Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
рабочая программа (8 класс) по теме
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последнее время уделяется большое внимание деятельности школьных музеев. Музей должен стать составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Данная программа будет способствовать решению таких воспитательных задач как – развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_shkolnogo_muzeya.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор:
_______________/Цыбезов А.В./
«____»______________2008г.
Программа
работы школьного
историка - краеведческого музея «Поиск»
Руководитель:
учитель географии
высшей квалификационной
категории
Гудкова А.Н
Принято
на педсовете
Протокол №____
от______________
2008 г.
Пояснительная записка.
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последнее время уделяется большое внимание деятельности школьных музеев. Музей должен стать составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Данная программа будет способствовать решению таких воспитательных задач как – развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.
Наш школьный музей состоит из пяти экспозиций:
1.История возникновения и развития поселка Белогорский.
2.Культура и быт жителей п. Белогорский.
3.История школы.
4. История совхоза «Белогорский».
5.Страницы военной истории.
Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников.
Основные направления деятельности музея – «экскурсионно-выставочная работа», «научно-фондовая работа», «научно-просветительная деятельность», которые:
- удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения;
- способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся;
- помогают осуществлять краеведческий подход в обучении и воспитании;
Многие задачи основных направлений «Учебно-воспитательной системы школы» осуществляются через деятельность музея.
Цели:
- Совершенствование новых форм и методов героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся;
- Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;
- Использование средств музейной педагогики для воспитания духовной, цельной, творческой личности, обладающей развитым интеллектом.
Задачи:
- Совершенствовать содержание, форм и методов поисковой, собирательной, исследовательской деятельности;
- Формировать у подростков объективный подход к историческим событиям в жизни страны;
- Воспитывать у подростков чувства высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам народа;
- Активизация экскурсий, научно-фондовой, научно-просветительной деятельности в школьном музее;
- Создать условия для проведения в музее занятий и тематических мероприятий ОУ через классно-урочную систему воспитания, внеклассные мероприятия, через научное сообщество педагогов и учащихся
Деятельность школьного музея
Исследовательский
Работа с краеведческой литературой
Внеклассное занятие
Частично-поисковый
Объяснительно-иллюстративный
Методы
Работа с картографическим материалом
Массовые мероприятия
Полевое исследование
Учебная
Планирование и руководство
Внеклассная
Формы
Методы
Формы
Урок
Литературно-статистический
(архивный)
Экскурсия
Визуальное наблюдение
Кружок
Экскурсия
Экспедиция
Школьный музей
Профиль: историко-краеведческий.
Название: «Поиск»
Дата основания музея: 2003 г.
Дата паспортизации: 3 марта 2005 г.
№ паспорта музея: 10239
Состав совета музея:
1. Айдаргужин Тимур – директор музея
2. Варламова Мария – член совета музея, возглавляющий
экскурсионно-лекторскую группу.
3. Кузнецова Мария – секретарь музея.
4. Кустаева Жанна - член совета музея, возглавляющий группу
переписки.
5. Рахманкулов Руслан – член совета музея, возглавляющий
поисковую группу.
6.Ураков Алмат - хранитель музея.
7. Харламова Вера - член совета музея, возглавляющий
художественно-оформительскую группу.
Адрес: 461349 Оренбургская область Беляевский район п. Белогорский улица Школьная 6 «А»
Руководитель музея: Гудкова Анастасия Николаевна
Стаж работы в музее: 1 год
Экспозиции:
1.История возникновения и развития поселка Белогорский.
2.Культура и быт жителей п. Белогорский.
3.История школы.
4. История совхоза «Белогорский».
5.Страницы военной истории.
Виды экспонатов: памятники материальной, духовной культуры ( альбомы, книги, фотографии и т.д.), археологические находки, публикации, исследовательские работы учащихся и педагогов, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
Перечень обязанностей актива музея
Актив музея:
1. Пополняет фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями ( папка №1);
2. Проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике (папка №2);
3.Изучает собранный материал и обеспечивают его учет и хранение ( книга №1);
4. Оформляет экспозиции и выставки (ответственные: Ураков А, Харламова В.);
5.Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе ( ответственные: Айдаргужин Т., Кузнецова М.);
6.Проводит экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей
(ответственные: Варламова М., Рахманкулов Р.);;
7. Принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц ( ответственные: Кустаева Ж.,
Кузнецова М.).
Перечень обязанностей руководителя музея
1.Планирование работы музея
2.Организация работы по поиску и сбору материалов по теме музея.
3.Ведение учета музейных материалов.
4.обеспечение сохранности экспонатов.
5.Организация стационарных и передвижных выставок, пропаганда материалов музея путем организации экскурсий.
6.Курирование работы совета музея.
7.Участие в районных мероприятиях, связанных с деятельностью музея.
8.Подготовка отчета о проделанной работе.
График и тематика заседаний Совета музея
№ | дата | тематика | ответственные |
1 | сентябрь | Утверждение плана работы музея на учебный год | Айдаргужин Т |
2 | октябрь | Организация поисковой работы к 90-летию ВЛКСМ | Рахманкулов Р |
3 | ноябрь | Составление сценарий экскурсий и проведение экскурсий по музею | Варламова М |
4 | декабрь | Учет и хранение фондов музея | Ураков А |
5 | январь | Организация социума музея ( связь с общественностью, односельчанами) | Кустаева Ж |
6 | февраль | Инвентаризация в музее | Харламова В |
7 | март | Работа с тетрадью воспоминаний | Кузнецова М |
8 | апрель | Проведение ЧКО в музее | Гудкова А.Н., Клетушкина Г.А. |
9 | май | Пополнение фонда музея.. Итоги работы музея за учебный год. План на летние каникулы | Айдаргужин Т |
План работы историко-краеведческого музея «Поиск» на 2008-2009 учебный год.
Дата (месяц) | класс | Тема | Форма проведения | Содержание | Ожидаемый результат | Ответственные |
Август | 9 | Подготовка экспозиций к проведению экскурсий в новом учебном году | Работа в музее | Реставрация, художественное оформление, регистрация экспонатов и документов | Приведение музея в рабочее состояние | Гудкова А.Н. Айдаргужин Т |
Сентябрь | 9 | Школа, в которой я учусь | День открытых дверей Экскурсия | Наша школа в прошлом и сегодня. Ее успехи и проблемы. | Оформление стенда «Они учились в нашей школе» | Гудкова А.Н. Харламова В |
Октябрь | 8-9 | Моя Малая Родина | День открытых дверей в рамках праздников «День пожилых людей» | Страницы истории села и совхоза | Участие в конкурсах «Мой любимый дедушка», «Мой земляк – участник Курской битвы» | Гудкова А.Н. Варламова М Айдаргужин Т |
Ноябрь | 2-4 | 90 лет ВЛКСМ | Экскурсии по экспозициям музея | История комсомольских организаций школы и совхоза | Творческие работы «Лучшие комсомольцы советского времени» | Гудкова А.Н. Кузнецова М Рахманкулов Р |
Декабрь | 7-10 | Отзовись фотография | Поисково-исследовательская собирательная работа «Первоцелинники по комсомольским путевкам» | Рассказы о первоцелинниках . Интервью со старожилами | Встречи с ветеранами-труда. Статья в газету «Вестник труда» | Гудкова А.Н. Кустаева Ж |
Январь | 8-11 | Дороги выпускников школы | Музейный урок о выпускниках школы | Сбор информации о судьбах выпускников нашей школы | Пополнение краеведческого материала Организация вечера встречи с выпускниками школы | Гудкова А.Н. Клетушкина Г.А. Кузнецова М |
Февраль | 9-10 | Герои вокруг нас | Встреча с односельчанами – участниками локальных войн | Поиск информации о людях, принявших участие в военных действиях | Стенд «Герои вокруг нас» Статья в газету : «Равнение на героев» | Гудкова А.Н. Скорый П.П. Ураков А |
Март | 5-10 | Мои родословные корни | Поисково –исследовательская работа «Традиции народов п. Белогорский» | Сбор информации о традициях, ритуалах, поверьях, обрядах, обычаях и т.п. , | Вечер «Фестиваль народов моей малой Родины» | Гудкова А.Н. Клетушкина Г.А. Рахманкулов Р. |
Апрель | 2-4, 5-7 | Быт и культура села в начале ХХ века | Музейный урок- экскурсия «История одного экспоната» | Предметы быта и культуры жителей села в начале ХХ века | Творческая работа «Рисунок о прошлом » | Гудкова А.Н. Дусканова Р.Г. Кузнецова М. |
Май | 1-11 | Этот день Победы. | Урок памяти: «Митинг 9 мая» Встреча с ветеранами и вдовами | Формирование патриотических чувств, уважения к отечеству, его прошлому, настоящему, будущему | Сбор информации о обелиске «Памяти павшим в ВОвойне» | Гудкова А.Н. Дусканова Р.Г. Айдаргужин Т. |
Май | 1-10 | Моя Малая Родина | Поисково-краеведческие экспедиции (походы) по родному краю | Сбор информации о достопримечательностях и экологическом состоянии окрестностей п.Белогорский | Дневники - отчеты о походах и экспедициях. | Гудкова А.Н. Клетушкина Г.А. Ураков А. |
Июнь | 7-8 | Нам этот мир завещано беречь | Поисково-исследовательская деятельность | Сбор информации, краеведческого материала, исторических экспонатов и т.п. | Обновление экспозиций музея. Статья в газету «Вестник труда» о итогах работы музея за год | Гудкова А.Н. Айдаргужин Т. |
Руководитель: Гудкова А.Н.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности для учащихся в помещении музея
Утверждаю Утверждаю
Председатель Директор
профсоюзного школы__________________
комитета ___________ «___»________________2007г.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности для учащихся в помещении музея
I. Общие требования безопасности
- Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в музее.
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из музея.
- Не загромождать проходы сумками и портфелями.
- Не включать электроосвещение и средства ТСО.
- Не открывать форточки и окна.
- Не передвигать столы и стулья.
- Не трогать руками электрические розетки и экспонаты
- Травмоопасность в кабинете :
-при включении электроосвещения
-при включении приборов ТСО
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не
отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
- Не открывать самостоятельно ключом дверь музея.
- Входить в музей спокойно, не торопясь, в сопровождении учителя.
- Приготовить учебные принадлежности для записей.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя, экскурсовода.
- Соблюдать порядок и дисциплину во время посещения музея.
- Не включать самостоятельно приборы ТСО.
- Не переносить оборудование и ТСО .
- Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
- Поддерживать чистоту и порядок в помещении музея.
- Не перекладывать на другое место альбомы, книги и др.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть
помещение по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
- В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
- При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
- Не покидайте помещение без разрешения учителя.
- Все взятые для работы экспонаты, альбомы и пр. положите на мест
- О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
- Выходите из музея спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_________________________________________
Заведующий учебным кабинетом ________
СОГЛАСОВАНО
Инспектор по охране труда (Ф.И.О.)
Дата___________________
200 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
План работы школьного историко-краеведческого музея
План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .
Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...
Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.
Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы...