Круглый стол "Молодежные субкультуры"
материал на тему

Гришина Наталья Владимировна

Данное общешкольное мероприятие посвященно проблеме взаимопонимания современной молодежи и старшего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezhnye_subkultury.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Молодежная субкультура в современной России»
Цель: Ознакомление с разновидностями молодежных течений. Развитие навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога. Воспитание гражданской позиции и правовой культуры учащихся

                                                            Ход:

Сегодня наш разговор будет посвящен состоянию молодежного движения в современной России.
1. Анализ современного состояния молодежного движения в России.
По данным Министерства юстиции РФ, на начало 20013 г. в России зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных организаций. К наиболее крупным объединениям можно отнести следующие:
• «Российский Союз Молодежи»
• «Детские и молодежные социальные инициативы»
• «Национальная молодежная лига»
• «Идущие вместе»
• «Молодежное парламентское движение»
Следует отметить, что в регионах России действует более 300 неформальных молодежных течений, движений и ассоциаций, большинство из которых носят ассоциативный или противоправный характер деятельности. Растет число противоправных молодежных группировок религиозной, националистической направленности. Продолжают существовать криминальные молодежные группировки.
На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что современное состояние молодежного общественного движения в России — это глубоко противоречивый процесс, в регулировании которого требуется серьезная законодательная база и пристальное внимание общественности.
Вопросы для обсуждения:
- На ваш взгляд, каковы тенденции развития молодежного движения в современной России: позитивные или негативные?
- Что вам известно о деятельности современных молодежных движений?
Перед тем как подискутировать по данной проблеме, давайте ознакомимся с извлечениями из Федерального закона РФ «Об общественных объединениях»
Вопросы для обсуждения:
- На основании вышеуказанного извлечения сделайте вывод: какие общественные молодежные организации могут создаваться в общеобразовательных учебных заведениях?
- Какую общественную молодежную организацию вы хотели бы видеть в нашей школе?
2. Дискуссионный практикум
«Виртуальный портрет современного молодого человека»

Ребята, вам порой приходится слышать от людей старшего поколения, что нынешняя молодежь совсем не та, что была раньше. Иногда молодым людям неприятно слышать о современной «потерянной молодежи». Так ли уж мрачно выглядит облик современного молодого человека?
Давайте попытаемся создать виртуальный портрет современного молодого человека. Естественно, при этом мы будем испытывать определенные трудности, ведь у каждого из нас есть собственное мнение и собственное представление об образе современного молодого человека. Что ж, попытаемся. Только договоримся внимательно выслушать товарищей, аргументировать свои высказывания, быть краткими и тактичными.

3. Беседа-диалог
«Современная молодежная субкультура. Проблемы и пути решения»
                                            (см. презентацию)

Дальнейший разговор, я думаю, вызовет у вас интерес, т.к. речь пойдет о современной молодежной субкультуре.
Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторам особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы понимаете термин «молодежная субкультура»?

- Чем, по вашему мнению, отличается молодежная субкультура от традиционной культуры?

- Определите свое отношение к молодежной субкультуре: «за» или «против»

А теперь постараемся охарактеризовать только некоторые неформальные молодежные организации.

Выступления-презентации педагогов и студентов по теме «Субкультура неформальных молодежных течений».

Вопросы для обсуждения:

- Как вы относитесь к субкультуре перечисленных неформальных молодежных движений?

4. Информационный практикум
«Как противостоять вовлечению в тотальную секту?»

В современном мире перед молодежью возникает множество соблазнов познать новое и еще не изведанное. Порой для них характерно увлечение самыми различными магиями или экстремальными течениями в молодежной субкультуре. Часто они поддаются на заманчивые предложения вступить в ту или иную организацию или общество: будь то обещание «легкого» заработка или «престижной работы» за рубежом; «исцеление от недугов или невзгод», веселого и «душевного» досуга. Как устоять от таких заманчивых предложений?

5. Беседа-размышление «Молодежный сленг»

Чаще всего молодежь в быту общается между собой на особом языке. Речь идет о молодежном сленге. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. И охватывает он практически все области жизни.

Значительная часть сленгизмов образуется путем заимствования. Источником могут служить иностранные языки («баксы» - амер. сленг «деньги»; «дэнс» - англ, «танцы» и др.). Сленг заимствует единицы и из других подсистем русского языка («дембель» - воен. «демобилизация»; «дурь» - наркотики). Молодежный сленг часто прибегает к переосмыслению заимствованных единиц («даун» - глупый, несообразительный человек; «грузить» - много говорить). Ведущим приемом сленгового словообразования является каламбур, в основе которого лежат принципы фонетической мимикрии («степа» - стипендия; «бухать» - пить алкоголь) или метатазы («литрбол» - пьянка). В современных молодежных группировках распространен и жаргон. Например, термин «понт» означает хитрость, уловка, с целью создать видимость чего-либо. «Взять на понт» - действовать обманом, хитростью; «понты кидать» - рисоваться перед кем-либо; «дешевые понты» - высокомерие; «без понта», т.е. бесполезно, безнадежно.
А вот некоторые извлечения из Краткого словаря молодежного сленга: бабки - деньги, базар - разговор, беседа; болт — кольцо на палец; братан -лучший друг; бланш - синяк под глазом; беспонтово - неинтересно; бакланить - разговаривать и т.д.
Особое место в молодежном сленге занимает школьный и студенческий жаргон: «домашка», «дежурка», «училка»... Можете ли вы продолжить этот список, какие слова вы используете в своей речи?

Вопросы для обсуждения:

- Можно ли отнести молодежный сленг к молодежной субкультуре?

- Можно ли вообще общаться в молодежной среде без сленга или жаргона?

6. Шкала мнений:
«Достоинства и недостатки неформальных молодежных течений»
- Постарайтесь объективно оценить субкультуру некоторых неформальных молодежных течений или движений: каковы по вашему мнению, позитивные и негативные тенденции в их деятельности?
- Как взрослые могут помочь ребенку вернуться в «реальный мир»?

7. Рефлексия
Продолжите предложение «Мой выбор...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: «Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»

Конспект урока по математике для 5 класса по теме:«Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»Составил учитель: Мартынова В.В.Цель урока: Повторение и закрепление у...