Методические рекомендации по проведению групповой консультации
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по проведению групповой консультации по теме: «Принятие управленческих решений» по дисциплине: Менеджмент специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)
РАССМОТРЕНО На заседании цикловой (предметной) комиссии ___________________________________________ _________________________________дисциплин Протокол № __ от «___» _________20__ г. Председатель __________________________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _______________Н.В.Ильина «___» _____________ 20__ г. |
Методические рекомендации
по проведению групповой консультации
по теме: «Принятие управленческих решений»
по дисциплине: Менеджмент
специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)
Аннотация
Иногда считают, что консультации не требуют от преподавателя особой подготовки, что он всегда готов ответить на вопросы слушателей. Опыт показывает, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки будущих специалистов к решению конкретных задач управления. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения групповой консультации, ее значение для студента заочника. Моя работа будет хорошим методическим материалом для начинающего преподавателя и для опытного педагога в зависимости от специфики обучаемого контингента, особенностей организации учебного процесса.
Содержание
1.Введение
2.Характеристика и рекомендации по проведению консультаций
3.План проведения групповой консультации
4.Заключение
5.Список используемой литературы.
Введение
Преимущество групповой консультации перед другими формами занятий в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятий к практическим интересам студентов, обучающимся без отрыва от производства, она позволяет в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучающимся. Основным содержанием консультации является разъяснение отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы. Нашим студентам это особенно важно, так как они самостоятельно в межсессионный период должны будут изучить весь программный материал, выполнить контрольные задания. Опыт показал, что они нуждаются в таких консультациях. В колледже консультации проводятся в индивидуальной и групповой формах. Это определяется учебным планом специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации в календарно-тематическом плане и соответственно провести по графику учебного процесса. Успех обучения заочников, главным образом зависит от их трудолюбия и умения самостоятельно работать с литературой, самостоятельно изучать учебный материал. Практика работы показывает, что многие заочники, особенно в первый период обучения, испытывают больше трудности в самостоятельной работе. Хорошо известно, насколько ограничены временем заочники, и поэтому правильная организация умственного труда и экономия времени для них является делом первостепенной важности.
Дисциплина Менеджмент специальности Коммерция (по отраслям) изучается на первом курсе, поэтому такое большое внимание я уделяю групповой консультации в межсессионный период.
Характеристика и рекомендации проведения групповой консультации
Для проведения консультации важно правильно выбрать тему консультации. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов задолго до проведения занятий. Я определяю тему консультации при составлении рабочей программы, самостоятельной работы студента и разработке календарно-тематического плана. Для проведения консультации я выбрала одну из важных тем дисциплины «Менеджмент»:
-Принятие управленческих решений.
Принятие решений – это один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера в процессе управления. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность руководства, а следовательно т эффективность работы организации. В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и будет являться решением. Будущий менеджер по продажам сталкивается ежедневно с разными проблемами и надо сделать правильно выбор. Это ответственная работа.
Управленческое решение – результат творческого, целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора и реализации путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с поставленной целью. Тема очень актуальна на современном этапе. Студентам предлагается изучить эту тему самостоятельно, составить конспект по вопросам
-Понятие управленческого решения,
-Виды управленческих решений,
-Требования, предъявляемые к управленческим решениям,
-Основные этапы разработки принятия и реализации управленческих решений.
Нацеливаю студентов на сбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях из области их деятельности. Каждый студент должен представить не менее двух конкретных вариантов. Что это дает? Студенты работают в разных сферах деятельности, на разных предприятиях, подчинены разным руководителям. Получается широкий выбор управленческих решений обладающих различными характеристиками. И во время занятий на лабораторно-экзаменационной сессии есть возможность сделать оценку управленческого решения: подвести экономические, социальные, нравственные итоги, установить уровень достижения цели, определить степень решения проблемы, выявить передовой опыт, инновационную деятельность и т.д.
Во время самостоятельной работы над учебным материалом студенты должны составить перечень основных, важных для их деятельности вопросов, а также вопросов, которые задает преподаватель для будущего обсуждения. На консультации. Меня всегда в данной теме интересует методика принятия управленческих решений.
Любые решения, которые принимаются в рамках организации имеют свои последствия, как положительные, так и отрицательные.
Управленческое решение – психологический процесс, где не всегда срабатывает логика или интуиция. В самом ходе решения переплетаются и социальные установки и личностные перемены, и интуиция, и эмоции. Студенты имеют возможность собрать материал по разным методикам принятия управленческих решений.
Во время консультации студенты отвечая на поставленные вопросы актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретном случае. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый слушатель мог, не стесняясь задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.
Весьма полезным будет участие в консультации специалистов – выпускников. Так в 2012 году на консультации приняли участие Садов А
- фермер, Аникина А – предприниматель.
Это был хороший опыт выяснения правильности подхода к решению практических вопросов. При проведении консультаций рекомендуется шире использовать наглядные пособия, знакомить студентов с нормативными и руководящими документами, можно проводить с применением видеотехники.
В зависимости от темы и целей занятия, характера изучаемого материала, конкретных дидактических задач, выбираются и соответствующие формы ее организации и проведения:
- Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы слушатели задают преподавателю вопросы. Ответам может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель;
-Можно провести консультацию по заранее собранным от слушателей вопросам в письменном виде.
При этом первая часть занятия проводится в виде лекции, которую преподаватель строит в форме ответов на вопросы слушателей дополняя и развивая их по своему усмотрению.
Вторая часть занятия состоит из ответов на устные вопросы, свободного обмена мнениями.
-Аналогично проводятся консультации по самостоятельно изученному материалу. В заключении преподаватель обобщает практику применения рассматриваемых материалов.
-Консультация по передовому опыту проводится в форме ответов на вопросы, которые возникают после прослушивания доклада специалиста предприятия. Для того чтобы слушатели могли лучше подготовиться, до занятия им раздают материал доклада с таблицами и диаграммами. После ответов на вопросы преподаватель делает общее заключение по данному материалу.
-Консультации в форме пресс-конференции проводится с привлечением специальных консультантов по комплексным проблемам.
-Программированные консультации, т.е. преподаватель сам предлагает вопросы слушателям.
Во время обсуждения сами студенты, могут отвечать на вопросы своих сокурсников, таким образом можно организовать дискуссию.
Опыт моей работы с заочниками показывает, что консультация в любой форме имеет большое значение т.к. она приближает к практическим интересам: учебный материал лучше запоминается, уровень знаний повышается, специалист приобретает больше возможностей адаптации во внешней среде.
План групповой консультации
Дисциплина – Менеджмент
Тема урока – Принятие управленческих решений
Вид урока – Обобщение и систематизация знаний
Цель методическая- создание условий для формирования знаний, умений, развития способностей и воспитания качеств личности.
Цели урока: -образовательная – закрепление знаний и формирование умений;
- развивающая – развитие управленческого мышления, профессиональной мотивации к дальнейшему изучению программы материала, развитие речи.
- воспитательная – формирование эффективного менеджера.
Студент должен знать: типы решений, требования к решениям, методику принятия эффективного решения;
Уметь: принимать эффективные решения.
-Наглядные пособия и технические средства к уроку – Альбом наглядных пособий, микроплакаты.
-Межпредметные и внутрипредметные связи – Экономика организации, система методов управления.
Ход консультации
1.Организационный момент ;
2.Сообщение цели консультации;
3.Оперативная проверка знаний студентов.
Вопросы для контроля знаний
1.Что из указанного списка относится к классификации управленческих решений:
а) стратегические решения;
б) производственные;
в) кадровые;
г) конкурентоспособные;
д) единоличные;
е) реалистичные.
2.Что из перечисленного относится к требованиям эффективного управленческого решения:
а) универсальность ;
б) своевременность;
в) ясная цель;
г) конкретность;
д) дальновидность.
3.Что представляет собой процедура подготовки и принятия управленческих решений:
а) документальное оформление принятого решения ;
б) распределение ответственности и полномочий в процессе подготовки и принятия решения;
в) последовательность этапов подготовки и принятия решения с указанием их содержания и исполнителей;
г) построение дерева целей;
4.Выработка решения состоит из следующих этапов
а) диагностика проблемы, формирования критериев и ограничений, разработка и оценка альтернатив, выбор альтернативы;
б) анализ ситуации, оценка проблемы, определение критериев выбора, разработка вариантов решения, выбор наилучшего варианта, согласование, организация выполнения решения ;
в) оценка альтернатив, выбор альтернативы ;
5.Что из названного относится к этапу выполнения принятого решения:
а) доведение заданий до исполнителей;
б определение необходимых ресурсов;
в) определение влияния внешней среды;
г) определение сроков выполнения решения;
4.Корректировка знаний студентов
5.Ответы на вопросы студентов
6.Инструктаж для выполнения заданий
7.Самостоятельная работа студентов
Задание 1
Владельцу скоропортящегося груза необходимо принять одно из двух решений: страховать или не страховать перевозимый груз. Риск заключается в том, что перевозка осуществляется на дальнее расстояние и в автотранспорте возможен выход из строя одной из холодильных установок с вероятностью 0,2 и перевозимый груз может испортиться.
Если груз застраховать, то в случае его потери владелец 2000ден. ед. Если же поломки не возникнет, он потеряет 100ден.ед. потраченных на страховой полис.
Если груз не застраховать, то в случае поломки холодильной установки теряется его стоимость 1900ден.ед, при благополучном же исходе владелец может распорядиться суммой 100ден.ед., сэкономленной на страховом полисе. Принять решение.
Задание 2
В результате усиления позиций конкурентов у Вашего предприятия возникли сложности со сбытом картофеля. Имеются следующие варианты решения задачи:
1)Снизить производство картофеля с 4500т до 4000т (потери при этом составят 11500 ден.ед.);
2)Усовершенствовать организацию реализации картофеля (создание маркетинговой службы), в этом случае потери дохода составят 11380 ден.ед;
3)Усилить рекламную компанию (в этом случае затраты на единицу продукции возрастут на 3,8д.ед.)
Определить факторы, влияющие на принятие решения; рассчитать доходность; выбрать окончательное решение; сформировать выводы.
Задание 3.
Предприятие произвело 25380ц молока. Для того, чтобы серьезно противостоять конкурентам, вам предстоит сделать выбор:
1)Снизить цену на продукцию на 8% (тогда прибыль от продаж одного центнера молока сократится с 3250руб до 2800руб.)
2)Усилить рекламу и увеличить сеть сбытовых организаций (рекламные затраты на 1ц возрастут с 1350руб до 1580руб, а сбытовые с 550руб до 1050руб)
Определить: а)факторы, которые будут учитываться при принятии решения и перечень возможных альтернатив;
б) рассчитать доходность;
в) принять единственное решение.
7) Подведение итогов
8) Задание на дом
9) Литература рекомендуемая для студентов:
1. Казначевская Г.Б. менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Ростов-на Дону, Феникс, 2011
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Москва, Академия, 2009
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: практикум: учебник пособие-М.: Академия, 2010.
Заключение
В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам студента с учетом имеющегося опыта и степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.
Так как студент заочник должен самостоятельно освоить 75% учебной программы дисциплины «Менеджмент», возникает необходимость в появлении непонятных вопросов. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для заочника в учебном процессе играют как вспомогательную так и самостоятельную роль.
В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций, составила план проведения по одной из тем учебной программы дисциплины менеджмент.
В результате проведения консультаций мы достигаем следующие задачи:
-убеждение студентов в необходимости обучения;
-возбуждение интереса к конкретной дисциплине;
-активизация познавательной деятельности;
-снять вопросы, выявить ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвратить неправильное применение его на практике;
-закрепление полученных знаний и совершенствование умений их практического применения;
-создать условия для изучения и творческого освоения передового опыта, активного обмена знаниями и опытом между студентами;
-применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).
Таким образом консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов в учебном процессе профессионального обучения.
Используемая литература
1.Методическая разработка преподавателя –Учебно-методический центр среднего профессионального образования, Москва, 2003
2.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. –Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях – М.: мастерство, 2001
3.сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003
4.Хуторской А.В. Современная дидактика, - СПБ, Патер, 2001
5.Методические рекомендации по разработке частных методик /Сост.Л.П.Давыдова, М.: УМК МСХ РСФСР, 1981.
6.Щепотан А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое беспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях М.: ИПР СПО, 2002
7.Применение методов действия – сборник методик, УМЦ СПО Москва, 2001
8.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997
9.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991
10.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения
Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения ...
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи
Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обста...
Методические рекомендации к проведению консультаций по учебной дисциплине «Химия»
Методические рекомендации к домашнему обучению на учебной дисциплине «Химия»...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау
В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми»
Цель: передача знаний, повышение его компетенции в вопросах проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....