Подготовка к сочинению – рассуждению в жанре эссе 9 класс
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Данный урок поможет в: 1. формировании внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению. |
2. воспитанию учебной дисциплины, уважению к школе и учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu_esse.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
в 9 классе
«Подготовка к сочинению –рассуждению в жанре эссе»
Этап, время | Содержание | Обоснование | |
Учитель | Ученики | ||
I. Организационный этап. 1 минута | Приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку. Организует внимание. | Приветствуют учителя. Контролируют готовность рабочего места. | Формирование внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению. Воспитание учебной дисциплины, уважения к школе и учителю. |
II. Этап актуализации знаний и подготовки к активному усвоению знаний 4 минуты III.Актуализация имеющихся знаний 10 минут IV.Этап закрепления знаний 10 минут V. Анализ текста (выделение в нём типичных языковых черт) 5 минут VI. Подведение итогов урока, проведение инструктажа по написанию сочинения в жанре эссе. 14 минут VIII этапРефлексия 1 минута | Сообщает тему, ставит цели урока. - Сегодня мы проводим урок развития речи, урок подготовки к сочинению-рассуждению в жанре эссе. Это второй урок из уроков развития речи по теме «Эссе: понятие о жанре». Главная задача, которая будет стоять перед нами - научиться писать сочинение в жанре эссе. Для этого мы должны уметь распознавать тексты такого жанра, видеть их отличительные признаки, уметь их характеризовать. - Для того, чтобы у вас действительно было написано сочинение в форме эссе, вы должны«…заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (эпиграф). Предлагает учащимся оформить тетрадь. Предлагает учащимся вспомнить, что такое жанр. - Давайте вспомним, что какое жанр, потому что речь сегодня пойдёт об одном из разновидностей публицистического стиля. - Какие жанры публицистического стиля вы знаете? - Сегодня на уроке мы вспомним определение жанра эссе, его отличительные признаки. - Дайте определение эссе. Предлагает записать отличительные признаки эссе, выделив их из предложенных черт (признаки записаны на доске): 1.Небольшой объём 2.Биографические данные автора 3.Личностное осмысление темы 4.Строгое построение текста 5.Конкретная тема 6.Афористичность 7.Полемика с самим собой 8.Призывность - Несмотря на то, что эссе имеет вполне конкретную тему, всё же не предполагается её исчерпывающее объяснение, трактовка. Автор ходит вокруг конкретной темы. Это называется свободным владением темы. - Это можно увидеть, анализируя название эссе. Предлагает обратиться к распечатанному листку(у каждого на парте), привлекает учащихся проанализировать заголовки (см. Приложение №1). - Правильно, не случайно в названиях эссе часто используются союзы «как» и «или». - Как мы уже говорили, эссе может воплощаться в различные жанры. -Какие? - Эссе может быть посвящено различным проблемам. В зависимости от этого выделяют такие разновидности: - Философские - Литературные - Исторические -Попытайтесь распределить эссе по тематике, отнеся к одной или нескольким разновидностям. -Прочитайте текст, выделите в нём языковые черты эссе. - Прежде чем подвести итоги, обратимся к домашнему заданию. - Дома вы будете писать сочинение в жанре эссе, но я усложню задачу для того, чтобы вы имели представление о композиции сочинения, которое вы будете писать на экзамене. -Ваше сочинение на тему «О времени и о себе» будет представлять следующую композицию: 1.Вступление (характеристика актуальности темы, заявленной в тексте) 2.Главная часть А.основная мысль текста Б)авторская позиция В) ваше отношение к поднятой проблеме 3.Заключение (вывод) - Давайте вспомним, что нового узнали на уроке? Проводит рефлексию - Урок закончен. Какими словами описали бы вы сейчас своё состояние? | Слушают учителя Записывают число и тему урока в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопрос. - Жанр – это определённый вид произведения искусства, его постоянная основа, сочетание своеобразных свойств, общих у него с другими произведениями этого же вида. - Путевой очерк, портретный очерк, доклад, дискуссия, эссе. - Эссе(от фр. «опыт») – это разновидность очерка. Главную роль играют впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. -Есть и другое определение жанра эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Выделяют признаки, записывая их в тетрадь (небольшой объём, личностное осмысление темы, конкретная тема, афористичность, полемика с самим собой) Устно отвечают на вопрос, анализируя заголовки. - Нет, не всегда по названию можно сказать о содержании. Заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы или является точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с темой эссе. - Письмо, заметка, похвала, слово, исповедь. Определяют разновидность эссе: Философские – «Похвала скуке», «Политическая исповедь молодого человека». Исторические – «Политическая исповедь молодого человека», «Письмо президенту». Литературные – «Слово о Пушкине», «Заметки о поэзии». Читают текст и называют черты: - ряды однородных членов; - односоставные назывные предложения; - вопросно-ответная форма изложения; - субъективный характер изложения; - вводные слова; Записывают домашнее задание - Вспомнили, что такое жанр, какие жанры существуют, вспомнили определение жанра эссе, которое дано в учебнике и в «Словаре литературоведческих терминов». -Узнали, какие существуют разновидности эссе -По заголовкам определяли, к какой разновидности относится произведение: к философской, литературной, исторической. -В тексте В.Тендрякова выделяли речевые приёмы, характерные для жанра эссе. Оценивают своё эмоциональное состояние. | Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. Формирование целенаправленного характера деятельности. Формирование знаний о новом понятии. Развитие произвольного внимания, репродуктивной памяти. Первичное обобщение и систематизация нового учебного материала. Актуализация имеющихся знаний учащихся. Формирование осознанности мышления. Активизация мыслительной деятельности учащихся. Межпредметная связь с уроком литературы. Отработка умений находить языковые черты. Самостоятельная работа, обобщение знаний и применение их на практике. Творческая работа, развитие речи учащихся. Развитие умения делать выводы, умозаключения. Развитие рефлексивной культуры учащихся |
Приложение 1
Задание 1. Прочитайте названия работ. Определите, можно ли по названию сказать об их содержании?
- «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О книгах», «О воспитании» (Мишель Монтень)
- «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков)
- «Как читать книгу» (Иосиф Бродский)
- «О собеседнике», «Разговор о Данте» (Осип Мандельштам)
Задание 2. Прочитайте названия работ и определите, какие литературные жанры используют авторы.
- «Похвала скуке» (Иосиф Бродский)
- «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер)
- «Письмо президенту» (Иосиф Бродский)
- «Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам)
- «Политическая исповедь молодого человека»( Роберт Музиль)
Приложение 2
Наше время… Люди никогда не бывают довольны своим временем, с завистью вглядываются или в прошлое, или с надеждой в будущее.
Проницательный Белинский неосторожно заявил: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1941году….». А в том году шла жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая.
Я тоже часто задаю себе вопрос о том, что станет с нашими правнуками через сто лет. Как сложится их жизнь? Будут ли они счастливы? Будут ли считать своё время удачным, благополучным?
Но чтобы понять будущее, нужно обратиться к прошлому. И я кинулся с головой в историю, искал в ней счастливые минуты, анализировал, делал выводы…
Я так и не отыскал в истории время, про которое можно было бы сказать: остановись, мгновенье, ты прекрасно! Ни одно время, по моему мнению, не счастливей нашего. Визитка нашего века: терроризм, истощение недр и всеобщее равнодушие. Мы столь же несчастны, как и наши прадеды, ничуть не добрей, не отзывчивей друг к другу…. Человечество всегда отказывало в лишнем куске хлеба, чтоб получит ещё более совершенное оружие…
Да, мы умны, изобретательны, сноровисты, деловиты….
Жалкое утешение!
Мы поразительно неразумны и сами себе ужасаемся….
Почему же люди никогда не говорят открыто о любви к своей родине и к своему времени? Почему не хотят ничего изменить? Почему никак не хотят повлиять на своё время?
Чтобы время изменилось в лучшую сторону, нужно, на мой взгляд, чаще повторять: люблю наше время, удивляюсь ему, страдаю за него, хочу перемен!
А возможно ли повлиять на время? Да, можно вмешаться в естественный ход развития, можно внести элемент искусственности в стихийные события. Да, усилиями разума!
(По В.Тендрякову)
Приложение 3
Клише, которые можно использовать в сочинении
1.Автор - посвящает свою статью, - заставляет читателя задуматься над темой, проблемой; - помогает читателю увидеть традиционную тему по-новому, - говорит о наболевшем с тревогой, - поднимает актуальную проблему….
2.Проблема может быть:
философской, социальной, политической, нравственной, морально-этической, злободневной, важной, наболевшей, острой, жизненной, серьёзной, главной.
3.Автор (писатель, публицист) обращает наше внимание, стремится быть понятым, обеспокоен, возмущён, встревожен; не поучает своих читателей, не осуждает, а стремится донести свои мысли…
Автора волнует, беспокоит, тревожит, возмущает, привлекает…
4.Можно согласиться с мнением автора в том, что…
Мне показалось интересным (актуальным, значимым)…
Начинаешь задумываться о том, что…
По моему мнению….
Хотелось бы отметить…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…, но…
Я разделяю точку зрения автора , но…
Я убеждён… , тоже часто задумывался….
Список использованной литературы
- Пахнова Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Шипицына Г.М. и др. – Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Кн. Для учителя / - М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Экологическое воспитание при подготовке к сочинению-рассуждению в 11-м классе (ЕГЭ, часть С)
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству т...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.
Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....
Программа элективного курса "Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме...
Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...