Проект « Наш классный сад»
проект на тему
Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе.
С целью развития творческих способностей детей, а также социальной адаптации создана трехлетняя экологическая проектная деятельность «Наш классный сад» при классном творческом кружке «Я смогу!» по научно – естественному направлению. Данный проект является методом практического действия. В ходе работы формируется опыт учащихся по взаимодействию с окружающим миром. Если ребята с начальных классов будут приучены заботиться об окружающей среде, то у них сформируются нравственные отношения ко всему живому на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta_nashi_klassnye_tsvety.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Наш классный сад»
Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе.
С целью развития творческих способностей детей, а также социальной адаптации создана трехлетняя экологическая проектная деятельность «Наш классный сад» при классном творческом кружке «Я смогу!» по научно – естественному направлению. Данный проект является методом практического действия. В ходе работы формируется опыт учащихся по взаимодействию с окружающим миром. Если ребята с начальных классов будут приучены заботиться об окружающей среде, то у них сформируются нравственные отношения ко всему живому на Земле.
Учитывая психологические особенности моих детей, нельзя ставить перед ними слишком сложные и обременительные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Каждый маленький проект для детей с ограниченным здоровьем должен помочь ему взаимодействовать с окружающей средой. Важно, чтобы тему ребенок выбрал сам, исходя из своих интересов.
Создание ситуации успеха при выращивании цветов, создании презентаций о цветах, участие в конкурсах помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, позволяют ему получить признание и более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.
Представляю творческие проекты, которые были реализованы в рамках классного творческого кружка «Я смогу!»: Долгосрочный Первый творческий проект «Наши классные цветы» -3 года. Второй долгосрочный проект кружка «Я смогу!» - «Это мой конкурс!». Рассчитан на 4 года.
Долгосрочный творческий проект «Наш классный сад»
Проект включает краткосрочные проекты:
- «Времена года. Золотая осень»
- «Времена года. Зимушка-зима»»
- «Времена года. Весна красна»
- «Времена года. Лето долгожданное»
- «Наши соседи по планете»
- «Что представляет собой растение?»;
- «Учимся ухаживать за цветами»;
-«Какую музыку любят слушать цветы?»
- «Цветочный гороскоп»;
- «Дарим цветы школе»;
- «Новые саженцы».
Проект ориентирован на формирование компетенций:
* Ценностно-смысловая компетенция – способность видеть и понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих действий и принимать решения и прогнозировать их последствия; умение нести ответственность за свои слова, поступки.
* Учебно-познавательная компетенция – знания и умения планирования, ориентирования в задании, самооценки познавательной деятельности, овладение творческими навыками продуктивной деятельности;
* Информационная компетенция – умения и навыки по отношению к информации: искать, составлять, отбирать, структурировать сохранять и передавать информацию;
* Коммуникативная компетенция – овладение коммуникативно-речевыми умениями, выражать впечатления в продуктах собственного творчества.
* Компетенция личностного совершенствования – внутренняя экологическая культура, расширение кругозора знаний; умение извлекать пользу из опыта;
Учебный предмет: природоведение, биология, география, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.
Участники: ученики специального (коррекционного) класса VIII вида обучения
Продолжительность: 3 года (2009 -2010 уч.г., 2010 - 2011 уч.год., 2011-2012 уч. год.)
Оборудование:
Компьютер
Диски CD RW, CD R
Магнитофон
Фонограммы
Посадочный материал: семена, ростки растений
Земля
Цветочные горшки
Специальные подкормки для цветов
Цифровой фотоаппарат
Сканер
Принтер
Художественная литература для учащихся
Репродукции картин художников по теме «Цветы и растения»
Набор портретов ученых – биологов, писателей
Гербарный материал известных учащимся растений, распространенных на Ямале, Тюменской области, средней полосе России
Муляжи корнеплодов, овощей, плодов
Открытки с изображением растений из Красной книги России и Ямала
Цель проекта «Наши классные цветы» - создание условий для формирования коммуникативно-речевых умений посредством активизации творческих проявлений детей в – выращивании цветов, научном и художественном чтении о растениях, литературном творчестве.
Задачи:
Познавательная: знакомить учащихся с растениями, умении ухаживать за цветами, выращивать их; наблюдать связь растений с животными, с окружающей средой, показать многообразие растений; обеспечить формирование навыков продуктивного общения;
Развивающая: целенаправленно формировать высшие психические функции, прежде всего речь; развивать задатки, творческие способности детей; развитие художественно-эстетических способностей, воспитание эстетического восприятия действительности, развитие связной устной и письменной речи.
Обучающая:
учить: высаживать цветы, правильно ухаживать за ними;
познакомить : с влиянием живых организмов на растения; со значением деятельности человека для жизни растений;
закрепить: понятия, как растения используются для защиты окружающей среды; способы охраны и защиты растений;
Социально-педагогическая:
формировать общественно - активную личность, способную реализовывать навыки речевой культуры в бытовых условиях (уметь объяснить как ухаживать за цветами, оформлять выставки;
уметь сделать презентацию и т.д.);
формирование навыков коллективной и индивидуальной работы;
учиться искать информацию через сеть Интернет.
