программа факультативного курса "Лоскутная радуга"
рабочая программа (6 класс) по теме
программа расчитана на год обучения с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_loskutnaya_raduga.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
директор «Специальной (коррекционной)
школы – интернат VIII вида
Горелая Т.Н.
Программа
по факультативному курсу
« Лоскутная радуга»
( для учащихся с тяжелой
умственной отсталостью)
Составила:
учитель: Гончарова Е.В.
о. Муром 2013 год.
Пояснительная записка
Программа предназначена для преподавания лоскутного шитья как профильного курса трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями (для детей с тяжелой умственной отсталостью).
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
В программу включены материал по изготовлению простых техник по изготовлению лоскутного шитья, а также разделы предмета « Швейное дело» по машиноведению, материаловедению, конструированию, позволяющие закрепить знания и применить их при изготовлении простых лоскутных изделий.
Работа с лоскутками – занятие увлекательное. Из лоскутков можно выполнить простые изделия декоративного плана и бытового назначения. Некоторые из них могут стать настоящими произведениями искусства. Польза и красота, обычное, в сущности, шитье и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – так можно охарактеризовать изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.
Уроки по предмету воспитывают вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и, что самое важное, - создавать прекрасное помогают ощущать себя мастером и творцом.
Программа разработана так, чтобы учащиеся, изучая учебный материал, выполняли сначала простые образцы, обрабатывая их приемы и технику выполнения, а затем переходили к изготовлению более сложной работы (индивидуальных или групповых творческих работ). Последовательность тем по программе определяется усложнением материала в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направить процесс обучения не только на накопление знаний, умений по лоскутному шитью, но и максимальное использование физических возможностей и умственных способностей учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда.
Цель программы:
Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий. В основу изучения курса лоскутного шитья положен принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ, что дает возможность развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, желание осваивать лоскутную технику изготовления простых лоскутных изделий
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на год обучения.
( для детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте 10-12 лет 1 час а в неделю, для детей 13 – 14 лет – 2 часа в неделю) )
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, диванная подушка, грелка на чайник, лоскутная сумка, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках, (на базе школы)
Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-элементарные знания в области лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Литература
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
Календарно – тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
I четверть | 24 часа | |
1. | Вводное занятие | 1. |
2. | Беседа о лоскутной технике изготовления швейных изделий | 1. |
3. | Инструменты и приспособления в лоскутном шитье | 1 |
4. | Работа с бумагой, изготовление аппликации | 3 |
5. | Работа с кусочками ткани, выполнение аппликации из ткани |
6 |
6. | Ручные стежки и строчки в лоскутной технике | 3 |
7. | Изготовление шаблонов | 1 |
8 | Пошив фартука из квадратов по технике « шахматка» | 8 |
II четверть | 28 часов | |
1. | Вводное занятие. Подготовка лоскутков к работе | 1 |
2. | Техника « Полосы» (узор блока прямоугольник) Изготовление образца | 9 |
3. | Изготовление прихватки из полос | 12 |
4. | Техника « Треугольники» (узор блока квадрат). Изготовление образца | 6 |
III четверть | 30 часов | |
1. | Вводное занятие | 1. |
2. | Виды простых хлопчатобумажных тканей. Ткани для изготовления грелки на чайник | 1 |
3. | Изготовление грелки на чайник с фрагментами лоскутного шитья | 18 |
4. | Отделка готового изделия | 1 |
5. | Изготовление подставки под горячее. | 8 |
6. | Отделка готового изделия | 1 |
IV четверть | 27 часов | |
1. | Вводное занятие | 1 |
2 | Технология изготовления сиденья для табурета | 12 |
3 | Изготовление лоскутной сумки | 14 |
Программа факультатива « Лоскутная радуга»
(для детей с тяжелой умственной отсталостью)
I четверть (24 часа)
Тема: Вводное занятие (1 час).
Цели и задачи обучения. Мастерская, ее назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасной работы.
Тема: Беседа о лоскутной технике изготовления швейных изделий. ( 1 час)
Демонстрация лоскутных изделий. Рассказ о мастерицах – лоскутницах с использованием книг по лоскутному шитью « От ремесла к искусству»,, «Волшебный лоскуток».
Тема: Инструменты и приспособления в лоскутном шитье (1 час)
Технические сведения:
Инструменты: ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. Правила безопасной работы с инструментами. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.
Умения и приемы работы:
Выбор игл и ножниц с учетом материала, подбор наперстка.
Практическая работа:
Вырезание деталей различной геометрической формы ( квадрат, треугольник, круг) для дальнейшего использования в изготовлении лоскутных изделий.
Тема: Работа с бумагой, изготовление аппликации (3 часа)).
Технические сведения:
Бумага, получение бумаги. Виды и свойства бумаги, применение бумаги.
Клей, его свойства, применение. Организация рабочего места при работе с бумагой и клеем.
Умения и приемы работы:
Ориентировка в задании по образцу, анализ образца с помощью учителя. Определение качества выполненных работ.
Практическая работа:
Приемы складывания бумаги, резание бумаги по прямым и закругленным линия. Разрывание бумаги по сгибу, по контуру Складывание бумаги пополам. По диагонали, по намеченной линии, отгибание на заданную величину.
Тема: Работа с кусочками ткани, выполнение аппликации из ткани ( 6 часов).
Технические сведения:
Ткань, виды ткани, простые свойства тканей, применение тканей.
Организация рабочего места при работе с тканью и клеем
Умения и приемы работы:
Ориентировка в задании по словесным инструкциям учителя, анализ образца с помощью учителя. Определение качества выполненных работ.
Практическая работа:
Выкраивание деталей аппликации по готовым шаблонам, Составление эскиза будущей аппликации, наклеивание деталей на основу ( ткань)
Тема: Ручные стежки и строчки в лоскутной технике ( 3 часа)
Технические сведения:
Обметочные, крестообразные стежки и строчки. Применение. Технические условия.
Умения и приемы работы:
Технологическая последовательность выполнения стежков и строчек. Качество выполнения стежков и строчек. Ориентировка в задании по словесной инструкции учителя и по образцу.
Практическая работа:
Работа с картоном, разметка мест прокола иглой. Выполнение обметочных и крестообразных стежков и строчек на картоне и кусочках ткани, закрепление нитки в строчке.
Тема: Изготовление шаблонов (1 час)
Технические сведения:
Назначение шаблонов, порядок изготовления шаблонов, варианты шаблонов.
Умения и приемы работы:
Ориентация в задании по образцу, определение качества выполненной работы.
Практическая работа:
Изготовление шаблонов.
Тема: Пошив фартука из квадратов по технике « шахматка» (8 часов)
Технические сведения:
Выбор рисунка передника с помощью учителя. Подбор ткани.
Умения и приемы работы:
Технологическая последовательность изготовление «шахматки». Контроль качества выполненной работы.
Практическая работа6
Изготовление передника и квадратов с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
II четверть. (28 часов)
Тема: Вводное занятие. Подготовка лоскутков к работе. ( 1 час).
Повторение правил поведения в мастерской и техники безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Подбор лоскутков, их ВТО.
Тема: Техника «Полосы» (узор блока прямоугольник), изготовление образца.
(9 часов)
Технические сведения:
Знакомство с техникой выполнения Порядок сборки узора.
Практическая работа:
Подбор ткани, разработка эскиза изделия совместно с учителем. Выкраивание деталей по готовым шаблонам. Выполнение образца в данной технике. ВТО.
Тема: Изготовление прихватки из полос (12 часов).
Технические сведения:
Форма прихватки (квадратная, прямоугольная). Художественное оформление прихватки (лоскутная тематическая аппликация, лоскутная геометрическая аппликация). Технология выполнения.
Умения и приемы работы:
Выбор ткани с учетом цвета, рисунка. Подготовка ткани к работе. Раскрой основных деталей для прихватки( верхней, подкладочной, прокладки) по готовым шаблонам. Технология сборки прихватки. Работа по окончательной отделки изделия.
Практическая работа:
Изготовление прихваток различных по форме.
Тема: Техника «Треугольники» (узор блока квадрат). Изготовление образца.
(6 часов)
Технические сведения:
Знакомство с последовательностью выполнения работы. Создание рисунка. Порядок сборки рисунка.
Практическая работа:
Выкраивание деталей по готовым шаблонам. Соединение деталей в блок. Варианты расположения треугольников.
III четверть (30 часов)
Тема: Вводное занятие (1 час)
Повторение правил безопасной работы и правил поведения в мастерской. Выставка лоскутных изделий.
Тема: Виды простых хлопчатобумажных тканей. Ткани для изготовления грелки на чайник. (1 час)
Технические сведения:
Сведения получения хлопчатобумажных тканей. Понятие о долевой и поперечной нити. Лицевая и изнаночная стороны. Кромка в ткани.
Объекты работы:
Образцы видов тканей. Образцы поделок , выполненные из тканей
Практическая работа:
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани, долевой и поперечной нити, кромки. Составление аппликации из разных кусочков хлопчатобумажной ткани.
Тема: Изготовление грелки на чайник с фрагментом лоскутного шитья
(18 часов)
Технические сведения.
Форма грелки. Художественное оформление грелки. Технология изготовления грелки на чайник.
Умения и приемы работы:
Выбор ткани с учетом рисунка, цвета. Подготовка ткани к работе. Выкраивание деталей, составление из них блоков, сборка блоков в основную деталь. Изготовление основных и подкладочных деталей.
Практическая работа:
Изготовление грелки на чайник,
Тема Отделка готового изделия (1 час))
Технические сведения.
Назначение и применение отделки. Виды отделки.
Умения и приемы работы:
Художественное оформление основных деталей грелки. Работа по окончательной отделке изделия.
Практическая работа:
Отделка готового изделия.
Тема: Изготовление подставки под горячее ( 8 часов)
Технические сведения:
Форма подставки( круглая, квадратная, прямоугольная). Технология изготовления подставки под горячее.
Умения и приемы работы:
Подбор ткани. Составление эскиза. Выкраивание деталей подставки, составление блоков, сборка изделия из блоков. Изготовление основных и подкладочных деталей.
Практическая работа:
Изготовление подставки под горячее.
Тема: Отделка готового изделия (1 час)
Практическая работа:
Отделка готового изделия.
IV четверть (27 часов)
Тема: Вводное занятие:
Повторение правил поведения в мастерской. Техника безопасности. Цели и задачи обучения в четвертой четверти.
Тема: Технология изготовления сиденья для табурета (12 часов)
Технические сведения:
Назначение и применение в быту. Форма сиденья (квадрат). Технология изготовления.
Умения и приемы работы:
Выбор ткани с учетом цвета, рисунка. Подготовка ткани к работе. Составление рисунка под контролем учителя. Выбор техники выполнения.
Практическая работа:
Изготовления сиденья в технике «Шахматка», «Полосы», « Треугольники» (по выбору) (по индивидуальных способностям и возможностям).Отделка готового изделия.
Тема: Изготовление лоскутной сумки( 14 часов)
Технические сведения:
Назначение и применение в быту. Фасоны сумок. Отделка изделий. Ткани для пошива сумок.
Умения и приемы работы:
Выбор техники выполнения ( различных блоков). Технологическая последовательность выполнения. Контроль качества выполнения.
Практическая работа:
Составление эскиза сумки. Выбор техники лоскутного изготовления. Использование готовых шаблонов при выкраивании деталей. Изготовление основной детали и ручек. Отделка сумки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...
Физическое развитие и развивающая программа по цветокоррекции "Радуга".
Физическое развитие и развивающая программа по цветокоррекции "Радуга"Тема: Общеразвивающие упражнения в ходьбе и беге. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Игры на узнавание цвета, внимание и ...
Досуговая программа "Путешествие по радуге"
Программа «Путешествие по Радуге» составлена для организации детского досуга в период осенних каникул.Прививать любовь к родному Коми краю, развивать стремление изучать историю родного края, сох...
Программа школьного театра "Радуга"
Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учрежденияВ школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообра...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....