Дополнительная образовательная программа
рабочая программа по теме
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
– максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
– обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся,
– дает шанс каждому открыть себя как личность,
– предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,
– налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,
– активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи,
– побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
– обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета
« 29 » августа 2013 г |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Новонадыровская СОШ» ________________И.М.Миназов « 31 » августа 2013 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа –дополнительная общеразвивающая программа
МБОУ «Новонадыровская средняя общеобразовательная школа »
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
2013-2018 годы
Дополнительная общеобразовательная программа –дополнительная общеразвивающая программа
Содержание.
| |
|
|
1. Пояснительная записка ……..…………………………………………3 стр |
|
2. Цели и задачи программы …………………………………….……… 4стр |
|
3. Концептуальная основа дополнительного образования школы ………5 стр |
|
4. Функции дополнительного образования……………………..…………5 стр |
|
5. Характеристика кадрового состава …….………………………………6стр |
|
6.Материально-техническая и учебно-методическая база ………………7стр 7.Содержание дополнительного образования школы…………………….7стр 7.1. Физкультурно-спортивная направленность ………………………….9стр 7.2.Естественно-научная направленность …………….…………………...9стр |
|
7.3.Художественно-эстетическая направленность ………………………10стр 7.4. Культурологическая направленность ……………………………….10 стр 7.5. Социально-педагогическая направленность …………………………11стр |
|
8.Нормативно-правовая база системы дополнительного образования…11 стр |
|
9. Учебный план……………………………………………………….…...12 стр 10. Ожидаемые результаты ………………………………………………..14 стр 11. Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях блока дополнительного образования…………………………..14 стр 12.Формы подведения итогов реализации ……………………………… 14 стр 13.Система представления результатов воспитанников ………………..15стр |
|
|
1. Пояснительная записка.
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся,
- дает шанс каждому открыть себя как личность,
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,
- активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи,
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
2. Цели и задачи программы.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;
- расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
- развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
- создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,
- воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;
- сохранение психического и физического здоровья учащихся.
3. Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности,
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,
- принцип вариативности,
- принцип гуманизации и индивидуализации,
- принцип добровольности,
- принцип деятельностного подхода,
- принцип творчества,
- принцип разновозрастного единства,
- принцип открытости системы.
4. Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
5. Характеристика кадрового состава
На сегодняшний день школа укомплектована кадрами на 100%. Работу с детьми по дополнительному образованию осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 20 педагогических работников.
N | Характеристика педагогических и научных работников | Число |
1 | 2 | 3 |
1. | Численность педагогических работников - всего | 20 |
из них: | ||
1.1. | штатные педагогические работники | 20 |
1.2. | педагогические работники, работающие на условиях внешнего совместительства | - |
2. | Из общей численности педагогических работников (из строки 1): | |
2.1. | лица, имеющие ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора | - |
2.2. | лица, имеющие ученую степень кандидата наук и (или) ученое звание доцента | - |
2.3. | лица, имеющие почетное звание при отсутствии ученой степени и ученого звания | - |
2.4. | лица, имеющие высшую квалификационную категорию | - |
2.5. | лица, имеющие первую квалификационную категорию | 15 |
2.6. | лица, прошедшие подтверждение занимаемой должности | 1 |
2.7. | лица, имеющие высшее профессиональное образование | 17 |
2.8. | лица, имеющие среднее профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.10 | 3 |
2.9. | лица, имеющие начальное профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.10 | - |
2.10. | лица, имеющие среднее профессиональное образование - мастера производственного обучения | - |
2.11. | лица, не имеющие профессионального образования | - |
В школе функционирует профессиональный стабильный преподавательский коллектив.
Ежегодно ведется работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), конкурсов профессионального мастерства.
Квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.
6. Материально-техническая и учебно-методическая база.
В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам дополнительного образования . В образовательном учреждении созданы условия, в соответствии с СанПиНами. ОУ имеет автономную систему оповещения при пожаре . Пришкольные территории благоустроены. Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность, свидетельство об аккредитации.
Школа функционирует в трех зданиях. Общее количество учебных кабинетов– 20.
