Эссе Мой класс
статья (8 класс) по теме

Конга Руслана Михайловна

В работе представлена система работы с классным коллективом и результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_esse_moy_klass.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский дистанционный конкурс педагогов

«Образцовый учитель-2013».

Конга Руслана Михайловна, учитель математики и информатики первой категории МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурак, Республика Тыва, классный руководитель 8 класса.

Начиная с 1995 года, после окончания педагогического ВУЗа, началась моя вторая школьная жизнь. Так  сложилось, что я переступила порог своей школы уже не ученицей, а учителем. И начиная с самого первого года работы, не было ни одного года, чтобы у меня не было «моего класса».  Они были разными: только моими , когда начинаешь с пятого класса и ведёшь до  выпуска, до одиннадцатого класса (таких выпусков у меня было два) и однажды на  «перевоспитание» мне достались девятиклассники, с которыми приходилось все начинать с нуля. . Но нас  всегда объединяли общие дела: литературные гостиные, путешествия, походы и экскурсии ,встречи с интересными людьми, «огоньки». На классных часах мы могли спорить и дискуссировать, отстаивая свою точку  зрения, осваивать методику КТД.  Я добилась главного – помогла своим детям  найти своё место в жизни.  У многих сейчас  хорошая работа, семья, дети.

Я горжусь тем, что каждый из этих выпусков смог оставить яркий след в жизни школы. Значит, моя работа проделана  не зря…

И вот 2010 год… Только-только за моими одиннадцатиклассниками  захлопнулась школьная дверь, а на пороге-новые ученики, пятиклашки.

1 сентября. Я один на один перед сорока парами глаз-пока что ещё не моих учеников и не моих родителей… Нет, я с ними уже успела познакомиться. Когда они учились в четвертом классе, я приходила к ним на уроки, на классные часы. Я понимаю, что сейчас они сравнивают меня со своей  первой учительницей, и как мне кажется, пока что ещё  не в мою пользу. Кто я для них? Да пока никто, кот в мешке, от которого неизвестно что и ожидать. Мне кажется, что нужно отложить в сторону «домашние заготовки» и что-то сказать. Но что? Как найти нужные слова. А может быть , вот так? «Здравствуйте,  я очень рада Вас видеть, я рада Вам. Давайте познакомимся. Меня зовут Руслана Михайловна. Я буду вести у Вас уроки  математики, а  также буду вашим классным руководителем». Уф, словно гора с плеч свалилась . Сделан первый шаг. Почему же вот так всегда, когда заходишь в новый класс, волнуешься  как девчонка и подбираешь слова? Это потом мы будем понимать друг друга с полуслова, с кивка, с движения глаз… А пока, пока  мы только-только  делаем первые шаги….

Вот так обычно  началась наша совместная школьная жизнь. Мы учились практически всему: дежурить по классу и школе,  помогать  друг другу, учились не ябедничать и дружить. Мы постигали  простые человеческие ценности. Вместе – родители и ученики - совершали путешествия по родной стране, постигая её красоты. Мне очень повезло с родителями. Они всегда  откликались на любые идеи. Участвовали  в мероприятиях. Я благодарна им за их детей, которые за это время и для меня стали почти родными. Мне кажется, что в школе дети проводят гораздо  больше времени, чем дома. И  я всегда  рядом с моими, уже повзрослевшими детьми. Это уже не та шебутная ватага, а повзрослевшие, может быть даже и «поумневшие» юноши и девушки. Я люблю их такими , какие они есть. Большую часть учащихся моего класса составляют мальчики (17 из 26).  И поэтому подход к ним нужен особый.  

Я прекрасно понимаю, что Субудай  никогда не научится  грамотно писать, но  я могу на него положиться , если дело касается дежурства по классу. А Айдыс, видели бы Вы его почерк, про ошибки я не говорю ,но люблю его за  умение «красиво поговорить» . Аюш… Каждый раз , когда начинается урок, я жду от него  какого-то подвоха. Мне кажется, что он иногда сам не понимает, где находится. А мой бесшабашный Тэнзин-Доржэ… Трудная судьба выпала на его долю. Воспитывают родственники, с учёбой - вечное сражение на шпагах, но если кому помочь. Всегда на первом месте.

А девчонки…Красавицы, умницы, словом, просто палочки-выручалочки. Они могут и умеют всё . А самое главное, это всё успевают: играют в КВН, участвуют в  школьных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.  В  моём классе учится  обладатель мини-гранта  администрации ЦРДТЮ «Лучший воспитанник ЦРДТЮ»  … Моя активная троица-  Айслана, Оргаадай, Айзанак – мои помощники во всём. А тут ещё Шога и Чинчи, никогда ничем особо не отличавшиеся,  приятно удивили: стали лауреатами  в дистанционной олимпиаде по математике. А Чинчи ещё стала победителем  в дистанционном конкурсе по физкультуре «Летние олимпийские игры».  Это лишь маленькая толика наших побед. Все перечислять – не хватит места… Да и не к чему, наверное. Ведь для меня самое главное, что ребята ежедневно ( и не без моей помощи) открывают в себе новые и новые  таланты, используют знания и умения. Но делают  сами!!!

 А ещё мои ребята очень любят спорт. В частности, футбол. Играют все. Мои ребята игроки сборной команды школы и города в своей возрастной группе. И для построения воспитательной системы класса я создаю все условия, способствующие развития нравственно и физически здоровой личности, умеющей жить в классном коллективе. Одним из побудительных мотивов  в деятельности является соревнование с друг другом, выяснение, кто  лучше (в учёбе, спорте, в досуговых играх). Ведущая направленность интересов- спорт и творчество- является основой для решения задач воспитания.  Таким образом, название   программы воспитания  «Лига чемпионов» появилась не случайно.

 Цель программы: воспитание нравственно и физически здоровой личности, являющейся ответственным и активным членом общества.

 Спортивная (футбольная) терминология, которая используется  в организации ученического самоуправления, как нельзя лучше способствует заинтересованности ребят, развитию потребности  в личных и коллективных достижениях.

Реализация  программы воспитания  «Лига чемпионов» осуществляется через участие ребят в деятельности секций- объединений трех-четырех человек по интересам. Задача заключается в том, чтобы создать для каждого ученика поле деятельности- ниши в жизнедеятельности класса  и школы, - на котором он мог бы проявить  себя, чего-либо добиться. Иначе говоря, стать чемпионом.

В течении пяти лет  класс, проходя определенные ступени развития классного коллектива – первый дивизион, второй дивизион, Премьер-лигу,- к концу 9-го класса достигает Лиги чемпионов. В ходе работы над проектом создаются условия для личностного роста ребят, фиксируются их достижения.

Системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса являются :

  •  коллективные дела (мини проекты);
  •  реализация программы «В здоровом теле- здоровый дух!»;
  • -создание классного портфолио «Лига чемпионов».

Создание воспитательной системы происходит в три этапа:

Первый этап- 5-й класс. Совместная деятельность  учащихся, классного руководителя и родителей по проектированию внутриклассной жизни (первое полугодие) и начало реализации проекта, выбор детьми приоритетных направлений индивидуального развития (второе полугодие).

Второй этап- 6-8 классы. Создание Лиги чемпионов, т.е. сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Третий этап- 9-й класс. Самопрезентации  участников проекта, завершение создания галереи достижений – классного портфолио «Лига чемпионов».

Организации  деятельности.

Достижению цели воспитательной системы способствуют разнообразные виды деятельности по следующим , вполне традиционным, направлениям.(см. таблицу 1).                                                                    

  Таблица 1.

Основные направления деятельности

Формы организации деятельности

Ребенок-индивидуальность

Индивидуальная работа с учащимися

Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, психолого-педагогическое изучение классного коллектива, составление рейтинга достижений учащихся, организация участия школьников в индивидуальных творческих конкурсах.

Я-гражданин

Программа гражданско-патриотического воспитания.

Уроки мужества, беседы, классные часы: «Школа самоуправления», «Я-одноклассник», «День народного единства», «Мои права и обязанности»,  «Символы России»,  «О милосердии»; организация участия в работе школьного и классного самоуправления, акциях милосердия и памяти.

Колыбель талантов

Развитие у детей художественно-эстетического вкуса.

Оформление вместе с ребятами классного портфолио и уголка; организация участия в конкурсах  плакатов, выпуска стенгазет к праздникам, в подготовке и организации «огоньков»; организация участия в творческих олимпиадах, в том числе и дистанционных и других мероприятиях состязательного характера.

Труд-основа жизни

Трудовое воспитание школьников

Организация участия в трудовых операциях (генеральная уборка класса, озеленение класса, субботники), шефская помощь

В здоровом теле- здоровый дух

Пропаганда здорового образа жизни

Подготовка к участию в спортивных соревнованиях и мероприятиях, беседы по технике безопасности, классные часы («Наркотикам-нет!», «Здоровому образу жизни-да!», «Дорожная грамота- наука быть живым»), организация походов и экскурсий.

В страну знаний

Программа интеллектуально-познавательной деятельности учащихся

Участие в предметных неделях, конкурсах, разработка проекта «Лига чемпионов»; беседы, классные часы («Учись учиться», «Итоги четверти: успехи и неудачи», «Компьютер: друг или враг?», «Законы школьной жизни»)

Деятельность класса имеет несомненное значение для реализации концепции воспитательной системы всей школы. Спортивные достижения, шефская помощь , участие в спортивных мероприятиях и акциях здоровья, стремление к улучшению общеучебных показателей, активная творческая деятельность – все это работает на достижение воспитательной цели школы.

В ходе создания и функционирования воспитательной системы класса устанавливается и поддерживается связи и отношения  с различными социальными группами и их отдельными представителями:

  •  учителями физической культуры и биологии ( совместная деятельность в спортивно-оздоровительном направлении воспитательной деятельности);
  •  с членами социума (шефская помощь);
  •  школьным ученическим самоуправлением ( координация деятельности класса в соответствии с общешкольным планом);
  •  учащимися других классов (совместная творческая деятельность, соревнования);
  •  педагогами дополнительного образования ( организация мероприятий состязательного характера, посещение занятий кружков, клубов, секций, студий).

Система самоуправления.

Созданию условий  для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, формированию активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом способствует ученическое самоуправление.

Высший орган самоуправления – Классная команда (классное собрание), которая принимает все важные решения о жизнедеятельности класса. Решением конкретных вопросов класса занимаются секции : «Учение», «Здоровье», «Общение», «Творчество», «Труд». Главы секций вместе с капитаном команды (командиром класса) составляют Командный совет и выполняют организационную, руководящую функцию. Капитан команды поддерживает связь со школьным советом детского объединения «Радуга», родительским комитетом.

Изучение эффективности воспитательной системы.

Для исследования результативности воспитательной системы класса используются  критерии, показатели и диагностические методики(см.таблицу 2) .

Таблица 2.

№ п/п

Критерии

Показатели

Методики

1

Физическая развитость учащихся

-состояние здоровья;

-результативность участия в спортивных мероприятиях;

-сформированность потребности в здоровом образе жизни.

-статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся;

-выполнение контрольных нормативов;

-методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2

Нравственная развитость учащихся

-сформированность нравственных качеств;

-социальная активность.

-педагогическое наблюдение;

-методика С.М. Петровой «Пословицы», тест Н.Е Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

-анкетирование.

3

Самоактуализированность личности учащихся

-стремление к самопознанию и самореализации;

-креативность личности, наличие достижений в разнообразных видах деятельности;

-наличие положительной самооценки.

-методика М.И.Рожкова по диагностике уровня творческой активности учеников;

-самопрезентации, создание галлереи достижений  ( учеба, труд, творчество, спорт) – портфолио класса;

-рефлексивные методики.

4

Сформированность классного коллектива

-состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в коллективе;

-сформированность индивидуальности классного коллектива.

-социометрия;

-методика А.Н.Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом;

-педагогическое наблюдение.

Я очень рада и знаю, что никто из моих воспитанников не может пройти мимо чужой  беды. Будь то  кошка, собака , человек… Несколько лет назад мы посетили  социальный приют, принесли ребятишкам игрушки, школьные принадлежности.  А в прошлом году они    уже  осознанно отнеслись к этому делу: мы просто каждую субботу встречались  : проводили игры, рисовали, проводили совместные творческие и спортивные  мероприятия.

Мои – активные участники всех  добровольческих начинаний не только в школе, но и в  городе. Мы давно  и довольно-таки успешно участвуем в городской акции «Помоги ветерану».  Нам это интересно. Мы понимаем, что занимаемся важными и нужными делами. Мы проводим много нужных и важных дел – будь то  Фестиваль городов воинской славы или  акция «Георгиевская ленточка». Реализовали несколько социальных проектов:  «Дари добро», «Поможем детям вместе»     Может быть, мы ещё многого  и не умеем , но мы стремимся всё постичь и всему научиться. Ведь не делает ошибок только тот, кто ничего не  делает...

Я знаю, что для моего класса, школа – это не просто маленькая жизнь со своими  взлётами и падениями , не   трамплин  в будущую, взрослую жизнь,  а  самая настоящая, реальная , которую они проживают уже сегодня.

Я знаю, что нельзя любить каждый класс одинаково, их даже нельзя сравнивать. Но  точно могу сказать, что в них, мои учеников, можно только верить, вернее, им можно и нужно доверять, и тогда взрослая жизнь их встретит с распростертыми объятиями.  

Я думаю, нет, теперь я точно знаю, что  каждый  из них, моих учеников, прошедших вместе со мною огонь, воду и медные трубы , обязательно  станет  Личностью. Уверенным и состоявшимся человеком. И  пусть в этом  будет  частичка  меня,  обыкновенного школьного учителя, классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мой класс"

Мини -сочиненние о моем классе,об отношении к работе и личных взаимоотношениях со школьниками. Размышления о своей профессии и смысле жизни....

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Советы по написанию эссе 11 класс

советы для 11 классников...

эссе мастер класс

« Һәр баланың күңелендә кыңгыраулар яшеренгән.Аларны бары тик эзләп таба белергә һәм мәрхәмәтле, күңелле чыңлауларын ишетү өчен сак кына кагылырга кирәк. » ...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.

Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....

Подготовка к сочинению – рассуждению в жанре эссе 9 класс

Данный урок поможет в:1. формировании внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению.    2. воспитанию учебной дисциплины, уважению к школе и учителю....

методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс

Литература1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.3.Меркин Г.С. и другие. Раз...