проект "Школьный дворик"
проект на тему

Русакова Маргарита Николаевна

Акция "Я - гражданин Росии. "Введение. Пояснительная записка.  Актуальность и важность проекта. Обоснование проекта. Цели и задачи проекта.  Ключевые компетентности. Цели работы.Содержание  проекта.  Этапы проекта. Планы реализации проекта. Озеленение пришкольной территории. Ландшафтный дизайн.  Заключение. Защита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkolnyy_dvorik.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

« Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Проект

 «Школьный дворик»

                                   Руководитель проекта:

                                                     Русакова Маргарита Николаевна

                                учитель технологии

2014

Введение. 

І. Пояснительная записка. 

1.1. Актуальность и важность проекта.

 ІІ. Обоснование проекта.

ІІІ. Цели и задачи проекта. 

3.1. Ключевые компетентности.

3.2. Цели работы.

ІV. Содержание  проекта. 

4.1. Этапы проекта. 

4.2. Планы реализации проекта.

4.3. Озеленение пришкольной территории

4.4. Ландшафтный дизайн.

V. Заключение. 

ВВЕДЕНИЕ

В одном из направлений Национальной образовательной стратегии – инициативы "Наша новая школа” говорится о том, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться.

Реальная отдача получится лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. В школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, стихов, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе.

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках районного конкурса   «Я – гражданин России» у учащихся школы возник интерес самим разработать и реализовать проект  по благоустройству школьного двора.

 В школе сложилась система экологического и нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе, к труду, окружающей среде. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Становясь участниками проекта, мы пробуем себя в различных социальных ролях, что содействует развитию самоуправления в школе, успешной социализации в обществе. Проект «Школьный дворик» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции и экологической культуры.  

Актуальность и важность проекта.

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими учениками, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Территория  требует не только чистоты, но и ее благоустройства, поэтому одной из главных задач  проекта является  улучшение внешнего вида школьного двора.        

 «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков и садов, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое "лицо”, свой имидж. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Наша школа размещается на территории села Гавриловского Суздальского района Владимирской области. В настоящее время в селе проживает около 1050 жителей. Здание школы построено в 1982 году. Среди  различных направлений деятельности школы важными являются экологическое и трудовое воспитание школьников. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по очистке территории от мусора, по уборке школьного двора осенью от сучьев и сухой травы, по уборке территорий у ветеранов войны, к сожалению, их в селе уже почти не осталось; тружеников труда и просто одиноких пожилых людей, которым необходима помощь…

Эту работу мы рассматриваем как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах села, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается  прежде всего школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы.

ІІ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

На школьной территории  расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники. Особенностью расположения нашего учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения не только школьников и учителей, но и односельчан. Это налагает на педагогический коллектив школы большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное.

 Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное,  поэтому в МКОУ «Гавриловская СОШ» сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов, сел, территорий, прилегающих к образовательному учреждению. Территория школы становится мониторинговой площадкой, которая логично вписывается в систему современного образования, соответствует её целям, т.е. воспитанию экологической культуры личности. Школьная территория способствует осуществлению проектной и учебно - исследовательской деятельности,  а следовательно, способствует развитию личности учащихся через систему постоянных наблюдений за отдельными компонентами природы окружающего мира. Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, занимаясь проектной деятельностью, учащиеся получают представление о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, учатся воспринимать себя в качестве субъекта деятельности, направленной на самопознание, самообразование. Иными словами, школьная территория на современном этапе должна преобразоваться в учебно-исследовательскую мониторинговую площадку.

           Но как привести в соответствие прилегающую территорию? Почему эта проблема стала актуальной на данный период? Такие вопросы встали перед коллективом школы при разработке проекта озеленения и благоустройства  школьной территории. В рамках районного конкурса социальных проектов был разработан и представлен проект благоустройства школьной территории «Школьный дворик». В разработке проекта приняли участие ученики школы.

