: «А знаешь ли ты, почему осенью листопад?» «Кто видит ушами?»

Три года назад участники клуба  разработали устав и дали клубу название – «Любослов» В Уставе сформулированы  основные цели и задачи:

              - самореализация  учащихся в процессе творчества;

              - выявление одаренных детей в области литературы и языка;

              - популяризация знаний по русскому языку и литературе;

              - формирование коммуникативных навыков.

            Руководство деятельностью клуба осуществляет актив во главе с президентом. Составляется план, участники имеют возможность внести свои предложения, осуществить свободный выбор деятельности, в которой бы хотели себя реализовать.

              Яркие страницы жизни клуба «Любослов» связаны с путешествиями:  Санкт-Петербург,  Москва, Варшава, Париж, Амстердам, Берлин.

                    В период осенних каникул прошлого учебного года посетили литературные музеи  Санкт–Петербурга,  приобщились к оперному искусству.

                Впечатления, информацию интегрировали не только  в уроки литературы, но и в другие предметные области.  Посещения Русского музея, Эрмитажа, Лувра вызвали к жизни идею создания АРТ – галереи «ХХI ВЕК» в стенах школы.  Ребята собрали работы  по изобразительному искусству учащихся разных выпусков, но оформить их не представлялось возможным, так как холл четвертого этажа требовал ремонта. У клуба «Любослов» нашлось много друзей, которые включились в проект, и в октябре 2008 г. АРТ-галерея «ХХI ВЕК»  открылась.

             На открытии присутствовала заместитель главы  администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Маслова Роза Сергеевна, спонсоры, родители, учащиеся, представители СМИ. По местному

телевидению сюжет об этом проекте вышел в эфир уже на следующий день.

            В настоящее время в АРТ-галерее проводятся литературно-музыкальные гостиные, экскурсии для младших школьников.

           Таким образом, воплощенный проект создает не только единое воспитательное пространство, но и решает проблему ветхости школ,

обозначенную президентом страны Д.А. Медведевым.

           Результат деятельности клуба «Любослов» я вижу в том, что  внеурочная работа способствет раскрытию творческих, предметных, коммуникативных, организаторских способностей.

О развитии предметных компетенций, творческих способностей можно

судить по достижениям ребят  в творческих конкурсах, конференциях различного уровня, предметных олимпиадах.

   Мои учащиеся имеют следующие достижения:  по итогам конкурса   «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2005г.  Чагин А., Блинова И.  вошли в «десятку» лучших по параллелям  Регионального  ОК; в 2006г. в городском конкурсе «Геленджик - город-праздник» Чибисова А. - призер в номинации «Рисунок»; в 2007г. в конкурсе  «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чагин А. занял 1-ое место в районе, Исакова М. – 2-ое, Бернгарт Б. – 3-ье среди учащихся 8-ых классов; в 2007г.  Коршунов Илья - победитель в номинации «Поэтические произведения» городского этапа краевого заочного конкурса   «Дети Кубани против наркотиков». Данная работа опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru .

      Мною подготовлены:

- победитель литературно-творческого конкурса «Салют, Победа!» 2004/2005у.г.  Верескова Н. в номинации иллюстрация произведений художественной литературы;

-  призер городской конференции «Отечество» - 2006/2007у.г. Фатнев С;

-  призер городской олимпиады по русскому языку 2007/2008у.г. Дагаева К.;  

- участники  Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2007/2008

 Чагин А. - Диплом первой степени,   Фатнев С. – Диплом второй степени.

            Творческая работа ученика 10 класса Панаетова А. опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru

       В этом учебном году ученица 11 «В» класса Малиновская Анастасия

участвовала в международной конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура» - удостоена диплома.

Социологический опрос учащихся 9 «В» класса позволяет судить о востребованности клубной работы. Из 27 опрошенных учащихся 100% отметили для себя положительный развивающий эффект коммуникативных  и социальных навыков.

             Условия успешности тиражирования опыта вижу, прежде всего:

 - в заинтересованности самого учителя работать во внеурочное время, в новой модели взаимодействия учитель-ученик,

- в содействии со стороны администрации, родителей, общественности.

        При оценке результата внеурочной клубной работы как средства самореализации использовала  наблюдение, анкетирование учащихся, беседы, диалоги,  анализ ученического творчества.

Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образова­тельный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство самореализации и успешной социализации личности ребенка.

Проектная  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор ...

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...

Программа по внеурочной деятельности по литературе "Развитие познавательных способностей учащихся" для 5-11 классов

В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка и литературы является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся познавательные способности и интерес к предметам, пробудить ж...

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа

Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...