Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
методическая разработка (обществознание ) по теме

Нестерова Марина Георгиевна

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.

Содержат описание  технологии  применения  формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балейский филиал ГОУ СПО « Читинский педагогический колледж»

                

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

                                                                                             Нестерова Марина Георгиевна,        

                                                                                                             преподаватель социально –

                                                                                                             гуманитарных дисциплин.        

               

2012 год.

        Нестерова М. Г.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.

Содержат описание  технологии  применения  формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.

Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.

Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит разделение  функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.

Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.

Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.

Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.

Для работы в группах характерными признаками являются:

Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).

Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).

Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).

Равноправное участие каждого в работе группы.

Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).

Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

Определить цели и задачи урока:

какие знания учащиеся должны усвоить;

какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

какими компетенциями должны овладеть;

какие качества будут проявлять;

какие чувства будут выражать;

как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.

Продумать методы создания групп.

Выбрать помощников (руководителей групп).

Определить этапы работы групп.

Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.

Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).

Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.

Рекомендации по созданию групп.

Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфике задания.

Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые учащиеся находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.

Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.

Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж.

Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.

Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.

Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.

С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно  ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.

Необходимо выдерживать график работы групп.

Выступление групп и их отчет о проделанной работе.

Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

Что удалось сделать?

Почему?

Что не удалось сделать?

Почему?

Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).

Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Изучая  на 1 курсе на уроках обществознания тему "Цивилизации прошлого", были подготовлены уроки с использованием групповой работы учащихся. Были созданы 4 группы, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:

1 группа – Древние цивилизации Востока

2 группа – Древние цивилизации Европы

3 группа – Цивилизация эпохи средневековья

4 группа – Индустриальная цивилизация.

Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2-3 недели до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.

Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты, кроссворды)

 Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить новый материал (например, историческое лото).

На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы учащихся  слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).

Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.

Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.

Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют, оценивая их работу.

Каждая группа подводит итоги по теме урока,  тезисно их записывает, а затем выступает.

Так формулируется общий вывод, итог урока.

В конце урока учащиеся высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.

Если позволяет время демонстрируют творческие задания.

В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и оценивает   работу не только экспертной группы, но и каждого на уроке.

В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке.

Анкетирование учащихся показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.

Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки,  взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.

Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.

Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.

Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций,   формирования гуманистического мировоззрения.

Рекомендуемая литература:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации к организации итоговой коллективной работы на тему "Русский изразец"

Примерное описание рекомендаций при выполнении коллективной работы по разделу "Русский изразец"...

Ассоциативные методы коллективной мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем обр...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

Групповые методы работы на уроках истории и обществознания в общеобразовательных организациях

В статье рассказывается  о групповых методах работы  на уроках истории и обществознания....

Рецензии на методическую разработку "Применение активных методов познавательной деятельность на уроках истории и обществознания"

          ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ПРЕПОДАВАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ, ИМЕЮЩЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ АПРОБАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ...