ПРОГРАММА по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ
рабочая программа по теме
программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_professiy_na_4_goda.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Старооскольского городского округа
Белгородской области
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
МИР ПРОФЕССИЙ
/Срок реализации – 4 года/Управление образования
Возраст обучающихся – 6-11 лет
Авторы:
Королькова Анна Ивановна, заместитель директора по УВР, МОУ «НОШ №31»;
Ефременкова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МОУ «НОШ №31»
Старый Оскол
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В большинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не выступали приоритетом, и перейти к развивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообразование (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, СВ. Кульневич, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Многие проблемы учителей при данном переходе возникают из-за нечеткого понимания, что такое вариативность в образовании. Вариативность — это не множество учебников по предмету, а возможность для учителя или учительского коллектива выбрать образовательную систему, которая определит образовательный алгоритм данного класса и данной школы (Р.Н. Бунеев).
Актуальность модернизации содержания общеобразовательной школы определяется государственной и общественной целевой направленностью — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т.е. вырастить человека, способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступает задача — помочь определиться молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.
Однако существует ряд проблем, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ:
- Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении.
- Непонимание того, что вариативное содержание не может быть случайным, произвольным бессистемным набором, а призвано иметь общую методологическую основу, опираться на единую модель психолого-педагогических принципов. А этим требованием может обладать лишь содержание, структурированное в рамках определенного вариатива — со всеми наличными системными качествами (элементы, компоненты, иерархичность, соподчиненность, интегративность и т.д.).
- Непонимание того, что вариатив должна выбирать вся школа от первого до выпускного класса и работать над созданием единой образовательной среды в определенном направлении развития учащихся.
- Четкая осознанность актуальности избранной модели, ее способность расширять образовательное пространство образовательного учреждения и инициировать саморазвитие личности учащегося.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на пред профильное образование, сделает учебу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Цель: Построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование,основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе
Задачи:
- Освоение элементарных знаний о профессиях людей
- Включение учащихся в последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей»
- Формирование представления о различных сферах человеческой деятельности
- Формирование осознанных интересов учащихся в сфере профессиональной деятельности человека
Программа предусматривает 4 года обучения (1—4 классы) и реализуется:
- через интеграцию содержания образовательных областей «естествознание» и «обществознание»;
- через внеклассную работу.
Межпредметная интеграция позволяет обеспечивать развитие представлений о различных сферах человеческой деятельности, познакомить учащихся с конкретными профессиями, предприятиями, учреждениями микрорайона и города, их историей и особенностями функционирования, формировать построение целостного образа мира профессий.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят прежде всего поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
Прогнозируемый результат
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен Знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения микрорайона, города;
- основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- оперировать основными понятиями и категориями;
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;
- переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
• выполнять учебные проекты.
Целевое планирование по годам обучения
1 класс «Семья, в которой я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Кто оберегает наше здоровье? | Развивающие занятия: «Как живёт моя семья». Составление с Незнайкой режима дня. | 3 часа | Выбор темы |
Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе. | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают» | ||
«Человек -техника» | Золотые руки мастера | Развивающие занятия: «Что умеют мои бабушки», «Любимые занятия в моей семье», «Чему я хочу научиться» | 3 часа | Сбор и структурирование информации; подготовка и проведение праздника. |
Экскурсия на выставку народных промыслов | 1 час | Сбор и структурирование информации | ||
Готовим выставку «Своими руками» | 4 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Своими руками» |
«Человек -художественный образ» | Что такое искусство? | Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. | 2 часа | Выбор темы |
Знакомство с жизнью замечательных людей города | Экскурсия в театр | 2 часа | Сбор и структурирование информации | |
Знакомство с достопримечательностями города | «Подарок маме». Пробуем себя в роли артистов | 4 часа | Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для мамы» (сказка) | |
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия: сельскохозяйственные профессии. Викторины. | 3 часа | Выбор темы |
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсии на станцию юных натуралистов, в зоопарк. | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
Проблемы экологии | КТД «Украсим свою школу» | 4 часа | Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу» | |
Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа |
2 класс «Город, в котором я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Кто оберегает наше здоровье? | Развивающие занятия: профессии «продавец», «журналист», «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по улицам родного города | 3 часа | Выбор темы |
Кто ведет нас по дороге знаний? | Экскурсия по школе, по улице, на которой расположена школа | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают» | ||
