Программа школьного театра "Радуга"
рабочая программа на тему
Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учреждения
В школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообразные условия, одним из самых эффективных среди которых является школьный театр-студия. >,
«Театр - это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван» (А. Блок). Зачем школе это «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай -и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».
Театр известен как жанр от Средневековья до Нового времени. В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной (дополнительном образовании) практике прошлых эпох.
Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; он приучает выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников. «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_gotovaya.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр экологического воспитания детей
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД ЦЭВД
Постернак В.Н.
______________
Программа:
Экологический театр
«Радуга»
1г.о. –128ч.
2-3г.о. - 128ч.
Автор
Платонова Анна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦЭВД
Утверждена метод. советом
протокол от ________
Стрежевой 2013
Информационно – концептуальный модуль образовательной программы
Информационная карта
Учебное объединение – «Экологический театр «Росток»
Программа: «Учимся играть в театр»
Образовательная программа – рабочая
Тип программы – интегративная
Вид программы - авторская
Целевая установка – художественно – эстетическая, общекультурная направленность
Форма реализации – стационарная
Функциональное назначение – развивающая художественную деятельность, воспитательная, профессионально ориентированная
Способ реализации – групповой
Возрастной диапазон – 9-17 лет (5-10 кл).
Продолжительность реализации – трехгодичная
ВВЕДЕНИЕ
Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учреждения
В школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообразные условия, одним из самых эффективных среди которых является школьный театр-студия. >,
«Театр - это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван» (А. Блок). Зачем школе это «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай -и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».
Театр известен как жанр от Средневековья до Нового времени. В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной (дополнительном образовании) практике прошлых эпох.
Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; он приучает выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников. «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».
Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих взаимоотношений. Его основной задачей является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. А программный подход позволяет моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя. Работа театра-студии проходит под девизом: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце мудрым будет» (С. Я. Маршак).
Программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики М. Чехова, М. О. Кнебель, 3. Я. Корогодского, В. А. Петрова и др.
В программе использованы основные подходы системы великого русского актёра Михаила Чехова, направленные на формирование театрального мышления, в котором главная роль отводится воображению, фантазии, вниманию, поиску. Основу занятий составляет комплекс упражнений, разработаных автором программы и развивающих самостоятельность детей в поиске образа.
Работа с детьми по программе «Учимся играть в театр» ориентирована на изучение истории театра, овладение знаниями, умениями, навыками актёрской профессии. Практико-ориентированная деятельность театра-студии способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что значительно «оздоравливает» отношения среди детей. Изменяются взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые влияют на культуру поведения, речи, чувств.
Организационно-методические основы программы
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;
- развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- воспитание независимой, свободной личности;
- создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;
- участие в детских театральных фестивалях и конкурсах.
Важнейшими принципами построения данной программы являются:
- принцип индивидуальности,'то есть личностно ориентированная направленность;
- принцип креативности (творчества) - творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего;
- принцип связи с жизнью; искусство рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и неразрывно с ней свяченное.
Реализация этих принципов возможна лишь тогда, когда способом освоения материала станет сопереживание, а общение будет строиться по законам, где дети - актёры, исполнители, слушатели, зрители, а педагог - режиссер и актер.
Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном пропс се, театральном показе.
Организационно-педагогические основы программы
В театре-студии «Радуга» занимаются дети в возрасте от 9 до 17 лет. При наборе детей в группы принимаются все желающие. При этом обязательно проводится собеседование с целью выявления физических возможностей ребенка, его художественно-творческих способностей.
Коллектив разбивается на группы в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
Занятия в группах проводятся:
- первого года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
- второго года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
- третьего года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Группа первого года обучения формируется по желанию (дети 3-5 классов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Каждое занятие заканчивается анализом работы обучающегося с вручением медали по ее итогам. В течение года ребята пробуют свои силы, те, кого увлекла игра и не пугает серьезное и ответственное отношение к выбранному делу, остаются. В конце учебного года лучшие кандидаты-новички участвуют в традиционном мероприятии «Посвящение в студийцы». Каждому новичку вручают членский билет, где фиксируются успехи и результаты обучения по образовательной программе.
Следующий этап реализации программы - создание творческих групп по 10-12 человек. Состав творческой группы формируется в основном из детей, прошедших курс по образовательной программе первого года обучения и проявивших интерес к театральному искусству. На занятиях, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, отрабатываются навыки актеров «Театра представления». Пьеса для учебного спектакля выбирается совместно с детьми.
Группы третьего и последующих годов обучения формируются из обучающихся, прошедших следующую ступень - «Посвящение в актеры театра-студии «Радуга». Учебная нагрузка составляет 4 часа в неделю. Предусмотрены также занятия для детей с речевыми дефектами.
На проводимых занятиях должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии для развития творческого воображения. И тогда дети становятся участниками интересных уроков, получают профессиональную подготовку в области театрального искусства и в будущем сумеют удивить зрителей новыми прекрасными постановками.
В театре-студии «Радуга» свои традиции: «Посвящение в студийцы» с вручением членских билетов, где фиксируются все результаты обучения и творческой деятельности обучающегося. По окончании обучения в театре-студии выпускнику вручаются членский билет на память и рекомендательное письмо для поступления в вуз. Важным этапом окончания театрального сезона является проведение такой акции, как «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов работы каждого студийца в учебном году и определение кандидатов на номинации года. Положение о подведении итогов театрального сезона разрабатывается детьми и утверждается на художественном совете - органе самоуправления театра-студии.
Предметное содержание обучения
Сценическое движение | Актёрский тренинг | Сценическая речь |
Хореография Фехтование Пластика Пантомима | Ролевая игра Слуховое внимание Зрительное внимание Грим | Вокал Этикет Исправление дикции |
Формы работы:
- собеседование, наблюдение, анкетирование, тренинги, ро левая игра, репетиции, постановка спектакля;
- самостоятельная работа: «капустник», работа над образом, художественный совет;
Формы проверки усвоения знаний:
- участие в дискуссии;
- показ самостоятельных работ;
- создание своего образа в самостоятельном варианте «капустника»;
- логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного);
- участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;
- работа над созданием спектакля;
- «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов театрального сезона.
Критерии отслеживания усвоения образовательной программы:
- овладение основами актерской профессии;
- умение самостоятельно проводить различные тренинги, распределять роли;
- умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом;
- убеждение в необходимости и значимости здорового образа жизни.
Система поощрений в театре-студии «Радуга»:
- дипломы;
- выдвижение лауреатов в номинациях театра-студии «Радуга»:
• «Лучшая женская роль года»;
- «Лучшая мужская роль года»;
- «Король эпизода»;
- «Открытие года» (женская роль);
- «Открытие года» (мужская роль);
- «Самый творческий человек группы»;
- «Инициативное отношение к поручениям»;
- «Хозяюшка»;
- «Мастер Золотые руки»;
- «Некурящий выпускник»;
- «Лучшая анкета»;
- медали «Всеобщий авторитет», «За благородство»;
- творческие поездки на международные, всероссийские и
театральные фестивали других уровней.
Ожидаемый результат:
- Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
- Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
- Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
- Использование практических навыков при работе над пешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
- Повышение интереса к изучению материала, связанного
с искусством театра, литературой.
6.Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформление декораций, запись фонограмм и т. д.
- Создание спектаклей различной направленности, участие
и них студийцев в самом различном качестве.
- Ориентация на профессию актера.
Динамика продвижения обучающегося по «ступеням творчества» в условиях театра-студии «Радуга»
1шаг - Я не боюсь играть
2шаг - Я придумываю сам
3 шаг - Мне это нравится, и я уже без этого не могу
4 шаг - То, что и как я делаю, уже нравится и другим
5 шаг - Я умею играть и знаю, как это делать
6 шаг - Я начинаю понимать, что играю
7 шаг - И чувствовать это
8 шаг - Я научился играть правду
9 шаг - Научился молчать
10 шаг - Добился признания и любви зрителя
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРЕ-СТУДИИ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ «НАЧАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Раскрепощение»
Тренинг
- Снятие зажимов: мышечных, голосовых, мыслительных, эмоциональное и энергетическое раскрепощение.
- Развитие творческой активности.
- Коммуникабельность и избавление от комплекса неполноценности.
- Развитие индивидуальности.
- Знакомство с техникой сцены и ее устройством.
Первые роли
- Моноспектакли (этюды), миниатюры, массовки, «капустники».
- Участие в общем творческом процессе театра- студии и ее традиционных программах, праздниках, обрядах.
- Приобщение к театру.
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ТЕАТР ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Тренинг
- Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков.
- Развитие навыков коллективизма и конкуренции.
- Освоение «актерского багажа»: грим, костюмы, художественное слово, пластика, реквизит, декорации, наблюдение.
Ролевые игры
- Образ, характер, приспособления.
- Атмосфера, обстоятельства.
- Отношения, события, конфликт.
Учебный спектакль-сказка
- Знакомство с драматургией.
- Действенный анализ и событийный ряд.
- Построение роли с использованием приобретенных навыков, работа над образом.
- Талант и коллективизм в достижении цели (премьера).
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ТЕАТР ПЕРЕЖИВАНИЙ»
Тренинг
- Внимание и воображение.
- Внутреннее пространство.
- Психологический жест.
- Пространство и время.
- Воображаемый центр.
- Создание творческой атмосферы.
- «Внутренний актер».
- Импровизация.
- Энергетика актера.
10. Актерское обаяние.
Работа над спектаклем
- Работа за столом:
а)драматургия пьесы, действенный анализ, событийный ряд, конфликт;
б) «Роман жизни героя», его образ (какой он?);
в) его взаимоотношения с персонажами, актером;
г) цели, задачи, приспособления;
д) «актерский багаж».
- Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Здесь уместно напомнить, что искусство беспощадно! Поэтому репетиции - это прежде всего невероятная работоспособность, а также энергетические, физические и духовные затраты.
Это безупречный коллективизм и самопожертвование. При всем этом - это игра ума, чувств и вдохновения.
Образовательный стандарт программы 1 г.о.
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Введение | Театр | Правила по ТБ и ПБ | Ориентироваться в здании |
2 | Актерское мастерство, Сценическая речь, Сценическое движение, Массовая работа | Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена | Правила постановки актеров на сцене, поговорки, | Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, импровизировать, изготавливать костюмы и декорации |
Образовательный стандарт программы 2 г.о.
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, основы грима, история театра, прикладное искусство, постановка спектакля | Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена, грим, режиссура | Правила постановки актеров на сцене, секреты наложения театрального грима, историю театра, театрального и исторического костюма | Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, накладывать театральный грим, импровизировать, изготавливать костюмы и декорации |
Образовательный стандарт программы 3 г.о.
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, основы грима, история театра, прикладное искусство, постановка спектакля. | Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена, грим, режиссура | Правила постановки актеров на сцене, секреты наложения театрального грима, историю театра, театрального и исторического костюма | Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, накладывать театральный грим, импровизировать, изготавливать костюмы и декорации |
Тематический план занятий I года обучения
«Начальная театральная школа»
Тематика | Количество занятий | Количество часов | Дидакт. метод. материал |
Собеседование, история создания театра-студии, традиции, знакомство, видеосюжеты, планы | 1 | 2 | |
«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение | 24 | 48 | Текст упражнения, зеркало, игры |
«Учимся играть в театр». Этюды, зачины, миниатюры, «капустники». Пробы в массо-пых сценах спектаклей. Утренники | 24 | 48 | Текст упражнения, зеркало, игры |
Знакомство с техникой сцены, ее назначение | 2 | 4 | Текст упражнения, зеркало, игры |
«Приобщение к театру». Посещение спектаклей, экскурсии за кулисы, в цеха | 4 | 8 | Текст упражнения, зеркало, игры |
Запись на видео самостоятельных работ и анализ их в студии и дома | 2 | 4 | Видеокамера, зеркало, ноутбук |
Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим группам | 2 | 4 | Видеокамера, зеркало, ноутбук |
Участие в общем творческом процессе театра-студии, ее праздниках, обрядах, программах, общественной жизни Дворца | 4 | 8 | Текст упражнения, зеркало, игры |
Первая «Весенняя анкета». Итоги года, рейтинги и награждения | 1 | 2 | Викторина, дидукционная игра |
Всего в году | 64 | 128 |
«Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы».
Демокрит, IV век до н. э.
Начальная школа кому-то поможет в этом, в ком-то разожжет интерес, а кому-то раскроет глаза.
Содержание основных тем программы «Начальная театральная школа».
I год обучения
- Собеседование.
Рассказ о создании театра-студии, ее традициях, обрядах, законах, выпускниках, о планах; показ видеосюжетов, альбомов; согласовывание расписания занятий (оно должно устраивать обе стороны), разговор о требованиях к нормам поведения.
Беседа с «новенькими» об их увлечениях, причинах, побудивших принять решение к нам записаться. Выявление уровня и объема знаний о театре.
При встрече с родителями беседа о жизни ребенка дома и в школе. Если есть необходимость, рекомендации специалиста (врача-логопеда).
- Тренинг.
Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка, развитие координации, внимания, эмоциональное и органов чувств, энергетическое раскрепощение, развитие творческой активности и воображения.
Снятие зажимов: голосовых, мышечных, мыслительных. Избавление от комплексов и развитие коммуникабельности. Воспитание индивидуального, самостоятельного мышления и видения.
Все это проводится на каждом уроке в первый час занятий в игровой форме в течение года и до выпускного вечера.
- Учимся играть в театр.
Все начинается с этюдов на память физических действий (ПФД), игры в кругу и по очереди: этюды «Коробок», «Пуговица», затем - «Я помогаю маме» (показ).
Следующие этюды сюжетные, и лучше их готовить руководителю.
Зачины - это самостоятельные розыгрыши или приятные удовольствия. «Капустники» готовим к нашим праздникам для всех.
Со второй четверти переходим к народным сказкам - «Теремок», «Колобок», «Репка», где учащиеся пробуют создавать образы (играть роли).
Каждый решает, кого он будет играть и каким. Костюм, пластику, реквизит и декорации - все готовят сами студийцы.
- Знакомство с техникой сцены.
Знакомство с собственно сценой, ее оборудованием и назначением.
Экскурсия в профессиональный театр и его цеха. Рассказ должен быть очень серьезным и с демонстрацией.
- Приобщение к театру.
С первых занятий тренинга необходимо включать вопросы о местных театрах, их репертуаре, актерах, о российских театрах и актерах.
После просмотра спектаклей на очередной встрече важно уделить несколько минут анализу впечатлений каждого. Организация творческой встречи с полюбившимися артистами и посещение репетиции, с обзором работы всех служб театра (по возможности).
- Запись на видео.
Когда работа над народными сказками закончена, организуется День съемок.
Съемка всех составов. Групповой просмотр отснятого материала, конкурс на «лучшую роль» с вручением особых призов.
- Показ самостоятельных работ.
Показ творческих работ на общих праздниках студии «Посвящение в студийцы», «Последняя гастроль артиста» (на эти мероприятия собирается весь театр, его выпускники, и приглашаются родители). Дебют должен быть праздником!
- Участие в общем творческом процессе.
Прежде всего новички должны с первого дня почувствовать принадлежность к большому и дружному коллективу. Их на равных приглашают участвовать в праздниках, обрядах, соблюдать и знать традиции, вместе участвовать в городских и Центровых мероприятиях, обслуживать спектакли.
Они имеют своего представителя в художественном совете студии и поручения. Пользуются тем же реквизитом, декорациями, костюмами, на равных со старшими. Это позволяет в «Весенней анкете» претендовать на призы и узнать свой первый рейтинг популярности. А главное, добиваться права быть посвященным в актеры и быть приглашенными в спектакль старших на роль.
Основные требования программы «Начальная театральная школа»
- Главное — атмосфера урока. Она должна быть с первой встречи непринужденной, обязательно доброй и светлой, лучше радостной, легкой, где могут свободно парить детские мысли и чувства, где загораются глаза и рождается интерес, доверие.
- Очень важно, чтобы у урока был четкий темпоритм и продуманный событийный ряд. Динамичность.
- Минимум информации - максимум действия. Объяснения должны быть предельно лаконичны и понятны, цель ясной и доступной.
- Каждый должен понять, чему он сегодня учится и зачем. Сознательные действия - это путь к успеху.
- Ни на минуту не забывать и о том, что перенасыщения могут разрушить желание учиться так же, как грубость. Поэтому надо вносить в привычные упражнения элементы новизны.
- Каждый урок должен быть непредсказуем для учеников неожиданными поворотами, необычными формами и техническими эффектами.
- Не скупитесь на эпитеты в превосходной форме. Восторг от успеха окрыляет, разлагает он значительно позже - пристально контролируйте эту грань.
- Заканчиваться уроки должны анализом (10-15 мин).
-Ваше впечатление? а.
- Какие открытия сделали?
- Чему старались научиться?
- Кто сегодня вас порадовал, чем?
- С кем было интересно работать?
Тематический план занятий П года обучения «Театр представления»
Тематика | Количество занятий | Дидакт. метод. материал | Количество часов | |
1 | Вводный урок. Подведение итогов лета. Знакомство с расписанием. Организационные вопросы | 1 | 2 | |
2 | Тренинг. Коллективные игры. Освоение актерских навыков. Снятие зажимов | 11 | Текст упражнения, зеркало, игры | 22 |
3 | «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение | 11 | Текст упражнения, зеркало, игры | 22 |
4 | Сценическая речь | 6 | Текст упражнения, зеркало, игры | 12 |
5 | Сценические движения | 5 | Текст упражнения, зеркало, игры | 10 |
6 | Грим | 3 | Грим, зеркало, образцы гриммирования | 6 |
7 | Учебный спектакль. Работа за столом, репетиции. Пробы. Премьера | 35 | Текст упражнения, зеркало, игры | 70 |
8 | «Весенняя анкета» | 1 | анкета | 2 |
Всего за год: | 64 | 128 |
Многие знают, «что» делать, но единицы догадываются, «как». Именно этому учит программа II года обучения «Как это делать».
На уроках мы раскрываем и овладеваем секретами актерской профессии.
А работа над учебным спектаклем, покорение необитаемого о. РОЗ, трудности сплачивают коллектив и определяют творческое лицо дружной команды, способной к созиданию.
Содержание основных тем программы II года обучения «Театр представления»
- Введение. График занятий и репетиций, творческие планы и предложения постановочного материала. Итоги лета. Организационные вопросы.
- Тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков: наблюдение, пластика, костюм, реквизит и т. д. -«актерский багаж». Коллективные коммуникативные игры. Каждый урок начинается часовыми упражнениями тренинга.
- «Ролевые игры». Это упражнения, развивающие навыки перевоплощения (второй час урока): как играть предлагаемые обстоятельства, характер, конфликт событий; атмосферу, отношения - составные образа роли. Задача и ее решение. Пристройка, приспособления. Работа над индивидуальностью. Весь урок должен идти в четком ритме, с общей пробой и потом индивидуальным показом и обсуждением.
- Сценическая речь. Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. Те, кому необходимы консультации врача, после нее получают специальные упражнения и задания родителям. Одно-два занятия в четверть, а впоследствии - контроль на уроках и репетициях за соблюдением требований сценической речи бескомпромиссный. Лучший вариант - 15-20 минут на уроках «театра», в тренинге.
- Сценическое действие. Его элементы включаются в каждые уроки «Тренинга». Но специальные комплексы - сценические уроки, жонглирование, фехтование, трюки - требуют специальных уроков и подготовки. Они проводятся согласно графику репетиций, и овладевают навыками сценического движения все: и девочки, и мальчики.
- Грим. Специальные уроки в оборудованном классе в той тематике, что требует постановка учебного- спектакля. С обязательным общим гримом. Макияж, наклейки, шрамы и т. д. Учитывая возрастные особенности детей, грим должен быть удобным и несложным.
- Учебный спектакль. «Работа за столом»:
- знакомство с драматургией;
- действенный анализ, событийный ряд;
- образы, характеры, отношения;
- переход от пьесы к спектаклю. Проба роли:
- репетиция отдельных картин;
- определение составов спектакля.
Индивидуальное собеседование по каждой роли - «роман жизни героя».
Репетиции спектакля.
Монтировка декораций, реквизита.
Свет, звуковое оформление спектакля, костюмы.
Технические приспособления, трюки.
Реклама, распространение билетов.
Финансовые вопросы.
Бытовые вопросы антракта. Премьера. Дебюты. Второй и последующие спектакли.
- «Весенняя анкета».
- Лучшая роль года (мужская и женская).
- Медаль «Всеобщий авторитет».
- Медаль «За благородство».
- Самый творческий человек группы.
- «Хозяюшка» (женская).
- За инициативное отношение к делу.
- Премия некурящему выпускнику (мужская).
- Премии получают также:
- Лучшая анкета;
- Открытие года (дебютантам).
Деньги, вырученные за проданные билеты и программки, идут на эти премии.
По результатам анкет определяется рейтинг каждого студийца.
Основные требования программы «Театр представления»
Театр - это коллективная игра, где у каждого своя роль, своя задача, и от того, как он ее выполняет, зависит успех общего дела.
- Все делаем вместе! Обсуждаем каждый показ, учитываем мнение каждого, но говорим о том, что удалось, что интересно, на остальное время не тратим.
- Пьесу для постановки выбираем все вместе, доказываем, убеждаем.
- Пробы. Каждый выбирает роль, и все вместе после просмотров утверждаем составы, согласно тому, кто и как затрачивался! Признание успеха.
- В создании учебного спектакля каждый - не только актер, но и пиротехник, звукооператор, светооператор, костюмер, монтировщик, плотник, гример, билетер, гардеробщик, буфетчица, художник и т. д.
- Премьера! Дебют! Это самое важное и обязательное событие этого года! Долгий период тщательной подготовки должен завершиться результатом. Он и определяет дальнейшую судьбу групп и актеров. Это переломный момент.
Тематический план занятий группы III и последующих лет обучения «Театр переживания»
№ | Тематика | Количество занятий | Количество часов | Дидакт. метод. материал |
1 | Вводный урок, расписание, программа, творческие планы. Задания | 1 | 2 | Игры, викторины |
2 | Тренинг, восстановление актерской формы, навыков и т. д. | 26 | 52 | Упражнения,игры, зеркало, ноутбук |
3 | Работа над созданием спектакля, восстановление учебного спектакля | 26 | 52 | Упражнения,игры, зеркало, реквизит |
4 | Традиционные обряды: «Посвящение в актеры», «Последняя гастроль артиста» | 10 | 20 | Реквизит, игры |
5 | Художественные советы, самоуправление театра, «Весенняя анкета» | В свободное время | ||
6 | «Весенняя анкета» | 1 2 | анкета | |
Всего за год: | 64 128 |
Этот год для всех - суровое испытание. Жестокие разочарования и тяжкий труд. Крушение иллюзий. Полная переоценка жизненных принципов, ценностей и мировоззрения.
Кто выстоит, кому хватит характера - того ждут свобода, признание и слава.
Эти студийцы получают возможность войти в мир искусства, познать его изнутри и научиться чувствовать и понимать то, что далеко не каждому дано. Искусство станет вам доступным только тогда, когда, пройдя через все испытания, вы сохраните способность им восхищаться.
Содержание основных тем программы III и последующих лет обучения «Театр переживания»
«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным».
(Вольтер)
- Вводный урок.
Итоги летнего сезона. Творческая программа на год. Анализ летних заданий (пьесы). График занятий и репетиции. Организационные вопросы.
- Тренинг.
В этой программе он самый сложный и интересный.
Внутреннее пространство.
Внимание и воображение.
Пространство и время.
Психологический жест.
Воображаемый центр.
Создание творческой атмосферы.
«Внутренний актер». Импровизация. Энергетика актера. Актерское обаяние.
- Работа над спектаклем.
Работа за столом. Проба на роли. «Роман жизни героя».
Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Административная и техническая работа по обслуживанию спектакля.
Обсуждение финансовых вопросов.
Премьеры, спектакли, творческие встречи, гастроли.
- Традиционные обряды.
«Посвящение в актеры»:
- репетиции обряда, испытаний;
- подготовка к экзаменам;
- «капустники», подарки групп посвященным. «Последняя гастроль артиста» :репетиции «капустников» и сюрпризов выпускников;
- клятва и подарки на память;
- выпускные традиции: экзамены, вручение билетов, «Последнее пожелание», «Все!».
- Художественные советы самоуправления.
Программа на год. Выборы.
Решение текущих вопросов.
Ожидаемые результаты
К концу обучения ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Какой можно ожидать результат от этой программы?
Трудно ответить однозначно, время показывает, что все непредсказуемо и неповторимо.
Эта программа учит мечтать и добиваться цели. Учит побеждать и профессионально относиться к делу, справляться с любой ролью в жизни, кем бы ты ни стал: врачом, учителем, бизнесменом, юристом, актером, журналистом или летчиком.
Литература:
- Демин В.П. Действенный анализ –М.:Просвещение, 1995.- 386с
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
3.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
4.Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Арто А. Театр и его двойник. М., 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа " Школьный театр"
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...
Программа "Школьный музей"
Программа "Школьный музей" направлена на формирование гражданской идентичности обучающихся и включает содержание по истории родного края....
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...