1. Первые древнерусские школьные библиотеки
статья по теме

(Евфросинии Полоцкой посвящается)

(1102-1173)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

     В мировой истории первые русские библиотеки были  удивительными учреждениями. Они совмещали в себе одновременно и архивы, и  музеи, и даже академии наук. Своеобразие русской культуры состоит в том, что библиотеки здесь первоначально выполняли  вместе со своей основной функцией еще и чисто педагогическую  воспитательную, образовательную, просветительскую и учебную.

Учились в те времена  по священным книгам, которые так и называли – учительные. Да и Христа  воспринимали как Учителя во всех смыслах слова.

Ушло в прошлое ошибочное представление о том, что образованность в Древней Руси была уделом лишь князей и духовенства. Находки берестяных грамот во многих городах убеждают, что все слои населения -крестьяне, ремесленники, торговцы, воины –были грамотными, образованными людьми. Среди людей, «насытившихся сладостью книжной», по совам митрополита Иллариона, было много женщин-княгинь, боярынь, монахинь, лиц простого звания .В «Слове о наказании» подчеркивалось, что от чтения нельзя увиливать ни под каким предлогом: «Человек не должен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой –либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: «Это ведь не наше дело- книги читать, а монашенское». Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения .Многие то невегласы (неграмотные, не ведающие книжного гласа),  великую пользу получили от почитания книжного.» Слова  «почитание книжное» и «чтение»-здесь, как видим, синонимы, вот откуда проистекает почтительное отношение к написанному слову.

    Но ведь чтению, грамоте надобно было где-то почему-то и с чьей-то помощью научиться. Эту задачу и решали сначала личные, семейные, фамильные, а затем и общественные библиотеки.

    Первыми (может быть были раньше, но сведений о них не сохранилось) библиотеками, которые  можно с полным основанием считать учебными, школьными, считают созданные Евфросиньей Полоцкой в 12 веке.

Точный год рождения этой первой русской святой женщины неизвестен. Он варьируется между 1101 и 1110, но сегодня многие исследователи  склоняются к 1102году. В те времена важной считалась дата не рождения, а смерти, - момент, когда Господь Бог призвал раба своего для вечной жизни. Родилась Евфросинья в семье полоцкого князя Георгия прямого потомка киевского князя Владимира, крестителя Руси. Полоцк был колыбелью православия для страны Кривичей, праотцев нынешних белорусов. В Полоцке впервые появилась Братчина, по ее  образу впоследствии  возникли западные и южнорусские братства и братские библиотеки.

    Князья обучали своих детей в домашних условиях по Священному Писанию, других учебных книг в те времена еще не существовало.

Евфросинья (Предслава - мирское, славянское имя нашей героини)превзошла в своем учении братьев и сестер и в двенадцатилетнем возрасте, узнав, что ее хотят обручить с одним из князей, сбежала в Борисоглебский монастырь, игуменья которого- в миру княгиня Романова - приходилась ей родной теткой.  В монашестве Предслава получила новое имя – Ефросиния (греч. Радость), в современном написании - Евфросиния.

    Спустя много лет Евфросиния, стремясь быть возможно ближе к библиотеке, получила разрешение Полоцкого епископа Ильи  поселиться в княжеской церкви святой Софии в чердачной пристройке с помещением для хранения книг «голубнице». В свободное время она переписывала священные книги « нача  книги писати своими руками».

   Процесс писания был очень сложным медленным: каждую букву практически рисовали ,а начальные буквы и названия глав было положено украшать животными или растительным орнаментом .помимо этого, письменный стол изобретен еще не был. Переписывали, держа бумагу на ладони левой руки, опиравшейся на колено. Написание каждой буквы занимало несколько минут. Занимались перепиской монахи, так что один тот факт, что за такой тяжелый труд взялась девушка, можно расценить как подвиг. Часть книг шла на продажу богатым церквами монастырям, а полученные деньги Евфросиния раздавала нищим прихожанам.

При всей ее самоотверженности результаты ее трудов были довольно скромны. Она мечтала занять перепиской книг десятки грамотных людей. Эта мечта стала реализовываться, когда Евфросиния основала близ Полоцка женский монастырь в1128 году, а затем и  мужской. В те времена это было большим событием: монастырей  на Руси насчитывалось единицы.

    Уставы обоих монастырей написала сама Евфросиния. Она готовила будущих переписчиков, обучала их грамоте, В монастыре были мастерские по переписке книг- скриптории от латинского scriptum-писать). Была введена специализация: тот, у кого художественные способности были выше, писал миниатюры, другой- инициалы. Еще один мастер специализировался на переплетах. Чтобы изготовить книгу поскорее, ее делили на несколько частей. благодаря разделению труда повышалось и количество книг, и их художественный уровень. Книги расходились по всей Полоцкой земле, были они и за ее пределами. По этим книгам учились дети далеко за пределами полоцких монастырей. Помимо скриптория Евфросиния основала иконописную мастерскую. Иконы считались книгами для неграмотных и, кроме того, были украшением келий, храмов, использовались  для выполнения молитвенной функции. Все предметы, которым тогда учились дети: чтение, письмо, цифирь и церковное пение - преподавались по церковным книгам: Псалтыри, Часослову, Апостолу. А книги хранились, естественно, в книгохранильнице. И оттуда они не выдавались, поэтому обучение проходило в стенах библиотеки. Буквы выводили писалом - острой костью либо металлической иглой по бересте, либо навощенной дощечке. По миновании надобности надписи заглаживали, и можно было использовать дощечку снова. Береста шла на разжигание печи, так что ничего не пропадало зря.

