Гуляй на святки без оглядки
план-конспект занятия (7 класс) по теме
театрализованное мероприятие посвященное рождественнским праздникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества станицы Калининской
«Гуляй на святки, без оглядки»
Савченко Е.В. педагог
дополнительного образования
ст. Калинская
2013 год
Цель: приобщение подрастающего поколения к культурному наследию своей малой родины.
Задачи:
- формирование краеведческой и этнокультурной компетентности школьников;
- формирование знаний о традициях и культуре народного быта; формирование художественного вкуса;
- развитие интереса учащихся к культурному наследию своей малой родины;
- воспитание национальной гордости и верности русским традициям.
Педагог:
Январский лед сиянье льет.
Январский наст упасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч — любой из вечеров.
Дорогие ребята, сегодня на занятии мы поговорим о зимних праздниках и связанных с ними обрядах, пожалуй, одних из самых интересных для этого времени года.
Ребята а какие зимние праздники вы знаете?
Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года) отмечались по всей России и считались молодежным праздником.
Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя - широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистили углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем, листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали “на покути” - под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец - место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.
Вся станица в сумерки наполнялась детьми, снующими по улицам. Почти в каждый дом приходил малый ребенок в сопровождении взрослого и, поцеловав руку крестному отцу или матери, чистым детским голосом объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэчерю - йиштэ на здоровья”. Детей обласкивали, дарили им подарки (конфеты и мелкие монеты), затем съедали по три ложки кутьи, а взамен докладывали в тарелку свою кутью. Затем дети шли дальше, в следующие дворы. И получалось, что из одного блюда вкушали все родственники и друзья. Кроме того, кутья - это поминальное блюдо. Наши предки верили, что души умерших как бы незримо присутствуют при этой трапезе. В наше время кутью варят из риса.
Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
Считали, что работающего в святки накажет Бог.
Девочка: Сегодня начинаются Святки. Это наш молодежный праздник.
Хозяйка: Что-то мы засиделись, а ведь сегодня работать нельзя. Запрет на вечернюю работу касается всех.
Хозяин: Считается, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой…
Девочка: А у шъющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота.
Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом.
“Богатая вечеря” начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на
небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа.
Традицией было собираться в доме у самого старшего (или самого зажиточного) в роду. За уже накрытый стол садились не только домочадцы и родственники, но прислуга и работники, если таковые имелись.
После традиционной благодарственной молитвы, которую читал самый старший в семье, все собравшиеся приступали к кутье и угощению. Предварительно традиционно выпивался стакан красного вина, которое в этот день наливалось даже детям. Рождественский стол символизировал единение семьи, всех родственников и близких. При этом сам процесс еды превращался в своеобразное ритуальное действо, обеспечивающее будущее плодородие. Было принято «кормить покойников», то есть оставлять все, что не было съедено на столе.
Исключительно благоприятным считалось, если кто чихнет во время рождественской трапезы. Такой счастливец получал какой-либо особенный подарок от хозяев.
В Рождественскую ночь было принято провожать все старое, а, заодно, и отпугнуть все темные силы от дома, обеспечив ему процветание в новом году. Для этого было принято стрелять из ружей, бить палками по заборам и воротам и производя как можно больше шума, чтобы отпугнуть нечистую силу.
Пение колядок являлось прославлением рождения Христа. “Колядовать“ - у нас называется - петь под окнами накануне Рождества (7 января) и Нового года (13 января по новому стилю) песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин колбасу, или хлеб, или медный грош – кто, чем богат. Поют часто про рождество Христово, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.
1-й мальчик – колядовщик: Пришла Коляда! Андрей
Рождество принесла!
2-й мальчик: Коляда, Коляда! Женя
В печи сидит, на нас глядит!
Уродилась Коляда накануне Рождества!
1-я девочка: Хозяин – барин! Хозяюшка добренька! Алёна
Подайте, что сдобненько!
Пышку да лепёшку, да свиную ножку!
2-я девочка: Хозяин с хозяюшкой! Марина
Слезайте с печи, зажигайте свечи!
Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!
1-й мальчик: Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!
Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!
Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!
Ведущий: И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством.
(На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, они несут угощение и подарки для колядовщиков).
Хозяйка (с поклоном): Коляда, Коляда! Марина
Принимай пирога! С луком, с перцем,
С петушиным сердцем!
(Передаёт угощение колядовщикам).
Хозяин (обращается к колядовщикам): Ваня
Вы на месте не стойте!
Громче песни пойте!
1-я девочка: К Хозяину мы со всем своим уважением!
Вам просто спеть или с изображением?
Хозяин: Ну, сначала просто спойте, а я послухаю!
Мабуть, порадуете нас со старухою!
(Колядовщики хором исполняют песню «Тешен – потешен», девочки приплясывают).
Хозяин: За такую песню пирога не дам!
2-й мальчик: Нас не хочешь кормить?
Тогда козу будем водить!
(На сцену мальчик – колядовщик выводит «козу» - один из мальчиков одет в вывернутый наизнанку овчинный тулуп, на голове шапочка с изображеньем овечьей морды).
1-й мальчик – Коза пришла луплена,
За три рубля куплена!
Плохо паслась,
Только воды напилась!
Хозяин (говорит «козе»): А чё ж ты такая –
Вся морда сухая?
«Коза»: Пока гнали – губы повысыхали!
Пожалейте скотинку – дайте овса с полтинку!
2-й мальчик – Козонька, потешь от души!
Для хозяев гопака спляши!
(«Коза» пляшет под мелодию песни «Трава, моя трава»).
1-й мальчик: А теперь поклонись хозяйке!
За пляску пирог нам подайте!
Козе – сенцо, а казакам – сальцо!
1-я девочка: Где коза ходит – там жито родит!
Где коза хвостом – там жито кустом!
2-я девочка: Коляда по станице ходит
И козу за собой водит!
Кто даст козе водицы напиться,
У того жито уродится!
1-й мальчик: Кто Коляде песню споёт –
У того рожь рано взойдёт!
Хозяин: Добры люди! Покалядуйте,
Нас с хозяйкой – порадуёте!
(Все колядовщики, девочки и мальчика, исполняют старинную колядную песню
«Христос родился», текст и мелодию песни см. в Приложении).
Хозяйка: Благодарим вас за участие,
Вот вам подарки на счастье!
(Хозяин подаёт колядовщикам угощенье, те складывают всё в мешок, с поклоном благодарят хозяйку).
Ведущий 2-й. Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки. Давайте, сегодня, и мы вспомним их.
Щедровальщица 1-я. Щедривочка щедрувала, Александра
До виконца припадала
Що ты титка напыкла,
Ныси нам до викна .
Як горяче – ныси нам,
Як холоднэ – ныхай вам!
Щедровальщица 2-я. Щедрык, вэдрык, Анна
Дайте варэнык,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски
Щедровальщица 3-я. Я дивчинка молодэнька, Виктория
В мэнэ юбочка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празднычком здоровэньки!
А поздно вечером молодёжь «водила Мыланку».
Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать.
Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:
Посевальщик 1-й. Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Тох-тох, тарарох,
Зароди, Боже, горох,
Жито, пшэныцю,
Всяку пашницю.
Посевальщик 2-й. Дева Мария по полю ходыла,
По полю ходыла, Бога просыла:
«Зароди, Боже, жито-пшеныцю,
Жито-пшеницу, всяку пашныцю!»
Посевальщик 3-й. Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья,
Ризу носэ, Бога просэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ,
Дэ царыця – там пшениця!
С Новым годом, с новым счастьем,
С Васылём днём!
Ведущий 1-й. После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу.
Ну и какие же Святки обходились без традиционных гаданий!
Закружила вьюга,
И в окно снежок.
