Проект «Вместе к успехам»
проект по теме
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.
Задачи проекта:
· профилактика проблем школьного возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения, формирование у детей определенной системы жизненных ценностей;
· укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование модели здорового образа жизни;
· привитие трудолюбия, усидчивости, целеустремленности;
· развитие коммуникативных способностей, преодоление замкнутости и изолированности детей группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухминова Исенгуль Пиктимировна,
учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида,
МБОУ СОШ № 3, г. Салехард, ЯНАО
Проект
«Вместе к успехам»
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.
Задачи проекта:
- профилактика проблем школьного возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения, формирование у детей определенной системы жизненных ценностей;
- укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование модели здорового образа жизни;
- привитие трудолюбия, усидчивости, целеустремленности;
- развитие коммуникативных способностей, преодоление замкнутости и изолированности детей группы риска.
Постановка проблемы:
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения "трудные", ''трудновоспитуемые", "педагогически запущенные", "проблемные" даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди "обычных" детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции "обычных" детей от ""грудных", например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием полиции).
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Только комплексный социально-психолого- педагогический подход должен быть положен в основу работы с этой категорией детей.
Основными условиями реализации развития и воспитания детей группы риска являются:
– психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
– обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами;
– сотрудничество с родителями;
– взаимодействие с различными социальными структурами города;
– соответствующее материально-техническое обеспечение.
Принципы социально-педагогической поддержки детей группы риска:
- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, округа, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Система образования города Салехарда выполняет социальную функцию по поддержке детей, относящиеся к группе риска. Это соответствует федеральной образовательной политики, социокультурной работы ы образовательной среде. Так называемых «трудных детей и подростков» стараются по – максимуму задействовать во всех внеурочных и внешкольных мероприятиях: кружки, секции дополнительного образования детей, организация участия в социально-общественной деятельности, трудовая деятельность. Мониторинг подтверждает тенденцию к стабилизации распространения вредных привычек среди детей и подростков города.
Численность таких детей группы риска в системе образования города составляет в среднем 2 %. В Салехарде в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организации обучаются 111 детей группы риска, из них в МБОУ СОШ № 3 – 20 детей.
В сентябре 2013 - 1-ой половине 2014 учебном году в 8-Ж классе специальном (коррекционном) VIII вида МБОУ СОШ № 3 состоят на учете в КДН 4 обучающихся и они же составляют 2 «группу риска». В основном, это дети из неполных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным психологической диагностики 95% указанных детей постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие «теплоты», заботы, доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе. У детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах. Они часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка умственного развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями, и низкому качеству учения.
Проблема заключается:
- в недостаточном ресурсном обеспечении процесса развития и социализации детей группы риска;
- в недостаточной профессиональной компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска, а также их родителей;
- в создании определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка группы риска в образовательной организации.
Поэтому представленный проект «Вместе к успехам» необходим для полноценного развития и воспитания детей группы риска, их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Целевая группа проекта: дети и подростки группы риска, члены их семей.
Участники проекта: учителя, психологи, педагоги -организаторы, социальные – педагоги, волонтеры, сотрудники органов и учреждений профилактики.
Сроки реализации проекта: сентябрь - май.
Основная идея проекта: включение в содержание образовательного процесса профилактической составляющей, направленной на формирование знаний, умений и навыков, развитие качеств личности, образцов ответственного поведения, препятствующих формированию у детей и подростков различных форм асоциального, деструктивного поведения.
Рабочий план реализации проекта
№ | Перечень мероприятий | Срок проведения | ФИО исполнителя |
1 этап - Организационный | |||
Формирование нормативно-правовых актов по реализации проекта и организации работы с детьми группы риска | Сентябрь | Мухминова И.П. | |
Разработка планов работы с классом, индивидуальных образовательных маршрутов обучения и развития для детей группы риска | Сентябрь | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | Сентябрь | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение консультаций педагогом – психологом для родителей, имеющих детей группы риска | В течение учебного года | Педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Организация консультационного пункта для педагогов | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог | |
2 этап – Деятельностный | |||
Прохождения курсовой подготовки в дистанционном режиме | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагоги МБОУ СОШ № 3 | |
Организация социальных и психолого-педагогических обследований семей и детей группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
Участие в городских акциях волонтерского движения | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Организация занятости, досуга и отдыха несовершеннолетних подростков | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Участие в мероприятиях, конкурсах, выставках различного уровня | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Разработка и апробация различных методик и приемов в работе с детьми группы риска (игровые, тренинги и др.) | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение спортивных мероприятий в период каникул школьников | Во время каникул | Мухминова И.П., педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Размещение на сайте МБОУ СОШ № 3 информации о результатах участия в мероприятиях | В течение учебного года | Мухминова И.П. | |
Подведение итогов работы на совещаниях, советах школы | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Проведение родительских собраний | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог МБОУ СОШ № 3 | |
3 этап - Аналитический | |||
Создание архива материалов, конкурсных работ детей группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П. | |
Создание базы данных методик и технологий по работе с детьми группы риска | В течение учебного года | Мухминова И.П., педагог - психолог, социальный педагог, педагог- организатор МБОУ СОШ № 3 | |
Подготовка и выпуск буклета о результатах работы с детьми группы риска | Май | Мухминова И.П. | |
Подведение итогов реализации индивидуальных образовательных программ | Май | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 | |
Мониторинг результативности работы, размещение информации в публичном докладе директора школы, планирование работы на следующий учебный год | Май | Мухминова И.П., педагог - психолог МБОУ СОШ № 3 |
Схема распределения обязанностей по реализации проекта
№ п/п | Специалисты | Функциональные обязанности |
1. | Учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида |
- Мониторинг достижений образовательной области. |
2. | Педагог-психолог | - Оказание помощи в проведении мероприятий;
- Организация учебно-воспитательного процесса;
|
3. | Педагог-организатор |
- Организация взаимодействия с социумом (социальными педагогами школ, родителями, участковым милиционером и др.). |
4. | Социальный педагог |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта
Положительными результатами реализации проекта будут являться следующие показатели:
Уменьшение количества детей с группы риска в ученическом коллективе | Динамика на снижение количества детей группы риска |
Увеличение количества детей группы риска, достигших результатов по итогам участия в различных творческих конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях | Положительная динамика количества участников мероприятий |
Увеличение количество родителей и семей, участвующих в мероприятиях | Положительная динамика количества участников мероприятий |
Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей и педагогов | 3 консультации в год |
Создание базы данных и апробация технологий и методик по работе с детьми группы риска | Сборник и электронная база данных |
Результаты проекта «Вместе к успехам!»
с детьми группы риска учителя 8ж специального (коррекционного) классаVIII вида Мухминовой И.П.
2010-2011 уч. г. 7ж класс VIII вид | 2011-2012 уч. г 8ж класс VIII вид | 2012-2013 уч. г. 9ж класс VIII вид | 1 полугодие 2013-2014 уч. г. 8ж класс VIII вид |
Из 9 чел. - 5 чел. состояли на различных учетах | Из 9 чел - 3 чел. состояли на учете | Из 9 чел. - нет состоящих на учете | На 1 сентября 2013г. из 7 чел. - 4 чел. состояли на различных учетах. На 25 января 2014г. из 7 чел. – 1 чел состоит на учете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/11/picture-77098.jpg)
Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"
Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-139360-1486835219.jpg)
Социально- экономический проект "Вместе мы сделаем больше!"
Проект«Вместе мы сделаем больше!»Руководитель проектаСултанова Раиса ВалеевнаБашкирова Ирина ЕвгеньевнаСветлова Вера АлександровнаРуководитель организацииПрищепа Татьяна ВладимировнаПочтовый адрес,тел...
Проект. Вместе весело шагать
Проект. Вместе весело шагать...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-436782-1522321755.jpg)
Социальный семейный проект "Вместе в прошлое..." (участие в археологических раскопках в г. Нижнем Новгороде)
В данном проекте участвовали учащиеся школы МОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода. Раскопки осуществлялись под руководством нижегородских архитекторов Татьяны Владимировны Гусевой и ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/07/picture-223062-1673106257.jpg)
Проект " Вместе весело шагать"
Проект осуществлялся в рамках шефской работы между 2 и 7 классами "Санаторной школы-интернат №2" и был направлен на формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности и заботы о младши...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515622-1415168316.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»
Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию проекта "Вместе"...
Проект "Вместе к успеху"
В рамках проекта «Наставничество» мне как раз хотелось помочь студенту в раскрытии его личного потенциала, повысить мотивацию к учебе и саморазвитию, формированию ценностных и жизненных ор...