«Человек -техника» | Что такое техника? | Развивающие занятия: профессии «инженер», «технолог», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас» | 3 часа | Сбор и структурирование информации |
Золотые руки мастера | Экскурсия на станцию юных техников | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие | 4 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина» |
«Человек -художественный образ» | Что такое искусство? | Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др. | 2 часа | Выбор темы |
Знакомство с жизнью замечательных людей города | Экскурсия в театр | 2 часа | Сбор и структурирование информации | |
Знакомство с достопримечательностями города | «Подарок бабушкам». | 4 часа | Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для бабушки» (театрализованное представление) | |
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия | 3 часа | Выбор темы |
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсии на станцию юных натуралистов, в дендрарий | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
Проблемы экологии | КТД «Украсим свою школу» | 4 часа | Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу» | |
Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа |
3 класс «Страна, в которой я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Наше питание | Развивающие занятия: профессии «повар», «кондитер» и др. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка» | 3 часа | Выбор темы |
Формирование здорового образа жизни | Экскурсия на кондитерскую фабрику. Экскурсия в школьный буфет | 2 часа | Сбор и структурирование информации | |
«Осенние посиделки». Пробуем себя в роли кулинаров | 3 часа | Подготовка и презентация творческого проекта «Книга кулинарных рецептов» | ||
«Человек -природа» | Мы - часть природы | Развивающие занятия «Сказочный мир подводного царства», «Сказочный мир леса» | 2 часа | Выбор темы |
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсия в Уголок живой природы | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
«Красная книга». Проблемы экологии | КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 5 часов | Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг» | |
Развивающее занятие «Профессия водитель» и др. Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | 2 часа | Выбор темы | ||
Предприятия нашего города, нашей страны | Экскурсия на завод | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
ктд «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века» | 5 часов | Подготовка, презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным» | ||
Что такое архитектура? | Развивающие занятия: профессии «архитектор», «строитель», «каменщик», «плиточник» и др. Викторина «Мой город» | 2 часа | Выбор темы | |
Знакомство с новостройками города | Экскурсия на стройку | 1 час | Сбор и структурирование информации | |
Знакомство с достопримечатель ностями города | КТД Макет «Город будущего». Пробуем себя в роли архитекторов | 5 часов | Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего» | |
Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа |
4 класс «Мир, в котором я живу»
Сфера человеческой деятельности | Вариативный курс «Мир профессий» | Виды деятельности | Примерное кол-во часов | Этапы работы |
«Человек -человек» | Что такое сфера обслуживания? | Развивающие занятия: профессии «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др. | 2 часа | Выбор темы |
Профессии людей сферы обслуживания: «парикмахер», «продавец», «кондуктор», «почтальон» и др. | Экскурсия на главпочтамт | 2 часа | Сбор и структурирование информации | |
КТД «Письмо другу в город-побратим» | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Я умею писать» | ||
«Человек -техника» | Что такое рынок труда? | Развивающие занятия. Профессия «водитель». Викторина «Всегда найдется дело для умелых рук» | 2 часа | Выбор темы |
Экскурсия на завод машиностроения | 2 часа | Сбор и структурирование информации | ||
КТД «Промышленные предприятия нашего города» | 4 часа | Подготовка и презентация информационного проекта «Атлас «Промышленные предприятия нашего города» | ||
Человек-художественный образ» | Что такое культура? | Развивающие занятия: профессии | 2 часа | Выбор темы |
Народное ремесло | Экскурсия в художественный музей. | 4 часа | Выбор темы | |
ктд «Народные ремесла». Подготовка индивидуальных исследовательских проектов | 2 часа | Подготовка и презентация индивидуальных | ||
«Человек -природа» | Почему нужно быть природе другом? | Развивающее занятие «Знай и люби свой край» КТД «Все профессии нужны, все профессии важны» | 2 часа | 32 часа 2 часа |
Что такое патриот Родины? | Экскурсия в Городской центр занятости населения | 2 часа | Сбор и структурирование информации | |
КТД «Все профессии нужны, все профессии важны» | 4 часа | Подготовка и презентация праздника «Все профессии нужны, все профессии важны» | ||
Итого: Резерв учебного времени: | 32 часа 2 часа |
ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тью-торской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Не меньшее значение для активизации и интенсификации деятельности учащихся имеет использование в школах проектной технологии.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в этих знаниях и с получением реального результата. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог СТ. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя был запрещено.
Вместе с тем, в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообраз-ность, акцент на освоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
В основе метода проектов лежит:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики. Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов:
- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования. Обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов. Презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование метода проектов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, но с другой — предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблематики выбранных проектов.
Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо постепенно готовить учеников младших классов для предстоящей работы. Для участия в проектной деятельности ученики должны владеть основными исследовательскими методами: поиском источников информации, сбором и обработкой данных, видеть и выдвигать проблемы и методы их решения1.