    Первый цикл обучения включал умение читать, писать и считать (цифры еще не были известны, их  заменяли буквы), произносить наизусть или петь молитвы. На это требовалось затратить два-три года.

    Во время второго цикла Евфросиния обучала, помимо церковнославянского, греческому и латинскому языкам, природоведению, риторике, медицине, истории- особенно родословной  Рогволодовичей, прошлому Полоцкой земли и всего восточного славянства. Помимо этого, она  обучала своих подопечных терпению и воздержанию от пороков, чистоте душевной и телесной, «ступанию кротку, гласу смирену, слову благочесну, ядению и питию безмолвну, при  старших молчати, мудрейших послушати к старейшим покорением, к точным(равным себе-Ю.С.) и меньшим любовь без  лицемерия, мало вещати, а много разумети». Обучала она и красноречию, а наиболее способных - даже поэтике. Основой для всего этого  служили книги из ее богатой библиотеки - в особенности  «Изборник Святослава» (1073), Полоцкая  летопись, византийские исторические хроники, сборники афоризмов. Несомненно , использовала она и собственные сочинения - молитвы, проповеди, переводы с греческого и латинского. Есть основания полагать, что она переписывалась  с выдающимися просветителями и братьями по духу Кириллом Туровским, Климентом Смоляничем, и, даже, с автором  «Слова о полку Игореве. Что касается последнего, то отдельные авторитетные историки и филологи обосновывают соображение, что он был родом из Полоцкого княжества, так что она могла знать его и лично….

    В женском же монастыре, как повествует современник, она,  «собрав  же молодых девиц несколько обучала писанию, тако ж ремеслам: пению, шитву и иным полезным ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие». Следовательно, с ее именем связано и начало ремесленной подготовки юношества в Древней Руси.

    Для полноты картины можно привести несколько штрихов из последующей жизни Евфросинии и перипетий, связанных с ее мощами.

Евфросиния тайно, вопреки воле родителей, постригла в монахини своих сестер Гордиславу (Евдокию) и Звениславу (Евпраксию), а затем племянниц Ольгу и Кирианну. На склоне лет Евфросиния  решила совершить паломничество в Иерусалим. Евпраксию она избрала своей спутницей, а Евдокии повелела содержать  оба монастыря и  управлять ими, продолжать просветительскую деятельность, заботиться о пополнении книжного фонда. Умерла Евфросиния 23 мая (5 июня)1173 года, на 72 году жизни в Иерусалиме, где и завещала себя похоронить. ЕЕ брат князь Давид и сестра Евпраксия вернулись в Полоцк, продолжили главное дело ее жизни.

 Мощи Евфросинии  оставались  в Иерусалиме 14 лет. Египетский султан Саладин захватил город, выгнал из него христиан. Иноки Феодосийского монастыря перевезли ее тело в Киев и положили в пещере преподобного Феодосия  Киево- Печерской лавры. До  Полоцка доставить мощи неудалось из-за враждебных усобиц между Киевскими и Полоцкими князьями.

    Затем Полоцком в течении 300лет владели поляки, насаждавшие католическую веру. В 1833г. после трех разделов Польши Полоцк присоединился к России, после многократных просьб  архиепископов в 1871г. Синод разрешил переправить в Полоцк средний перст правой руки преподобной Евфросинии. Ходатайства продолжались ,и, наконец, царской волей от29 января 1910г. мощи было разрешено перенести в Полоцк. В 1011г. Евфросиния причислена к лику святых.

В 1922г. по постановлению Наркомата Юстиции РСФСР рака с ее мощами была вскрыта. Выяснилось, что труп мумифицировался, и его доставили на атеистическую выставку в Москву, а затем переправили в Краеведческий музей Витебска. С захватом немцами Белоруссии полоцкое духовенство вновь обращается с просьбой вернуть мощи св. Евфросинии в Спасскую обитель. Оккупационные власти в 1943г. разрешили осуществить эту акцию.

В настоящее время день успения Евфросинии в Белорусии отмечается как день библиотекаря.

    Таким образом, время создания первой учебной библиотеки на Руси следует отнести на несколько веков назад, ведь  до сего времени считается ,что первая  из них возникла только в 1630-егг. При Киево-Могилянской академии.

        Подробно о Евфросинии Полоцкой читайте  

      в книгах:                                

         *  Глухов А.А. «Мудрые книжники Древней Руси» (от  Ярослава

                Мудрого до Ивана Федорова) :Научно - худож. Очерки.-М.,

                        1977.-с.100-103.                                                                                                            

         * «Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой»

            (Отв. Ред. А.Вейник.- Минск, 1998.-с.1-36,85-112

         * Словарь книжников и книжности Древней Руси  

            (Отв. Ред. Д С. Лихачев.-Л.,1987.Вып.1-с.142-148.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Школьная библиотека и школьный библиотекарь сегодня.

Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг.Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников ...

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...