В ходе работы над проектом было решено:

  • Обновить разметку спортивной площадки.
  • Обустроить игровую площадку для начальных классов цветниками и  малыми архитектурными формами.
  • Оборудовать зоны отдыха скамейками.
  • Обновить цветники, приступить к созданию альпинария.
  • Заложить аллею выпускников в школьном дворе.
  • Убрать засохшие ветки у кустарников и деревьев, провести спил высоких вётел.

ІІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 Цели: 

  • создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; 
  • улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет посадки саженцев деревьев, кустов и цветов; 
  • воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
  • развитие исследовательской деятельности школьников; 
  • развитие творческих способностей учащихся; 
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • привлечение учащихся к декоративному оформлению школьного двора и предоставление им возможности проявить себя и добиться успеха.

Задачи: 

  • Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.
  • Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
  • Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
  • Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
  • Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна.
  • Формирование у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

3.1. Ключевые компетентности, которые формирует проект

В ходе разработки и реализации проекта формируются следующие компетентности обучающихся: 

Предметные: Получение знаний о ландшафтном дизайне, об экологии растений, о свойствах почвы, об основах растениеводства.

Надпредметные: Формирование навыков применять различные методы исследования (наблюдения, сравнения, определения), работать с разными источниками информации, изображать информацию в разных моделях. 

Общие: Умение актуализировать проблему и предлагать разные способы её решения. Умение прогнозировать дальнейшую деятельность по реализации проекта. 

3.2. Цели работы:

1. Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. 

2. Создание условий для отдыха и игры учащимся школы. 

3. Создание условий для проведения спортивных игр учащимся.

4. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и во внеучебной  деятельности. 

ІV. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

 Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки проекта не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали, каким образом можно сдвинуть с мёртвой точки эту проблему.

4.1  Наметили  зоны для благоустройства:

 

зона №1 – игровая:

игровая площадка для учащихся начальных классов;

«полоса препятствий» для учащихся 5-11 классов;

зона №2 – зелёная:

внутренний дворик;

по фасаду школы;

зона №3 – зона отдыха:

малые архитектурные формы;

аллея выпускников.

  

4.2. Планы реализации проекта

Зона 1. Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, вырубке старых деревьев и посадке новых, формировании газонов и клумб, установке урн и др. Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, силами родителей и работников школы.  Немаловажной целью проекта благоустройства школьного двора является установка удобных лавочек или скамеек, а также создание мини газонов или клумб. 

Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадки для игр,) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Обязательны скамейки. Спортивные площадки должны быть удобными не только для проведения уроков по физкультуре, но и для отдыха учащихся во время перемен, где у них будет возможность побегать, позаниматься на различных тренажёрах и

 т. д.  Активный отдых для учащихся очень важен, поскольку большую часть своего времени они проводят сидя за партами и компьютерами. 

Ожидаемые результаты

Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.  Созданы условия для проведения игр и отдыха учащихся.

 Зона 2.

Озеленение и благоустройство. Деревья вокруг школы посажены много лет назад, утратили свою привлекательность. Поэтому весной 2014года запланировано вырубить часть старых деревьев, посадить декоративные кустарники, оформить клумбы  около центрального входа в школу.

Ожидаемые результаты: 

Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей. Улучшение вида территории.  Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

 Зона 3.

Разбивка цветников, обустройство альпийской горки, установка малых архитектурных форм, выполненных силами учащихся и родителей.

Создание  аллеи выпускников.

Ожидаемые результаты:

Улучшится экологическая и эстетическая обстановка и санитарно- гигиеническое состояние школьной территории.

Озеленение пришкольной территории

    Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается на всю жизнь. Использование цветов в озеленении  - это настоящее искусство. Оно существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создают сады, парки, скверы.

Озеленение - комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека.

Озеленение   - наиболее часто встречаемый и настолько же мало понимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.

Приведем  неполный перечень мероприятий, на которые необходимо обратить внимание при проведении работ по озеленению территорий:

Перечень работ по озеленению

  • Планирование территории
  • Разработка и устройство дренажной системы
  • Состав грунта и мероприятия по его улучшению
  • Система полива

Озеленение школьной территории, прежде всего, должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки, клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.