Библиотека обладает общим фондом _25652____единиц хранения, из них учебная литература – 8670 , методическая литература – 1777, художественная литература – 15205.
Соотношение компьютер - учащийся составляет 32/187 (1 компьютер на 6 учащихся).
Количество рабочих мест для учащихся – 199
Количество рабочих мест для учителей – 25
Количество рабочих мест для библиотекаря – 1
Мультимедийных проекторов –7
Интерактивных досок- 3 шт.
7. Содержание дополнительного образования школы.
Учебные занятия по дополнительному образованию в МБОУ «Новонадыровская СОШ» начинаются 1 сентября и заканчиваются 30 июня .
Начало занятий в объединениях 1-ого года обучения не позднее 10 сентября.
Комплектование групп 1-ого года обучения проводится с 1 по 10 сентября.
Дополнительное образование ( кружки, секции) проводятся с 12.30 до 17.00 в соответствии с расписанием, утверждённым директором Учреждения.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МБОУ «Новонадыровская СОШ» .
Продолжительность работы: 45 минут - занятие, перерыв 10 минут для отдыха детей между каждым занятием. (СанПин 2.4.2.2821-10. - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей).
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с календарно-тематическими планами, допускается изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования, работа сборных творческих групп, учебно-тренировочные сборы и др.
Родительские собрания проводятся в учебных объединениях по усмотрению педагогов не реже двух раз в год.
Развитие системы дополнительного образования детей в МБОУ «Новонадыровская СОШ» становится по-настоящему эффективным, так как дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. При подборе дополнительных образовательных программ нового поколения учитывали ряд принципов:
- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
- реализация единства образовательного процесса.
Все педагоги дополнительного образования работают по программам, которые отвечают потребностям и интересам детей, предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:
- физкультурно-спортивная,
- естественно-научная,
- художественно-эстетическая,
- социально-педагогическая
- культурологическая
7.1. Физкультурно-спортивная направленность.
Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил,
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу,
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха,
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта,
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
В структуру физкультурно-спортивной направленности входит следующий кружок:
1.«Спортивные подвижные игры»
7.2. Естественно-научная направленность.
Основная цель естественно-научного направления – расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными задачами являются:
- социальное и профессиональное самоопределение учащихся,
- формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ,
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Программы естественно- научной направленности обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой, осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.
Структура естественно-научного направления представлена следующим образом:
1.«Юный физик»
2.«Юный натуралист»
3.«Юный математик»
4.«Уистап»
5.«Юный химик»
6.«Проектная деятельность»
7.Зеленая планета»
7.3.Художественно-эстетическая направленность.
Целью художественно-эстетического направления является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся,
- формирование представлений о культурной жизни своего края, города,
- привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное
Структура художественно-эстетического направления представлена следующим образом:
1.«Музыка и мы»
2.«Учимся играя»
3.«Теремок»
7.4.Культурологическая направленность
Целью культурологического направления является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии, готового общаться на различных языках мира. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине;
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения;
-развитие интеллектуальных способностей;
- привлечение школьников к сохранению историко-культурного наследия;
-распространение краеведческих знаний среди школьников через выступления с беседами,
организацию тематических выставок.
- готовность обучающегося свободно ориентироваться в грамматике французского языка языка;
-пополнять лексический запас обучающегося; овладевать обучающимися способностью
осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее
распространенных ситуациях повседневного общения.
-формирование у обучающихся общих представлений о мире, его возникновении и развитии, о месте человечества во Вселенной;
-умений определять и аргументировано представлять собственное отношение к поставленной проблеме, владеть поиском, систематизацией и обработкой научного материала;
- воспитание у обучающихся чувства толерантности и уважения к мнениям и взглядам других.
Структура культурологического направления представлена следующим образом:
1.«Музейное дело»
2.«Удивительное рядом»
3.«Клуб веселых грамотеев»
4.«Веселый грамотей»
5.«Русское слово»
6.«Занимательная грамматика»
7. «Enjoy English»
7.5. Социально-педагогическая направленность
Цель: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Программы культурологической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение специфики и сущности функционирования и развития культуры, определение её места и роли среди других социальных явлений. Они дают представление о развитии мировой художественной культуры через систематизацию ценностей культуры разных народов, и позволяют учащимся через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох. Программы нацелены на изучение языков мира, развивают у детей стремление к межнациональному общению, формируют основы толерантного взаимодействия.
Предшкольная подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
В МБОУ «Новонадыровской СОШ»» занятия дошкольников включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей». Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая. Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.
Структура социально-педагогического направления представлена следующим образом:
1. Предшкольная подготовка
2.«Юный инспектор движения»
8. Нормативно-правовая база системы
дополнительного образования
- Конвенция о правах ребёнка (Утверждена генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.)
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
-Закон «Об образовании в РФ» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р;
-Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
- Программа развития МБОУ «Новонадыровская СОШ» ;
-Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г.№ 233; от 22.02.1997г.№212 от 08.08.2003г. №470; от 07.12.2006г.№752.
- Устав МБОУ «Новонадыровская СОШ»
- Положение о программе дополнительного образования МБОУ «Новонадыровская СОШ»
- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
-Учебный план МБОУ «Новонадыровская СОШ» по дополнительному образованию.
9.Учебный план
Учебный план системы дополнительного образования ОУ сформирован на основе нормативно-правовой основы, упомянутой выше, а так же соответствует требованиям, установленными СанПин 2.4.2.2821-10. Занятия проводятся во вторую половину учебного дня, распределение часов занятий зависит от конкретной программы, наполняемость групп также регламентирована соответствующими инструкциями.
Контингент учащихся дополнительного образования :
Предшкольная подготовка (дошкольники) - 6 -6,5 лет
I уровень – 1-4 классы ( 7 до 10 лет)
II уровень – 5-9 классы ( 11- 16 лет)
III уровень – 10-11 классы ( 16-17 лет)
Направленность | Дополнительные образовательные программы | Количество групп | Класс | Количество детей | Часы в неделю |
Физкультурно- спортивная направленность | «Спортивные подвижные игры» | 2 | 7-11 | 30 | 2 |
Социально-педагогический | «Юный инспектор движения» | 1 | 5-6 | 15 | 1 |
Естественно-научная | «Юный физик» | 1 | 10-11 | 15 | 2 |
«Юный натуралист» | 1 | 5-6 | 15 | 1 | |
«Юный математик» | 2 | 2, 9-11 | 30 | 3 | |
«Уистап» | 1 | 6-8 | 15 | 1 | |
«Юный химик» | 1 | 9-11 | 15 | 1 | |
«Проектная деятельность» | 1 | 3-4 | 15 | 1 | |
Зеленая планета» | 2 | 1-4 | 30 | 2 | |
Культурологическая | «Музейное дело»
| 1 | 10 | 15 | 1 |
«Удивительное рядом»
| 1 | 1-4 | 15 | 2 | |
«Клуб веселых грамотеев»
| 1 | 2-3 | 15 | 2 | |
«Веселый грамотей» | 1 | 2 | 15 | 1 | |
«Русское слово» | 1 | 9-11 | 15 | 2 | |
«Занимательная грамматика» | 1 | 7,8 | 15 | 1 | |
«Enjoy English» | 1 | 9-11 | 15 | 1 | |
Художественно-эстети ческая | «Музыка и мы»
| 1 | 3-4 | 15 | 1 |
«Учимся играя»
| 1 | 1-4 | 15 | 1 | |
«Теремок» | 1 | 3-5 | 15 | 1 |
10. Ожидаемые результаты:
-создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
-расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
-увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;
-целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся школы;
-создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков, факультативов, секций;
-внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания.
11.Формы контроля универсальных умений и навыков,
формируемых на занятиях блока дополнительного образования:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического планирования;
- посещение и анализ занятий;
- посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
- организация выставок и презентаций.
12.Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы : зачеты, отчетные концерты, спектакли, конкурсы, выставки, сбор и анализ результатов участия в соревнованиях различного уровня (общешкольные, районные, окружные, городские).
Преимущества блока дополнительного образования:
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
13. Система представления результатов воспитанников:
- участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня;
- итоговые выставки творческих работ;
- презентации итогов работы творческих объединений;
- концертная деятельность художественных объединений.
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...