Милая маманя,
Дай-ка сапожок.
Выйдем в полуночье,
Бросим чрез врата.
Что за предсказанье
Выдаст нам судьба?
В большинстве своем святочные гадания совершались молодежью.
Особенно гаданиями увлекались девушки. Святочных гаданий с нетерпением ждали целый год! У барышень было много способов узнать свою дальнейшую судьбу. Желая знать имя будущего своего жениха, девушки на заходе солнца, подстерегали у ворот и заборов прохожих и спрашивали их об их имени, в полной уверенности, что жених ее будет иметь то именно имя, каким прохожий себя называл. Зная об этом, молодые люди нередко подшучивали над девушками, называясь совсем уж экзотическими или иностранными именами.
С целью узнать, кроме имени своего будущего жениха, его характер, положение, состояние девушки подслушивают под окнами домов и из подслушанного выводили свои предложения. Если кому-нибудь слышался звон колькольцев, то считалось, что этот человек в той стороне найдет себе пару (т.е. девушка выйдет в ту сторону замуж, а парень оттуда возьмет жену); то же предвещал собачий лай, причем по нему можно было даже определить характер жениха или невесты (хриплый и грубый лай означал старого и ворчливого жениха, звонкий — молодого; лай слышится вблизи — жених будет с соседней улицы, а если лай далекий — из дальних мест). Звук топора при таком гадании означал смерть.
Гадание на курицах. Сняв с насеста курицу, а чаще петуха, гадающие приносили его в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, золотые, серебряные и медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускали на пол, и смотрели: какую вещь она клюнет, или за что примется, прежде всего. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяница. Если станет есть хлеб, то муж будет зажиточный хозяин; золотое кольцо клюнет – богач, медное – бедный. Чью вещь птица клюнет первой, тот и выйдет замуж в течение ближайшего года.
Иногда о будущем муже судили и по самому петуху: шли в полночь в курятник, ловили там петуха на насесте и по цвету его перьев судили о том, какой цвет волос будет у будущего мужа.
Гадание башмаком. Девушка снимает с левой ноги башмак и бросает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Направление башмачного носка показывает ту сторону, где живет ее жених и куда она выйдет замуж; если башмак ляжет носком к воротам своего же дома, то девушка в этом году будет жить дома, и не выйдет замуж.
Заканчивались Святки большим православным праздником Крещением Господним – 19 января. В этот день во всех православных храмах проводятся праздничные молитвы и водосвятие. Считается, что вода освященная на Крещение Господне обладает чудодейственной силой излечения и не портится долгое время. В ночь на 19 января проводится обряд купания в Иордани – проруби на реке. Находятся по сей день смельчаки, которые на крещенские морозы, веря в чудодейственную целительную силу воды, купаются в реке.
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идёт.
Таким образом, Святочные обряды Кубани являются самыми продолжительными и многозначительными празднествами народа, чьи традиции свято передаются из поколения в поколение.
Педагог: Я поздравляю всех с предстоящими праздниками. Думаю, что встретите их, соблюдая традиции родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ходили, гуляли колядовщики"
Познакомить, приобщить подрастающее поколение и их родителей к неиссякающему, золотому источнику народной духовной культуры....
Сценарий "СВЯТКИ, ВЫ СВЯТКИ, СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА"
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.ВЕЧЕР ОТДЫХА....
Урок музыки 3 класс "Сказки гуляют по свету"ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Презентация по сказке А.С.Пушкина"Сказка о царе Салтане",Н.А.Римский-Корсаков-3 чуда.песня"Сказки гуляют по свету"с презентацией...
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Классный час "Гуляй на святки без оглядки!"
Ознакомление учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Возможность каждого учащегося реализовать свои творческие возможности....
Исследовательская работа "Жизнь без оглядки"
Работа посвящена жизни и деятельности Н.И.Сидорова - почетного гражданина Благодарного, труженика тыла, краеведа и фотографа, летописца истории города и района.....