Для правильного использования и размещения декоративных растений нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов. Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.

Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной.

К цветникам регулярной композиции относят:

  • Клумбы
  • Рабатки
  • Бордюры
  • Солитеры
  • Ландшафтные композиции:
  • Миксбордеры
  • Группы
  • Массивы
  • Каменистые участки

Все эти композиции следует располагать перед зданием, на переднем плане участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.

Клумбы. Это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными.

Устраивают клумбы на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием. Клумбы делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода. Небольшие клумбы чаще бывают плоскими, крупные, более 5  м 2, несколько приподняты к центру.

Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно- лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники. Рисунок расположений растений на маленьких клумбах, как правило, простой, их обычно засаживают 1 – 3 видами или сортами одного вида растений. На клумбах больших размеров растения высаживают по рисунку, который иногда может быть сложны и составляется из большого набора видов и сортов.

Рабатки. Так называют цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов (рис. 2). Ширина их обычно от 40 – 50 до 150 см, длина произвольная, поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть выпуклой для того, чтобы избежать застоя воды. Рабатки бывают односторонние  и двусторонние,  ассиметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем.

В двусторонних рабатках за более высокими растениями в центре на заднем плане следует размещать те же низкорослые растения, что и на переднем плане. Рекомендуется высаживать на двусторонних рабатках растения с цветками следующих цветов: белые и красные (розовые, алые, пурпурные), синие и желтые, синие и оранжевые, фиолетовые и желтые, оранжевые и фиолетовые. Односторонние рабатки располагают вдоль стен зданий, вдоль изгородей, иногда вдоль дорожек; двусторонние на пришкольных участках и на территории детских садов. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.

Бордюры. Это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина, молочай или мерила.

Партеры. Это сложные цветники, включающие в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны скульптуры, бассейн.

В крупных партерах предусмотрены дорожки. Длина партера может быть равна длине здания, например школы, а ширина в 3 – 4 раза меньше. Одной из важнейших частей партера, как правило, являются ковровые цветники из летников низкого и карликового роста. Для этой цели особенно хорошо подходят сорта бегонии вечноцветущей с белыми,  розовыми и красными цветками и зелеными или пурпурными листьями. Очень декоративны низкорослые сорта агератума с синими, голубыми, белыми и розовыми цветками. В парадных цветниках очень нарядны рабатки и клумбы из карликовой астры, низкорослых бархатцев, бегонии, огненной сальвии.

Миксбордеры, или смешанные рабатки. Это смешанные посадки красиво цветущих и декоративно – лиственных растений. Их размещают группами  в несколько рядов на удлиненной полосе земли в виде рабатки с нечеткими контурами. Непременное условие при создании миксбордера – непрерывное цветение то одного, то другого его участка с ранней весны до морозов.

Чаще всего миксбордеры имеют вид живописной полосы правильной или неправильной формы. Ширина ее колеблется от 1,5 до 4 м. Разбивают миксбордер вдоль дорожки, изгороди, стены здания или свободно растущих кустарников. В миксбордеры чаще всего высаживают последовательно цветущие растения. Весной цветут луковичные и клубнелуковичные многолетники, затем их сменяют летники или цветущие растения в горшках.

Группы. Так называют посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений. В больших группах может быть до сотни растений на площади от 3 – 5 м2 до 40 – 50 м2. Группы могут украшать газон, они очень красивы в сочетании со скульптурами, фонтанами, декоративными камнями. В группе могут быть растения только одного вида или сорта, тогда она выглядит как единое красочное пятно. Для таких групп очень хороши астильба, астра, бархатцы, пион, флокс, хризантема. Гораздо сложнее создать группу из нескольких видов или сортов. В этом случае нужно учитывать их высоту, время цветения, окраску. Сочетания могут быть самые разнообразные. Однако в группе не следует использовать более пяти видов растений.

Группы и солитеры. Под групповыми и одиночными (солитеры) посадками имеют в виду, главным образом, посадки большей частью из высокорослых как цветущих, так и декоративно – лиственных растений. Большое практическое значение в данном случае имеют многолетние растения, хотя широко в этих целях используют и однолетние растения.

