Проект « Наш классный сад»
проект на тему

Мухминова Исенгуль Пиктимировна

Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе.

С целью развития творческих способностей детей, а также социальной адаптации  создана трехлетняя  экологическая проектная деятельность  «Наш классный  сад»  при  классном  творческом  кружке «Я смогу!» по научно – естественному  направлению. Данный проект является  методом практического действия. В ходе работы формируется опыт  учащихся по взаимодействию с окружающим миром. Если ребята с начальных классов будут приучены заботиться об окружающей среде, то у них сформируются нравственные отношения  ко всему живому  на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_nashi_klassnye_tsvety.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   « Наш классный сад»

 

Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе.

С целью развития творческих способностей детей, а также социальной адаптации  создана трехлетняя  экологическая проектная деятельность  «Наш классный  сад»  при  классном  творческом  кружке «Я смогу!» по научно – естественному  направлению. Данный проект является  методом практического действия. В ходе работы формируется опыт  учащихся по взаимодействию с окружающим миром. Если ребята с начальных классов будут приучены заботиться об окружающей среде, то у них сформируются нравственные отношения  ко всему живому  на Земле.

Учитывая  психологические особенности  моих детей, нельзя  ставить перед ними слишком сложные и обременительные  задачи, предлагать   дальние   перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Каждый маленький проект  для детей с ограниченным здоровьем должен помочь ему взаимодействовать с окружающей средой. Важно, чтобы тему ребенок выбрал сам, исходя  из своих  интересов.

Создание ситуации успеха  при выращивании цветов, создании презентаций о цветах, участие в конкурсах   помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, позволяют ему получить признание и более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

 Представляю   творческие проекты, которые были реализованы в рамках классного  творческого кружка «Я смогу!»:  Долгосрочный Первый  творческий проект «Наши классные цветы» -3 года. Второй долгосрочный проект кружка «Я смогу!» - «Это мой конкурс!».   Рассчитан  на 4 года.

Долгосрочный творческий проект «Наш классный  сад»

Проект  включает краткосрочные проекты:

- «Времена года. Золотая осень»

 - «Времена года. Зимушка-зима»»

- «Времена года. Весна красна»

- «Времена года. Лето долгожданное»

- «Наши соседи по планете»

- «Что представляет собой растение?»;

- «Учимся ухаживать за цветами»;

-«Какую музыку любят слушать цветы?»

- «Цветочный гороскоп»;

- «Дарим цветы школе»;

- «Новые саженцы».

Проект ориентирован на формирование компетенций:

* Ценностно-смысловая компетенция – способность видеть и понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих действий и принимать решения и прогнозировать их последствия; умение нести ответственность за свои слова, поступки.

* Учебно-познавательная компетенция – знания и умения планирования, ориентирования в задании, самооценки познавательной деятельности, овладение  творческими навыками продуктивной деятельности;

* Информационная компетенция – умения и навыки по отношению к информации: искать, составлять, отбирать, структурировать сохранять и передавать информацию;

* Коммуникативная компетенция – овладение коммуникативно-речевыми умениями, выражать впечатления в продуктах собственного творчества.

* Компетенция личностного совершенствования – внутренняя экологическая культура, расширение кругозора знаний; умение извлекать пользу из опыта;

Учебный предмет:  природоведение, биология, география,  чтение и развитие речи,  письмо и развитие речи.

Участники:   ученики   специального (коррекционного) класса VIII вида обучения

Продолжительность: 3 года   (2009 -2010 уч.г., 2010 - 2011 уч.год., 2011-2012 уч. год.)

