Элективный курс по выбору профессии
элективный курс (9 класс) по теме

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursapo_vyboru_professii.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АКРАМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МОРГАУШСКОГО РАЙОНА

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР:                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ Директор школы:

                                                                                                                                                                                                                       _________________/Л.Н. Кудашова/

    ____________________        /Т.В Андреева/

                 30.08.2011г.                                                                                                                                                                                                                            30.08.2011

                                                                             Рабочая программа

по элективному курсу

по выбору профессии

(под редакцией М.Р.Григорьевой)

35 часов, 1 час в неделю

Резервное время – 1 час

Срок реализации программы:2011-2012 учебный год.

Программа разработана классным руководителем 9 класса   Ершовой М.Р.

Рассмотрено на заседании ШМО

«30»   августа 2011г.        Протокол №1

Руководитель ШМО                  2011г.

  1.  В соответствии с концепцией модернизации образования на период до 2010 года на старшей ступени образовательной школы предусматривается профильное обучение. Эта идея профильности  старшей ступени ставит  выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной школы, является внедрение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
  2.  Целью курса « Путь в профессию»  является:

 формирование у учащихся способности выбирать    сферу  профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

   

3. Задачи курса:

  • Обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности  к человеку.
  • Развивать представление о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  • Развивать интерес к трудовой деятельности.
  • Воспитывать уважение к рабочему человеку.
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

4. Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курсов учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.

Курс даёт возможность сравнить требования , которые определяет профессия, со своими возможностями. Изменяющаяся структура  экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется  стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью, развиваются рыночные отношения. Помочь учащимся  ориентироваться в  сложном мире труда призван элективный курс « Путь в профессию»

Программа курса рассчитана на 34 часа и состоит из 6 разделов.

Основные методы и приёмы преподавания :

  • беседы;
  • дискуссии;
  • ролевые игры;
  • тестирование.

Содержание программы:

  • В элективном курсе « Путь в профессию» рассматриваются:
  • Классификация профессий по типам, классам , группам, отделам.
  • Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».
  • Склонности и интересы в профессиональном выборе.
  • Возможности личности в профессиональной деятельности.
  • Рынок труда и современные требования к профессионалу.
  • Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.
  • Слагаемые выбора профессии.

Организация и проведение аттестации:

  • Тестирование.
  • Защита реферата « Моя будущая профессия»

Тематическое планирование элективного курса « Путь в профессию» ( 34 часа)

тема

Содержание (основные понятия)

повторение

Домашнее задание

оборудование

Многообразие мира профессий ( 5 часов)

1

Понятие о профессии и специальности.

Цели и задачи курса « путь в профессию». Как появилась профессия человека. Что мы знаем о современном мире профессий. Понятия « профессия», « специальность»

Подумать, как можно составить классификацию профессий

2

Классификация профессий. Типы.

Классификация профессий по типам, понятие о каждом из них. Типы 4-И,4-П, 4-Т, 4-З, 4-Х.

Практическая работа» Тестовые задания к теме урока»

Понятия « профессия», « специальность»

Записи в тетради

Учебник « Выбор профессии», тестовые задания.

3

Классы профессий

Классы профессий в зависимости от цели труда: гностические, преобразующие, изыскательские.

Типы профессий

Определить тип и класс выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно)

Учебник « Выбор профессии», « Выбирайте профессию»

4

Отделы и группы профессий

Отделы: профессии, связанные с использованием ручного труда( Р); с использованием машинного труда ( М); с использованием автоматизированных и автоматических систем ( А); с преобладанием функциональных средств ( Ф)Группы: 1-Б, 2-О, 3-Н, 4-М

Классы профессий

Определить отдел и группу выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно

5

Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо»

Составление формулы выбора профессии. Основа выбора профессии- девиз « Нужно», « хочу», « смогу»

Классификация профессий

Склонности и интересы в профессиональном выборе « хочу» ( 2 часа)

6

Склонности и интересы

Понятие « интерес». Виды интересов.

Практическая работа по выявлению интересов. Задание на проверку устойчивости интересов ( стр. 45)

Записи в тетрадях

Стр 25 « В.П.» стр 35-42 « выбирайте профессию»

7

Склонности. Как управлять интересами и склонностями

Понятие о склонностях. Выполнение заданий по самооценке склонностей( стр 42-43 « Выбирайте профессию». Как управлять интересами и склонностями.

Понятие « интерес». Виды интересов

Записи в тетради

Тестовое задание

Возможности личности в профессиональной деятельности ( « могу») – ( 7 часов)

8

Способности. Общие их виды.

Общие и специальные способности. Задания на диагностику общих способностей( стр 8 « Информационный методический материал»)

Понятие склонности

Записи в тетради

Тестовое задание

9

Специальные способности

Понятие о специальных способностях. Тестовые задания на диагностику технических и гуманитарных способностей( стр 9,10)

Способности, общие способности

Записи в тетради

Тестовые задания

10

Профессиональная пригодность и планирование карьеры

Понятие о профессиональной пригодности

11

Возрастные особенности и ценностные ориентации личности

Понятия, связанные  с потребностями человека, которые указывают на профессиональное самоопределение в различных периодах жизни, ведущие виды деятельности, изучение ценностных ориентаций и потребностно- мотивационной сферы молодёжи.

Записи в тетради

ИММ стр 1-12

« выбирай профессию» стр 34

Профессиограммы

12

Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности

Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности

Записи в тетради

ИММ стр 12-30

13

Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности

Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности

ИММ стр 12-30

14

Здоровье и профессия

Влияние здоровья на выбор профессии. Деление  профессий на  по влиянию на организм человека, условий труда. Укрепление здоровья, работа над собою. Изучение медицинских противопоказаний в профессиограммах.