Для образования групп пригодны следующие растения: аконитум, боккония, георгины, дельфиниум, канны, люпин, мальва, мак, пеон, перетрум (ромашка), ревень, табак и др. Хороши группы из многолетников, различающихся по форме и окраске, например: ирисы, окаймленные примулами, красные гейхеры – белоснежными колокольчиками, синие дельфиниумы – ярко – красным флоксом, желтые рудбекии – лиловыми астрами.

При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений. При этом, кроме знаний биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать еще и художественным вкусом.

Массивы - это цветники площадью 500 – 1000 м2 и более, которые создают на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог. При их устройстве обычно используют многолетники.

Рокарий, или каменистый сад. Каменистые сады можно размещать на участках, которые мало пригодны для других типов цветников, например на склонах, откосах, террасах, лестницах. Рокарий может быть совсем маленьким, 1 – 3 м2.

Для того, чтобы создать этот необычный цветник, нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.

В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые.

В рокариях часто выращивают луковичные или клубнелуковичные  растения, чтобы цветение началось с самой ранней весны. Затем некоторые из них можно заменить летниками. При желании можно сделать в саду декоративную горку. Для этого следует насыпать холмик и склоны его укрепить плитняком, выложив небольшие террасы. На террасах высаживают различные многолетние растения. Эта работа потребует много сил и времени, но зато горка выглядит еще красивее, чем рокарий на плоской поверхности.

Растений для создания каменистого садика нужно немного. Перегруженный рокарий не так интересен, так как под растениями не видны камни, а они служат важнейшими элементами украшения этого цветника.

 

Водоем. Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли наносится контур водоема, очертания которого можно выбрать по своему вкусу. После этого выкапывают котлован и формируют зоны, где позднее разместится водная растительность. С поверхности котлована необходимо удалить все острые предметы – камни, остатки корней и тому подобное, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на до котлована высыпают слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрывают мешковиной или

каким – нибудь нетканым материалом. Теперь укладывают пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и заливают водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку потом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов можно отложить на день – другой.

Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. О быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый (Ranunculus  lingua), придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.

Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая (Alisma plantagoaquatica), гравилат речной

(Geum rivale), мята водная (Lysimachia nummularia), незабудка болотная (Myosotis palustris). На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный (Acorus calamus). Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам (Nymphaea). Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую (Nymphaea odorata) или кувшинку снежную

(N. candida), которые сажают на глубину до 50 см.

Альпинарий. Альпинарий нужно разместить так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для альпинария выбирают, как правило, солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. По возможности, старайтесь устроить альпинарий так, чтобы он был обращен на восток или юго-восток. В этих экспозициях можно создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений. В южных экспозициях условия будут благоприятны для ограниченного числа растений, хорошо переносящих прямые солнечные лучи. Менее пригодны для альпинария склоны северного направления, для которых необходим тщательный отбор растений. 
Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение. Важно создать также соответствующий задний фон, скажем, стену из темно-зеленых хвойных пород деревьев. Наиболее эффектно альпинарий строится на склоне, однако и на ровном месте вполне можно создать зрелищный сад. Наконец, если нет естественного холмика, его можно сделать, привезя землю или выкопав наклонное углубление. Возможна также комбинация этих способов: следует иметь в виду, что и без холмика альпинарий может выглядеть естественно.

