Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Солдат войны не выбирает" (Афганистан)
классный час (11 класс) по теме

Бутаков Андрей Георгиевич

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Калтукская средняя общеобразовательная школа»

Братский район

Иркутская область

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

(классный час)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛССОВ

 

 

Солдат войны не выбирает

 

 

 

 

 

Классный час разработан

учителем ОБЖ

МКОУ «Калтукская СОШ» Бутаковым А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Калтук

2012г.

 

 

Время проведения: 15 февраля (или близкие дни) – в день вывода советских войск из Афганистана.

Цель:

 

·        познакомить с историей афганской войны;

·        воспитывать чувство уважения к прошлому страны, чувство милосердия и сострадания;

·     воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за своих земляков.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, экран.

Для проведения классного часа подготовлены 4 учащихся-ведущих.

 

 

 

 

Злость прошла на своих врагов,
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.

1 ведущий.imageСоветско-афганская граница под Термезом. 15 февраля 1989г… В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата. Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев-разведчиков, замыкавшие последнюю нашу часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами, а подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду и памятный подарок…

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха —  Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части, верные прокоммунистической НДПА, свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

И вот 12 декабря 1979 г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение — ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск.

imageСитуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР как союзную помощь, поддержку, а другая, — со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, — как агрессию и навязывание чужих порядков.

Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. И это изменило ее характер: противники кабульских властей, фактически объявили войну национально-освободительной и провели ее под религиозными знаменами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону все более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечал соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это imageчужая война, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно.

Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции, оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

imageУ советских солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».

Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение — вплоть до ракетных установок. Средневековое по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением.

Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

Первые погибшие появились уже через 2 часа после ввода советских войск: БМП не удержалась на дороге и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

2 ведущий. «Здравствуйте, мои родные отец и мама! Служба по-прежнему идет нормально, здоровье пока тоже не подводит. С первого августа к нам начнет приходить новое пополнение. А у меня уже скоро исполнится год службы, год, как я уехал из дома. На даче, наверное, уже все поспело. Сейчас бы малины с молочком с удовольствием поел да свежих огурчиков… здесь у нас погода примерно как и дома, потому что батарея стоит на высоте 2400 м над уровнем моря. Ну, а горы тут такие, что просто надо своими глазами смотреть, я потом как-нибудь фото пришлю. А вот, например, в Джалилобаде сейчас 70-76 градусов жары, я даже не верил сперва, но там служит мой друг. Там даже обезьяны есть и бананы растут...»

3 ведущий. Это письмо прислал в родной дом наш земляк, братчанин Андрей Орлов. Прислал в августе 1985 года. А в декабре его не стало...

— Как-то получилось, что Андрей вырос, не доставляя нам больших огорчений, — рассказывает Валентина Васильевна Орлова, мать Андрея. — Не баловали его, иногда так жалко становится: джинсов там да других модных вещей не поносил. Я бы купила, говорю ему бывало, но не за двести же рублей. А он и не просил... Каким он был? Да обыкновенным мальчишкой. В школе не блистал особенно, когда закончил — пошел в ПТУ, выучился на сварщика. Совсем немного поработал на заводе СТЭМИ и направили его в военкомат на шофера учиться. Он так радовался — очень хотел быть шофёром, потом в учебке получил специальность водителя бронетранспортера…

2 ведущий. «…Пишу вам уже третье письмо из Афганистана, а от вас пока не получил ни одного. У нас с первого августа увольняют дембелей. Меня поставили на должность механика-водителя. В батарее большинство ребят моего призыва, так что живём дружной семьей. Здесь у нас бывают землетрясения. Я уже два раза ощущал на себе это явление природы — земля ходуном ходит. Передавайте всем горячий привет. Как там Ромочка живет? Большой уже стал, кажется, в сентябре четыре года будет…»

3 ведущий. — В каждом письме про Ромку спрашивал, про племянника. Так любил его... Он очень добрый был, до того, что даже жучков разных жалел. Помню, как-то на даче его паук укусил. Он схватил его и сжал в кулак. Я говорю: «Ой, Андрюха, отпусти, он всего одно лето живет — жалко. Отпустил, смеется... — вспоминает мать.