Понятие «профпригодность».

Степени профпригодности

« Выбор профессии» стр 30- 34.

Профессиограммы.

Рынок труда и современные требования к профессионалу (« надо»- ( 3 часа)

15

Рынок, его структура

Рынок, рыночный механизм, структура рынка, спрос и предложение, методы их регулирования, внутренний и внешний рынок.

Понятие « рынок», « спрос», « предложение» ( с уроков обществознания)

ИММ

16

Конкуренция. Предпринимательство

Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе, прогнозирование состояния рабочей силы

Структура рынка

« Позволяет ли выбранная тобою профессия заниматься предпринимательской деятельностью? В чём ты видишь будущее своей профессии? ( письменно)

ИММ

17

Занятость и безработица

Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения. Перспективы изменения мира профессий. Решение теста стр 26-27. Потребность нашего района в кадрах

Понятие  конкуренция», « предпринимательство»

Ответить на вопрос: « Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда? ( доказать письменно)

ИММ, справка службы занятости, газеты

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде( 9 часов)

18

Память

Понятие о памяти, её виды. Выявление особенностей своей памяти

Записи в тетради

« выбирайте профессию», тестовые задания

19

Память, как её улучшить.

Продолжение тестирования « Особенности своей памяти» пути улучшения и компенсации памяти

Память, её виды ( основные понятия)

Сделать итоговое заключение об особенностях вашей памяти ( письменно)

ИММ, ВП, тестирование

20

Внимание, свойства

Понятие о внимании. Свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение, концентрация. Виды:  непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

Записи в тетради

ИММ, ВП, тестирование

21

Внимание.

Практическая работа по тестированию

Тесты на оценку своего внимания

Понятия по теме « Внимание»

Сделать итоговое заключение об особенностях своего внимания

ИММ, ВП, тестирование

22

Мышление. Развитие мышления

Понятие о мышлении

Записи в тетради.

Анализ своего мышления.

ИММ, ВП, тестирование

23

Воображение

Понятие о воображении. Определение уровня развития воображения учащихся. Как развивать своё воображение

Основные понятия по теме « Мышление»

Сделать анализ об уровне развития воображения

Тестовые задания

24

Координация движений

Понятие о координации движения. Выявление особенностей своей координации

Вопросы по теме « Воображение»

Сделать анализ своей координации

Тестовые задания

25

Характер

Понятие о характере.

Выполнение тестовых заданий, анкетирование. Пути формирования своего характера

« Характер»- жизненные наблюдения

Записи в тетради

« Выбирайте профессию»

Тестовые задания

26

Темперамент

Понятие о темпераменте, его виды. Темперамент и выбранная вами профессия

Записи в тетради

« Выбирайте профессию»

Тестовые задания

Слагаемые выбора ( 8 часов)

27

Профессиональный план

Понятие и личном профессиональном плане, его составление

Составить личный профессиональный план, обсудить его с родителями

« Выбор профессии», личные планы

28

Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии

Затруднения и ошибки при выборе профессии

Чтение и обсуждение личных профессиональных планов

Обсудить с товарищами свои ошибки при выборе профессии. Наметьте пути их преодоления

« Выбирайте профессию»

Тестовые задания

29

Профессиональная консультация

Типы профессиональной консультации, условия оптимального выбора профессии. Задачи профессиональной консультации

Ошибки и затруднения при выборе профессии

Определите груг вопросов , которые бы вы хотели обсудить с профконсультантом

30

Характеристика профессии. Профессиограмма

Изучение профессиограмм некоторых профессий. Какую помощь может оказать профессиограмма выбирающему профессию

Найти профессиограмму вашей профессии или составить характеристику вашей будущей профессии

Прфессиограммы

31

Пути получения профессии

Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии: система профессионально- технического образования. Подготовка рабочих на производстве, средние специальные учебные заведения, высшие, курсы.

Чтение профессиограмм или характеристик выбранной профессии

Оформление реферата « Моя будущая профессия»

Газеты с объявлениями о приёме наработу, справочники для поступающих

32

Урок- игра « Профессиональные пробы»

Профессиональные пробы ( по желанию учащихся)

Оформление реферата « Моя будущая профессия»

альбом

33

Написание реферата « Моя будущая профессия»

Оформление реферата. Консультация

Оформление реферата « Моя будущая профессия»

альбом

34

Защита реферата « Моя будущая профессия»

Защита реферата

Оформление реферата « Моя будущая профессия»

альбом

1 час – резервное время


Литература и программное обеспечение:

1. « Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» Москва, « Просвещение», 1994 г

2. « Выбор профессии 7-8 классы» Е.А.Климов, С.Н.Чистякова, Москва « Просвещение», 1987 г

3. « Выбирайте профессию» Е.А. Прощицкая, Москва, « Просвещение», 1991 г.

4. Информационно- методический материал к профориентационному курсу « Путь в профессию» ( для учащихся 7- 11 классов образовательных школ)

 Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Костромской области, Кострома, 2001 г

5. Журналы «  Школа и производство»

6. Профессиограммы некоторых профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"

Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса....

Элективный курс "Мой выбор"

Элективный курс направлен на профориентационную работу с выпускниками основной школы. Учтена специфика сельской инфраструктуры.Данная работа может быть использована классными руководителями, специалис...

Конспект занятия по курсу "Уроки выбора профессии"

Тема занятия "Стратеги выбора профессии", расчитана на учащихся 10 класса. Учащиеся знакомятся с рынком труда, у них формируются коммуникативные навыки...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...