Игры как средство развития познавательной активности детей на уроках бурятского языка для русскоязычных детей в начальной школе
материал

Нимаева Ханда Санжиевна

Игра - особый вид деятельности. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikatsii_2025.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры как средство развития познавательной активности детей на уроках бурятского языка для русскоязычных детей в начальной школе

Автор: Нимаева Ханда Санжиевна,

учитель бурятского языка МАОУ «СОШ №35» г. Улан-Удэ

Игра - особый вид деятельности. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

В игре минимальное количество правил, а все остальное-поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра диагностична.

Игра-самый демократичный вид деятельности. Здесь равенство обеспечивается ролевым распределением. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого иногда не достает в социальном мире. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом мире: никто не помнит о его неудачах, плохом поведении или же о блестящих успехах. То есть игра-общение равных.

     В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-бурятское двуязычие опирается на создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении бурятским языком русскоязычным населением нашей республики.

В условиях введения ФГОС основным принципом современной методики преподавания бурятского языка является коммуникативная направленность обучения, важнейшими элементами которого являются интерактивные развивающие задания. Эти задания вовлекают детей в тематические игры, что способствует развитию речи, увеличению словарного запаса, а главное-интереса к изучению бурятского языка и формированию основ поликультурной личности.

Увеличение умственной нагрузки бурятского языка заставляет задуматься над психо-физиологическими особенностями и как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу. Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм. К проведению дидактических игр мы устанавливаем следующие требования: 

1.Соответствие темы игры теме и цели.

2.Четкость и определенность цели и направленности игры.

3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры. 

4.Стимулирующий характер игры.

5.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

6. Простор для личной активности и творчества.

На занятиях обучения бурятскому языку для развития полноценного игрового общения мы используем игровые ситуации. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей бурятской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают бурятские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических бурятских звуков.

Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.

Следующая группа игр – это сюжетно-ролевые игры, которые связаны с наблюдениями повседневной жизни, инсценированием условий воображаемой ситуации. Дети здесь играют определенные роли. Сюжетно-ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

 Дети очень любят играть в сюжетные игры. Популярностью пользуются такие ролевые игры как «В магазине-Эдеэнэй дэлгүүртэ, Хубсаhай дэлгүүртэ», «У нас гости-Манайда айлшад ерэнхэй», «В столовой-Столоводо», «На спортивном празднике-Тамирай hайндэртэ” и др. Сюжетно-ролевая игра способствует не только прочному усвоению учебного материала и практическому применению умений и навыков, но и воспитанию правил поведения в общественных местах и этикету.

Многим детям нравится такая игра, как «Переводчик»-«Оршуулагшан». Данная игра способствует не только укреплению знаний, но и воспитанию взаимовыручки. Ребенок должен построить свои предложения на русском языке, учитывая знание бурятского языка   своего переводчика, а также эта игра требует от играющих владения определенным словарным запасом.

  Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний мы определяем особенностями учебного материала, возрастом детей и другими педагогическими факторами. Широко используя, особенно в младшем звене, учебно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, мы ставим перед собой следующие  психолого-педагогические задачи: 

   1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

   2. Раскрытие творческих возможностей детей.

   3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.

  4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые дети, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

   5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.

   6. Формирование практических навыков.

   7. Формирование произвольного поведения

 При планировании игровых элементов, мы строго придерживаемся следующих правил:

1. Игра не должна быть сложной для понимания правил игры.

2. Игра не должна морально устаревать.

3. Игра должна быть массовой, охватывающей всех детей.

      Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки детей, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Как правило, они требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное-знать ответ. Чем искуснее составляется дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно играя.  Обучению русскоязычных детей бурятскому языку отводится два занятия за неделю. Но этого недостаточно для полного овладения программным материалом. Поэтому создание языковой среды в группах должна проявляться в режимных моментах.

Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику бурятского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с учителем на бурятском языке. Разработанные дидактические игры, рабочие тетради, анимационные сюжеты увлекают ребёнка и в непринуждённой обстановке погружают его в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

Литература: Статья «Использование игровой технологии на уроках бурятского языка». Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы преподавания бурятского языка и литературы» г. Улан-Удэ, 2007-с.227-229.

Элементы игры на уроках татарского языка и литературы: http:// beiem. ru//

                       План- конспект открытого урока в виде ролевой игры в 1 «ж» классе

Тема урока:

«Закрепление у детей полученных знаний по бурятскому языку в процессе игры»

Цель: Создать условия для закрепления детьми полученных знаний по бурятскому языку.

Задачи:

-повторить пройденный материал в игровой форме;

-совершенствовать навыки устной и письменной речи;

-развивать внимание, мышление, память;

-поддерживать интерес к изучению бурятского языка.

Форма проведения: традиционная с элементами ролевой игры, игровых моментов.

Оснащение: карточки с буквами и картинками, аудиозапись, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация к уроку, жетоны для оценивания себя, предметные картинки.

Речевой материал: грамматический-речевые конструкции «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?», лексический-слова «Минии», «Энэ», «Нэрэ», «Бүлэ».

Ход урока:

  1. -Сайн байна, үхибүүд!

-Сайн байна!

-Сегодня на нашем урке присутствуют гости. Давайте представимся нашим гостям:

-Шинии нэрэ хэн бэ? (Дети говорят свои имена)

-Дети, сегодня у нас необычный урок. Наши гости хотят посмотреть на вашу слаженную работу в группах. Что это такое? Каждая групп получает аналогичные задания, обсуждает и выполняет их.

-Дети, посмотрите на доску. Нам будут приходить на помощь слова «Минии», «Шинии», «Энэ», «Бүлэ» и вопросы «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?».

     2. -Итак, мы начинаем! Эхилэебди!

-Дорогие дети! Какие мы с вами прошли темы? (Ответы детей: «Алфавит бурятского языка», «Школа», «Семья», «Цвета», «Числа». Молодцы! Бэрхэнүүд!)

-Сколько букв в бурятском алфавите? Какие три буквы добавились? (Дети выходят к доске и пишут)

-Произносим буквы! Yгүүлэе!

-Yхибүүд! Для того, чтобы првильно писать бурятские слова, вы должны знать один закон. И как он называется?

(слайд 1) Заког гармонии гласных (Дети рассказывают)

Фонетическая зарядка:

а-аа-ай

о-оо-ой

у-уу-уй

э-ээ-эй

ү-үү-үй

Игра «Догадайся»! (На столе у каждой группы лежат карточки со словами. Дети должны выбрать по два женских и мужских по закону гармонии гласных)

Игра «Кто быстрее!» (Дети находят слова, которые относятся к теме «Һургуули», «Бүлэ»)

(слайд 2) Переведите предложения на бурятский язык:

Это моя школа.

Это твоя книга.

Это моя мама Оюна.

Это твой брат Жаргал.

-А сейчас вы будете работать над проектом. Проект называется «Минии бүлэ».

(слайд 3) -Думаю, что вы немного устали (физминутка)

(слайд 4) -Здесь вы видите, что карточки с цифрами перепутались.

Задание:

-Назовите цифры в порядке возрастания.

(слайд 5) -Здесь не вижу несколько карточек с цифрами. Не лежат ли они у вас на столе?

(слайд 6) Задание: перевести предложения с бурятского на русский язык.

Энэ улаан сэсэг.

Энэ минии шара ном.

Энэ минии нэгэн ягаан шугам.

Энэ шинии нэгэн сагаан баллуур.

Игра «Волшебные цвета» (Называют цвета при виде цветных карточек)

-Дети, как переводится слово «Белый» на бурятский язык?

-«Белый»- это благополучие, удача, здоровье, изобилие…

-На Новый год 31 декабря с подарками кто приходит? (Дед Мороз)

-А на Новый год по восточно-лунному календарю к нам придёт Белый Старец.

(слайд 7) Белый Старец

-Этот праздник называется Белый месяц и придёт он к нам 1 марта. Что это за праздник, мы сейчас посмотрим мультфильм «Белый месяц».

3. Домашнее задание: нарисовать в тетради символ приходящего года-змею.

4. Рефлексия. Я хочу, чтобы вы себя оценили. Наше занятие уже закончено, но вас ждут «смайлики». Если вы думаете, что вы все эти темы поняли, то выбрать нужно________, если вам было чуть-чуть трудно, выбираем_____________, а, если ничего не поняли, то_________.

-Спасибо! Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и внеурочной деятельности

Из опыта работы. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и внеурочной деятельности...