Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"
методическая разработка по теме

Максимова Лариса Владимировна

Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_proekt_rodina_i_priroda_v_poezii_n.rubtsova.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»

  « Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

                                                   внутрь» (Уильям Блейк)

Проект - долгосрочный

Цели проекта:

1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому

2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)

3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая )  

4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст

5) Расширить культурный кругозор ребёнка ( развивающая )

6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

В течение определённого времени класс работал над проектом

Диагностические цели:

1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?

Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.

2) Какие понятия ученики освоят на уроках?

Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов

3) Чему научатся, какие умения будут осваивать ,на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

- отбирать нужный материал по заданной теме;

- передавать в выразительном чтении чувства автора;

- определять отношение автора к природе, Родине;

- совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)

Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)

Творческое задание:

  1. Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.
  2. Стать актёрами-чтецами
  3. Изучить биографию поэта
  4. Стать художниками-иллюстраторами
  5. Составить киносценарий
  6. Оформить папку по творчеству Н.Рубцова
  7. Компьютерная презентация (если возможно)

 Группы:

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

Презентация проекта

Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации

1-я часть презентации

  1. Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В  горнице»

  1. Фрагменты биографии

Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. мать была с детьми. которых было шестеро – 3 девочки и 3 мальчика: Надежда (1922 г.), Галина (1928 г.), Алик (1932 г.), Николай (1936 г.), Борис(1939 г.), Надежда (1941 г.). Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. в 1942 году уходит на фронт отец. через месяц умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. диагноз –хроническая болезнь сердца.(сохранились мемуарные записи: с. 351. «Золотой ключик»

…Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом маменьки

Аленький свой цветок

        На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.

        Колю забирает к себе соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом  Тотемского района. ( позднее в стихах он скажет так:

Мать умерла

Отец ушёл на фронт…)

Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной.Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. в 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.

        Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы: «Детство», « Видение на холме» и др.

        В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы .Уехал в Никольское. Там много работал. создал за одно лето около 50-и  стихотворений.

         Всю короткую жизнь он прожил так, !как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.

Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

        Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах )

        Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла.  Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

 Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»

Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.

Чтение стихотворения «Берёзы»

Чтение стихотворения « Ласточка»

В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы».Но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы».Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. Ему исполнилось 35 лет.

Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».

В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»

Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова

  1. «Журавли»
  2. «Я буду скакать по холмам задремавшей  отчизны»
  3. «Старая дорога»
  4. «Над вечным покоем»»в минуты музыки»
  5. «Доволен я буквально всем»

2-я  часть презентации

  1. Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

        Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений. Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

        Тихая моя родина!

        Ивы, река, соловьи

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.

        Я лучше помню

        Ивы над рекой

        И запоздалый

 В поле огонёк

        Дремлет на стене моей

        Ивы кружевная тень

Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов

В обыденном гробу

Когда ж почую близость похорон,

приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины

И как антитеза  у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»

мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.

Вот-вот подует зимним, снежным.

Всё умирает…Лишь один

Пылает пламенем мятежным –

Наследник розы – георгин!

        Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.

2 Анализ стихотворения Н.Рубцова «Журавли»

Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии 20-го века размером – пятистопным анапестом. Он придаёт стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Ритм стиха у Рубцова всегда приглушён. размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся.как вода. меж редко поставленных слов, графически пятистопный анапест рубцовского стихотворения воплощён в длинных строках стихов, раскинувшихся от правого края страницы и невольно ассоциируется у читателя с широким размахом журавлиных крыльев.

        Для Рубцова. почти не пользовавшегося словарями, передающими яркие цвета. кажется почти невероятным употребление в первом же стихе «Журавлей! эпитета «огнеликий», да ещё и в соседстве с глаголом «красоваться».

Рубцов вообще с особой любовью и болью писал о птицах: ласточка ли это, рыдающая над выпавшим из гнезда птенцом. Да и лирический герой Рубцова в разные моменты своей непростой судьбы сравнивает себя с птицами: «И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме // На звуки гармошки, на пение и смех на лужайке…,// 2боюсь я как вольная сильная птица.// Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!», «Словно ворона весёлая, // Сяду опять на забор!»Сам Рубцов – жестами. ОБЛИКОМ. поведением – напоминал птицу: «а жил он действительно как птица. Засыпал там, где заставала ночь...лёгок был на подъём и неутомим в бесконечных перелётах с места на место.И питался как птица. Бывало,  тюкнет зёрнышко- другое – и в сторону. И бе рёт в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхания при пении…»У Рубцова журавли наделены дивной способностью: «до конца выражать своими « неземными звуками» и полётом то, что выразить невозможно. – душу человека: « всё, что есть в душе до конца выражает рыданье» И высокий полёт этих гордых прославленных птиц». Эпитеты «высокий» и «гордый»  в последнем стихе, словно взятом из гимна журавлям, делают поэзию Рубцова необычной. У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени, не только притягивают к себе, но и связывают душу русского человека и душу русской природы.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей - .

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавле…

Рубцов всей своей поэтической душой ласкал русскую землю. Такого восторженного взгляда на русскую природу после Есенина русская природа не чувствовала на себе.

        Рубцовские журавли соединяют историю и современность на просторах единого пространства, имя которому Русь:» Широко на Руси предназначенный час увяданья // Возвращают они, как сказания древних страниц».

Рубцов любил называть страну, в которой жил, словом «Русь». При чтении «Журавлей» кажется, что они не созданы волей поэтического воображения, не записаны рукой автора, а действительно «поэт только извлёк их из жизни родного слова», где они всегда, хотя и тайно, существовали.

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной  работы, мы с восьмиклассниками переработали массу вариантов – от творчества А. Пушкина до произведений современных писателей – и решили остановиться на том, что было интересно всем. Необходимо было учесть и специфику класса – это ребята живые, активные, многие из них уже не раз выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно был использовать.

Предложенная мною «кандидатура» заинтересовала ребят. Песни на стихи Н. Рубцова многие из детей уже слышали. А некоторые строки даже могли напеть.

Вместе с учащимися мы наметили план будущей работы. Мы решили не ограничиться напечатанным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую литературную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой мы будем работать.

        Каждый из участников получил своё задание – исследовать одну из сфер жизни и творчества Н.Рубцова. Были определены следующие направления.

  1. Фрагменты биографии.

  1. Литературное творчество Н.Рубцова.

  1. Песни на стихи Николая Рубцова.

  1. Образы растений в поэзии Н.Рубцова

  1. Литературоведческий анализ стихотворений Н.Рубцова

Некоторые результаты месячной работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Николай Рубцов».В неё были включены материалы, которые собрали ребята6 фотографии, записи стихов и песен. Было запланировано также живое исполнение произведений Н.Рубцова самими учащимися.для того, чтобы кмпозиция была органичной. некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Рубцова мало стихов как таковых – большинство из них положены на музыку.

Работа над проектом ещё пока  не закончена. В перспективе мы собираемся продолжить изучение творчества Николая Рубцова в 11-ом классе. Мы рассмотрим такую тему «Жизнь человеческой души в стихах Николая Рубцова».

Этапы работы над проектом:

Информационный: определение целей и задач проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, определение общего направления работы, углубление знаний о принципах и приёмах анализа литературного произведения.

Плановый: определение конкретной цели проекта, его задач, структуры, формы4 обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

Поисковый: сбор и анализ информации, работа с источниками.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»

Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...

«Душа хранит...» (Алтай в живописи Г. И. Гуркина и лирике Н. Рубцова)»

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. В произведениях живописи и лирики она одушевлена, олицетворена. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далекую древность. Человек воспринимал м...

Лирика Николая Рубцова.

Лирика Николая Рубцова...

"Россия, Русь! Храни себя, храни!" Образ Родины в лирике Н.Рубцова.

Дана технологическая карта урока с приложениями и отзывом на урок....

Презентация Лирика Н. Рубцова

Данная презентация призвана помочь одиннадцатиклассникам проанализировать стихотворения Н. Рубцова....