Эссе Мой класс
статья (8 класс) по теме
В работе представлена система работы с классным коллективом и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_esse_moy_klass.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский дистанционный конкурс педагогов
«Образцовый учитель-2013».
Конга Руслана Михайловна, учитель математики и информатики первой категории МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак, Республика Тыва, классный руководитель 8 класса.
Начиная с 1995 года, после окончания педагогического ВУЗа, началась моя вторая школьная жизнь. Так сложилось, что я переступила порог своей школы уже не ученицей, а учителем. И начиная с самого первого года работы, не было ни одного года, чтобы у меня не было «моего класса». Они были разными: только моими , когда начинаешь с пятого класса и ведёшь до выпуска, до одиннадцатого класса (таких выпусков у меня было два) и однажды на «перевоспитание» мне достались девятиклассники, с которыми приходилось все начинать с нуля. . Но нас всегда объединяли общие дела: литературные гостиные, путешествия, походы и экскурсии ,встречи с интересными людьми, «огоньки». На классных часах мы могли спорить и дискуссировать, отстаивая свою точку зрения, осваивать методику КТД. Я добилась главного – помогла своим детям найти своё место в жизни. У многих сейчас хорошая работа, семья, дети.
Я горжусь тем, что каждый из этих выпусков смог оставить яркий след в жизни школы. Значит, моя работа проделана не зря…
И вот 2010 год… Только-только за моими одиннадцатиклассниками захлопнулась школьная дверь, а на пороге-новые ученики, пятиклашки.
1 сентября. Я один на один перед сорока парами глаз-пока что ещё не моих учеников и не моих родителей… Нет, я с ними уже успела познакомиться. Когда они учились в четвертом классе, я приходила к ним на уроки, на классные часы. Я понимаю, что сейчас они сравнивают меня со своей первой учительницей, и как мне кажется, пока что ещё не в мою пользу. Кто я для них? Да пока никто, кот в мешке, от которого неизвестно что и ожидать. Мне кажется, что нужно отложить в сторону «домашние заготовки» и что-то сказать. Но что? Как найти нужные слова. А может быть , вот так? «Здравствуйте, я очень рада Вас видеть, я рада Вам. Давайте познакомимся. Меня зовут Руслана Михайловна. Я буду вести у Вас уроки математики, а также буду вашим классным руководителем». Уф, словно гора с плеч свалилась . Сделан первый шаг. Почему же вот так всегда, когда заходишь в новый класс, волнуешься как девчонка и подбираешь слова? Это потом мы будем понимать друг друга с полуслова, с кивка, с движения глаз… А пока, пока мы только-только делаем первые шаги….
Вот так обычно началась наша совместная школьная жизнь. Мы учились практически всему: дежурить по классу и школе, помогать друг другу, учились не ябедничать и дружить. Мы постигали простые человеческие ценности. Вместе – родители и ученики - совершали путешествия по родной стране, постигая её красоты. Мне очень повезло с родителями. Они всегда откликались на любые идеи. Участвовали в мероприятиях. Я благодарна им за их детей, которые за это время и для меня стали почти родными. Мне кажется, что в школе дети проводят гораздо больше времени, чем дома. И я всегда рядом с моими, уже повзрослевшими детьми. Это уже не та шебутная ватага, а повзрослевшие, может быть даже и «поумневшие» юноши и девушки. Я люблю их такими , какие они есть. Большую часть учащихся моего класса составляют мальчики (17 из 26). И поэтому подход к ним нужен особый.
Я прекрасно понимаю, что Субудай никогда не научится грамотно писать, но я могу на него положиться , если дело касается дежурства по классу. А Айдыс, видели бы Вы его почерк, про ошибки я не говорю ,но люблю его за умение «красиво поговорить» . Аюш… Каждый раз , когда начинается урок, я жду от него какого-то подвоха. Мне кажется, что он иногда сам не понимает, где находится. А мой бесшабашный Тэнзин-Доржэ… Трудная судьба выпала на его долю. Воспитывают родственники, с учёбой - вечное сражение на шпагах, но если кому помочь. Всегда на первом месте.
А девчонки…Красавицы, умницы, словом, просто палочки-выручалочки. Они могут и умеют всё . А самое главное, это всё успевают: играют в КВН, участвуют в школьных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах. В моём классе учится обладатель мини-гранта администрации ЦРДТЮ «Лучший воспитанник ЦРДТЮ» … Моя активная троица- Айслана, Оргаадай, Айзанак – мои помощники во всём. А тут ещё Шога и Чинчи, никогда ничем особо не отличавшиеся, приятно удивили: стали лауреатами в дистанционной олимпиаде по математике. А Чинчи ещё стала победителем в дистанционном конкурсе по физкультуре «Летние олимпийские игры». Это лишь маленькая толика наших побед. Все перечислять – не хватит места… Да и не к чему, наверное. Ведь для меня самое главное, что ребята ежедневно ( и не без моей помощи) открывают в себе новые и новые таланты, используют знания и умения. Но делают сами!!!
А ещё мои ребята очень любят спорт. В частности, футбол. Играют все. Мои ребята игроки сборной команды школы и города в своей возрастной группе. И для построения воспитательной системы класса я создаю все условия, способствующие развития нравственно и физически здоровой личности, умеющей жить в классном коллективе. Одним из побудительных мотивов в деятельности является соревнование с друг другом, выяснение, кто лучше (в учёбе, спорте, в досуговых играх). Ведущая направленность интересов- спорт и творчество- является основой для решения задач воспитания. Таким образом, название программы воспитания «Лига чемпионов» появилась не случайно.
Цель программы: воспитание нравственно и физически здоровой личности, являющейся ответственным и активным членом общества.
Спортивная (футбольная) терминология, которая используется в организации ученического самоуправления, как нельзя лучше способствует заинтересованности ребят, развитию потребности в личных и коллективных достижениях.
Реализация программы воспитания «Лига чемпионов» осуществляется через участие ребят в деятельности секций- объединений трех-четырех человек по интересам. Задача заключается в том, чтобы создать для каждого ученика поле деятельности- ниши в жизнедеятельности класса и школы, - на котором он мог бы проявить себя, чего-либо добиться. Иначе говоря, стать чемпионом.
В течении пяти лет класс, проходя определенные ступени развития классного коллектива – первый дивизион, второй дивизион, Премьер-лигу,- к концу 9-го класса достигает Лиги чемпионов. В ходе работы над проектом создаются условия для личностного роста ребят, фиксируются их достижения.
Системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса являются :
- коллективные дела (мини проекты);
- реализация программы «В здоровом теле- здоровый дух!»;
- -создание классного портфолио «Лига чемпионов».
Создание воспитательной системы происходит в три этапа:
Первый этап- 5-й класс. Совместная деятельность учащихся, классного руководителя и родителей по проектированию внутриклассной жизни (первое полугодие) и начало реализации проекта, выбор детьми приоритетных направлений индивидуального развития (второе полугодие).
Второй этап- 6-8 классы. Создание Лиги чемпионов, т.е. сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
Третий этап- 9-й класс. Самопрезентации участников проекта, завершение создания галереи достижений – классного портфолио «Лига чемпионов».
Организации деятельности.
Достижению цели воспитательной системы способствуют разнообразные виды деятельности по следующим , вполне традиционным, направлениям.(см. таблицу 1).
Таблица 1.
Основные направления деятельности | Формы организации деятельности |
Ребенок-индивидуальность Индивидуальная работа с учащимися | Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, психолого-педагогическое изучение классного коллектива, составление рейтинга достижений учащихся, организация участия школьников в индивидуальных творческих конкурсах. |
Я-гражданин Программа гражданско-патриотического воспитания. | Уроки мужества, беседы, классные часы: «Школа самоуправления», «Я-одноклассник», «День народного единства», «Мои права и обязанности», «Символы России», «О милосердии»; организация участия в работе школьного и классного самоуправления, акциях милосердия и памяти. |
Колыбель талантов Развитие у детей художественно-эстетического вкуса. | Оформление вместе с ребятами классного портфолио и уголка; организация участия в конкурсах плакатов, выпуска стенгазет к праздникам, в подготовке и организации «огоньков»; организация участия в творческих олимпиадах, в том числе и дистанционных и других мероприятиях состязательного характера. |
Труд-основа жизни Трудовое воспитание школьников | Организация участия в трудовых операциях (генеральная уборка класса, озеленение класса, субботники), шефская помощь |
В здоровом теле- здоровый дух Пропаганда здорового образа жизни | Подготовка к участию в спортивных соревнованиях и мероприятиях, беседы по технике безопасности, классные часы («Наркотикам-нет!», «Здоровому образу жизни-да!», «Дорожная грамота- наука быть живым»), организация походов и экскурсий. |
В страну знаний Программа интеллектуально-познавательной деятельности учащихся | Участие в предметных неделях, конкурсах, разработка проекта «Лига чемпионов»; беседы, классные часы («Учись учиться», «Итоги четверти: успехи и неудачи», «Компьютер: друг или враг?», «Законы школьной жизни») |
Деятельность класса имеет несомненное значение для реализации концепции воспитательной системы всей школы. Спортивные достижения, шефская помощь , участие в спортивных мероприятиях и акциях здоровья, стремление к улучшению общеучебных показателей, активная творческая деятельность – все это работает на достижение воспитательной цели школы.
В ходе создания и функционирования воспитательной системы класса устанавливается и поддерживается связи и отношения с различными социальными группами и их отдельными представителями:
- учителями физической культуры и биологии ( совместная деятельность в спортивно-оздоровительном направлении воспитательной деятельности);
- с членами социума (шефская помощь);
- школьным ученическим самоуправлением ( координация деятельности класса в соответствии с общешкольным планом);
- учащимися других классов (совместная творческая деятельность, соревнования);
- педагогами дополнительного образования ( организация мероприятий состязательного характера, посещение занятий кружков, клубов, секций, студий).
Система самоуправления.
Созданию условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, формированию активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом способствует ученическое самоуправление.
Высший орган самоуправления – Классная команда (классное собрание), которая принимает все важные решения о жизнедеятельности класса. Решением конкретных вопросов класса занимаются секции : «Учение», «Здоровье», «Общение», «Творчество», «Труд». Главы секций вместе с капитаном команды (командиром класса) составляют Командный совет и выполняют организационную, руководящую функцию. Капитан команды поддерживает связь со школьным советом детского объединения «Радуга», родительским комитетом.
Изучение эффективности воспитательной системы.
Для исследования результативности воспитательной системы класса используются критерии, показатели и диагностические методики(см.таблицу 2) .
Таблица 2.
№ п/п | Критерии | Показатели | Методики |
1 | Физическая развитость учащихся | -состояние здоровья; -результативность участия в спортивных мероприятиях; -сформированность потребности в здоровом образе жизни. | -статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся; -выполнение контрольных нормативов; -методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. |
2 | Нравственная развитость учащихся | -сформированность нравственных качеств; -социальная активность. | -педагогическое наблюдение; -методика С.М. Петровой «Пословицы», тест Н.Е Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; -анкетирование. |
3 | Самоактуализированность личности учащихся | -стремление к самопознанию и самореализации; -креативность личности, наличие достижений в разнообразных видах деятельности; -наличие положительной самооценки. | -методика М.И.Рожкова по диагностике уровня творческой активности учеников; -самопрезентации, создание галлереи достижений ( учеба, труд, творчество, спорт) – портфолио класса; -рефлексивные методики. |
4 | Сформированность классного коллектива | -состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в коллективе; | -социометрия; -методика А.Н.Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом; -педагогическое наблюдение. |
Я очень рада и знаю, что никто из моих воспитанников не может пройти мимо чужой беды. Будь то кошка, собака , человек… Несколько лет назад мы посетили социальный приют, принесли ребятишкам игрушки, школьные принадлежности. А в прошлом году они уже осознанно отнеслись к этому делу: мы просто каждую субботу встречались : проводили игры, рисовали, проводили совместные творческие и спортивные мероприятия.
Мои – активные участники всех добровольческих начинаний не только в школе, но и в городе. Мы давно и довольно-таки успешно участвуем в городской акции «Помоги ветерану». Нам это интересно. Мы понимаем, что занимаемся важными и нужными делами. Мы проводим много нужных и важных дел – будь то Фестиваль городов воинской славы или акция «Георгиевская ленточка». Реализовали несколько социальных проектов: «Дари добро», «Поможем детям вместе» Может быть, мы ещё многого и не умеем , но мы стремимся всё постичь и всему научиться. Ведь не делает ошибок только тот, кто ничего не делает...
Я знаю, что для моего класса, школа – это не просто маленькая жизнь со своими взлётами и падениями , не трамплин в будущую, взрослую жизнь, а самая настоящая, реальная , которую они проживают уже сегодня.
Я знаю, что нельзя любить каждый класс одинаково, их даже нельзя сравнивать. Но точно могу сказать, что в них, мои учеников, можно только верить, вернее, им можно и нужно доверять, и тогда взрослая жизнь их встретит с распростертыми объятиями.
Я думаю, нет, теперь я точно знаю, что каждый из них, моих учеников, прошедших вместе со мною огонь, воду и медные трубы , обязательно станет Личностью. Уверенным и состоявшимся человеком. И пусть в этом будет частичка меня, обыкновенного школьного учителя, классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мой класс"
Мини -сочиненние о моем классе,об отношении к работе и личных взаимоотношениях со школьниками. Размышления о своей профессии и смысле жизни....
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы; формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...
Советы по написанию эссе 11 класс
советы для 11 классников...
эссе мастер класс
« Һәр баланың күңелендә кыңгыраулар яшеренгән.Аларны бары тик эзләп таба белергә һәм мәрхәмәтле, күңелле чыңлауларын ишетү өчен сак кына кагылырга кирәк. » ...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.
Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....
Подготовка к сочинению – рассуждению в жанре эссе 9 класс
Данный урок поможет в:1. формировании внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению. 2. воспитанию учебной дисциплины, уважению к школе и учителю....
методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс
Литература1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.3.Меркин Г.С. и другие. Раз...