Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.
план-конспект урока по истории (10 класс)
Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 45.58 КБ |
vostochnaya_evropa_prirodnaya_sreda_i_chelovek._vostochnye_slavyane_v_vii-ix_vv.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая карта (план)
ЗАНЯТИЕ №
Дисциплина История
Тема занятия Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.
группа
дата
Вид занятия (тип урока) лекция
время | 45 мин.
Цель занятия | учебная выяснить, каким образом выделилась народность славян, охарактеризовать иные народности проживавшие на территории Причерноморья и восточно-европейской равнины |
воспитательная прививать интерес к предмету, воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому нашей страны. | |
развивающая развивать способность студентов к таким мыслительным процессам, как синтез исторических фактов и выявление самых важных из них, также анализ исторических событий, процессов развития государств, действий исторических личностей и развитие логического мышления, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом. | |
Межпредме тные связи | обеспечивающие | школьный курс истории, ранее изученный материал |
обеспечиваемые | общеобразовательные предметы | |
Обеспечение занятия
А. Наглядные пособия
Б. Раздаточный материал
В. Технические средства обучения
Г. Учебные места
Д. Литература: основная А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века
Дополнительная: интернет-ресурсы
Содержание занятия | ||||
№ элемента | Продолжи тельность | Элементы занятия, учебные вопросы | Формы и методы | Добавления,замечания |
1 | 2 мин | Организационный момент: | ||
1.1. Контроль присутствующих | ||||
1.2. Психологический настрой | ||||
2 | 5 мин | Мотивация | ||
2.1. Ознакомление с темой и порядком проведения занятия. | ||||
3 | 25-30 мин | Логическая структура изучения нового материала | ||
3.1. Заселение Восточной Европы | словесный | |||
3.2. Споры о происхождении и прародине славян | ||||
3.3 Готы. Гунны. Тюрки | ||||
3.4. Финно-угорские племена. | ||||
3.5. Аварский и Хазарский каганаты | ||||
3.6. Быт и хозяйство восточных славян | ||||
3.7. Верования | ||||
4 | 5-7 мин | Закрепление полученных знаний | словесный | |
4.1. Закрепление изученного по вопросам темы. | ||||
5 | 3 мин | Подведение итогов | ||
5.1. Оценка знаний студентов по результатам | ||||
5.2. Записи в тетради | ||||
Преподаватель
(подпись)
Тема: Восточная Европа: природная среда и человек.
Восточные славяне в VII—IX вв
Цели занятия
- Учебная: выяснить, каким образом выделилась народность славян, охарактеризовать иные народность проживавшие на территории Причерноморья и восточно-европейской равнины
- Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому нашей страны.
- Развивающая: развивать способность студентов к таким мыслительным процессам, как синтез исторических фактов и выявление самых важных из них, также анализ исторических событий, процессов развития государств, действий исторических личностей и развитие логического мышления, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, П в. н.э.).
В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово".
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская Держава распалась, и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом обшим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягаа" болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанамн (от реки Полота притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования земля полян. Земля полян как указывают летописцы носила такое же название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина "русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финноугорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадьяры (венгры) финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической,', политической, а потом и культурной жизни восточного славянства".
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной cпециальности, слободами.
В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.
Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Тест
Задание #1
Вопрос:
Территория расселения Восточных славян
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) восточная Азия
2) Западная Европа
3) Восточно-Европейская равнина
4) Прибалтика
Задание #2
Вопрос:
Соседи восточных славян
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) германцы
2) римляне
3) хазары
4) галлы
Задание #3
Вопрос:
Государственная религия в Хазарском каганате
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) православие
2) католицизм
3) иудаизм
4) ислам
Задание #4
Вопрос:
Славянское языческое божество
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Аид
2) Аскольд
3) Осирис
4) Ярило
Задание #5
Вопрос:
Ислам стал государственной религией
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Византийской империи
2) Волжской Булгарии
3) Хазарском каганате
4) Скандинавии
Задание #6
Вопрос:
Слова: Ярило, Мокошь, Волос - связаны с
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) религиозными верованиями славян
2) торговым путем "из варяг в греки"
3) местами археологических раскопок
4) территорией расселения славянских племенных союзов
Задание #7
Вопрос:
Народное собрание у восточных славян называлось
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) сходка
2) ополчение
3) вече
4) дума
Задание #8
Вопрос:
Слова: перелог, жито, сошник - связаны с занятием восточных славян
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) охотой
2) рыболовством
3) скотоводством
4) земледелием
Задание #9
Вопрос:
У восточных славян военное формирование из всех мужчин племени называлось
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) вече
2) армия
3) ополчение
4) дружина
Задание #10
Вопрос:
Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI-VIII вв. в степной полосе
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) трехполье
2) двуполье
3) подсечно-огневая
4) переложная
Задание #11
Вопрос:
Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI-VIII вв. в степной полосе
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) трехполье
2) двуполье
3) подсечно-огневая
4) переложная
Задание #12
Вопрос:
Титул правителя Хазарского государства
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) князь
2) архонт
3) царь
4) каган
Задание #13
Вопрос:
Занятие по разведению пчел и получению меда у славян называлось
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) бортничеством
2) кудесничеством
3) батрачеством
4) бондарством
Задание #14
Вопрос:
Распространение у восточных славян в Приднестровье переложной системы земледелия объяснялось
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) плодородностью земель
2) лесистостью края
3) развитием виноградарства
4) использованием плуга
Задание #15
Вопрос:
Распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия объяснялось
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) частыми лесными пожарами
2) использованием плуга
3) плодородием почвы
4) лесистостью края
Задание #16
Вопрос:
Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о каком факте, процессе в жизни восточных славян свидетельствует данный исторический факт.
" Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим".
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) об отсутствии разделения труда между мужчиной и женщиной
2) о сохранении родственно-племенных отношений
3) об утверждении феодальных отношений
4) о складывании государства
Задание #17
Вопрос:
Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о каком факте, процессе в жизни восточных славян свидетельствует данный исторический источник.
" Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания".
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) главным занятием славян были рыболовство и мореплавание
2) среди славян были распространены языческие верования
3) отсутствовали контакты славян с другими странами
4) среди славян утвердилось христианство
Задание #18
Вопрос:
Расположите в хронологической последовательности следующие события, явления.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ расселение балтов и славян на территории Центральной и Восточной Европы.
__ покорение хазарами восточнославянских племен с целью взимания дани
__ превращение ислама в официальную религию Волжской Булгарии
__ распад Тюркского каганата.
Задание #19
Вопрос:
Установите соответствие между терминами и их определениями.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) система обороны от кочевников
2) вера и поклонение многим богам
3) заселение, освоение пустующих земель
4) собирание меда диких пчел
__ колонизация
__ бортничество
__ язычество
Задание #20
Вопрос:
Установите соответствие между государствами - соседями восточных славян и территориями их расположения.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Нижнее Поволжье
2) Среднее Поволжье
3) Северное Причерноморье
4) Балканский полуостров
__ Византийская империя
__ Хазарский каганат
__ Волжская Булгария
Задание #21
Вопрос:
Установите соответствие между именами славянских божеств и силами природы, которые олицетворялись в этих божествах.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) покровитель плодородия
2) повелитель ветра
3) бог Солнца
4) бог грома и молнии
__ Перун
__ Ярило
__ Стрибог
Задание #22
Вопрос:
Установите соответствие между названиями восточнославянских племен и местом их расселения.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Белоруссия
2) Среднее Приднестровье
3) междуречье Оки и Волги
4) районе озера Ильмень
__ поляне
__ дреговичи
__ словене
Задание #23
Вопрос:
Какие названия племен относятся к восточным славянам? Укажите два верных названия из пяти предложенных.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) мурома
2) древляне
3) черемисы
4) вятичи
5) сарматы
Задание #24
Вопрос:
Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите, о каком народе идет речь.
"Издавна <...> жили в низовьях Волги, в дельте и пойме ее. Они занимались не столько скотоводством, сколько виноградарством и рыбной ловлей. Прекрасные голубые протоки среди зеленых лугов и густых зарослей кормили многочисленное население и столицу Итиль, расположенную на острове, образуемой Волгой и ее восточным притоком Ахтубой
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верные ответы: 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 4;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 4;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 4;
11) (1 б.) Верные ответы: 4;
12) (1 б.) Верные ответы: 4;
13) (1 б.) Верные ответы: 1;
14) (1 б.) Верные ответы: 1;
15) (1 б.) Верные ответы: 4;
16) (1 б.) Верные ответы: 2;
17) (1 б.) Верные ответы: 2;
18) (1 б.) Верные ответы:
1;
3;
4;
2;
19) (1 б.) Верные ответы:
3;
4;
2;
20) (1 б.) Верные ответы:
4;
1;
2;
21) (1 б.) Верные ответы:
4;
2;
3;
22) (1 б.) Верные ответы:
2;
1;
4;
23) (1 б.) Верные ответы: 2; 4;
24) (1 б.) Верный ответ: "хазары".
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"
Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...
Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».
Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».
Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...
6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».
Данная публикация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо...
6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».
Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...
Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
При рассмотрении данной темы необходимо познакомить ребят с новыми терминами: «природная среда», «природные условия», «природные ресурсы»: рассмотреть классификацию природных ресурсов (по происхождени...