Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Пархименко Лариса Валерьевна

Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_merzlotnaya_rossiya_9_klass.docx35.22 КБ
Файл prilozhenie_3_2.docx18.71 КБ
Файл prilozhenie_4.docx12.1 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx435.02 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9                                                                            Раздел: Регионы России

Тема: Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

Цели:

  • Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири;
  • Определить ценность территории регионов в связи с богатейшими залежами полезных ископаемых;
  • Определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов;
  • Обсудить экологические проблемы регионов в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов.

Основное содержание: географическое положение, геологическое строение и рельеф Восточной и Северо-Восточной Сибири. Траппы. Полезные ископаемые. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Оймякон – полюс холода России и Северного полушария.

Ценностный компонент урока: уникальность Восточной и Северо-Восточной Сибири как природных регионов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор,   физическая карта России, карта «Экологические проблемы России»,  атласы 8-9 класс.

Методы обучения:

-наглядный;

– частично-поисковый.

-самостоятельной работы.

Учебные пособия: учебник «География России», А.И.Алексеев, М: «Просвещение», 2014,  9 класс

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – практикум

Домашнее задание: п.6, с.28 – 33 ч., с.33 з.3,4,  п.,

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I

Организационный момент.

-Здравствуйте, приготовились все  к уроку, тихонечко садимся.

Подготовка к началу урока

II

Проверка знаний учащихся по пройденной теме

- Сегодня мы с вами продолжим изучение регионов России.

И начнём сегодняшний урок с проверки ваших знаний по пройденной теме.

-Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Мы говорили о двух горных регионах страны, ваша задача сейчас составить образ региона в виде кластера:

1 вариант: Уральские горы

2 вариант: горы Южной Сибири

Алгоритм составления вам известен, приступаем.

-Кто сделал, отложите тетрадь на край стола.

Ответ: Мы давали сравнительную характеристику Урала и гор Южной Сибири – показать на карте.

Слушают задание, выполняют его в тетрадях для проверочных работ (5 минут).

III

Изучение нового материала.

СЛАЙД 3-14

Мотивация изучения темы.

- Изучение новой темы я хочу начать с четверостишия:

«Всем Сибирь и щедра и богата!

Здесь для юности край непочатый

Впрочем, что убеждать вас стихами

Приезжайте…. Увидите сами!»

                                 (Казимир Лисовский)

-На сегодняшнем уроке нам необходимо дать сравнительную характеристику двух регионов: Восточной и Северо-Восточной Сибири.

Запишите в тетради: число, классная работа, тема, дом. задание.

 -И сейчас________введёт нас  в тему урока.

(ученик на основе презентации даёт краткую характеристику региона).

Приложение 1

-Знакомство с данными регионами мы начнём с определения географического положения.

Приложение 1

Общие сведения о территории Восточной Сибири:

-простирается от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Монголией, от левобережья Енисея до водораздельных хребтов Дальнего Востока;

-занимает 1/4 часть площади России;

-расположена в средних и высоких широтах;

-удалена от Атлантического океана;

-ограничена от влияния Тихого океана барьером горных хребтов на Дальнем Востоке.

-Для того чтобы определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов мы с вами разделимся на группы (всего их 5) у вас на столах лежит номер вашей группы и вашего задания.

1 группа  «геологи»

2 группа  «геологи»

3 группа  «геологи»

4 группа  «климатологи»

5 группа  «биогеографы»

Выявить особенности геологического строения и рельефа Восточной Сибири

Выявить особенности геологического строения и рельефа Северо-Восточной Сибири

Доказать тезис «Восточная и Северо-Восточная Сибирь» - важнейшие запасники минеральных ресурсов для нашего государства»

Выявить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири

Охарактеризовать растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири

1 группа:

 Восточная Сибирь в основном находится в пределах  древней Сибирской платформы (кроме Северо-Сибирской  низменности, полуострова Таймыр с г.Бырранга и архипелагом Северная Земля) (показать). 

Древние горные породы выходят на поверхность  в пределах Анабарского щита и Енисейского кряжа (показать).

На остальной территории чередуются магматические и осадочные слои. Во время формирования этой территории в земной коре произошло раскалывание  Сибирской платформы и здесь,  через разломы на поверхность поднималась магма, застывала. Так образовались траппы (в переводе обозначает «лестница»). Самый высокий участок с распространением траппов на платформе – плато Путорана (показать), здесь расположена максимальная абсолютная высота в Восточной Сибири г.Камень (1678 м.). Ступенчатый вид имеют и долины рек крупных и мелких: Енисей,   притоки Енисея и Лены. И благодаря этому В.С. самый богатый регион гидроэнергетическими ресурсами! Рельеф в основном равнинный.

2 группа:

Северо-Восточная Сибирь – это область мезозойской складчатости и рельеф этого региона в основном горный. В неогене и четвертичном периоде образовались многочисленные возрождённые горные хребты, в основном складчато-глыбовые горы, здесь возникли нагорья и плоскогорья (Янское, Эльгинское, Оймяконское, юкагирское), Момский хребет. Максимальная абсолютная  высота в Северо-Восточной Сибири – это г.Победа на хребте Черского (3003 м.) (показать все объекты на карте).

-Это были различия двух регионов. А каковы общие черты?

-В обоих регионах      распространены ледниковые, мерзлотные и эрозионные формы рельефа. Есть небольшие озёра, болота, мощные наледи на реках.

3 группа:

Восточная

Северо-Восточная Сибирь

Осадочные породы (плита Сибирской платформы): -угольные бассейны (Тунгусский, Ленский, Иркутско-Черемховский и др.);

-нефть и газ на Ленско-Тунгузском междуречье, Центральноякутская равнина, северо-Сибирская низменность):

Магматические породы:

-алмазы (месторождения Мирный, Вилюйское плато, Анабарский щит),

-медно-никелевые руды (Норильск);

-золото, графит (Енисейский кряж);

-железные руды,  каменная соль и др.

-золото – это главный регион по его добыче; его месторождения приурочены к речным отложениям;

-серебро (Колымское нагорье);

-олово (р.Яна);

-вольфрам.

Так же здесь встречаются в межгорных впадинах р.Колымы    - каменный уголь.

4 группа:

Восточная

Северо-Восточная Сибирь

На обеих территориях господствует суровый резко континентальный климат (арктический или субарктический  стр.235 учебник).

Осадки - от 300 до 500 мм.в год (немного). Больше всего выпадает на западных склонах плато Путорана (до 800 мм. в год, из за влажных ветров с Атлантики).

г. Диксон-

tя -250C… - 300C  

 tи 00C …+5оC    

Игарка

tя -250C… - 300C    

tи +40C …+12оC    

Якутск

tя -300C… - 400C  

tи +100C …+20оC    

Оймякон

t минимальная  -710C          

t  максимальная  +33оC

Господство многолетней мерзлоты!

  5 группа:

    С   На побережье – арктическая мохово-лишайниковая тундра.

          Птицы - белая куропатка, белая сова, гагара и др., моржи,

           тюлени.

          Субарктический климат – тундра и лесотундра, в Северо-

                Восточной Сибири – область высотной поясности.

               Резкоконтинентальный климат – светлохвойная

                лиственничная тайга (лиственница). Ж. – северный олень,

              лисица, волки, бурый медведь, соболь, ондатра, белка,

    Ю       колонок; птицы – глухарь, клёст, филин, утка.

                Южная часть Восточной Сибири – сосновый бор.

Учитель заслушивает учащихся, дополняет, слайды презентации.

-Спасибо, выступающим.

Благодаря вашей работе мы смогли составить краткую сравнительную характеристику двух регионов Сибири.

Как было отмечено, эти регионы богаты природными ресурсами. Как вы считаете, возникли какие либо  экологические проблемы в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов?

Приложение 3

 

-записывают  число, тему в тетрадь.

-Коллективная работа: атлас физическая карта, учебник с.226-227.

-Запись в тетради

Учащиеся работают в группах  (8 минут).

Затем по одному человеку из группы выступают.

Обсуждение.

Атлас с.26-27, работа в тетради.

Обсуждение.

IV

Итог урока. Оценки.

Закрепление:

-Скажите, что нового для себя вы сегодня узнали на нашем уроке?

.