Материал для альпинария

Выбрав место для альпинария, необходимо подготовить соответствующие материалы для его оборудования — камни, гравий, щебень, песок, торф, землю. 
Обычно используют местные породы камней, выбирая замшелые камни, чтобы сад выглядел естественно. Одной породы вполне достаточно, чтобы не превращать альпинарий в геологическую выставку. В большом альпинарий, или альпинариуме, как его еще называют, оборудованном с использованием гранита и гнейса, можно устроить отдельный участок, использовав известняковый туф — травертин. Смешивать его с другой породой на одном участке не рекомендуется. Туф порист, он дает щелочную реакцию рН, при которой хорошо растут и развиваются камнеломки — одни из красивейших альпийцев, а также различные виды эдрайантусов. Песчаник также порист, он долго сохраняет воду и сам способен брать ее из почвы. Кроме того, он может дать не только щелочную, но и кислую реакцию. Это зависит от содержания в нем минеральных веществ. Однако устроить альпинарий из туфа или песчаника очень сложно. 
Щебень — известняковый, гранитный, гнейсовый, и т. п., необходим для дренажа, обкладывания шеек некоторых растений, чтобы предохранить их от переувлажнения, а также для создания скальной осыпи. 
В строительстве альпинария используют песок, предпочтительнее речной: он промыт, в нем нет илистых примесей. Его добавляют в плотную илистую почву, чтобы сделать ее рыхлее. Песок нужен и растениям, требующим песчаной земли (например, крупка). 

Основным видом земли для альпинария является дерновина и перегной. В качестве добавок используют торф и песок. Растения высаживают в дерновину, предварительно смешав ее с определенным количеством добавок в соответствии с требованиями растений. Например, рододендрон требует большого количества торфа и грубой сосновой подстилки, венерины башмачки — компоста из буковых листьев, а горечавка — измельченного торфа. Но все это не означает, что альпийские растения требовательны настолько, чтобы в землю вносили удобрения. По природе своей они очень скромны, и лучше этого не делать. Есть, правда, исключения — растения, которым помогают сухим коровьим навозом или его раствором, но искусственные удобрения применяют чрезвычайно редко и очень осторожно. Ими подкармливают только луковичные и клубневые растения, чтобы укрепить их подземные органы, способные к цветению. Строительство альпинария. Начинается оно с планировки и разбивки участка. Затем его расчищают, снимают дерн и пропалывают, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, наносят слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получается водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться — ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва в саду илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой садовой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений — аскеты, такими их создала природа. 

Приступая к устройству большого альпинария, необходимо заранее разметить тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.

Изучив цветники регулярной композиции мы пришли к выводу, что на нашем участке уже сформированы цветники прямоугольной формы, под окнами начальных классов и перед входом в здание школы. Мы сможем разбить рабатки  односторонние  или двусторонние,  ассиметричные или симметричные; бордюры, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы и небольшой альпинарий, т.к. на участке имеется естественный холмик.

Подбор растений по окраске цветов или листьев.

Окраска цветов или листьев разных видов и сортов многообразна, не говоря уже о смене расцветки в течение года – весной, летом, осенью. Цветовое сочетание подбирают так, чтобы оно было наиболее красивым.

При подборе цветов по колеру можно руководствоваться следующими законами:

ЗАКОН КОНТРАСТА КОЛЕРОВ. Солнечный свет, прошедший через призму, разлагается на основные цвета: красный – оранжевый – желтый – зеленый – синий – фиолетовый.

Наиболее красивые сочетания: красный с зеленым, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым. Это соответствует закону контрастов колеров. Одновременно считается, что красный, оранжевый – самый теплый, самый горячий. Он очень привлекателен и обращает на себя внимание, создает ощущение тепла. Зеленый, синий, фиолетовый – колеры пассивные, холодные, из них синий – наиболее холодный. Эти тона придают цветнику строгость. Чтобы смягчить очень резкий переход, иногда между контрастирующими труппами сажают растения нейтральных тонов.

Все темные колеры (темно – красный, темно – синий, темно – фиолетовый) располагают ближе к зрителям, так как в дали они пропадают, теряются, остаются незамеченными.

При огромном многообразии растений имеется масса оттенков, и возможны различные отступления от классических сочетаний, но при создании цветника следует по возможности руководствоваться указанными закономерностями.

ЗАКОН ГАРМОНИИ КОЛЕРОВ. Этот закон означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясь этим законам, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветнике использовать любой колер, но с различной его интенсивностью. Если интенсивность колеров возрастает от края к середине клумбы, например, от светло – розового, к розовому, светло – красному, ярко – красному в центре, то клумба выглядит более красочно, чем при снижении интенсивности колера.

ЗНАЧЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙХ КОЛЕРОВ. Нейтральные окраски – белая и черная. Они находят большое применение. Однако растения с черной окраской в природе практически не существуют (почти черную окраску имеет виола, колеус), а с белой очень много.

Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, они, как  правило, очень нарядны. Их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс колеров, уничтожает дисгармонию. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, кажется грубым, а если разобщить его с белым, то оно значительно смягчается. Белый цвет сглаживает, смягчает контрастность или оттенок, а черный – усиливает, подчеркивает яркость расцветки.

4.4. Ландшафтный дизайн

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух.

Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на природе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала и газона. Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придают нашему школьному двору неповторимое очарование. 

Посадка деревьев. Лучший способ привести участок в порядок — посадка деревьев. Cо старшими классами мы планируем посадить аллею выпускников. Главный принцип школьного ландшафтного дизайна – использование подручных материалов. В ход пойдёт все: камни, автомобильные покрышки, старые тазы, ванны, кастрюли, жесть, фанера, дерево, пластмассовая тара и др.   Но это всё в плане реализации. Нами сделаны только первые шаги по реализации нашей программы .  С наступлением весны мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное. Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно, любое благоустройство требует финансовых затрат.

                                                     

V. Заключение

Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.  Мы сделаем всё, чтобы наша школа имела эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты.

Ценность этой работы заключается в следующем: 

1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами. 

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности. 

3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

 4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Литература.

  1. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.

  1. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.

3. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.

4Журнал «Мой прекрасный сад» № 6, 2002 год.

5Приложение. Фотографии объектов деятельности, архив малых архитектурных форм.

Защита проекта.(на мотив «Пластилиновая ворона») 

Один проект хороший,

А , может быть  чудесный,

А,  может быть прекрасный,

Хотим вам  показать.

Его создали дети

Конечно же, вот эти

Девчонки и мальчишки

Из «Алых парусов».

- Нам помнится Наташе

Да, да, да, да, да, да!

- А может быть Антону

Да, да, да, да, да, да!

- А может быть  и Диме

Да, да, да, да, да, да!

- Мысль в голову пришла

-Давайте школьный двор наш

Да, да, да, да, да, да!

- Немножечко изменим

Да, да, да, да, да, да!

- Внесём корректировки

Да, да, да, да, да, да!

- И создадим проект!

-Хочу я возле школы

Увидеть  сад чудесный

Из нежных незабудок

И к нам летит пчела.

-  Нам  нужен пруд с лягушкой

А может быть с фонтаном

А может с лебедями

И синева кругом.

- Всю  красоту такую

Поставим на площадке

Которую заметно

Из окон малышей.

- А выпускные классы

Заложат парк- аллею

Оставит каждый школьник

Здесь память о себе.

- А нам сегодня важно

Услышать одобренье

За наше начинанье

От важного жюри.

- Как только снег растет

Проект «Наш школьный дворик»

Из части по теории

Мы в практику внесём.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии

Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....

Программа озеленения школьной территории "ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК"

Реализация мероприятий программы Трудового Отряда Старшеклассников позволит улучшить социальную обстановку в  поселке Козулька среди молодежи 14-18 лет, тем самым:ü  Создать условия дл...

Лучший школьный дворик- 2010 презентация

Мы любим свою школу, любим свой школьный двор. И каждый год занимаемся благоустройством школьного двора.... Каждый класс отвечает за свою зону, следит за порядком......

"Школьный дворик"

Сценарий выступления учителей на празднике Последнего звонка...

Практический проект "Дизайн школьного дворика – взгляд в будущее"

Практический проект "Дизайн школьного дворика – взгляд в будущее"...

Социальный проект "Лицейский дворик"

Презентация к проекту "Лицейский дворик"...

Школьный дворик 2017г

Учащиеся, под моим руководством,  на уроках технологии изготавливали поделки из природного материала. Принимали участие в конкурсе: "Наш любимый школьный двор"....