Типология проектов в курсе «Мир профессий»
В течение учебного года выполняется 4 межпредметных проекта (в течение четверти реализуется один проект). Программой курса предусмотрена классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся, предложенная И.С. Сергеевым2.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ (школьная газета). Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роль литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 этап - подготовительный | ||
На данном этапе проводится развивающее занятие, целью которого является: - формирование первичного представления об определенной профессии человека; - формирование интереса к данной профессии, развитие определенных навыков профессии; - создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности | ||
2 этап - организация проектной работы | ||
Актуализация знаний | ||
Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.); Определение количества участников проекта, состава группы. | Обсуждение темы с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Предлагает заранее подготовленные кар точки, картинки с различными изображениями - темами будущих сообщений. Помогает в постановке целей. |
Плановые работы | ||
1. Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: - отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); - издание фильма, макета, сборника и т.п.; -организация конференции, праздника и т.п. | Вырабатывается план действий. Как можно это сделать? Определить основные методы: - «понаблюдать»; - «посмотреть в компьютере»; - «задать вопросы родителям, специалистам»; - «подумать самостоятельно»; - «посмотреть в книгах»; - «посмотреть по телевизору» и т.п.; Формулируются задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работ (поэтапно). |
4.Установление критериев оценки результатов работы. | ||
5.Распределение обязанностей среди членов команды. | ||
Исследовательская деятельность | ||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, экспериментов и т.п. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Фиксируют информацию различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует, координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
Результаты и выводы | ||
Анализ информации. Формулировка выводов. Обработка информации. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует. |
Представление готового продукта (презентация) | ||
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, отвечают на вопросы слушателей, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
Оценка процессов и результатов работы | ||
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использована источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению. |
Тематика проектов курса «Мир профессий» касается профессий человека, его деятельности в разных сферах услуг с целью углубления знаний учащихся младших школьников с учетом их возрастных особенностей. Выбирая темы для проектов, необходимо опираться, прежде всего, на потребности и интересы учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. Так, в начальной школе можно применить анкетирование или опрос, в котором учащимся можно предложить выделить различные проблемы и попросить подчеркнуть из них те, которые им наиболее интересны (три или пять). Не беда, если учащиеся не отметили те вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект тем и хорош, что в нем можно интегрировать проблемы и менять акценты.
Второй путь, по которому можно пойти, — это обсуждение проблем, интересующих учащихся. Для этого следует выписать их на доске и попробовать объединить общим понятием или общей темой.
Так, например, начиная работать над проектом «Книга кулинарных рецептов» (3 класс), необходимо следующие области взаимодействия: окружащий мир: профессии «кондитер», «повар», «официант» и др.
Технология: пища, костюм.
История: изучение истории вопроса. Влияние культуры народов на рецептуру изготовления хлеба, хлебобулочных изделий и т.п.
Так формируется межпредметный творческий проект, требующий изучения большого количества материала.
Для того чтобы определить группу учащихся для работы над этим проектом, им можно предложить следующую анкету:
Выберите для себя самый интересный вопрос:
- Как люди научились выпекать хлеб (хлебобулочные изделия)?
- Одинаково ли выпекается хлеб (хлебобулочные изделия) у разных народов?
- Кто выпекает хлеб (хлебобулочные изделия) для нас сегодня? Есть ли у них форма одежды? Почему она выглядит именно так? Может ли она выглядеть по-другому?
- Кулинарные рецепты выпечки хлеба (хлебобулочных изделий) у разных народов.
- И т.п.
Из тех, кто выбрал соответствующие теме вопросы исследований, формируются группы По интересам: «историки», «кулинары», «инспекторы» и т.п. Следующий вопрос: как исследовать? Для учащихся младших классов лучше всего организовать экскурсии на предприятия, для того чтобы они могли «увидеть» и «измерить». Для того чтобы они могли «услышать», необходимо составить беседы или сообщения. Необходимо организовывать обучение работе с библиотечным каталогом и в Интернете, чтобы они могли «прочитать».
Одним из самых интересных, но и самых сложных этапов является презентация проектов. Учителю необходимо очень четко представлять, что сделано детьми, и самому выстроить логику представления проекта.
Презентация проекта «Книга кулинарных рецептов» может выглядеть следующим образом:
- выступление «историков» — продукт «Страницы истории» в кулинарную книгу;
- выступление «инспекторов» — продукт «Культура профессии» (правила поведения; форма одежды (рисунки, фотографии, дизайн новой формы);
- выступление «кулинаров» — продукт (различная выпечка, страницы рецептов в кулинарную книгу). И т.п.
На презентации можно приглашать как родителей, так и ребят из других классов.
Школьная практика работы над проектом показывает, что в проекте нет «неуспевающих» детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры — каждому находится дело по душе.
Таким образом, проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей. В обобщенном виде — это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и «умений проектировать». Внутренним результатом проектной деятельности для ребенка является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
Совместная деятельность учителя и учащихся
Список литературы
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
- Бабин Д.М. Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
- Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
- Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
- Войнич А., Херцег Э. Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
- Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
- Завальнюк Л.К. О профессиях. – Омега, 2007. – 67с.
- Зверев А.Т. Экологические игры. - М., ООО Издательский дом Оликс 21 век , 2001.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс,2004.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ Сфера , 2003.
- Лопатина А.С., Скрепцова М.В.Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерстве. – М: ООО Книжный дом Локус. – 2002. 352 с.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ Сфера , 2001.
- Манакова М.Д. Моя первая книга о профессиях. – Прф-Пресс . -2007. – 16с.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-10 лет. - Ярославль, Академия развития, 2002.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. М., 1976.
- Петров В.В. Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1981.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.
- Потапова Т.Н. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – Сфера. – 2009. 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир профессий»
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»
рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий»
Занятия по программе «Мир профессий» входят во внеурочную деятельность и носят коррекционно-развивающий характер. В соответствии с учебным планом МОУ ОШ №5 ...
КТП к рабочей программе по внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс
КТП к рабочей программе по внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа разработана на основании: программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаг к IT-профессии"
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важным вопросом, который беспокоит подростка о выборе профессии и является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 к...