Развитие ученического самоуправления как средство реализации ФГОС на ступени основного общего образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сметанина О.В.
МБОУ «СОШ № 26», г. Братск
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.
Главная воспитательная задача в современной школе - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: клубная и кружковая деятельность, коллективные творческие дела, участие всех (обучающихся, педагогов, родителей) в событиях школьной жизни
Подготовка, реализация событий школьной жизни может эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления. При этом необходимо принятие педагогами следующих принципиальных основ детского самоуправления:
- Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений формы его осознания.
- Детское внутришкольное самоуправление специальная деятельность детей «по управлению» в режиме протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников.
- Создание системы детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде.
- Соуправление детей и взрослых и особенно детское самоуправление - близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнёрами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только пассивное право помочь детям, у детей же есть право, как запросить помощь взрослых, так и обойтись без неё.
- Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои критические замечания в открытом честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними.
Если вышеуказанное принятие состоялось, то оно может стать началом движения школы к системе внутришкольного детского самоуправления. Как показывает социально-педагогический опыт, педагогическое управление развитием самоуправления предполагает создание организационных, идеологических и методических гарантий в определении и саморазвитии ученического коллектива. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее оптимально соответствующих типу школы, внешкольному учреждению, опыту демократической деятельности и культуре школьников, уровню социально-педагогического опыта педагогического коллектива. Таким образом, структура и формы ученического самоуправления формируются с учётом местных гарантий и желаний самих обучающихся, то есть самоуправление самоорганизуется в специально созданных организационных условиях: идеологические гарантии; добровольный процесс; демократический процесс; гуманистический процесс; социальный процесс; творческий процесс; самостоятельный процесс.
Основное внимание в деятельности органов самоуправления необходимо уделить реализации прав и обязанностей обучающихся. Права и обязанности следует рассматривать на основании существующих нормативных документов. Особое внимание в деятельности органов самоуправления образовательных учреждений следует уделять социальной защите учащихся.
В воспитательных коллективах деятельность органов самоуправления должна носить личностно-ориентированный характер. Он предполагает внимание к самочувствию каждого обучающегося в детском коллективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от ученика, органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.
На основании изучения тенденции развития ученического коллектива можно сделать ряд заключений относительно ученического самоуправления.
Во-первых, в органы ученического самоуправления следует избирать школьников, способных чувствовать переживание и настроение своих сверстников.
Во-вторых, одной из функций членов ученического самоуправления является регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи обучающимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе.
В-третьих, исследования показывают, что всё шире в сферу деятельности ученического самоуправления следует включить функции изучения индивидуальных интересов детей, удовлетворённости их жизнедеятельностью в школе, социуме.
Следует заметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно, как средство укрепления дисциплины и порядка. Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательном воспитательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика, помогающее организовать такой образ жизни в стенах школы, где всё - для ученика и всё, что делается - исходит от ученика.
Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни, которая предусматривает: расширение сферы деятельности коллективов; расширение прав и обязанностей органов самоуправления; расширение связей с другими коллективами; изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций и т.д..
Как показали исследования, подлинное самоуправление в широком понимании данного слова - это стиль жизни воспитательного коллектива. Помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе постоянно действующих бригад, временных советов дел, штабов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика, так как самоуправление в школе - это необходимый компонент современного воспитания.
Литература:
- Ведрова Е.В. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 84с.
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления// Методист №4/2006г.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»: Издательство «Просвещение, 2009г.
- Бочкарёв В.И. Опыт школьного самоуправления//народное образование.-2000г.№8,-с.99-102
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ
Программа ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к ...
Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования
Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...
Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»
Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...
Основное содержание математики на ступени основного общего образования (ФГОС)
Основное содержание математики 5-6 классов по разделам и темам ...
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство активизации познавательной деятельности учащихся на ступени основного общего образования.
Обобщение педагогического опыта перед учителями иностранного языка Суздальского района...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"
Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС...