Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
статья (5 класс) по теме
Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zozh1.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Российский учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.
В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте.
Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщенном виде здоровье модно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.
Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?
Сколько угодно случаев, когда, как говориться, "мама не доглядела". И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.
Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное - в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихохонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.
Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья. Впору вспомнить старую русскую поговорку "Щи да каша - пища наша".
Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство - его надо любить. А это значит - не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых - являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.
Заболевания | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Кол-во уч-ся в школе | 68 | 67 | 65 |
ОРВИ и грипп | 43 | 53 | 61 |
Ангина | 5 | 3 | 2 |
Воспаление лёгких | - | - | |
Чесотка | - | - | - |
Ветряная оспа | 5 | - | - |
Травмы: Бытовые Школьные | |||
Пропущено уроков по болезни за год | 3517 | 3561 | 5327 |
Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы, что чаще всего учащиеся нашей школы болеют простудными заболеваниями. Факты свидетельствуют о том, что с каждым годом уменьшается количество учащихся, но растёт заболеваемость детей и количество пропусков по болезни. Некоторые дети болеют не по одному разу в год. В связи с этим, Ламанцевой Полиной, ученицей 7 класса был разработан буклет для учеников нашей школы на тему «Грипп и ОРВИ» по профилактике и лечению этих заболеваний. Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Анализируя данные анкетирования за последние два года, можно сделать вывод, что в нашей школе снизилось число курящих учеников. В нашей школе проводится большая работа по профилактике здорового образа жизни. Спортивно – оздоровительный кружок «Здоровейка» для начальных классов;
- Выступление агидбригады в районе и школе «Мы – за здоровый образ жизни».
- Конкурсы рисунков и плакатов «Мы – за здоровый образ жизни», «Мы – против наркотиков».
- В нашей школе проводятся беседы, классные часы на тему: :«Скажем, нет вредным привычкам», «Посеешь привычку - пожнёшь характер», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», «Влияние алкоголя и никотина на развитие организма», «СПИД и его профилактика», «Наркотики – путь в никуда», «Остановись у опасной черты».
- Ученики нашей школы участвуют в антинаркотическом фестивале «Подари себе жизнь».
- Для родителей проводятся родительские собрания на тему: «Что надо знать родителям о воспитании негативного отношения к наркотикам». Учителя вместе с учениками оформляют стенды по здоровому образу жизни.
- Школьный медицинский работник Аликаева Л.Н. проводит беседы по темам: "Курение", «Секреты здоровья", «Туберкулёз и мы".
Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Физическая культура по определению - очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определённом количественном и качественном сочетании, направленных: 1) на закаливание организма; 2) поддерживание и укрепление здоровья человека; 3) рациональную организацию труда и отдыха; 4) формирование активной жизненной позиции и долголетия.
Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, при работе на спортивных снарядах. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья. Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию - не забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно, чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей. По данным соцопроса для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма. Ученики нашей школы занимаются физкультурой согласно своим физкультурным и медицинским группам.
Группа здоровья | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Всего уч-ся | 68 | 67 | 65 |
I | - | - | 3 |
II | 57 | 61 | 61 |
III | 11 | 6 | 11 |
IV | - | - | - |
Физкультурная группа | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Всего уч-ся | 68 | 67 | 65 |
Основная | - | - | 3 |
Подготовительная | 57 | 61 | 61 |
Специальная | 11 | 6 | 11 |
Освобождены | - | - | - |
Для активного физического воспитания в школе проводится следующие мероприятия: 1) "Осенний кросс". 2) "Президентские состязания". 3) "Патриоты России". 4) " Школа безопасности ". 5) Участие в районной игре "Зарница".
Под умелым руководством учителя физкультуры Рыбаковой Е.В. ученики нашей школы принимают активное участие в районных соревнованиях:
- 2010 год - Спартакиада школьников по легкой атлетике – 2 место. «Зарница-2010» -«Меткий стрелок» - 2 место. «Безопасное колесо- 2010» на станции «Фигурное вождение велосипеда» - 1 место. Спартакиада школьников по лыжным гонкам – 3 место. Баскетбол – девушки – 3 место.
- 2011 год - Спартакиада школьников по легкой атлетике – 3 место. «Безопасное колесо 2011» на станции «Фигурное вождение велосипеда – 2 место.
- 2012 год - «Безопасное колесо -2012» - 3 место. Военно-спортивная игра «Патриоты России» - 3 место.
Часто приходится слышать мнение: если хочешь быть здоров - занимайся физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет, безусловно, положительным. Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.
В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы. Для соблюдения требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, горячее питание. Все ученики с 1-го по 9-й класс обучаются в первую смену. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 45 минут в остальных классах. В начальных классах, а также учителя старшего звена стараются проводить физкультурные минутки на уроках.
Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель проведения – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Для первоклассников проводят динамическую перемену – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность динамической перемены – 30 минут.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Анализ данных показывает, что в школе забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактика заболеваний и вредных привычек) и физическое
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Проводя анализ работы школы по ЗОЖ, можно сделать вывод, что в школе большое внимание уделяется здоровью учеников, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....
«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ...
Карта - отзыв об уроке: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».
Карта-отзыв при посещении урока в рамках темаьического контроля: " Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающимися"...
3.5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Участие в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях обучающихся объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...
п. 3.3. "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья "
1. План работы педагога-психолога по здоровьесбережению участников образовательного процесса на 2021-2022 уч.г.2. План работы педагога-психолога по здоровьесбережению участников образовательного проце...