Эстетическая: раскрыть процесс художественного видения мира; пробуждать интерес к растительному и животному миру планеты, бережное отношение к любому растению.
Коррекционная: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития; коррекцию эмоциональных нарушений;
Воспитательная: показать красоту природы родной земли, раскрыть перед учащимися чудо природы, научить удивляться; формировать эмоциональное отношение к восприятию мира; воспитывать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
Оздоровительная: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе выращивания растений.
Прагматическая цель:
1) Познакомить с видами растений;
2) Познакомить с особенностями строения растений;
3) Научить выращивать домашние растения;
Предполагаемый продукт: выращенные цветы подарить школе, создать занимательный материал для уроков окружающего мира в начальной школе, подготовить две презентации о цветах на окружной конкурс .
Проблема:
Потребность в овладении коммуникативно-речевыми умениями актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как осложняет вхождение их общественную среду. Несформированность творческого подхода, неумение выразить свои впечатления в устной и письменной форме не позволяет чувствовать себя востребованными. Прагматичное отношение к жизни разучили удивляться красоте, видеть глубинное содержание вещей – сущность предметов.
Основополагающий вопрос:
Как помогает выращивание комнатных растений жить в согласии с самим собой и окружающим миром?
Вопросы проекта:
- Почему природа Ямала уникальна?
- Есть ли у цветов тайны?
- Умеешь ли ты удивляться чуду природы - цветам? Что удивительного ты замечал в природе?
- Как сохранить красоту природы?
- Что такое энциклопедия комнатных растений?
- Как подобрать землю для посадки домашних цветов?
- Как сделать аппликацию из засушенных цветов и листьев?
- Как описать любимый цветок в своем рассказе?
- Как оформить презентацию электронном виде?
- Как сделать простую презентацию ?
Этапы работы над проектом:
- экскурсии, учебные прогулки;
- организация наблюдения за природой;
- практические работы;
- наблюдения за комнатными растениями;
- встречи – беседы с учителем биологии;
- встречи с победителями ежегодной городской выставки «Лучший урожай осени»;
- формирование словаря учащихся;
- проведение теоретических занятий (формирование навыка ухода за домашними растениями, посадки);
- практические занятия:
-разнообразие, распространение и значение домашних растений;
-изучение органов растения;
-внешнее строение листа;
- значение корня в жизни растений;
-распространение плодов и семян;
-дыхание растений;
-питание растений;
-оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов;
-основы систематики растений;
- оформление выставок домашних цветов;
- проведение литературного вечера «Стихотворения о цветах» с использованием информационных и цифровых ресурсов;
- презентация проекта на городском конкурсе, организованном станцией юных натуралистов;
- участие в школьных конкурсах – «В мире живой природы», «Неделе окружающего мира »
Краткосрочный творческий проект «Времена года. Осень золотая»
(один из проектов в рамках долгосрочного проекта «Наши классные цветы»)
Тема: «Осень золотая»
Учебный предмет: природоведение, письмо и развитие речи
Участники: ученики 6 класса
Продолжительность: 1 месяц
Оборудование:
Ручки, отдельно на листках опорные слова для сочинения сказки, рассказа, небольшого стихотворения об осени, карточки на каждого ученика с небольшим деформированным текстом об осени, карточки с образцами прямой речи, видеомагнитофон, видеофильм о картинах русских художников, воспевших время года- осень , фонохрестоматия (стихи русских поэтов о осени), альбомные листы (формат А-4),акварельные краски, засушенные цветы, листья.
Цели:
Педагогическая цель: обобщить представление о времени года – осени;
формировать навыки коллективной и индивидуальной работы; развивать связную устную и письменную речь через составление рассказов о осени по опорным словам, работе над деформированном тексте; устного описания своих рисунков об осени.
Прагматическая цель: написание на основе услышанного небольших рассказов и сказок на тему «Время года. Осень золотая», создание небольших аппликаций из осенних листьев, рисование фантазий на тему «Мир растений осенью»;
Предполагаемый продукт: передать выращенные цветы школе , выпуск классной стенной газеты, классная выставка творческих работ учащихся.
Проблема:
Низкая коммуникативная активность, недостаточно развитые коммуникативно-речевые навыки, неумение выразить полученные впечатления в устной и, особенно, письменной форме затрудняет вхождение детей в окружающую среду.
Основополагающий вопрос:
- Умеешь ли ты удивляться чуду природы - осени?
Вопросы по содержанию:
- Есть ли тайны у растений?
- Что удивительного вы замечали у растений?
- Можно ли сохранить красоту растительного мира? Как?
- Как называется пора, когда опадают листья?
- Почему осень называется «золотая»?
- В какие цвета окрашиваются листья осенью?
- Какой формы листья?
- Как падают листья с деревьев? На что похожи?
- Что слышно в осеннем лесу?
- Какими словами можно описать красоту осенней природы?
- Какое впечатление осталось от экскурсии?
- Что особенно удивило, запомнилось в осеннем лесу?
- Какие подарки дарит нам осенний лес?
- Как сохранить увиденную красоту?
- О чем хотелось бы написать? Как можно назвать рассказ?
- Какую аппликацию можно составить из осенних листьев?
Вопросы смежной учебной темы «Чтение и развитие речи»:
- Для чего нужна речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Что такое сравнение?
- Что такое диалог и монолог?
- Как вести беседу?
- Что такое текст?
- Что значит говорить и писать на тему?
- Что такое идея текста?
- Как озаглавить текст?
Этапы работы над проектом:
Теоретическое занятие (понятия - тема широкая и узкая)
-нахождение и чтение рассказов, сказок, стихотворений по теме «Осень золотая»;
- экскурсия в осенний лес;
- наблюдение за осенней природой;
- рассматривание осенних листьев;
- беседа об увиденном (формирование словаря по теме, составление тематических таблиц);
- написание собственных небольших рассказов и сказок на основе опорных слов;
- выполнение аппликации из засушенных листьев, веточек;
- оформление классной газеты, где будут помещены рассказы и сказки на тему «Золотая осень».
Планируемые результаты проекта «Наши классные цветы» к концу 3 года:
Учащиеся должны знать:
1.органы растений: корень, побег, цветок, плод;
2.способы защиты и охраны цветковых растений;
3.различия между культурными и дикорастущими растениями;
4.Значение окучивания растений;
5.виды корней;
6.типы стеблей по направлению роста: прямостоячие, вьющиеся, ползучие, лазающие;
7.распространение семян – необходимое условие существование растений;
8.роль воды в жизни растений;
9.что называется почвой;
10.органические удобрения;
11.минеральные удобрения;
12.способы внесения в почву минеральных удобрений;
13.значение испарения воды в жизни растений;
14.где в растениях откладываются запасные вещества;
15.размножение – обязательное свойство любого живого организма;
16.признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;
17.что такое однодольные растения;
18.что такое двудольные растения;
19.признаки растений семейства Крестоцветные;
20.признаки растений семейства Розоцветные;
21.признаки растений семейства Пасленовые;
22. признаки растений семейства Лилейные
23. признаки растений семейства Злаки
24.факторы живой природы;
25. факторы неживой природы;
26.о влиянии света на растения;
27.признаки светолюбивых растений;
28.признаки тенелюбивых растений;
29.о влиянии живых организмов на растения;
30.значение деятельности человека для жизни растений;
31.как растения используются для защиты окружающей среды;
32.способы охраны и защиты растений;
Учащиеся должны уметь:
1.определять листорасположения на гербарных экземплярах, у комнатных растений;
2.определять возраст деревьев по годичным кольцам;
3.различать минеральные и органические вещества;
4.собрать гербарий культурных растений;
5.собрать гербарий кустарниковых растений;
6.выявить повреждения растений;
7.вырастить комнатное растение, вести наблюдение за его ростом и развитием;
8.определить правила ухода за комнатными растениями;
Что дает работа над проектом ученикам моего класса?
1.ребята беседуют с учителями, родителями, знакомыми, друзьями;
2. читают познавательную литературу, учатся анализировать небольшие научные статьи;
3.совершают учебные экскурсии по городу, окружающему город лесу;
4.посещают выставки, музеи;
5.выполняют практические дела (приготовление горшков и земли, посадка цветов;
рисование плакатов , письмо Памяток для малышей и взрослых о природоохранной деятельности);
6.составляют небольшие познавательные игры по ознакомлению с окружающим миром для учащихся начальной школы;
7.сотрудничают с Национальной и городской библиотеками г. Салехарда;
8.учатся искать информацию через сеть Интернет;
9.пишут небольшие рефераты о растениях;
10.выступают перед учащимися своего класса и школы;
11.участвуют в экологических конкурсах школы и города.
К проекту прилагаются презентация, фотографии, мини-сочинения, игры по природоведению для учащихся начальной школы, тесты по биологии для учащихся 6 - 7 специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Мухминова Исенгуль Пиктимировна, учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения МБОУ СОШ №3, г. Салехард, ЯНАО, Тюменская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии
Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Используемые технологии: метод проектов с исполь...
Проект "Наши классные учителя"
Проект моего класса был создан к "Фестивалю социально-значимых проектов", который проходил у нас в школе в 2011-2012 уч.году....
проект для классного часа "что значит быть воспитанным?"
классный час...
Выпускной в начальной школе "Проект Самый классный класс"
Данное мероприятие разработанно в виде отчетного проекта по различным номинациям от начала первой ступени и до выпускного для выпуска в начальной школе. Разработка содержит подбор стихов, песен,...
Проект "Семейно-классные каникулы"
Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...
"Праздник непослушания". Сценарий совместного проекта "Самый классный "Классный"!
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы....
Воспитательный проект_Я классный классный_2019
Презентация воспитательного проекта к конкурсу "Я - классный классный" - 2019...