На столе перед нами пачка писем, не очень толстая, такая, какую имеет почти каждая мать солдата... Письма, небольшой фотоальбом, где на любительских давнишних снимках можно увидеть маленького Андрюху. Вот он сидит на лесной поляне и задумчиво смотрит куда-то. Вот он в больших валенках, стеганой куртке поднял над головой хоккейную клюшку — очень, любил в хоккей играть. Хорошее у него лицо – открытое, и улыбка добрая, немного лукавая. – Он юморной был,— говорит Валентина Васильевна.— И что мне нравилось, никогда не шутил зло.

2 ведущий. «...Все лето я не видел ни одной капли дождя. Земля настолько сухая, что на поверхности ее слой пыли достигает 10—20 см. Ну что вам еще написать про Афганистан? Деревья здесь еще зеленые, много грецкого ореха, абрикосов, гранатов, винограда, яблок... Пишите, как вы там живете. Наверное, уже ремонт квартиры начали... Как бы я хотел быть дома, посмотреть на всех вас. Только вдали от дома ты понимаешь, что такое Родина. А дома, наверное, уже стало холодно».

3 ведущий. — Что еще об Андрюше рассказать? Да рассказывать-то особенно, вроде бы, нечего. Такая маленькая жизнь,— мама прячет лицо в ладони, замолкает.

4 ведущий. Кабул, Герат, Кандагар… Такие поэтические названия афганских городов. Такие трагические воспоминания. Чужая война застыла на русской земле в обелисках и звездочках из обычной жести, запечатлелась в стихах и песнях «афганцев». Вот одно из стихотворений, очень необычное по форме и содержанию.

800

 

501,

502,

503,

 

504,

 

505…

?!

 

506,

507,

508,

509,

510,

 

511…

 

!!!!!

 

512.

513.

514.

515.

516.

517.

518.

 

200.

 (Из разъяснения к «Руководству по парашютно-десантной подготовке частей специального назначения МО»).

… «800» – высота выброски. После отделения от борта считать (сек.): «501», «502», «503», на счет «504» выдернуть кольцо чеки основного парашюта, на счет «505» – посмотреть вверх, на купол основного парашюта. При полном отказе купола основного парашюта, необходимо попытаться перейти из беспорядочного или пикирующего падения («506», «507», «508») в стабилизированное падение «на спине» («509»), после чего выдернуть кольцо чеки запасного парашюта («510») и вынести «верхушку» купола вытяжного парашюта левой рукой влево или правой рукой вправо от себя («511»). При полном отказе купола запасного парашюта необходимо перейти в стабилизированное положение «лицом вниз» и сохранять таковое до максимального сближения с поверхностью («512», «513», «514», «515», «516», «517»). Непосредственно перед моментом контакта с поверхностью («518») нужно резко и точно перейти в положение «ногами вниз», при этом колени, пятки и носки должны быть вместе, мышцы полусогнутых ног максимально напряжены, стопы направлены параллельно поверхности…

 Примечание 1. В случае отказа основного и запасного парашютов при отделении парашютиста от борта на высоте 800 м в беспорядочном или пикирующем падении контакт с поверхностью парашютиста среднего веса в полном боевом снаряжении при полном боевом комплекте, т.е. при +26 кг к собственному весу, происходит через 17-18 сек, при падении в стабилизированном положении – через 19-20 сек.

Примечание 2. Случаи с благополучным исходом после отказа основного и запасного парашютов при контакте парашютиста с поверхностью при углах, исключающих скольжение, зарегистрированы не были.

Примечание 3. «200» – на языке Министерства Обороны обозначение «имеющегося в наличии  трупа военнослужащего».

Он был обычным парнем...

1 ведущий. «Это случилось около 17-ти часов 14 декабря 1985 года. Подразделению, в котором находился Ваш сын, была поставлена задача прийти на помощь местному населению одного из населенных пунктов,  на которое было совершено нападение крупной бандой мятежников. Действуя смело и грамотно, умело используя рельеф местности и отлично владея оружием, Андрей открыл меткий и уничтожающий огонь по противнику. Мятежники стали обходить подразделение с фланга, и ваш сын, вовремя угадав их намерения, вызвал огонь на себя, этим спасая жизнь своим товарищам. Группа мятежников стала отступать, и подразделение перешло в контратаку. Благодаря смелым и решительным действиям Андрея, подразделение успешно выполнило поставленную задачу, но в ходе атаки вражеская пуля оборвала жизнь Вашего сына».

2 ведущий. Это письмо из части, где служил Андрей. Сухие, строгие строки за подписью командования. А за строками этими – подвиг.

image Потом родителям Андрея напишут его товарищи-сослуживцы: «Мы хорошо помним Андрея. Мы помним его как товарища, на которого можно было положиться в трудную минуту... Он был спокойным по натуре человеком, поэтому, как бы ни было тяжело, Андрей никогда не унывал и даже наоборот старался нас подбодрить. Он был отличный специалист. Расчет, в котором он служил, был всегда отличным, постоянно занимал передовые места. Мы все очень переживали гибель Андрея. Ваш сын был настоящий парень».

image3 ведущий.Вот и все. Уже изрядно потертые конверты с треугольными печатями, старые фотографии, орден Красной Звезды – тяжелый, кроваво-красный. Память об Андрее, об Андрюхе, в девятнадцать лет отдавшем жизнь за счастье далекой, маленькой страны, не успевшем даже с девчонкой подружить.

2 ведущий. «...Мама, ну что ты за меня так волнуешься? Я жив, здоров, чего и вам желаю. Мама, ночью спи спокойно, обо мне не думай, со мной ничего не случится».

4 ведущий. Почти пятнадцать тысяч убитых. Без малого тридцать семь тысяч искалеченных. Таков печальный итог девятилетней афганской эпопеи. О том, как гибли наши мальчишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. Ползли слухи, летели похоронки во все уголки Союза. На задворки аэропортов доставлялись из Афгана «черные тюльпаны», так стали называть афганцы оцинкованные гробы. А мы все молчали, не отдав должного памяти погибших. Не полагалось хоронить с почестями «афганцев». Даже на обелисках об этом – ни слова.

Что греха таить, существует мнение, что наши ребята напрасно погибали в горах Афганистана. Но наши парни пришли в Афганистан не для того, чтобы поставить на колени чрезвычайно бедную, переживающую великие потрясения страну. В этой войне победило новое политическое мышление – ограниченный контингент советских войск выведен из Афганистана.

image3 ведущий. Валентина Васильевна и Владимир Степанович Орловы, родители Андрея Орлова не услышали от своего сына заветных слов: «Родные мои, я вернулся». Но каждый день они проходят по бульвару, который носит имя их сына – бульвару Орлова. На доме, где прошло детство Андрея и откуда ушел он восемнадцатилетним мальчишкой навсегда, установлена мемориальная доска. Его имя вместе с именами других воинов-интернационалистов Вобликова Сергея Ивановича и Шамарданова Михаила Владимировича увековечено на мемориальной доске школы, где учились эти ребята (ныне лицей №3 г. Братска). Память об Андрее живет в сердцах не только его близких: родителей, сестры Татьяны, племянника Романа, - но и в сердцах всех жителей Правобережного округа г. Братска. 

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Список литературы и источников информации:

1.     Алексиевич С.А. Цинковые мальчики/ Докум. проза. - Москва: Молодая гвардия, 1990. - 172 с.

2.     Интернет-ресурсы

3.     Николаев В.Н. "Живый в помощи"/ Документальная повесть в 2-х частях. Изд. 8-е. - Москва: Софт Издат, 2004. - 320 с.

4.     Личный архив семьи Орловых.

5.     Подобай Л. Имени Андрея Орлова.// «Красное знамя», 7 октября, 1987г. – с.2

6.     Статьи СМИ.

7.     Стихотворения М. Гаврюшина, В. Кочеткова, В. Верстакова, Л. Молчанова, В. Куценко, Е. Коновалова

 

Информаторы:

1.     Орлова Валентина Васильевна, 1937 г.р.

