Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_merzlotnaya_rossiya_9_klass.docx | 35.22 КБ |
prilozhenie_3_2.docx | 18.71 КБ |
prilozhenie_4.docx | 12.1 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 435.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9 Раздел: Регионы России
Тема: Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.
Цели:
- Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири;
- Определить ценность территории регионов в связи с богатейшими залежами полезных ископаемых;
- Определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов;
- Обсудить экологические проблемы регионов в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов.
Основное содержание: географическое положение, геологическое строение и рельеф Восточной и Северо-Восточной Сибири. Траппы. Полезные ископаемые. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Оймякон – полюс холода России и Северного полушария.
Ценностный компонент урока: уникальность Восточной и Северо-Восточной Сибири как природных регионов.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, физическая карта России, карта «Экологические проблемы России», атласы 8-9 класс.
Методы обучения:
-наглядный;
– частично-поисковый.
-самостоятельной работы.
Учебные пособия: учебник «География России», А.И.Алексеев, М: «Просвещение», 2014, 9 класс
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок – практикум
Домашнее задание: п.6, с.28 – 33 ч., с.33 з.3,4, п.,
Деградация земель – это ситуация, при которой земля перестает быт такой плодородной, какой она была прежде. Плодородной не только для человека, но и для природы – земля перестаёт выполнять те функции, которыми обладала раньше. Главными причинами деградации земель являются: нерациональные практики ведения сельскохозяйственного производства; перевыпас скота и уничтожение лесного и прочего вегетативного покрова.
Предварительный просмотр:
Проблемы Сибири
Экологию Сибири тяжело оценить однозначно, потому что сам регион занимает огромную территорию, а большая часть промышленных предприятий сосредоточена на маленьких площадях в долинах рек и в котловинах.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ СИБИРИ
Из-за пониженной рассеивающей способности атмосферы воздух и водоёмы больших промышленных городов Восточной Сибири отличаются сильной загрязнённостью. Причём слабый развеивающий потенциал сибирских ветров не учитывался при возведении Братско-Усть-Илимского, Канско-Ачинского и многих других промышленных комплексов.
Города-лидеры по удельному объёму вредных выбросов в атмосферу располагаются именно в Сибири. Первое место в России по уровню выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, принадлежит Красноярскому краю. Экология ХМАО (Ханты-Мансийского автономного округа) и экология Тюменской области также активно отравляются вредными выбросами с промышленных предприятий.
В целом, в Сибири находится 1/3 городов России с наиболее сильной степенью загрязнённости атмосферы. Экология Новосибирска, городов Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), Читы, Ангарска, Омска, экология Иркутска, Норильска, Братска и Абакана в наибольшей степени страдают от загрязнения атмосферы вредными выбросами с промышленных предприятий. Сейчас состояние воздуха в этих городах Сибири можно охарактеризовать как критическое.
К примеру, экология Братска серьёзно страдает от вредных газовых выбросов в атмосферу с лесопромышленного комплекса и алюминиевого завода. Концентрация вредных выбросов метилмеркаптана и бензапирена во время выбросов зачастую превосходит предельно допустимые нормы более чем в 100 раз. Показатели по сероводороду, а также двуокиси азота в это же время превышают ПДК в 15 – 25 раз. Загрязнение воздуха Братска отрицательно сказалось на здоровье его населения: в последнее время участились случаи возникновения онкологических заболеваний.
Экология Сибири страдает не только из-за низкой рассеивающей способности ветров, но и в результате того, что основная масса промышленных объектов не реализует малоотходную переработку природных ресурсов, оснащена устаревшими системами очистных сооружений. В итоге предприятие теряет огромное количество сырьевого материала, и степень загрязнения окружающей среды всё возрастает и возрастает.
Промышленным предприятием – лидером по вкладу в загрязнение атмосферы России, в целом, и Сибири, в частности, является Норильский промышленный комплекс. Каждый год Норильский никель выпускает в атмосферу Красноярского Заполярья свыше 2000000 тонн диоксида серы. Правда, треть от этого объёма улавливается очистными сооружениями.
Норильску принадлежит 10% от общероссийского объёма вредных выбросов в атмосферу с промышленных предприятий. Плохая экология Норильска привела к гибели лесов на территории общей площадью 600000 Га вокруг города. Отрицательное влияние сернистых выбросов норильских металлургических комбинатов имеет глобальный характер. Загрязнение атмосферы диоксидом серы распространяется не только на соседние для Норильска территории, но и на Скандинавские страны.
Экология ХМАО ухудшается из-за продуктов горения, образующихся в результате сжигания в факелах миллиардов кубометров нефтяного газа.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ В СИБИРИ
Качество подземных и поверхностных вод Сибири подвергается постоянному отрицательному влиянию со стороны геологоразведочной деятельности, эксплуатации огромного числа месторождений полезных ископаемых, функционирования промышленных предприятий и деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Сильнейшее загрязнение поверхностных вод Сибири отмечено в Обь-Иртышском бассейне. Концентрация вредных веществ (нефтепродуктов, фенолов, солей тяжёлых металлов) здесь превышает предельно допустимые нормы в несколько десятков раз.
Из-за плохого экологического состояния сибирских рек в них значительно снизилась численность ценных видов рыб. К примеру, каждый год запасы рыбы в одном только Обь-Иртышском бассейне сокращаются на 30000 – 35000 тонн.
Река Томь собирает загрязнённые сточные воды жилищно-коммунальных хозяйств шахтёрских городов, расположенных на территории Кузбасса, а также стоки с угледобывающих объектов, отходы огромного числа химических и агрохимических производств, плохо очищенные сточные воды самых крупных предприятий чёрной металлургии: Кузнецкого металлургического комбината и Западно-Сибирского металлургического комбината. 80% сточных вод, подвергающихся очистке, всё равно не соответствует санитарным нормам, т.е. работа очистных сооружений на предприятиях Сибири недостаточна эффективна. В результате, река Томь, а также её притоки активно загрязняются органическими веществами, сульфатами, соединениями азота и фосфора, нефтепродуктами, цианидами, сероводородом, солями тяжёлых металлов, хлоридами, железом, углеводородами, фтором, ртутью и мышьяком. Их концентрация в реке и притоках намного превышает предельно допустимые значения.
Экологическое состояние рек, принадлежащих Ангарско-Енисейскому бассейну, также вызывает опасения специалистов. Серьёзно загрязнены все реки Сибири, протекающие в районе промышленных центров. Критическая экологическая ситуация с концентрацией соединений меди в устье реки Щучья. Река Щучья вбирает в себя сточные воды Норильского промышленного комбината, содержание соединений меди в которых в тысячу раз превышает предельно допустимую норму.
Братское водохранилище активно загрязняется ртутью. Поступает это вредное вещество в воду с АО «Усольхимпром» и «Саянскхимпром». На сегодняшний день осадки Братского водохранилища, содержащие ртуть, представляют собой большие техногенные месторождения, которые постепенно разлагаются в воде.
Ещё одной экологической проблемой Сибири является скопление плавающей древесины в Братском водохранилище, Красноярском водохранилище и Усть-Илимском водохранилище. После того как объём этой плавающей древесины достиг значения в 3500000 кубометров, содержание фенола в воде в 7 – 10 раз превысило предельно допустимую норму.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ СИБИРИ
Экологическое состояние почв Сибири тоже вызывает опасение у специалистов. Во-первых, значительно расширилась площадь нарушенных и деградированных земель; во-вторых, почва Сибири постоянно загрязняется бытовым мусором и отходами с промышленных предприятий; в-третьих, изменению подвергся сам генезис почвы.
В некоторых районах Сибири произошло подтопление с/х земель и деревень в результате повышения уровня грунтовых вод.
В почве промышленных площадок АО «Усольхимпром» и «Саянскхимпром» скопились отходы, насыщенные ртутью.
Почва в склонах берегов Братского водохранилища выветривается – земли берегов, напротив, подвергаются излишнему увлажнению.
Предварительный просмотр:
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным | 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным | 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным | 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным я не устал / устал стало лучше /стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/не интересным |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средняя (Восточная ) Сибирь Северо- Восточная Сибирь 2
м.Челюскин 3
Полуостров Таймыр 4
Полуостров Таймыр 5
мыс Челюскин 6
р. Лена 7
р. Лена 8
р.Енисей 9
р.Енисей в Красноярске 10
Ландшафты 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."
Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...
Конспект урока по географии "Леса России"
Конспект урока составлен по методике критического мышления...
Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани
Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани. 8 класс....
Урок по географии "Реки России"
познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...
Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.
Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...
Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"
Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"...
Урок Восточная и Северо- Восточная Сибирь
в разработке представлена технологическая карта урока...