Проект «Вместе к успехам»
проект по теме
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.
Задачи проекта:
· профилактика проблем школьного возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения, формирование у детей определенной системы жизненных ценностей;
· укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование модели здорового образа жизни;
· привитие трудолюбия, усидчивости, целеустремленности;
· развитие коммуникативных способностей, преодоление замкнутости и изолированности детей группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deti_gruppy_riska.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухминова Исенгуль Пиктимировна,
учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида,
МБОУ СОШ № 3, г. Салехард, ЯНАО
Проект
«Вместе к успехам»
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.
Задачи проекта:
- профилактика проблем школьного возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения, формирование у детей определенной системы жизненных ценностей;
- укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование модели здорового образа жизни;
- привитие трудолюбия, усидчивости, целеустремленности;
- развитие коммуникативных способностей, преодоление замкнутости и изолированности детей группы риска.
Постановка проблемы:
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения "трудные", ''трудновоспитуемые", "педагогически запущенные", "проблемные" даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди "обычных" детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции "обычных" детей от ""грудных", например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием полиции).
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Только комплексный социально-психолого- педагогический подход должен быть положен в основу работы с этой категорией детей.
Основными условиями реализации развития и воспитания детей группы риска являются:
– психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
– обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами;
– сотрудничество с родителями;
– взаимодействие с различными социальными структурами города;
– соответствующее материально-техническое обеспечение.
Принципы социально-педагогической поддержки детей группы риска:
- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, округа, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Система образования города Салехарда выполняет социальную функцию по поддержке детей, относящиеся к группе риска. Это соответствует федеральной образовательной политики, социокультурной работы ы образовательной среде. Так называемых «трудных детей и подростков» стараются по – максимуму задействовать во всех внеурочных и внешкольных мероприятиях: кружки, секции дополнительного образования детей, организация участия в социально-общественной деятельности, трудовая деятельность. Мониторинг подтверждает тенденцию к стабилизации распространения вредных привычек среди детей и подростков города.
Численность таких детей группы риска в системе образования города составляет в среднем 2 %. В Салехарде в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организации обучаются 111 детей группы риска, из них в МБОУ СОШ № 3 – 20 детей.
В сентябре 2013 - 1-ой половине 2014 учебном году в 8-Ж классе специальном (коррекционном) VIII вида МБОУ СОШ № 3 состоят на учете в КДН 4 обучающихся и они же составляют 2 «группу риска». В основном, это дети из неполных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным психологической диагностики 95% указанных детей постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие «теплоты», заботы, доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе. У детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах. Они часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка умственного развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями, и низкому качеству учения.
Проблема заключается:
- в недостаточном ресурсном обеспечении процесса развития и социализации детей группы риска;
- в недостаточной профессиональной компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска, а также их родителей;
- в создании определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка группы риска в образовательной организации.
Поэтому представленный проект «Вместе к успехам» необходим для полноценного развития и воспитания детей группы риска, их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Целевая группа проекта: дети и подростки группы риска, члены их семей.
Участники проекта: учителя, психологи, педагоги -организаторы, социальные – педагоги, волонтеры, сотрудники органов и учреждений профилактики.
Сроки реализации проекта: сентябрь - май.
Основная идея проекта: включение в содержание образовательного процесса профилактической составляющей, направленной на формирование знаний, умений и навыков, развитие качеств личности, образцов ответственного поведения, препятствующих формированию у детей и подростков различных форм асоциального, деструктивного поведения.
Рабочий план реализации проекта
№ | Перечень мероприятий | Срок проведения | ФИО исполнителя |
1 этап - Организационный | |||
Формирование нормативно-правовых актов по реализации проекта и организации работы с детьми группы риска | Сентябрь | Мухминова И.П. | |
Разработка планов работы с классом, индивидуальных образовательных маршрутов обучения и развития для детей группы риска | Сентябрь | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | Сентябрь | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение консультаций педагогом – психологом для родителей, имеющих детей группы риска | В течение учебного года | Педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Организация консультационного пункта для педагогов | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог | |
2 этап – Деятельностный | |||
Прохождения курсовой подготовки в дистанционном режиме | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагоги МБОУ СОШ № 3 | |
Организация социальных и психолого-педагогических обследований семей и детей группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Участие в городских акциях волонтерского движения | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Организация занятости, досуга и отдыха несовершеннолетних подростков | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Участие в мероприятиях, конкурсах, выставках различного уровня | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Разработка и апробация различных методик и приемов в работе с детьми группы риска (игровые, тренинги и др.) | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение спортивных мероприятий в период каникул школьников | Во время каникул | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Размещение на сайте МБОУ СОШ № 3 информации о результатах участия в мероприятиях | В течение учебного года | Мухминова И.П. | |
Подведение итогов работы на совещаниях, советах школы | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение родительских собраний | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
3 этап - Аналитический | |||
Создание архива материалов, конкурсных работ детей группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П. | |
Создание базы данных методик и технологий по работе с детьми группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Подготовка и выпуск буклета о результатах работы с детьми группы риска | Май | Мухминова И.П. | |
Подведение итогов реализации индивидуальных образовательных программ | Май | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Мониторинг результативности работы, размещение информации в публичном докладе директора школы, планирование работы на следующий учебный год | Май | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 |
Схема распределения обязанностей по реализации проекта
№ п/п | Специалисты | Функциональные обязанности |
1. | Учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида |
- Мониторинг достижений образовательной области. |
2. | Педагог-психолог | - Оказание помощи в проведении мероприятий;
- Организация учебно-воспитательного процесса;
|
3. | Педагог-организатор |
- Организация взаимодействия с социумом (социальными педагогами школ, родителями, участковым милиционером и др.). |
4. | Социальный педагог |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта
Положительными результатами реализации проекта будут являться следующие показатели:
Уменьшение количества детей с группы риска в ученическом коллективе | Динамика на снижение количества детей группы риска |
Увеличение количества детей группы риска, достигших результатов по итогам участия в различных творческих конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях | Положительная динамика количества участников мероприятий |
Увеличение количество родителей и семей, участвующих в мероприятиях | Положительная динамика количества участников мероприятий |
Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей и педагогов | 3 консультации в год |
Создание базы данных и апробация технологий и методик по работе с детьми группы риска | Сборник и электронная база данных |
Результаты проекта «Вместе к успехам!»
с детьми группы риска учителя 8ж специального (коррекционного) классаVIII вида Мухминовой И.П.
2010-2011 уч. г. 7ж класс VIII вид | 2011-2012 уч. г 8ж класс VIII вид | 2012-2013 уч. г. 9ж класс VIII вид | 1 полугодие 2013-2014 уч. г. 8ж класс VIII вид |
Из 9 чел. - 5 чел. состояли на различных учетах | Из 9 чел - 3 чел. состояли на учете | Из 9 чел. - нет состоящих на учете | На 1 сентября 2013г. из 7 чел. - 4 чел. состояли на различных учетах. На 25 января 2014г. из 7 чел. – 1 чел состоит на учете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"
Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...
Социально- экономический проект "Вместе мы сделаем больше!"
Проект«Вместе мы сделаем больше!»Руководитель проектаСултанова Раиса ВалеевнаБашкирова Ирина ЕвгеньевнаСветлова Вера АлександровнаРуководитель организацииПрищепа Татьяна ВладимировнаПочтовый адрес,тел...
Проект. Вместе весело шагать
Проект. Вместе весело шагать...
Социальный семейный проект "Вместе в прошлое..." (участие в археологических раскопках в г. Нижнем Новгороде)
В данном проекте участвовали учащиеся школы МОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода. Раскопки осуществлялись под руководством нижегородских архитекторов Татьяны Владимировны Гусевой и ...
Проект " Вместе весело шагать"
Проект осуществлялся в рамках шефской работы между 2 и 7 классами "Санаторной школы-интернат №2" и был направлен на формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности и заботы о младши...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»
Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию проекта "Вместе"...
Проект "Вместе к успеху"
В рамках проекта «Наставничество» мне как раз хотелось помочь студенту в раскрытии его личного потенциала, повысить мотивацию к учебе и саморазвитию, формированию ценностных и жизненных ор...