Молодцы, вы хорошо поработали. Рефлексия.

Приложение 4

 Дома закрепите свои знания, выполнив домашнее задание.

Деградация земель – это ситуация, при которой земля перестает быт такой плодородной, какой она была прежде. Плодородной не только для человека, но и для природы – земля перестаёт выполнять те функции, которыми обладала раньше. Главными причинами деградации земель являются: нерациональные практики ведения сельскохозяйственного производства; перевыпас скота и уничтожение лесного и прочего вегетативного покрова.



Предварительный просмотр:

Проблемы Сибири

Экологию Сибири тяжело оценить однозначно, потому что сам регион занимает огромную территорию, а большая часть промышленных предприятий сосредоточена на маленьких площадях в долинах рек и в котловинах.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ СИБИРИ

Из-за пониженной рассеивающей способности атмосферы воздух и водоёмы больших промышленных городов Восточной Сибири отличаются сильной загрязнённостью. Причём слабый развеивающий потенциал сибирских ветров не учитывался при возведении Братско-Усть-Илимского, Канско-Ачинского и многих других промышленных комплексов.

Города-лидеры по удельному объёму вредных выбросов в атмосферу располагаются именно в Сибири. Первое место в России по уровню выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, принадлежит Красноярскому краю. Экология ХМАО (Ханты-Мансийского автономного округа) и экология Тюменской области также активно отравляются вредными выбросами с промышленных предприятий.

В целом, в Сибири находится 1/3 городов России с наиболее сильной степенью загрязнённости атмосферы. Экология Новосибирска, городов Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), Читы, Ангарска, Омска, экология Иркутска, Норильска, Братска и Абакана в наибольшей степени страдают от загрязнения атмосферы вредными выбросами с промышленных предприятий. Сейчас состояние воздуха в этих городах Сибири можно охарактеризовать как критическое.

К примеру, экология Братска серьёзно страдает от вредных газовых выбросов в атмосферу с лесопромышленного комплекса и алюминиевого завода. Концентрация вредных выбросов метилмеркаптана и бензапирена во время выбросов зачастую превосходит предельно допустимые нормы более чем в 100 раз. Показатели по сероводороду, а также двуокиси азота в это же время превышают ПДК в 15 – 25 раз. Загрязнение воздуха Братска отрицательно сказалось на здоровье его населения: в последнее время участились случаи возникновения онкологических заболеваний.

Экология Сибири страдает не только из-за низкой рассеивающей способности ветров, но и в результате того, что основная масса промышленных объектов не реализует малоотходную переработку природных ресурсов, оснащена устаревшими системами очистных сооружений. В итоге предприятие теряет огромное количество сырьевого материала, и степень загрязнения окружающей среды всё возрастает и возрастает.

Промышленным предприятием – лидером по вкладу в загрязнение атмосферы России, в целом, и Сибири, в частности, является Норильский промышленный комплекс. Каждый год Норильский никель выпускает в атмосферу Красноярского Заполярья свыше 2000000 тонн диоксида серы. Правда, треть от этого объёма улавливается очистными сооружениями.

Норильску принадлежит 10% от общероссийского объёма вредных выбросов в атмосферу с промышленных предприятий. Плохая экология Норильска привела к гибели лесов на территории общей площадью 600000 Га вокруг города. Отрицательное влияние сернистых выбросов норильских металлургических комбинатов имеет глобальный характер. Загрязнение атмосферы диоксидом серы распространяется не только на соседние для Норильска территории, но и на Скандинавские страны.

Экология ХМАО ухудшается из-за продуктов горения, образующихся в результате сжигания в факелах миллиардов кубометров нефтяного газа.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ В СИБИРИ

Качество подземных и поверхностных вод Сибири подвергается постоянному отрицательному влиянию со стороны геологоразведочной деятельности, эксплуатации огромного числа месторождений полезных ископаемых, функционирования промышленных предприятий и деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Сильнейшее загрязнение поверхностных вод Сибири отмечено в Обь-Иртышском бассейне. Концентрация вредных веществ (нефтепродуктов, фенолов, солей тяжёлых металлов) здесь превышает предельно допустимые нормы в несколько десятков раз.

