В настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия. В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Но надо всегда помнить, что основной метод развития младшего школьника – проблемно-поисковый, а основная форма его организации – игра. Организация работы, направленная на развитие познавательных способностей детей на занятиях в ГПД I. Организация и проведение развлечений и досугов. КНВ на темы: «Мы – друзья природы», «Времена года», игра-викторина «Сказки А.С.Пушкина», конкурс стихов, посвященный Дню Учителя, на тему: «Осень». Развлечения заканчиваются всеобщим праздником, чаепитием Творческие способности своих учеников развиваю и в процессе создания художественного образа человека. В этом возрасте дети подмечают и выявляют самое характерное, не заботясь о правильности построения и пропорциональности рисунка. Я всегда настраиваю, что в рисунке нужно передать главное, а затем уже второстепенное, дополняющее данный рисунок. Обычно дети рисуют человека во фронтальном положении, акцентируя внимание на одежде, прическе, добиваясь узнавания объекта путем надписей. При иллюстрировании сказок дети погружаются в мир фантазий, при рисовании на темы окружающей действительности они используют свои наблюдения и умения рисовать с натуры и по памяти. Интересные задания, углубляющие эстетическое восприятие красоты природы, подчеркивающие интересное в сюжете, изображать предметы в пространстве. II. Игровая деятельность ребенка. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. III. Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение: ребенок получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). IV. Беседы на различные темы. На занятия стараюсь развивать у детей речевые умения, активно формирую монологическую речь. Учащиеся не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение, противопоставлять добро и зло. V. В свободное время я обучаю детей вязанию. Это помогает детям развивать мелкую моторику рук, внимание, память, усидчивость. Это очень нравиться не только девочкам, но и мальчики активно принимают в этом участие. Здоровый образ жизни – это процесс соблюдением человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Организация работы. Совершаем прогулки на свежем воздухе на школьную территорию. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования, подвижные игры на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Ученики оживленно общаются с педагогами и друг с другом – в группе сложились доброжелательные взаимоотношения. Что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Согласно ФГОС внеурочная деятельность проходит в объеме 10 часов в неделю для каждого ребенка и состоит из следующих направлений: - спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе кружками: Расти здоровым, Солдатушки – браво ребятушки, Развивающая гимнастика; - общеинтеллектуальное направление представлено кружком шахматы; - духовно-нравственное направление представлено кружками: Наши истоки, С чего начинается Родина; - общекультурное направление представлено кружками: Конструирование и дизайн, Волшебная кисточка, Веселый светофор, Хореография. Дети с большим удовольствием посещают кружки. Посещаемость 100%, отсутствуют дети только по болезни. Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы. |