2.     Орлов Владимир Степанович, 1935 г.р.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.vneklassnoe.butakov.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Калтукская средняя общеобразовательная школа»

Братский район

Иркутская область

Внеклассное мероприятие

(классный час)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛССОВ

Солдат войны не выбирает

Классный час разработан

учителем ОБЖ

МКОУ «Калтукская СОШ» Бутаковым А.Г.

с. Калтук

2012г.


Время проведения: 15 февраля (или близкие дни) – в день вывода советских войск из Афганистана.

Цель:

  • познакомить с историей афганской войны;
  • воспитывать чувство уважения к прошлому страны, чувство милосердия и сострадания;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за своих земляков.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, экран.

Для проведения классного часа подготовлены 4 учащихся-ведущих.


Злость прошла на своих врагов,
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.

1 ведущий. Советско-афганская граница под Термезом. 15 февраля 1989г… В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата. Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев-разведчиков, замыкавшие последнюю нашу часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами, а подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду и памятный подарок…

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха —  Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части, верные прокоммунистической НДПА, свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

И вот 12 декабря 1979 г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение — ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР как союзную помощь, поддержку, а другая, — со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, — как агрессию и навязывание чужих порядков.

Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. И это изменило ее характер: противники кабульских властей, фактически объявили войну национально-освободительной и провели ее под религиозными знаменами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону все более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечал соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая война, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно.

Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции, оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У советских солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».

Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение — вплоть до ракетных установок. Средневековое по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением.

Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

Первые погибшие появились уже через 2 часа после ввода советских войск: БМП не удержалась на дороге и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

2 ведущий. «Здравствуйте, мои родные отец и мама! Служба по-прежнему идет нормально, здоровье пока тоже не подводит. С первого августа к нам начнет приходить новое пополнение. А у меня уже скоро исполнится год службы, год, как я уехал из дома. На даче, наверное, уже все поспело. Сейчас бы малины с молочком с удовольствием поел да свежих огурчиков… здесь у нас погода примерно как и дома, потому что батарея стоит на высоте 2400 м над уровнем моря. Ну, а горы тут такие, что просто надо своими глазами смотреть, я потом как-нибудь фото пришлю. А вот, например, в Джалилобаде сейчас 70-76 градусов жары, я даже не верил сперва, но там служит мой друг. Там даже обезьяны есть и бананы растут...»

3 ведущий. Это письмо прислал в родной дом наш земляк, братчанин Андрей Орлов. Прислал в августе 1985 года. А в декабре его не стало...

— Как-то получилось, что Андрей вырос, не доставляя нам больших огорчений, — рассказывает Валентина Васильевна Орлова, мать Андрея. — Не баловали его, иногда так жалко становится: джинсов там да других модных вещей не поносил. Я бы купила, говорю ему бывало, но не за двести же рублей. А он и не просил... Каким он был? Да обыкновенным мальчишкой. В школе не блистал особенно, когда закончил — пошел в ПТУ, выучился на сварщика. Совсем немного поработал на заводе СТЭМИ и направили его в военкомат на шофера учиться. Он так радовался — очень хотел быть шофёром, потом в учебке получил специальность водителя бронетранспортера…

2 ведущий. «…Пишу вам уже третье письмо из Афганистана, а от вас пока не получил ни одного. У нас с первого августа увольняют дембелей. Меня поставили на должность механика-водителя. В батарее большинство ребят моего призыва, так что живём дружной семьей. Здесь у нас бывают землетрясения. Я уже два раза ощущал на себе это явление природы — земля ходуном ходит. Передавайте всем горячий привет. Как там Ромочка живет? Большой уже стал, кажется, в сентябре четыре года будет…»

3 ведущий. — В каждом письме про Ромку спрашивал, про племянника. Так любил его... Он очень добрый был, до того, что даже жучков разных жалел. Помню, как-то на даче его паук укусил. Он схватил его и сжал в кулак. Я говорю: «Ой, Андрюха, отпусти, он всего одно лето живет — жалко. Отпустил, смеется... — вспоминает мать.

На столе перед нами пачка писем, не очень толстая, такая, какую имеет почти каждая мать солдата... Письма, небольшой фотоальбом, где на любительских давнишних снимках можно увидеть маленького Андрюху. Вот он сидит на лесной поляне и задумчиво смотрит куда-то. Вот он в больших валенках, стеганой куртке поднял над головой хоккейную клюшку — очень, любил в хоккей играть. Хорошее у него лицо – открытое, и улыбка добрая, немного лукавая. – Он юморной был,— говорит Валентина Васильевна.— И что мне нравилось, никогда не шутил зло.

2 ведущий. «...Все лето я не видел ни одной капли дождя. Земля настолько сухая, что на поверхности ее слой пыли достигает 10—20 см. Ну что вам еще написать про Афганистан? Деревья здесь еще зеленые, много грецкого ореха, абрикосов, гранатов, винограда, яблок... Пишите, как вы там живете. Наверное, уже ремонт квартиры начали... Как бы я хотел быть дома, посмотреть на всех вас. Только вдали от дома ты понимаешь, что такое Родина. А дома, наверное, уже стало холодно».

3 ведущий. — Что еще об Андрюше рассказать? Да рассказывать-то особенно, вроде бы, нечего. Такая маленькая жизнь,— мама прячет лицо в ладони, замолкает.

4 ведущий. Кабул, Герат, Кандагар… Такие поэтические названия афганских городов. Такие трагические воспоминания. Чужая война застыла на русской земле в обелисках и звездочках из обычной жести, запечатлелась в стихах и песнях «афганцев». Вот одно из стихотворений, очень необычное по форме и содержанию.

800

501,

502,

503,

504,

505…

?!

506,

507,

508,

509,

510,

511…

!!!!!

512.

513.

514.

515.

516.

517.

518.

200.

 (Из разъяснения к «Руководству по парашютно-десантной подготовке частей специального назначения МО»).

… «800» – высота выброски. После отделения от борта считать (сек.): «501», «502», «503», на счет «504» выдернуть кольцо чеки основного парашюта, на счет «505» – посмотреть вверх, на купол основного парашюта. При полном отказе купола основного парашюта, необходимо попытаться перейти из беспорядочного или пикирующего падения («506», «507», «508») в стабилизированное падение «на спине» («509»), после чего выдернуть кольцо чеки запасного парашюта («510») и вынести «верхушку» купола вытяжного парашюта левой рукой влево или правой рукой вправо от себя («511»). При полном отказе купола запасного парашюта необходимо перейти в стабилизированное положение «лицом вниз» и сохранять таковое до максимального сближения с поверхностью («512», «513», «514», «515», «516», «517»). Непосредственно перед моментом контакта с поверхностью («518») нужно резко и точно перейти в положение «ногами вниз», при этом колени, пятки и носки должны быть вместе, мышцы полусогнутых ног максимально напряжены, стопы направлены параллельно поверхности…

 Примечание 1. В случае отказа основного и запасного парашютов при отделении парашютиста от борта на высоте 800 м в беспорядочном или пикирующем падении контакт с поверхностью парашютиста среднего веса в полном боевом снаряжении при полном боевом комплекте, т.е. при +26 кг к собственному весу, происходит через 17-18 сек, при падении в стабилизированном положении – через 19-20 сек.

Примечание 2. Случаи с благополучным исходом после отказа основного и запасного парашютов при контакте парашютиста с поверхностью при углах, исключающих скольжение, зарегистрированы не были.

Примечание 3. «200» – на языке Министерства Обороны обозначение «имеющегося в наличии  трупа военнослужащего».

Он был обычным парнем...

1 ведущий. «Это случилось около 17-ти часов 14 декабря 1985 года. Подразделению, в котором находился Ваш сын, была поставлена задача прийти на помощь местному населению одного из населенных пунктов,  на которое было совершено нападение крупной бандой мятежников. Действуя смело и грамотно, умело используя рельеф местности и отлично владея оружием, Андрей открыл меткий и уничтожающий огонь по противнику. Мятежники стали обходить подразделение с фланга, и ваш сын, вовремя угадав их намерения, вызвал огонь на себя, этим спасая жизнь своим товарищам. Группа мятежников стала отступать, и подразделение перешло в контратаку. Благодаря смелым и решительным действиям Андрея, подразделение успешно выполнило поставленную задачу, но в ходе атаки вражеская пуля оборвала жизнь Вашего сына».

2 ведущий. Это письмо из части, где служил Андрей. Сухие, строгие строки за подписью командования. А за строками этими – подвиг.

 Потом родителям Андрея напишут его товарищи-сослуживцы: «Мы хорошо помним Андрея. Мы помним его как товарища, на которого можно было положиться в трудную минуту... Он был спокойным по натуре человеком, поэтому, как бы ни было тяжело, Андрей никогда не унывал и даже наоборот старался нас подбодрить. Он был отличный специалист. Расчет, в котором он служил, был всегда отличным, постоянно занимал передовые места. Мы все очень переживали гибель Андрея. Ваш сын был настоящий парень».

3 ведущий.Вот и все. Уже изрядно потертые конверты с треугольными печатями, старые фотографии, орден Красной Звезды – тяжелый, кроваво-красный. Память об Андрее, об Андрюхе, в девятнадцать лет отдавшем жизнь за счастье далекой, маленькой страны, не успевшем даже с девчонкой подружить.

2 ведущий. «...Мама, ну что ты за меня так волнуешься? Я жив, здоров, чего и вам желаю. Мама, ночью спи спокойно, обо мне не думай, со мной ничего не случится».

4 ведущий. Почти пятнадцать тысяч убитых. Без малого тридцать семь тысяч искалеченных. Таков печальный итог девятилетней афганской эпопеи. О том, как гибли наши мальчишки, и что на самом деле творилось в Афганистане, громко говорить не полагалось. Ползли слухи, летели похоронки во все уголки Союза. На задворки аэропортов доставлялись из Афгана «черные тюльпаны», так стали называть афганцы оцинкованные гробы. А мы все молчали, не отдав должного памяти погибших. Не полагалось хоронить с почестями «афганцев». Даже на обелисках об этом – ни слова.

Что греха таить, существует мнение, что наши ребята напрасно погибали в горах Афганистана. Но наши парни пришли в Афганистан не для того, чтобы поставить на колени чрезвычайно бедную, переживающую великие потрясения страну. В этой войне победило новое политическое мышление – ограниченный контингент советских войск выведен из Афганистана.

3 ведущий. Валентина Васильевна и Владимир Степанович Орловы, родители Андрея Орлова не услышали от своего сына заветных слов: «Родные мои, я вернулся». Но каждый день они проходят по бульвару, который носит имя их сына – бульвару Орлова. На доме, где прошло детство Андрея и откуда ушел он восемнадцатилетним мальчишкой навсегда, установлена мемориальная доска. Его имя вместе с именами других воинов-интернационалистов Вобликова Сергея Ивановича и Шамарданова Михаила Владимировича увековечено на мемориальной доске школы, где учились эти ребята (ныне лицей №3 г. Братска). Память об Андрее живет в сердцах не только его близких: родителей, сестры Татьяны, племянника Романа, - но и в сердцах всех жителей Правобережного округа г. Братска.  

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Список литературы и источников информации:

  1. Алексиевич С.А. Цинковые мальчики/ Докум. проза. - Москва: Молодая гвардия, 1990. - 172 с.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Николаев В.Н. "Живый в помощи"/ Документальная повесть в 2-х частях. Изд. 8-е. - Москва: Софт Издат, 2004. - 320 с.
  4. Личный архив семьи Орловых.
  5. Подобай Л. Имени Андрея Орлова.// «Красное знамя», 7 октября, 1987г. – с.2
  6. Статьи СМИ.
  7. Стихотворения М. Гаврюшина, В. Кочеткова, В. Верстакова, Л. Молчанова, В. Куценко, Е. Коновалова

Информаторы:

  1. Орлова Валентина Васильевна, 1937 г.р.
  2. Орлов Владимир Степанович, 1935 г.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Женщина на войне"

Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий Задачи: -  воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства   гордости за Отече...

Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."

Внеклассное  мероприятие, посвященное празднику  Победы и  выпускникам -фроновикам   школы №19 города Уфы. Многие из  них   ушли на  фронт Великой Отечественной войн...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...