Из-за плохого экологического состояния сибирских рек в них значительно снизилась численность ценных видов рыб. К примеру, каждый год запасы рыбы в одном только Обь-Иртышском бассейне сокращаются на 30000 – 35000 тонн.

Река Томь собирает загрязнённые сточные воды жилищно-коммунальных хозяйств шахтёрских городов, расположенных на территории Кузбасса, а также стоки с угледобывающих объектов, отходы огромного числа химических и агрохимических производств, плохо очищенные сточные воды самых крупных предприятий чёрной металлургии: Кузнецкого металлургического комбината и Западно-Сибирского металлургического комбината. 80% сточных вод, подвергающихся очистке, всё равно не соответствует санитарным нормам, т.е. работа очистных сооружений на предприятиях Сибири недостаточна эффективна. В результате, река Томь, а также её притоки активно загрязняются органическими веществами, сульфатами, соединениями азота и фосфора, нефтепродуктами, цианидами, сероводородом, солями тяжёлых металлов, хлоридами, железом, углеводородами, фтором, ртутью и мышьяком. Их концентрация в реке и притоках намного превышает предельно допустимые значения.

Экологическое состояние рек, принадлежащих Ангарско-Енисейскому бассейну, также вызывает опасения специалистов. Серьёзно загрязнены все реки Сибири, протекающие в районе промышленных центров. Критическая экологическая ситуация с концентрацией соединений меди в устье реки Щучья. Река Щучья вбирает в себя сточные воды Норильского промышленного комбината, содержание соединений меди в которых в тысячу раз превышает предельно допустимую норму.

Братское водохранилище активно загрязняется ртутью. Поступает это вредное вещество в воду с АО «Усольхимпром» и «Саянскхимпром». На сегодняшний день осадки Братского водохранилища, содержащие ртуть, представляют собой большие техногенные месторождения, которые постепенно разлагаются в воде.

Ещё одной экологической проблемой Сибири является скопление плавающей древесины в Братском водохранилище, Красноярском водохранилище и Усть-Илимском водохранилище. После того как объём этой плавающей древесины достиг значения в 3500000 кубометров, содержание фенола в воде в 7 – 10 раз превысило предельно допустимую норму.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ СИБИРИ

Экологическое состояние почв Сибири тоже вызывает опасение у специалистов. Во-первых, значительно расширилась площадь нарушенных и деградированных земель; во-вторых, почва Сибири постоянно загрязняется бытовым мусором и отходами с промышленных предприятий; в-третьих, изменению подвергся сам генезис почвы.

В некоторых районах Сибири произошло подтопление с/х земель и деревень в результате повышения уровня грунтовых вод.

В почве промышленных площадок АО «Усольхимпром» и «Саянскхимпром» скопились отходы, насыщенные ртутью.

Почва в склонах берегов Братского водохранилища выветривается – земли берегов, напротив, подвергаются излишнему увлажнению.



Предварительный просмотр:

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным

1. На уроке я работал                                  

2. Своей работой на уроке я                        

3. Урок для меня показался                        

4. За урок

5. Мое настроение                                        

6. Материал урока мне был        

                 

7. Домашнее задание мне кажется            

активно / пассивно

 доволен / не доволен

коротким / длинным

я  не устал / устал

стало лучше /стало хуже

понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен

легким / трудным                                                          интересным/не интересным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточная и Северо-Восточная Россия 1

Слайд 2

Средняя (Восточная ) Сибирь Северо- Восточная Сибирь 2

Слайд 3

м.Челюскин 3

Слайд 4

Полуостров Таймыр 4

Слайд 5

Полуостров Таймыр 5

Слайд 6

мыс Челюскин 6

Слайд 7

р. Лена 7

Слайд 8

р. Лена 8

Слайд 9

р.Енисей 9

Слайд 10

р.Енисей в Красноярске 10

Слайд 11

Ландшафты 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Конспект урока по географии "Леса России"

Конспект урока составлен по методике критического мышления...

Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани

Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани. 8 класс....

Урок по географии "Реки России"

познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...

Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.

Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...

Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"

Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"...

Урок Восточная и Северо- Восточная Сибирь

в разработке представлена технологическая карта урока...