Оборудование:

Компьютер

Диски CD RW, CD R

Магнитофон

Фонограммы

Посадочный материал: семена, ростки растений

Земля

Цветочные горшки

Специальные подкормки для цветов

Цифровой фотоаппарат

Сканер

Принтер

Художественная литература для учащихся

Репродукции картин художников по теме «Цветы и растения»

Набор портретов ученых – биологов, писателей

Гербарный материал известных учащимся растений, распространенных на Ямале, Тюменской области, средней полосе России

Муляжи корнеплодов, овощей, плодов

Открытки с изображением растений из Красной книги России и Ямала

Цель проекта «Наши классные цветы» - создание условий для формирования коммуникативно-речевых умений посредством активизации творческих проявлений детей в – выращивании цветов,  научном и  художественном чтении о растениях, литературном творчестве.

 Задачи:

Познавательная: знакомить учащихся с растениями, умении ухаживать за цветами, выращивать их;  наблюдать связь растений  с  животными,  с окружающей средой, показать многообразие  растений;  обеспечить формирование навыков продуктивного общения;

Развивающая: целенаправленно формировать высшие психические функции, прежде всего речь; развивать задатки, творческие способности детей; развитие художественно-эстетических способностей, воспитание эстетического восприятия действительности, развитие связной устной и письменной речи.

Обучающая:  

учить:   высаживать цветы,  правильно ухаживать за ними;  

познакомить :  с  влиянием  живых организмов на растения;  со  значением   деятельности человека для жизни растений;

закрепить:   понятия,  как растения используются для защиты окружающей среды;  способы охраны и защиты растений;

Социально-педагогическая: 

формировать  общественно - активную личность, способную реализовывать навыки речевой культуры в бытовых условиях (уметь объяснить как ухаживать за цветами, оформлять выставки;

 уметь сделать презентацию и т.д.);

формирование навыков коллективной и индивидуальной  работы;

учиться искать информацию через  сеть Интернет.

Эстетическая: раскрыть процесс художественного видения мира; пробуждать интерес к растительному и животному миру планеты, бережное отношение к любому  растению.

Коррекционная: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития;  коррекцию эмоциональных нарушений;

Воспитательная: показать красоту природы  родной земли, раскрыть перед учащимися чудо природы, научить удивляться; формировать эмоциональное отношение к восприятию мира; воспитывать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оздоровительная: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе выращивания растений.

 Прагматическая цель:

1) Познакомить с видами растений;

2) Познакомить с особенностями строения растений;

3) Научить выращивать домашние растения;

Предполагаемый  продукт: выращенные цветы подарить школе, создать занимательный материал для уроков окружающего мира в начальной школе, подготовить  две презентации  о цветах  на окружной конкурс .

 Проблема:

Потребность в овладении коммуникативно-речевыми умениями актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как осложняет вхождение их общественную среду. Несформированность    творческого подхода, неумение выразить свои впечатления в устной и письменной форме не позволяет чувствовать себя  востребованными.  Прагматичное отношение к жизни  разучили удивляться красоте, видеть глубинное содержание вещей – сущность предметов.

Основополагающий вопрос:

Как помогает  выращивание комнатных растений  жить в согласии с самим собой и окружающим миром?

Вопросы проекта:

- Почему природа Ямала уникальна?

- Есть ли у цветов тайны?

- Умеешь ли ты удивляться чуду природы - цветам? Что удивительного ты замечал в природе?

- Как сохранить красоту природы?

- Что такое  энциклопедия комнатных растений?

- Как подобрать землю для посадки домашних цветов?

- Как сделать аппликацию из засушенных цветов и листьев?

- Как  описать   любимый цветок в своем рассказе?

- Как оформить презентацию электронном виде?

- Как сделать  простую презентацию ?

Этапы работы над проектом:

- экскурсии, учебные прогулки;

- организация наблюдения за природой;

- практические работы;

- наблюдения за комнатными растениями;

- встречи – беседы с учителем биологии;

 - встречи  с победителями ежегодной городской выставки «Лучший урожай осени»;

- формирование словаря учащихся;

- проведение теоретических занятий (формирование навыка ухода за домашними растениями, посадки);

- практические занятия:

-разнообразие, распространение и значение  домашних растений;

 -изучение органов растения;

-внешнее строение листа;

- значение корня в жизни растений;

-распространение  плодов и семян;

-дыхание растений;

-питание растений;

-оплодотворение у цветковых растений: образование  семян и плодов;

-основы систематики растений;

- оформление выставок домашних цветов;

- проведение литературного вечера «Стихотворения о цветах»  с использованием информационных и цифровых ресурсов;

-  презентация проекта на городском конкурсе, организованном станцией юных натуралистов;

- участие в школьных  конкурсах  – «В мире живой природы», «Неделе окружающего мира »

Краткосрочный творческий проект «Времена года. Осень золотая»

 (один из проектов в рамках долгосрочного проекта «Наши классные цветы»)

Тема: «Осень золотая»

Учебный предмет: природоведение, письмо и развитие речи

Участники: ученики 6 класса

Продолжительность: 1 месяц

Оборудование:

Ручки,  отдельно на листках опорные слова для сочинения сказки, рассказа, небольшого стихотворения об осени,  карточки на каждого ученика с небольшим деформированным текстом об осени, карточки с образцами прямой речи,   видеомагнитофон, видеофильм о картинах русских художников, воспевших время года- осень , фонохрестоматия (стихи русских поэтов о  осени),   альбомные листы (формат А-4),акварельные  краски, засушенные  цветы, листья.

Цели:

Педагогическая цель:  обобщить представление о времени года – осени;

формировать  навыки коллективной  и индивидуальной работы;  развивать  связную устную и письменную речь через составление рассказов о осени по опорным словам, работе над деформированном тексте; устного описания своих рисунков об осени.

Прагматическая цель:  написание на основе услышанного небольших рассказов и сказок на тему «Время года.  Осень золотая», создание  небольших аппликаций из осенних листьев, рисование фантазий на тему  «Мир растений осенью»;

Предполагаемый  продукт:  передать выращенные цветы школе , выпуск классной стенной газеты, классная выставка творческих работ учащихся.

Проблема:

Низкая коммуникативная активность, недостаточно развитые коммуникативно-речевые навыки, неумение выразить полученные впечатления в устной и, особенно, письменной форме затрудняет вхождение детей в окружающую среду.

Основополагающий вопрос:

- Умеешь ли ты удивляться чуду природы - осени?

Вопросы по содержанию:

- Есть ли тайны у растений?

- Что удивительного вы замечали у растений?

- Можно ли сохранить красоту растительного мира? Как?

- Как называется пора, когда опадают листья?

- Почему осень называется «золотая»?

- В какие цвета окрашиваются листья осенью?

- Какой формы листья?

- Как падают листья с деревьев? На что похожи?

- Что слышно в осеннем лесу?

- Какими словами можно описать красоту осенней природы?

- Какое впечатление осталось от экскурсии?

- Что особенно удивило, запомнилось в осеннем лесу?

- Какие подарки дарит нам осенний лес?

- Как сохранить увиденную красоту?

- О чем хотелось бы написать? Как можно назвать рассказ?

- Какую аппликацию можно составить из осенних листьев?

Вопросы смежной  учебной темы  «Чтение и развитие речи»:

- Для чего нужна речь?

- Чем устная речь отличается от письменной?

- Что такое сравнение?

- Что такое диалог и монолог?

- Как вести беседу?

- Что такое текст?

- Что значит говорить и писать на тему?

- Что такое идея текста?

- Как озаглавить текст?

Этапы работы над проектом:

 Теоретическое занятие  (понятия - тема широкая и узкая)

-нахождение и чтение рассказов, сказок, стихотворений по теме «Осень золотая»;

- экскурсия в осенний лес;

- наблюдение за осенней природой;

- рассматривание осенних листьев;

- беседа об  увиденном  (формирование словаря по теме, составление тематических таблиц);

- написание собственных небольших  рассказов и сказок на основе опорных слов;

- выполнение аппликации из  засушенных листьев, веточек;

- оформление классной газеты, где будут  помещены  рассказы и сказки на тему  «Золотая осень».

Планируемые результаты проекта «Наши классные цветы» к концу 3 года:

Учащиеся должны знать:

1.органы растений: корень, побег, цветок, плод;

2.способы защиты и охраны цветковых растений;

3.различия между культурными и дикорастущими растениями;

4.Значение окучивания растений;

5.виды корней;

6.типы стеблей по направлению роста: прямостоячие, вьющиеся, ползучие, лазающие;

7.распространение семян – необходимое условие существование растений;

8.роль воды в жизни растений;

9.что называется почвой;

10.органические удобрения;

11.минеральные удобрения;

12.способы внесения в почву минеральных удобрений;

13.значение испарения воды в жизни растений;

14.где в растениях откладываются запасные вещества;

15.размножение – обязательное свойство любого живого организма;

16.признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;

17.что такое однодольные растения;

18.что такое двудольные растения;

19.признаки растений семейства Крестоцветные;

20.признаки растений семейства Розоцветные;

21.признаки растений семейства Пасленовые;

22. признаки растений семейства Лилейные

23. признаки растений семейства Злаки

24.факторы живой природы;

25. факторы неживой природы;

26.о влиянии света на растения;

27.признаки светолюбивых растений;

28.признаки тенелюбивых растений;

29.о влиянии живых организмов на растения;

30.значение деятельности человека для жизни растений;

31.как растения используются для защиты окружающей среды;

32.способы охраны и защиты растений;

Учащиеся должны  уметь:

1.определять листорасположения на гербарных экземплярах, у комнатных растений;

2.определять возраст деревьев по годичным кольцам;

3.различать минеральные и органические вещества;

4.собрать гербарий культурных растений;

5.собрать гербарий кустарниковых растений;

6.выявить повреждения растений;

7.вырастить комнатное растение, вести наблюдение за его ростом и развитием;

8.определить правила ухода за комнатными растениями;

Что дает работа над  проектом ученикам моего класса?

1.ребята   беседуют с  учителями, родителями, знакомыми, друзьями;

2. читают познавательную литературу, учатся  анализировать небольшие  научные статьи;

3.совершают учебные экскурсии  по городу, окружающему город  лесу;

4.посещают выставки,  музеи;

5.выполняют практические   дела (приготовление горшков  и земли, посадка цветов;

рисование плакатов ,  письмо Памяток для малышей и взрослых  о природоохранной деятельности);

6.составляют небольшие  познавательные   игры  по  ознакомлению с окружающим миром для учащихся  начальной школы;

7.сотрудничают с Национальной   и городской библиотеками  г. Салехарда;

8.учатся искать информацию через сеть Интернет;

9.пишут небольшие рефераты о  растениях;

10.выступают перед  учащимися  своего класса  и школы;

11.участвуют в экологических конкурсах школы и города.

К   проекту прилагаются  презентация, фотографии, мини-сочинения, игры по природоведению для учащихся начальной школы,  тесты по биологии  для учащихся 6 - 7 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Мухминова Исенгуль Пиктимировна, учитель специальных (коррекционных) классов VIII  вида обучения МБОУ СОШ №3, г. Салехард, ЯНАО, Тюменская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

Проект "Наши классные учителя"

Проект моего класса был создан к "Фестивалю социально-значимых проектов", который проходил у нас в школе в 2011-2012 уч.году....

Выпускной в начальной школе "Проект Самый классный класс"

Данное мероприятие разработанно в виде отчетного проекта по различным номинациям от начала первой ступени и до выпускного для выпуска в начальной школе. Разработка содержит подбор стихов, песен,...

Проект "Семейно-классные каникулы"

Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...

Воспитательный проект_Я классный классный_2019

Презентация воспитательного проекта к конкурсу "Я - классный классный" - 2019...