Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
методическая разработка
Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnd_po_lit.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
Автор: Федянина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы, I к/к,
МАОУ СОШ №1 г. Североуральска
Свердловской области
Итогом освоения учащимися основных образовательных программ ФГОС нового поколения являются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Если предметные результаты достигаются учащимися в процессе изучения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов место внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает её, исходя их своих интересов и мотивов. Поэтому организация внеурочной деятельности, согласно ФГОС, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
1. Приобщение учеников к базовым национальным ценностям;
2. Развитие творческих возможностей учащихся;
3. Формирование у учащихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения –
вот те задачи, которые ставятся перед каждым учителем. При этом образовательный процесс должен строиться с позиций системно-деятельностного подхода. Думаю, каждый учитель задается вопросом: «А разве я работал не так? Как воплотить эти задачи на практике? Какие формы работы позволят достичь предполагаемых результатов?» Искать ответ на них пришлось и мне. Результатом поисков стала организация арт-кафе как формы внеурочной деятельности по литературе.
В переводе с английского «арт» - искусство. В современном понимании кафе в стиле арт – это клуб по интересам, площадка, где любой может представить на суд публике свое творчество.
Цель работы определила следующую: создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов, творческого потенциала, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Работа учителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе», целиком и полностью строится в соответствии с системно-деятельностным подходом.
Встрече в арт-кафе предшествует долгая, кропотливая работа, которую выполняют сами ребята: начиная от идеи оформления, афиши, названия, слогана, который стал нашим девизом, подбором музыкального сопровождения и заканчивая работой над проектами, выступлениями.
Как же реализуется системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности? Предлагаю рассмотреть пример из практики работы.
«Поэтическое произведение, представленное средствами искусства другого вида». Учащимся была предложена тема проектов, сама формулировка которой поставила их в тупик. Таким образом я намеренно создала проблемную ситуацию. «Что значит эта тема? Как выполнить такую работу? Какое стихотворение выбрать?» - эти вопросы задавали учащиеся и сами искали на них ответы. Затем они распределились на микрогруппы и начали работу над созданием проектов. Эта работа велась в режиме индивидуальных консультаций каждой группы. На встрече в арт-кафе зрители не просто созерцали готовый продукт деятельности, а присутствовали на презентации, защите проектов и принимали активное участие в обсуждении идеи работ.
Поразмыслить было над чем, потому что работы были выполнены и по стихотворениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, поклонники Маяковского положили стихи на музыку собственного сочинения, записали композицию.
Проект по знаменитому стихотворению А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» выполнили ученицы 9 класса. Стихотворение запало им в душу, когда мы изучали односоставные предложения на уроках русского языка. Содержание стихотворения они передали средствами живописи, а музыкальное оформление усилило воздействие зрительных образов. Учащиеся сами придумали, нарисовали, составили композицию, которая помогает понять идею стихотворения.
«Но не все умеют рисовать», - справедливо заметите вы. Примером другого подхода к работе над проектом может служить презентация, выполненная по стихотворению Е. Евтушенко «Всегда найдется женская рука…». Содержание передали с помощью фотографий и сопроводили песней на стихи Е.Евтушенко.
Выполнение такого проекта заставляет задуматься над каждым словом поэтического текста, понять, какая мысль скрывается за образами поэтического слова, приводит к пониманию идеи произведения. Кроме того, имеет и практическую ценность: эти работы учитель может использовать на уроках по изучению творчества конкретного поэта.
Другая встреча в арт-кафе называлась «100 минут поэзии», но на ней мы слушали стихи в исполнении авторов-учащихся. Зрители же имели возможность задать вопросы начинающим поэтам. А те, в свою очередь, получили первую робкую благосклонную оценку критиков и бесценный опыт общения с малознакомой аудиторией. Здесь же, в ходе нашей встречи, возник следующий проект: любой из присутствующих слушателей выбирает понравившееся ему стихотворение и становится художником-офрмителем страницы стихотворного сборника, который готовится к печати.
В ходе занятий внеурочной деятельностью подтверждается факт, известный многим учителям: во внеурочную деятельность охотно включаются не только успешные учащиеся, но и те, кто особых успехов в изучении предмета не имеет. Зато после участия в работе, хотя бы на одном этапе оформления аудитории, они по-другому оценивают и содержание урока, некоторые изменяют отношение к предмету, к учителю, такой ученик становится субъектом образовательного процесса.
В процессе данной работы передо мной встает много вопросов. Самый актуальный из них: «Как отследить развитие творческих способностей каждого учащегося? Какова система оценки уровня развития творческих способностей у конкретного ученика? » Ответить на них еще предстоит. Несомненным, на мой взгляд, является одно: такая форма работы является эффективной и позволяет достичь планируемых результатов:
1. формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
2. формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников;
3. развитие творческих способностей учащихся;
4. углубление предметных знаний.
Двери нашего арт-кафе открыты для всех. Всегда рада и готова к сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.
В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...
«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»
В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...
«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»
Представлена итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении». музыкотерапия ...
Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала личности
Авторская работа, раскрывающая возможности применения дидактических игр на уроках обществознания....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности
В статье автором подчеркивается идея, что в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...
Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.
В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихс...