Восточные притчи
классный час (11 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Интерактивный классный час-творческие экспромт-инсценировки. Нестандартное мышление, нестандартное решение, креативное общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pritcha.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАХОМОВА С.И., классный руководитель 11А МОУ № 36 г.Саранска РМ

КЛАССНЫЙ ЧАС (11 класс) «Неувядаемая прелесть восточных притч»

Задачи: с помощью восточных историй закрепить в сознании учащихся нравственные ценности, моральные устои, правила поведения.

ВЕДУЩИЙ.  В странах Востока истории с давних пор играют роль «психологических помощников». Благодаря своей занимательности истории были той ложкой меда, которой подслащивали и делали интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой лишь намек.

История 1. «ТОРГОВЕЦ И ПОПУГАЙ»

«У восточного торговца был говорящий попугай. В один прекрасный день птица опрокинула бутыль с маслом. Торговец разгневался и ударил попугая палкой по затылку. С тех пор умный попугай разучился говорить, он потерял перья на голове и совсем облысел. Однажды, когда он сидел на полке в лавке своего господина, вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страшное волнение. Он подпрыгивал хрипел, хлопал крыльями и наконец, ко всеобщему изумлению, вдруг вновь обрел способность говорить: «Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил подзатыльник? Вот почему у тебя нет волос!»

ВЕДУЩИЙ. Источником одних историй является классическая восточная литература в обработке таких поэтов, как Хафиз, Саади, Мовлана, Парвин Этессами и др. Источником других является фольклор. Передавая истории из уст в уста, никому не приходит в голову, почему, собственно, их рассказывают, почему над ними смеются, и они становятся в виде острот или анекдотов.

История 2. «ЛЕКАРЬ ЗНАЕТ ВСЕ!»

В постели лежал тяжелобольной, и казалось, что дни его сочтены. Жена в страхе за жизнь мужа пошла за деревенским лекарем. Он более получаса выстукивал больного, щупал пульс, прикладывал ухо к груди пациента, открывал глаза, и наконец уверенно изрек: «Добрая женщина, к сожалению, я должен сообщить вам печальную истину: ваш муж уже два дня как мертв». Тут тяжелобольной в ужасе поднял голову и испуганно застонал: «Да нет же, моя любимая, я еще жив!» Тогда женщина энергично стукнула кулаком больного по голове и гневно закричала: «Замолчи! Лекарь лучше знает, жив ты или мертв!»

ВЕДУЩИЙ. С детских лет мы учились вырабатывать свое отношение к историям, басням, сказкам. Мы любили их или оставались равнодушными. А теперь мы проведем небольшую дискуссию:

  1. 1. Как вы относитесь к историям, юмору?
  2. 2. Можете ли вы вспомнить ситуацию, в которой вам помог когда-то прочитанный или рассказанный сюжет забавной истории, анекдот?
  3. 3. Назовите пословицы, афоризмы, которыми вы пользуетесь и которые имеют для вас значение.
  4. 4. Какую историю вы можете вспомнить сразу и рассказать? (Истории можно приготовить заранее - предварительное задание)

А теперь я предлагаю разыграть восточную историю «ИДЕАЛЬНЫЙ ВЕРБЛЮД» (Для показа истории приглашаем 6 человек, из них четыре человека – ученые, два человека – шатер.)  ИНСЦЕНИРОВКА-ЭКСПРОМТ

Автор. Много лет назад четверо ученых брели с караваном по пустыне Кавир. Вечером они все вместе сидели у большого костра и делились впечатлениями. Все в один голос хвалили верблюдов… (Прошу вас хвалите.)  Вдруг четвертый вскочил, поднял вверх перо и произнес: «Давайте напишем или нарисуем что-нибудь в честь верблюда и прославим его». С этими словами он взял пергаментный свиток и направился в шатер. Через несколько минут он вышел и показал свое произведение друзьям. Он нарисовал верблюда, встающего после отдыха. Рисунок так удался, что все подумали, будто верблюд живой. Тогда второй ученый тоже вошел в шатер и вскоре вернулся с кратким деловым очерком о той пользе, какую приносят верблюды. И вот уже третий ученый спешит в шатер и, выйдя из него, читает очаровательное стихотворение о верблюде. Наконец первый ученый отправился в шатер со словами: «Прошу не беспокоить!».

И вот прошло несколько часов, огонь в костре давно погас и друзья спали, а из шатра все еще доносились скрип пера и монотонное пение. Напрасно друзья ждали своего товарища целых три дня. Наконец на пятый наиприлежнейший из всех прилежных вышел из шатра. Черные тени обрамляли его глаза, щеки впали. Усталой походкой и с кислым выражением лица, будто съел незрелый лимон, он подошел к друзьям и с досадой бросил перед ними связку пергаментных свитков. На внешней стороне первого свитка было написано во всю ширину: «Идеальный верблюд, каким ему надлежало быть…»

ВЕДУЩИЙ. Каждый может понять мораль истории про идеального верблюда по-своему. Ведь «Сколько людей, столько мнений», - утверждал Теренций. Суть этой истории  перекликается с высказыванием П.Капицы: «Плохи люди, которые слишком много работают, но слишком мало думают».

      Порой гораздо важнее и полезнее посидеть с друзьями у костра и поделиться своими впечатлениями, чем тратить свои силы и время на бесполезную работу. Верблюда ведь не изменишь, и он не сможет быть идеальным. Так значит, не следовало пять дней мучить себя и друзей ради ненужной связки пергамента. Может, суть этой восточной истории заключается именно в этом?..

ВЕДУЩИЙ. Притчи, как и все занимательные истории, можно просто послушать и посмеяться, а можно послушать и подумать.

       Как не вспомнить слова О.Бальзака «Ум вызывает восторг окружающих, но лишь рассудок приносит нам богатство».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"

Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь"....

«ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ» Сценарий отчетного концерта объединения «Восточные танцы» (2013-2014г.)

“Танец принадлежит каждому. Он дарит радость и восторг всем, кто танцует и смотрит. Язык танца не знает границ. Он проникает за пределы классов, образования, стран и убеждений”....

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....

Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.

В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....

Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"

Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....